X. 2. Тренировка на различных этапах многолетней

Подготовки

Этап начальной подготовки.Задачами этого этапа являются укрепление здоровья детей, разносторонняя физическая подготов­ка, устранение недостатков физического развития, обучение тех­нике избранного вида спорта.

Подготовка юных спортсменов характеризуется разнообрази­ем средств и методов, широким использованием упражнений из различных видов спорта и подвижных игр, (Применением игрового метода. На этапе начальной подготовки не должны планироваться тренировочные занятия со значительными физическими и психи­ческими нагрузками.

В области технического совершенствования следует ориенти­роваться на необходимость освоения технических элементов в раз­личных видах спорта — беге, ходьбе на лыжах, гребле, спортив­ных играх, многообразных подготовительных упражнений. Не следует пытаться стабилизировать технику движений, добивать­ся стойкого, позволяющего достичь определенных спортивных ре­зультатов двигательного навыка. В это время у юного спортсмена закладывается разносторонняя техническая основа для дальней­шего технического совершенствования. Это положение распростра­няется и на последующие два этапа многолетней подготовки, од­нако особенно строго должно, учитываться на этапе начальной под­готовки.

Тренировочные занятия продолжительностью 30—60 мин, как правило, проводятся не чаще 2—3 раз в неделю. Они должны органически сочетаться с уроками физической культуры'в школе и носить преимущественно игровой характер.

Годовой объем работы у юных спортсменов на этапе началь­ной подготовки невелик—100—150 ч.Он в значительной мере зависит от продолжительности этапа, которая, в свою очередь, определяется временем начала занятий спортом. Если, например, ребенок начал заниматься спортом в возрасте 6—7 лет, то про­должительность этапа может составить 3 года при относительно небольшом объеме работы в течение каждого из них (1-й год — 80, 2-й—100, 3-й—120). Если же будущий спортсмен приступил к занятиям в 9—10 лет, то этап начальной подготовки обычно сокращается до 1,5—2 лет, а объем работы с учетом эффекта предыдущих занятий физической культурой в школе может до­стичь 200—250 ч в год.

Этап предварительной базовой подготовки.Основными зада­чами тренировки на этом этапе являются разностороннее развитие физических возможностей организма, укрепление здоровья, устранение недостатков физического развития и физической подготовленности, создание двигательного потенциала, предполагаю­щее освоение разнообразных двигательных навыков (в том числе соответствующих специфике будущей спортивной специализации). Особое внимание уделяется формированию устойчивого интереса юных спортсменов к целенаправленной многолетней спортивной подготовке. .

Разносторонняя подготовка на этом этапе при небольшом объ­еме специальных упражнений более благоприятна для последую­щего спортивного совершенствования, чем специализированная. В то же время стремление увеличить объем специально-подго­товительных- упражнений, выполнить разрядные нормативы при­водит к быстрому росту результатов, что в дальнейшем неизбеж­но отрицательно сказывается на становлении спортивного мастер­ства.

На этапе предварительной базовой подготовки уже в большей степени, чем на предыдущем этапе, техническое совершенствова­ние строится на разнообразном материале вида спорта, избран­ного для специализации. В результате спортсмен должен до­статочно хорошо освоить технику многих специально-подготови­тельных упражнений. Такой подход в итоге формирует у него способности к быстрому освоению техники избранного вида спор­та, соответствующей его морфологическим и функциональным возможностям, обеспечивает в дальнейшем умение варьировать основными параметрами технического мастерства в зависимости от условий конкретных соревнований, функционального состоя­ния на различных стадиях соревновательной деятельности.

Особое внимание на этапе предварительной базовой подготов­ки нужно обращать на развитие различных форм проявления быстроты, а также координационных способностей и гибкости. При высоком естественном темпе прироста физических способ­ностей нецелесообразно планировать островоздействующие тре­нировочные средства: комплексы упражнений с высокой интен­сивностью и непродолжительными паузами, ответственные сорев­нования, тренировочные занятия с большими нагрузками и т. п.

Этап специализированной базовой подготовки.В начале эта­па основное место продолжает занимать общая и вспомогатель­ная подготовка, широко применяются упражнения из смежных видов спорта, совершенствуется их техника. Во второй доловине этапа подготовка становится более специализированной. Опреде­ляется, как правило, предмет будущей спортивной специализации, причем спортсмены часто приходят к ней через тренировку в смеж­ных номерах программы. Например, будущие велосипедисты-трековики вначале часто специализируются в шоссейных гонках, будущие марафонцы — в беге на более короткие дистанции.

На этом этапе широко используются средства, позволяющие повысить функциональный потенциал организма спортсмена без применения большого объема работы, максимально приближен­ной по характеру к соревновательной деятельности. Так, иссле­дования, проведенные В. Г. Федотовой (1975), показали, что до 15—17 лет развивать у женщин выносливость в видах спортациклического характера (за исключением /плавания) необходимо
с помощью разнообразных средств. Затем можно постепенно вво­дить специализированные занятия, направленные на развитие вы­носливости.

К планированию функциональной подготовки на этом этапе, характерном уже высокими тренировочными нагрузками, необхо­димо подходить дифференцированно, с учетом специализации спортсмена. Вполне естественно, что базовая подготовка будущих спринтеров, тяжелоатлетов, гимнастов должна строиться в стро­гом соответствии со спецификой соревновательной работы, и преж­де всего включать широкий круг средств, способствующих повы­шению скоростно-силовых и координационных способностей спорт­смена.

Этап максимальной реализации индивидуальных возможно­стейпредполагает достижение максимальных результатов в видах спорта и номерах программы, избранных для углубленной специа­лизации. На этом этапе значительно увеличивается доля средств специальной подготовки в общем объеме тренировочной работы, а также соревновательная практика.

Основная задача этого этапа — максимальное использование тренировочных средств, способных вызвать бурное протекание адаптационных процессов. Максимума достигают суммарные ве­личины объема и интенсивности тренировочной работы, значи­тельное место занимают занятия с большими нагрузками, число занятий в недельных микроциклах может достигать 15—20 и бо­лее, резко возрастает объем специальной психологической, такти­ческой и интегральной подготовки.

Принципиально важным моментом является обеспечение усло­вий, при которых период максимальной предрасположенности спортсмена к достижению наивысших результатов совпадает с пе­риодом самых интенсивных и сложных в координационном отно­шении тренировочных нагрузок. При таком совпадении спортсме­ну удается добиться максимально возможных результатов; в противном случае они оказываются значительно ниже.

Продолжительность и особенности подготовки к высшим до­стижениям во многом зависят от специфики формирования спор­тивного мастерства не только в различных видах спорта, но и в отдельных номерах программы одного вида. Специфика вида спорта, пол спортсмена в значительной мере определяют темпы роста достижений. Так, мужчинам, специализирующимся в пла­вании на дистанциях 100 и 200 м, после выполнения норматива мастера спорта необходимо обычно не менее 3—4 лет напряжен­ной тренировки для успешного выступления на чемпионатах Евро­пы и мира, олимпийских играх, а женщинам— 1—3 года. За два года, предшествующие чемпионату мира или олимпийским игр^м, будущие призеры в мужском плавании (дистанции 100, 200 м) улучшают свои результаты по отношению к 100-метровой дистан­ции в среднем на 1,5 с, в женском плавании — более чем на 3 с. Эта тенденция характерна и для спортсменов, специализирую­щихся в -других видах спорта. Особенно долог путь к высшему спортивному мастерству в спортивных играх, многоборьях, гдеуровень спортивного результата определяется очень большим чис­лом составляющих (технико-тактических, функциональных, пси­хологических и т. д.).

Этап сохранения достиженийхарактеризуется сугубо индиви­дуальным подходом к спортсменам. Объясняется это следующим. Во-первых, большой тренировочный опыт конкретного спортсме­на помогает всесторонне изучить присущие ему особенности, силь­ные и слабые стороны подготовленности, выявить наиболее эф­фективные методы и средства подготовки, варианты планирования тренировочной нагрузки. Все это дает возможность повысить эффективность и качество тренировочного процесса и благодаря этому поддержать уровень спортивных достижений. Во-вторых, неизбежное уменьшение функционального потенциала организма и его адаптационных возможностей, обусловленное как естест­венными возрастными изменениями систем и органов, Так и ис­ключительно высоким уровнем, нагрузок на предыдущем этапе многолетней подготовки, часто не позволяет не только, увеличить нагрузки, но и удержать их на ранее доступном уровне. Это тре­бует изыскания индивидуальных резервов роста спортивного мас­терства, способных нейтрализовать указанные отрицательные фак­торы.

Для этапа сохранения достижений характерно стремление поддержать ранее достигнутый уровень функциональных возмож­ностей основных систем организма при прежнем или даже мень­шем объеме тренировочной работы; совершенствовать техниче­ское мастерство; повышать психическую готовность, устранить частные недостатки физической и функциональной подготовлен­ности. Одним из важнейших факторов поддержания спортивных
достижений выступает тактическая зрелость, зависящая от сорев­новательного опыта спортсмена.

Следует учесть, что спортсмены, находящиеся на данном эта­пе многолетней подготовки, хорошо адаптированы к самым раз­нообразным средствам тренировочного воздействия. И, как пра­вило, ранее применявшимися вариантами планирования трениро­вочного процесса, методами и средствами не удается не только добиться прогресса, но ц удержать спортивные результаты на прежнем., уровне. Поэтому на этапе сохранения достижений, как никогда ранее, следует изменять средства и методы тренировки, применять комплексы упражнений, не использовавшихся ранее, новые тренажерные устройства, неспецифические средства, сти­мулирующие работоспособность ц эффективность выполнения двигательных действий. Решению этой задачи могут способст­вовать существенные колебания тренировочной нагрузки. Напри­мер, на фоне общего уменьшения объема работы в макроцикле эффективным может оказаться планирование «ударных» микро- и мезоциклов с исключительно высокой тренировочной нагрузкой.

Специфика вида спорта накладывает большой отпечаток на возможности варьировать направлениями работы, составом средств и методов с целью сохранения достижений возможно более дли­тельное время. Здесь просматривается четкая зависимость: чем сложнее структура соревновательной деятельности, чем большим числом факторов определяется ее эффективность, тем более про­должительным может оказаться этап сохранения достижений. Например, в спортивных играх, парусном спорте этап сохранения достижений может затянуться на многие годы. И не случайно в этих видах спорта на самом высоком уровне мастерства высту­пают и молодые спортсмены в возрасте 17—20 лет, и ветераны в возрасте 35—40 и более лет. Причем молодые спортсмены до­стигают вершин мастерства, как правило, за счет высокого уров­ня физической подготовленности, высокой активности в соревно­вательной борьбе, а ветераны —в основном за счет большого опыта, тактической зрелости.

Наши рекомендации