Динамика параметров тренировочной работы у спортсменов высокого класса в некоторых видах спорта циклического характера

(по В.Н. Платонову)

Показатели тренировочной работы Вид спорта
бег на средние дистан­ции бег на длинные дистан­ции плава­ние гребля велоси­педный спорт (трек) велоси­педный спорт (шоссе)
Конец 60-х голов Объем работы, км Количество тренировочных занятий 3000-5000 200-220 4000-7000 190-200 1800— 200-230 2000-4000 200— 13000— 18000 220-290 20 000-25 000 200-250
Начало 80-х голов Объем работы, км Количество тренировочных занятий 6500— 500-550 8500-9500 550-600 3200— 550— 5500— 500-550 20 000-25 000 550-600 35000— 40000 500—

Как видно из таблицы, показатели объема работы в некоторых случа­ях увеличились вдвое. Следовательно, каждый новый шаг на пути к спортивным достижениям предполагает и новый уровень тренировочных нагрузок.

При реализации данного принципа следует придерживаться следую­щих положений:

1. Рост спортивных достижений происходит только при неуклонном постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок как в отдель­ных тренировочных занятиях, так и за неделю, месяц, год и всю много­летнюю тренировку.

2. Для того чтобы вызвать значительное увеличение функциональных возможностей спортсмена, необходимо в тренировку периодически вклю­чать максимальные нагрузки в соответствии с уровнем его тренированнос­ти, индивидуальными особенностями, спецификой избранного вида спорта, периода и этапа тренировочного процесса.

3. По мере роста тренированности спортсмена «максимум» нагрузки должен интенсивно возрастать, так как максимальная прежде нагрузка может быть самой обычной и перестанет стимулировать рост функциональ­ных способностей организма.

.~..w. ,Kw....Кцц1ча — цо/ю, мдащ| окд^цч'ча, иищении и специальные принципы 355

Волнообразность и вариативность динамики нагрузок.Рост спортивных результатов зависит не только от величины и длительности выполняемой нагрузки, но и от ее вариативности, изменчивости. Известно, что моно­тонная, однотипная нагрузка даже сравнительно невысокого уровня утом­ляет спортсмена значительно быстрее, чем вариативная. Поэтому в про­цессе тренировки следует определенным образом изменять динамику тренировочных нагрузок, параметры ее объема и интенсивности, чтобы обеспечить постоянный рост тренированности спортсмена.

Различают следующие формы, варианты динамики нагрузок:

1) Волнообразная динамика нагрузок. Она характеризуется постепен­
ным повышением нагрузок с крутым нарастанием и последующим сниже­
нием их, затем эта «волна» воспроизводится вновь на более высоком уров­
не. Волнообразные колебания свойственны как динамике объема, так и
динамике интенсивности нагрузки. Каждая «волна» общей динамики на­
грузки при этом как бы раздваивается на «волну» динамики объема и на
«волну» динамики интенсивности, не совпадающих друг с другом во вре­
мени.

Вначале происходит увеличение объема нагрузок; интенсивность рас­тет в это время менее значительными темпами, затем, после некоторой стабилизации, объем начинает уменьшаться, интенсивность же возраста­ет. Такая тенденция нагрузок встречается в различных фазах, этапах и периодах тренировочного процесса. Выделяют «волны» нескольких кате­горий:

а) малые, характеризующие динамику нагрузок в микроциклах трени­
ровки;

б) средние, выражающие тенденцию динамики нагрузок в мезоциклах
тренировки;

в) большие, характеризующие тенденцию динамики нагрузок в мик­
роциклах тренировки (типа полугодичных, годичных и многолетних).

2) Прямолинейно-восходящая динамика нагрузок. В этом случае проис­ходит постепенное повышение и объема, и интенсивности нагрузки одно­временно, параллельно. Например, от занятия к занятию или с каждой неделей, месяцем тренировки. Как показывает практика, в первые годы тренировки возможны и целесообразны равномерные приросты объема до 30—45% в год, а интенсивности — до 15—20%.

3) Ступенчатая динамика нагрузок. Здесь рост нагрузок чередуется с относительной стабилизацией их на протяжении нескольких занятий. Это облегчает ход приспособительных процессов к тренировочной работе. В момент перехода от одной ступени к другой нагрузки возрастают более круто, чем при прямолинейной динамике. Такая форма динамики позво­ляет осваивать более значительные нагрузки.

4) Скачкообразная («пилообразная») динамика нагрузок. В этом случае нагрузка резко возрастает до максимума, доступного на данном этапе тре­нировки, а затем так же резко снижается до определенного уровня. «Скач­ки» в динамике нагрузок предъявляют максимальные требования к функ­циональным и адаптационным возможностям организма. Они являются важным фактором, стимулирующим развитие тренированности. Но такие «скачки» оправданы в том случае, если спортсмен к ним заблаговременно подготовлен. Иначе такая форма динамики нагрузок отрицательно ска­жется на состоянии здоровья, на росте спортивных достижений.

Использование той или иной формы динамики нагрузок зависит от задач тренировки, возраста и квалификации спортсмена, спортивной спе­циализации, этапа тренировки и др.

Цикличность тренировочного процесса.Цикличность есть относитель­но законченный кругооборот отдельных звеньев тренировочного процесса (занятий, этапов, периодов), повторяющихся поочередно во времени. Этот принцип реализуется при построении и организации тренировки. Суть его состоит в том, что весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев (отдельного занятия) до этапов многолетней тренировки — дол­жен строиться в форме циклов. Различают:

1) малые тренировки, или микроциклы; их продолжительность от 2— 3 до 7—10 дней;

2) средние тренировки, или мезоциклы; их продолжительность от 3 до 5—6 недель;

3) большие тренировки, или макроциклы; их продолжительность от 3—4 до 12 месяцев и более (например, полугодичные, годичные и четы­рехлетние (олимпийские) циклы).

Каждый новый цикл является продолжением, развитием предыдуще­го. Циклы дают возможность систематизировать задачи, средства, мето­ды, величину тренировочной и соревновательной нагрузки и наилучшим образом обеспечить тренировочный процесс.

Глава 24 ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНА В ПРОЦЕССЕ ТРЕНИРОВКИ

В специальной литературе выделяют различные виды и разновидности подготовки спортсменов. Обобщение разрозненных и относительно усто­явшихся мнений позволяет предложить три наиболее значимых признака для их общей классификации: по преимущественному влиянию на те или

а------------- ---------

н техническая

а-------------------------

л физическая
и_________________

т

и тактическая

ч--------------------------

е психологическая

С

к

а интеллектуальная

я_________________

и н

т е

г

Р а

л ь н а я



Рис. 24.1. Классификация

юв подготовки спортсмена

Наши рекомендации