II. Объявление темы и постановка целей урока.
– Программа сегодняшнего соревнования:
1. Разминка.
2. Звуковой анализ слов.
3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».
4. Конкурс капитанов.
5. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
6. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».
III. КВН.
Разминка. Повторение правила написания гласных букв после твердых и мягких согласных звуков.
В букваре живет семья:
Буквы все – от А до Я.
Две команды у них есть,
Кажется, они уж здесь.
1-я команда.
– Объясните, почему после синего квадрата расположены буквы: а, о, у, э, ы.
2-я команда.
– Выложите буквы, которые пишутся после мягких согласных звуков.
3-я команда.
– Прочитайте буквы парами: а – я, о – ё, у – ю, э – е, ы – и.
За полный правильный ответ – 2 балла.
Звуковой анализ слов.
– Отгадайте загадки и определите слово, звуковой анализ которого вам предстоит выполнить.
1-я команда.
В черном поле заяц белый
Прыгал, бегал, петли делал.
След за ним был тоже бел.
Кто же этот заяц? ...
(Мел.)
2-я команда.
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице,
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
(Лук.)
3-я команда.
Между двух светил
Я в середине один.
(Нос.)
Каждая команда выстраивает звуковую модель слова с помощью цветных фишек и букв и выступает.
Пример:
– Интонационное выделение на фоне слова и изолированное произношение каждого звука с последующей характеристикой: [н] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку; второй звук [о] – гласный, ставлю букву о; третий звук [с] – твердый согласный звук, ставлю желтую фишку.
Далее ученик «читает» слово, ведя указкой по схеме.
Учитель задает команде по 3 вопроса. За каждый правильный ответ – 1 балл.
1. Назвать и дать характеристику первому звуку вашего слова.
2. Интонационно выделить последний звук.
3. Назвать гласный звук в вашем слове.
3. Словоизменение. Конкурс «Буква за буквой».
Каждая команда получает по 4 карточки-буквы: а, ё, у, о; а, ю, у, и; я, ё, и, у.
Задание: меняя последовательно гласные буквы в словах-отгадках, прочитать новые слова.
За каждое слово – 1 балл.
1-я команда: нос – нас, нёс; лук – лак; мел – мал, мёл, мул. (6 баллов.)
2-я команда: нос – нас; лук – лак, люк, лик; мел – мал, мул, мил. (7 баллов.)
3-я команда: нос – нёс; лук – лик; мел – мял, мёл, мил, мул. (6 баллов.)
Дополнительное задание эрудитам (1 балл): объяснить значения слов – «мул», «люк», «лик». (Мул – домашнее животное, помесь осла с кобылою. Люк – отверстие. Лик – лицо, облик, обличие; выражение лица.)
Большая сила в буквах есть,
Когда мы можем их прочесть,
Все дело лишь – где и как
Поставлен в слове каждый знак.
С. Михалков
Конкурс капитанов.
Индивидуальная работа капитанов, команда может оказать помощь, но только один раз.
– Послушайте стихотворение А. Стройло «Катюшки» . Сравните слова «Катюшки» и «катушки». Чем отличается звучание этих слов? (2 балла.)
В деревушке три Катюшки взяли в руки 3 катушки,
Шуре сшили сарафан, сшили дедушке кафтан,
А девчонкам и мальчишкам, всем Андрюшкам и Наташкам
Сшили яркие штанишки, сшили пестрые рубашки.
5. Работа по учебнику. Конкурс чтецов «Как хорошо уметь читать!».
Учитель читает стихотворение.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо к бабушке идти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай еще страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и почитать!
В. Берестов
Каждая команда готовится к выступлению – выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой (3 балла).
6. Классификация предметов по заданному признаку. Конкурс «В гости к нам портфель пришел».
– А сейчас – игра. Я буду рассказывать, как маленький Мишутка собирался в школу и что он с собой брал. Если он взял то, что ученику на уроке ни к чему, – хлопайте в ладоши.
Собирался мишка в класс.
Взял он меда про запас,
Взял учебники, тетрадки,
Две большие шоколадки,
Положил в портфель пенал,
Ручку, краски, книжку взял.
Положил карандаши и точилку тоже,
Взял он куклу и волчок сунул осторожно.
Положил в портфель альбом,
Кисточку, машинки
И блестящий туесок, полненький малинки.
И, довольный очень, мишка
Щелкнул весело замком
И березовым леском
В школу побежал вприпрыжку.
– Как вы думаете, умеет ли Мишутка собираться в школу? (Не умеет.)
– Он взял много вещей, которые школьнику на уроках не нужны. Отгадайте загадки «Что нужно школьнику».
За правильный ответ – 1 балл.
Ты в школу ходишь вместе с ним,
Ведь он тебе необходим.
Пенал, тетрадки с букварем –
Все поместиться может в нем.
Что это?
(Портфель, ранец.)
Самая главная, самая важная,
Самая нужная книга для вас,
Очень красивая, с буквами разными.
А ну угадайте! Обратно считаю:
Три, два, раз!
(Букварь.)
Отгадайте, что за вещица –
Острый клювик, а не птица.
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена…
Не на поле, не на грядке –
На листах твоей тетрадки.
(Ручка.)
В этой узенькой коробке
Ты найдешь карандаши,
Ручки, перья, скрепки, кнопки –
Что угодно для души!
(Пенал.)
Я родился длинный очень,
А подрос – и стал короче.
Я товарищ верный ваш,
Ваш помощник… (карандаш).
Если сломан карандаш,
Я помощник верный ваш.
Я, как врач, его лечу:
Быстро, остро заточу.
(Точилка.)
IV. Итог урока.
1. Работа по тетради «Я учусь писать и читать».
Учитель подводит итоги игры.
– Что помогло команде выиграть?
2. Конкурс «Пословица».
– Каждая команда получает карточку с пословицей. Пословица – это народная мудрость. Она учит, советует, наставляет, предупреждает. Пословица недаром молвится. Задание командам – объяснить смысл пословицы.
1-я команда: «Век живи – век учись».
2-я команда: «Без наук – как без рук».
3-я команда: «Знание – сила».
Урок 22
ЧТЕНИЕ СЛОВ, ОБРАЗУЮЩИХСЯ ПРИ ИЗМЕНЕНИИ
БУКВЫ, ОБОЗНАЧАЮЩЕЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК
Цели: учить сопоставлять согласные звуки по твердости – мягкости; формировать навык чтения слов, образующихся при изменении гласной буквы; развивать мышление и память.
Ход урока