Перспективы решения проблемы применения допинга в олимпийском спорте
Необходимо признать, что проблема допинга за последние 10—15 лет резко усложнилась и приобрела принципиально новые черты. Допинг в спорте стал сферой серьезного бизнеса, в котором есть как абсолютно легальные, так и криминальные проявления. Вполне естественно, что в развитии этого бизнеса заинтересованы представители различных сфер:
• производители лекарственных веществ, заинтересованные в их максимальном продвижении на рынок и абсолютно далекие от идеалов спорта и политики МОК;
• спортсмены, тренеры, врачи, а часто и представители спортивных федераций, государственных органов управления спортом, государственные и политические деятели, заинтересованные в достижениях спортсменов как серьезном политическом факторе и источнике доходов, постоянно возрастающих в связи с бурной профессионализацией и коммерциализацией спорта;
• рекламные агенты, поставщики, посредники, обеспечивающие поставку лекарственных веществ;
• разработчики фармакологических программ, консультанты по применению препаратов и способам их маскировки;
• антидопинговые службы, которые, как известно, являются коммерческими структурами и в первую очередь заинтересованы в извлечении прибыли, а не в решении проблемы допинга в спорте.
Большинство представителей этих направлений никак не заинтересованы в уменьшении распространения допинга. Даже WАDА, которое, казалось бы, должно стремиться к искоренению допинга, реализует лишь экономически выгодные программы, связанные с расширением и удорожанием тестирования, с распространением своего влияния на неолимпийские виды спорта, со стремлением приобщиться к наиболее богатым лигам ПС и т. п.
Об этом убедительно свидетельствуют мнения экспертов, утверждающих, что использование допинга в спорте постоянно возрастает, а активность WАDА и постоянные допинговые скандалы служат мощным средством их косвенной рекламы, стимулирующей разработку все более сложных и дорогостоящих препаратов и средств сокрытия их использования.
Для подтверждения этого достаточно сослаться на информацию WАDА, в которой утверждается, что количество спортсменов, применяющих допинг, превысило 5,5 млн. человек, а мировыми лидерами в разработке анаболических стероидов и других запрещенных препаратов стали Китай и Индия – страны, которые еще совсем недавно были очень далеки от этой сферы.
К большому сожалению, в спорте происходят те же процессы, что и в области производства и распространения пищевых добавок, генетически модифицированных или произведенных на основе химических технологий пищевых продуктов, множества лекарственных препаратов, применение которых является далеко не безопасным для здоровья, вызывает тяжелейшие заболевания и преждевременную смерть.
Наивно думать, что организации типа WАDА может противодействовать этим процессам на международном, и на национальных уровнях. Как свидетельствует практика, эффективность их деятельности ничтожна. Поэтому если ставить задачу реальной борьбы с допингом в ОС, а не укрепления WАDА и поддержки изначально ущербного Всемирного антидопингового кодекса, необходимо идти принципиально иными путями, чем тот, по которому ведут олимпийское движение WАDА и поддерживающее его политику руководство МОК.
В настоящее время это сделать намного сложнее, чем 10 лет назад, когда Х. А. Самаранч призвал к изменению антидопинговой политики в ОС. И если бы тогда борьба с допингом пошла по предложенному им пути, основанному на объективных реалиях спорта и необходимости научного подхода к проблеме, без ее излишней драматизации, то, конечно, в настоящее время мы имели бы серьезные позитивные результаты.
Несомненно, еще более серьезные результаты и совсем иную, неизмеримо более здоровую атмосферу в ОС мы имели бы в случае, если бы МОК был склонен серьезно реагировать на полиции ученых, которые еще 20—30 лет назад давали серьезные рекомендации по профилактике применения допинга в спорте и борьбе с ним. Но МОК предпочел идти путем примитивного администрирования, что усугубило проблему в 90-х годах XX в. Действительный кризис, который может привести не только к дискредитации Олимпийских игр, но и к развалу олимпийского движения, начался с созданием WАDА и реализации инициативы его первого президента Р. Паунда (которую он по непонятной причине ставит себе в заслугу) относительно изоляции от борьбы с допингом авторитетов в области спортивной и медицинской науки и возложению обязанностей по решению проблемы на "эффективных менеджеров".
К сожалению, МОК поддержал экстремистские взгляды па проблему Р. Паунда, который стал главным идеологом создания WADA и Всемирного антидопингового кодекса и со свойственной ему целеустремленностью, бескомпромиссностью и авторитарностью загнал проблему в тупик, выбраться из которого ОС не удается уже многие годы.
Однако объективно оценить нынешнюю ситуацию и кардинально изменить политику в этой сфере необходимо, и чем быстрее это будет сделано, тем более стабильным и авторитетным будет ОС.
Необходимо осознать, что если в конце 90-х годов XX в. одной из проблем ОС была проблема допинга, то в настоящее время, после десятилетия деятельности WАDА, эта проблема стала основной, наиболее острой и не приблизилась, а отдалилась от своего решения.
Неожиданно в ОС возникла новая, не менее острая проблема: наличие WАDА – организации, сумевшей практически выйти из под контроля международной олимпийской системы, стать над ОС, спортсменами, тренерами, учеными. Политическими лозунгами и манипуляциями WАDА сумела получить поддержку авторитетных международных организаций, правительств различных стран, политических лидеров, не вникших в существо рекомендуемых подходов и методов борьбы с допингом, а увлеченных общей благородной идеей искоренения одного из проявлений мошенничества в спорте (тем более, опасного для здоровья спортсменов).
Если руководству МОК и другим руководителям международной олимпийской системы (Международных спортивных федераций (далее – МСФ), Национальных олимпийских комитетов (далее – НОК)) удастся объективно воспринять сложившуюся ситуацию и переместить акцент работы по борьбе с допингом во взвешенное, научно обоснованное и реально отвечающее запросам практики русло, появится надежда на улучшение ситуации в этом сложном деле, на постепенное уменьшение масштабов применения запрещенных веществ и, в конечном итоге, на искоренение этого зла.
Четкая грань между разрешенными и запрещенными средствами в спорте должна определяться не представителями антидопинговой системы, а на основе разумных соглашений между WАDА и теми структурами государственных и общественных организаций, которые непосредственно отвечают за подготовку спортсменов, ее медицинское и научное обеспечение. И пока МОК и WАDА не поймут этого и кардинально не изменят политику своей деятельности, бесконтрольное применение допинга в спорте будет только расширяться, и WАDА будет бороться не с причинами, а со следствиями, активно включаясь в борьбу с применением тех или иных веществ и методов с 10—20-летним отставанием, после их широчайшего распространения в спорте. В то же время совместная конструктивная работа представителей обеих систем (антидопинговой и подготовки спортсменов, ее научно-медицинского обеспечения) способна в значительной мере нормализовать положение в этой области, переместить акцент с карательного в профилактическое русло.
Если же и далее идти по пути жесткого внедрения действующего Всемирного антидопингового кодекса (даже в последней его редакции) и применения санкций к его оппонентам (а ведь речь идет уже не только о наказании спортсменов, но и об исключении из программы Игр видов спорта, национальных команд, где федерации, НОК или правительства не воспринимают Кодекс), это ни к чему, кроме развала олимпийского движения, снижению качества Олимпийских игр, не приведет.
Позицию, которую занял президент МОК Ж. Рогге, можно охарактеризовать как неожиданную и грозящую серьезными последствиями для олимпийского движения. В частности, на форуме 2003 г. в Копенгагене, под угрозой исключения из программы Олимпийских игр видов спорта он потребовал приведения в течение года уставов МСФ в полное соответствие со Всемирным антидопинговым кодексом. По отношению к странам на это было отведено 3 года. Такая позиция была крайне резко воспринята президентами крупнейших и наиболее влиятельных федераций, в частности И. Блаттером — президентом Международной федерации футбольных ассоциаций (FIFА) и Х. Фербрюггеном — президентом Международного велосипедного союза (далее – UCI), которые категорически не согласились со многими положениями Кодекса.
В частности, И. Блаттер считал, что система санкций за применение допинга является неправомерно строгой и неприемлемой для футбола. У X. Фербрюггена вполне обоснованных претензий было значительно больше.
Реакция руководителей МОК и WАDА поразила многих: они согласились предоставить FIFА право самостоятельно определять санкции за нарушение Антидопингового кодекса, а с руководством UСI провести консультации для выработки особого подхода к велосипедному спорту. Непонятно, как же сможет работать Кодекс, если руководители МОК и WАDА уже готовы делать исключения из общих для всех правил?
Однако опасность — не в этом частном случае, хотя непредсказуемость и непоследовательность не могут привести к серьезным результатам и всегда будут давать повод для демаршей, конфликтов и противоречий. Дело здесь в другом: принятие Кодекса, не устраивающего многие федерации (их сегодня намного больше, чем две упомянутые, но их руководители не желают вступать в конфликт с МОК и WАDА), сопровождаемое угрозами об исключении видов спорта из программы Олимпийских игр, может в перспективе привести даже к расколу олимпийского движения.
Сегодня ситуация для МОК еще более усложнилась. С каждым годом МСФ становятся все более самостоятельными: постоянно растет их бюджет, расширяется сеть соревнований, происходит интенсивная коммерциализация проводимых федерациями турниров, возрастает интерес спонсоров.
Уже сегодня довольно плотный спортивный календарь большинства МСФ не позволяет спортсменам плодотворно готовиться к Олимпийским играм. Многие федерации (и не только футбола, велосипедного спорта и тенниса) предпочитают свои важнейшие мероприятия олимпийскому турниру. И руководству МОК не следует думать, что угрозами об исключении видов спорта из программы Олимпийских игр можно заставить крупнейшие МСФ изменить своим принципам. Вопрос можно поставить и по-иному: что будет с Играми Олимпиад, если, например, федерации футбола, велосипедного спорта, тенниса, тяжелой атлетики, легкой атлетики откажутся от участия в Играх из-за несогласия с антидопинговой политикой WАDА?
Не следует думать, что и страны, которые не устраивает антидопинговая деятельность WАDА и многие положения Кодекса, будут и впредь со стороны наблюдать за судьбами своих спортсменов.
МОК и WАDА должны искать компромисс, устраивающий все стороны, а не переходить на язык угроз и шантажа. О необходимости поиска компромисса убедительно свидетельствует вся история ОС, особенно бойкоты Игр и развязанные вокруг них информационные войны.
Нельзя не видеть и того, что сама специфика спорта и его нацеленность на демонстрацию наивысших результатов, на победу, на рекорд, на подавление соперников, на предельную мобилизацию физического потенциала стимулирует спортсменов, тренеров, врачей, менеджеров на поиск и использование всех возможных средств для достижения искомого результата. Среди этих средств находится место и допингу, и насилию, и жульничеству.
Исключительная политизация и коммерциализация ОС не только провоцирует на применение запрещенных веществ спортсменов, врачей и тренеров, но нередко проявляется и в политике двойных стандартов на уровне НОК, НСФ, МСФ и правительственных организаций различных стран, ответственных за спорт.
Поэтому ответственность за применение допинга, как и за другие негативные явления в спорте, должны нести не только спортсмены, но и МОК, МСФ и виды спорта в целом, НОКи и страны. В этом плане политика МОК и WАDА, несомненно, является правильной: вовлечение в борьбу с допингом не только спортивных структур, но и авторитетных международных организаций (Организации объединенных наций (далее – ООН), Совет Европы, ЮНЕСКО и др.) и правительств стран-участниц олимпийского движения. Однако эта деятельность и ее координация окажутся успешными лишь в том случае, если сама методология подхода к проблеме применения допинга в спорте будет пересмотрена.
Следует подчеркнуть, что проблема допинга в ОС на рубеже XX—XXI вв. приобрела такую остроту и актуальность, что, кроме исторической справки и аналитического обзора, целесообразно обозначить направления, работая в которых можно нормализовать ситуацию с применением допинга, снять противоречия в этом вопросе между представителями различных структур международной олимпийской системы:
• Кардинальная переработка Всемирного антидопингового кодекса, на основе методологии, опирающейся на достижения передовой спортивной и медицинской науки, общепринятую международную правовую базу, а также осознание того, что антидопинговая деятельность является одним из многочисленных элементов деятельности в сфере спорта, а не надстройкой над спортом.
• Перемещение борьбы с допингом в одно из направлений спортивной медицины и медицинского обслуживания спортсменов, рассмотрение применения лекарственных веществ осуществлять в соответствии с требованиями узаконенной медицинской практики, исключив эмоциональные и субъективные критерии.
• Изменение положения WАDА и антидопинговых лабораторий путем устранения их прав как независимых учреждений, стоящих под спортом, и перемещения этих организаций в качестве подразделений Международной олимпийской системы.
• Проведение широкомасштабных научных исследований с привлечением специалистов в области организации и управления спортом, теории и методики подготовки спортсменов, медицины, фармакологии, юриспруденции и других по разработке системы разрешенных к применению эргогенных средств и методов, минимизации количества запрещенных, четкой грани между разрешенными и запрещенными средствами с учетом специфики различных видов спорта.
• Предоставление спортсменам возможности использовать все достижения современной медицины, не мешать и не ограничивать их в применении в лечебных целях наиболее эффективных лекарственных средств.
• Предоставление врачам возможности использовать при медицинском обслуживании спортсменов (включая профилактическое) всего арсенала легальных лекарственных препаратов по научно обоснованным и рекомендованным медицинской наукой схемам.
• Создание альтернативных лабораторий и центров антидопингового контроля, опирающихся на различную методологию решения проблемы допинга в спорте.
• Устранение монополии WАDА и предоставление возможности МСФ привлекать к обслуживанию соревнований и видов спорта те антидопинговые лаборатории и центры, деятельность которых в наибольшей мере отвечает специфике данного вида спорта, требованиям федераций и др.
• Демократизация борьбы с допингом со стороны МОК – поддержка альтернативных подходов к борьбе с допингом, содействие деятельности антидопинговых лабораторий, придерживающихся различных подходов в деле борьбы с допингом, перемещение акцента в борьбе с допингом в сферу деятельности федераций и др.
• Реализация широких образовательных программ среди всех участников олимпийского движения, начиная с детских спортивных школ и спортивных клубов и заканчивая МОК и НОКами, МСФ и национальными спортивными федерациями, государственными органами управления спортом.
Изложенные нами критические замечания ни в коей мере не ставят под сомнение необходимость постоянной борьбы с допингом, их цель — только обозначить пути выхода из того тупика, в который загнано решение этой проблемы современной практикой WADA и действующими нормативно-правовыми документами в данной сфере. И сделать это – не только в интересах олимпийского движения и ОС, в интересах рациональной подготовки и охраны здоровья спортсменов, но ивинтересах сохранения и плодотворного развития самой антидопинговой системы, ее действенности и авторитета, и не только в мире спорта.
Вся история олимпийского движения, его авторитет и притягательность для мирового сообщества связаны с морально-этическими ценностями, сконцентрированными в идеалах олимпизма, в том числе в таких понятиях, как честная игра, единство человеческого духа, тела и разума и др. Поэтому, когда речь идет о таких ценностях, то и развиваться они могут только на основе системы воспитания и образования гуманистической направленности, что относится ко всем проблемам ОС, в том числе и к борьбе с допингом. Невозможно привить эти ценности (а именно приверженность им декларируется во Всемирном антидопинговом кодексе) путем всеобщего недоверия, тотального контроля, угроз, санкций, нарушения прав человека, попрания интересов спортсменов, в том числе и связанных с охраной их здоровья.
Необходимы широкие образовательные и воспитательные программы, пронизанные уважением к личности спортсмена, к его правам, взглядам, этическим принципам, моральным ценностям. Именно такой подход будет соответствовать духу спорта и принципам честной игры за который ратовал Пьер де Кубертен и бывший президент МОК Х. А. Самаранч В то же время нельзя не увязывать решение проблемы допинга в спорте с морально-этической атмосферой и системой ценностей современного общества, оказывающих решающее влияние на развитие спорта.
Проблемы организации и проведения Олимпийских игр
Если говорить о проблемах, касающихся непосредственной организации Олимпийских игр, то составление их программ, несомненно, является трудной задачей. Ее важность определяется тем, что от включения вида спорта в программу Игр во многом зависит его развитие в мире. Всем известно, что национальные спортивные организации в первую очередь уделяют внимание и выделяют средства на развитие олимпийских видов спорта. Кроме того, от программы Игр зависят и расходы на их проведение.
Характерно, что программа летних Олимпийских игр претерпевала гораздо большие изменения, чем программа зимних.
Добиться такой сбалансированной программы Олимпийских игр, которая удовлетворяла бы всех, — задача неразрешимая: всегда найдутся недовольные. Но вот добиться того, чтобы программа Игр отражала отношение в мире к тому или иному виду спорта на данный период, — вполне возможно. Для этого нужны объективные критерии и жесткий контроль со стороны МОК и Международных спортивных федераций.
В программу Игр XV Олимпиады, состоявшихся в 1952 г. в Хельсинки, входило 19 видов спорта и 149 дисциплин, Игр XXIV Олимпиады в Сеуле (1988 г.) — 23 вида спорта и 237 дисциплин, а Игр XXV Олимпиады в Барселоне (1992 г.) — 25 видов спорта и 257 дисциплин.
Особенно расширилась женская олимпийская программа. Если в 1972 г. в программе Игр было 7 женских видов спорта и 42 дисциплины, то на Играх 1988 г. женщины соревновались уже в 15 видах спорта и 68 дисциплинах.
Хотя разговоры о гигантизме Олимпийских игр утихли, необходимо все же подчеркнуть абсурдность такой постановки вопроса. Например, на Играх 1984 г. в Лос-Анджелесе 90 Национальных олимпийских комитетов выставили спортсменов менее, чем в 5 видах спорта, 20 — в 6—10 видах, 13 — в 10—15 видах и только 17 Национальных олимпийских комитетов направили на Олимпиаду команды по 16 и более видам спорта из 21, входивших в то время в программу Игр.
Однако «реформаторы», призывающие к изменению олимпийской программы, не перевелись. В 1986 г. американский историк П. Кларк предложил исключить из программ зимних и летних Игр, как он выразился, «квази»-виды спорта, т. е. якобы не «настоящие» виды — такие, как, например, фигурное катание, гимнастика, прыжки в воду и некоторые другие, где победа присуждается не по объективным показателям (счету, весу, метрам, секундам и т. д.), а субъективным решением арбитров. Почему же столь категоричен американский «реформатор»? Оказывается — и он этого не скрывает — в таком случае программа Игр сократится и легче будет решить вопрос о включении в нее американского футбола, женского софтбола и ряда других видов спорта.
Сторонники другой точки зрения предлагают исключить из программы Олимпийских игр командные виды спорта.
Член МОК (а ныне президент МОК) Ж. Рогге (Бельгия) отмечает, что, по его мнению, ряд опасных и незрелищных видов спорта — прыжки в воду, прыжки на лыжах с трамплина, водное поло, современное пятиборье, академическая гребля, парусный спорт, конный спорт — будут, вероятно, после Олимпиады 2000 г. исключены из программы Игр, а их место займут такие виды, как триатлон, гольф, пляжный волейбол и др.
Председатель комиссии МОК по олимпийской программе В. Смирнов подчеркивал, что с 1972 г. в программу Игр Олимпиад были включены всего 4 новых вида спорта — теннис, настольный теннис, бадминтон и бейсбол, а число новых дисциплин с 1972 по 1988 гг. увеличилось на 66. «Я далек миг мысли,— считает он,— что олимпийская программа в ее теперешнем виде не нуждается в доработке и совершенствовании. Но сегодня она, на мой взгляд, в достаточной мере отражает состояние и тенденции развития международного спортивного и олимпийского движения».
Как видим, различных точек зрения немало.
Серьезного внимания заслуживают и попытки определенных кругов МОК ввести квоты на количественный состав участников Олимпийских игр в отдельных видах спорта, что серьезно отразится на спорте развивающихся стран.
Среди других проблем, связанных с проведением Олимпийских игр, следует упомянуть и о проблемах судейства. Здесь можно назвать несколько как общих, так и специфических для каждого вида спорта вопросов, от решения которых зависит объективность судейства: совершенство правил соревнований, объективность определения победителей в видах спорта, порядок формирования судейских бригад, внедрение технических средств в практику судейства, квалификация судей, их работоспособность, моральные качества, система контроля за действиями судей и др.
Особого внимания на нынешнем этапе заслуживают два наиболее актуальных аспекта — технические средства объективизации судейства и принципы формирования судейских коллегий.
Во внедрении технических средств объективизации судейства в первую очередь заинтересованы спортивные организации бывших социалистических стран, поскольку именно они, с одной стороны, выступают как активные поборники объективности судейства на международных соревнованиях, с другой — несут наибольшие издержки от необъективности судейства.
На пути внедрения в практику технических средств объективизации судейства (в частности, магнитной видеозаписи) существуют различные трудности, среди них одна из главных — противодействие некоторых Международных спортивных федераций (так, например, на протяжении многих лет настойчивую позицию против использования при оценке спорных моментов футбольных матчей их магнитной видеозаписи занимала ФИФА). Однако благодаря процессу демократизации международного спортивного движения косность руководителей отдельных федераций постепенно преодолевается.
Вопросы трактовки правил судьями также могут вызывать различные проблемы, поскольку спортивные правила порой истолковываются поразному.
Несмотря на то, что большинство правил в том или ином виде спорта имеют обязательную силу для всех стран, требования, например, в игровых видах спорта в различных регионах могут быть различными. Расхождения по таким вопросам, как, скажем, допустимость сверхжестких приемов, могут вызвать в разных странах далеко не однозначную реакцию. Арбитрам из одного региона нередко приходится судить матчи в других регионах и они могут не знать, как в той или иной стране воспринимают отдельные правила игры, которую они должны судить. В частности, европейские футбольные арбитры сталкиваются с определенными трудностями при судействе футбольных матчей в странах Латинской Америки.
В ряде видов спорта из-за субъективного характера судейства возникают серьезные проблемы. К примеру, в соревнованиях по прыжкам в воду, боксу, гимнастике, фигурному катанию зачастую происходят различные инциденты, в которых проявляется отношение судей к спортсменам той или иной страны.