Методика проведения соревнований «Веселые старты».
Цель: организация досуга студентов, развитие физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы в вузе. Задачи:
1. Сплочение студентов 1-х курсов.
2. Развитие физических качеств.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Привлечение первокурсников к занятиям физической культурой и спортом.
Место проведения: спортзал, спортивная площадка.
Программа:
1. Представление жюри и участников соревнований.
2. Проведение эстафет и конкурсов (приложение).
3. Выступление гимнастов, танцевально-спортивных коллективов.
4. Награждение победителей.
Судейская коллегия: представители от факультетов – по 1 чел. и преподаватели кафедры ФК.
Ведущий: 2 студента
Хронометристы: преподаватели кафедры ФК
Состав команд: 4 юноши и 4 девушки. Участникам необходимо придумать название команды и девиз, определить капитана.
Форма одежды участников: футболки одного цвета, спортивные брюки (юн.) или лосины (дев.).
Награждение: команды, занявшие 1-3 места, награждаются сладкими призами и дипломами, остальные команды-участницы – сладкими призами.
Необходимо выбрать ответственных за инвентарь.
Приложение
ЭСТАФЕТЫ И КОНКУРСЫ
1 Эстафета «Переправа с обручем». Все участники выстраиваются в колонну. Первый игрок надевает на себя обруч. По сигналу он бежит до фишки и обратно, затем надевает обруч на второго участника и бежит вместе с ним в обруче до фишки. Первый участник остается на противоположной стороне площадки, а второй бежит за третьим и т.д. Как только последний игрок будет «переправлен», команды должны построиться в колонны.
Инвентарь: 5 обручей.
Оценка эстафеты:
Учитывается время прохождения дистанции. Команда, имеющая наименьшее время, считается финишировавшей первой и зарабатывает 8 очков. Команда, имеющая наибольшее время, считается финишировавшей восьмой и зарабатывает 1 очко. За ошибки начисляется штрафное время: 1 ошибка = 1 сек.
2 эстафета - “Кенгуру” –первый участник, зажав между ногами (выше колен) мяч, должен двигаться прыжками вперёд до фишки и обратно. Вернувшись, передать эстафету следующему игроку. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, вернуться на то место, где мяч выпал, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету.
20. Круговая система. Сущность проведения данных соревнований заключается в том, что участники встречаются друг с другом. Круговая система проведения соревнований позволяет не только наиболее точно выявить победителя, но и определить места всех других участников, дает точное представление о состоянии морально-волевой, психической, физической, технической и тактической подготовки соревнующихся команд.
Главным недостатком круговой системы соревнований является то, что она требует большого количества времени. Соревнования по круговой системе обычно проводят в один или два круга, чтобы создать одинаковые условия для соревнующихся команд. В этом случае команды встречаются между собой 2 раза: на поле противника и на своем поле.
Для определения количества игровых дней и игр, необходимых для проведения соревнований по круговой системе в один круг, существуют определенные формулы.
Так, определяя количество игровых дней, следует знать общее число команд, участвующих в соревнованиях. Если оно четное, то число игровых дней будет на единицу меньше числа играющих команд. В том случае, если оно нечетное, то число игровых дней будет равно числу команд, участвующих в соревнованиях, т.е. Х = А – 1 (при четном числе команд) и Х = А (при нечетном числе команд), где: Х – количество игровых дней соревнований; А – число команд, участвующих в соревнованиях.
Количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг определяется по следующей формуле:
где Х – количество игр при проведении соревнований по круговой системе в один круг;
А – общее число команд, участвующих в соревнованиях;
(А – 1) – число игр, которые должна провести каждая команда в ходе соревнований;
2 – показатель того, что в игре одновременно принимают участие две команды.
Если соревнования по круговой системе проводятся не в один, а в два, три или четыре круга, то количество игровых дней и игр соответственно возрастает в два, три или четыре раза.
Календарь игр по круговой системе составляется двумя способами.
Первый способ, который наиболее распространен при проведении соревнований по спортивным играм, предусматривает чередование полей, т.е. все участвующие команды имеют свое поле, и каждая из них проводит часть игр на своем поле, часть – на поле противника. Этот способ носит название «змейка». Календарь игр по данному способу с помощью вспомогательных схем составляется всегда на нечетное число команд, т.е. если команд восемь, то – для семи команд, если пять, то – для пяти.
Таким образом, таблица розыгрыша всегда составляется на число календарных дней независимо от того, четное или нечетное число команд участвует в соревнованиях.
Второй способ составления календаря значительно проще. Он применяется тогда, когда смена полей при проведении соревнований не играет никакой роли, т.е. соревнования проводятся в одном месте, на одном поле для всех участвующих команд. При этом способе порядок игр составляется непосредственно по календарным дням.
При проведении соревнований по круговой системе с большим числом участвующих команд, когда каждой из них нужно определить место в розыгрыше, а время для проведения соревнований ограничено, применяют систему проведения соревнований в один круг с предварительными и финальными играми. Так, если число команд 18, то предварительно их разбивают на подгруппы, например, на 6 подгрупп по 3 команды.
В каждой подгруппе соревнования проводятся в один круг и по результатам определяются места команд (с 1-го по 3-е). Затем команды, занявшие в подгруппах первые места, объединяются в первую финальную группу, где разыгрывают места с 1-го по 6-е; занявшие вторые места – во вторую финальную группу, где разыгрывают места с 7-го по 12-е; занявшие третьи места – в третью финальную группу, где разыгрывают места с 13-го по 18-е.
Исходя из количества участвующих команд, число команд в подгруппах, где проводятся предварительные игры, можно увеличить, например 18 команд разбить на 3 предварительные подгруппы (по 6 команд в каждой подгруппе). После проведения соревнований в подгруппах в первую финальную группу можно объединить команды, занявшие в подгруппах 1-е и 2-е места; во вторую – команды, занявшие в подгруппах 3-е и 4-е места; в третью – команды, занявшие 5-е и
6-е места, и т.д.
Таким образом, каждой из восемнадцати участвующих в соревнованиях команд будет определено место в соревнованиях. Причем для того, чтобы повторно не проводить в финальных группах встречи между командами, которые вошли в одну финальную группу из одной предварительной подгруппы, результат встречи, проведенной в предварительной подгруппе, засчитывается в финале.
Круговая система с предварительными и финальными играми значительно сокращает время проведения соревнований. При распределении команд на предварительные подгруппы по силам следует исходить из прошлогодних или каких-либо других результатов соревнований, а если таковых нет, то провести распределение команд на подгруппы согласно жребию.
В тех случаях, когда не производится разбивка команд на подгруппы, так как команд немного, и они будут играть все вместе в одной подгруппе, проводится общая жеребьевка. Если команд много, а сроки проведения соревнования ограничены, они разбиваются на подгруппы с помощью рассеивания, что создает возможность сформировать подгруппы примерно равные по силам.
В настоящее время применяются два способа рассеивания: жребием и «змейкой». Обычно команды по подгруппам рассеиваются по результатам прошлогодних, предыдущих или предварительных соревнований.
Рассеивание жребием производится следующим образом. После определения принципа рассе-ивания команд, число которых соответствует количеству подгрупп, проводят жеребьевку для распределения по подгруппам. Например, если подгрупп три, то команды, занявшие в прошлом году 1-е, 2-е и 3-е места, рассеиваются жребием по этим подгруппам, затем таким же образом распределяются по жребию команды, занявшие в прошлом году 4-е, 5-е и 6-е места и т.д. Рассеиванию могут подвергаться все команды или часть из них. Так, например, вначале рассеи-ваются по подгруппам команды – призеры прошлогодних соревнований. Для всех остальных проводится общая жеребьевка, при этом обращается внимание на то, чтобы в зависимости от вытянутого номера, команды попадали в определенную подгруппу.
Рассеивание по способу «змейка» осуществляется в таком порядке. Всем командам присваиваются номера в соответствии с местом, занятым ими на прошлогодних или предыдущих соревнованиях, после чего они распределяются по подгруппам.
После рассеивания команд по подгруппам жребием или способом «змейка» в них проводится дополнительная жеребьевка. Способ рассеивания команд по подгруппам и количество команд, подвергающихся рассеиванию, предусматриваются Положением о соревнованиях.
Места команд в результате проведенных соревнований определяются по сумме очков, набранных ими в играх всех календарных дней. Начисление очков командам в ходе соревнований производится в соответствии с оценочной шкалой, предусматривающей начисление определенного количества очков за победу, поражение и неявку команды на соревнования в соответствии с Положением о соревнованиях.
В практике проведения соревнований по спортивным играм в большинстве случаев применяется две системы розыгрыша: круговая и система с выбыванием (олимпийская). Кроме указанных систем, иногда применяется смешанная система. На первом этапе соревнования проводятся по системе с выбыванием, на втором — по круговой системе или наоборот. Круговая система. При круговой системе соревнований каждая команда (участник) играет по очереди со всеми остальными. При небольшом числе участников возможно проведение встреч со всеми противниками дважды или по нескольку раз. Победительницей считается команда (участник), выигравшая наибольшее количество встреч. Одновременно выявляются и последующие места, занятые командами (участниками), которые определяются по количеству выигранных встреч.
Круговая система дает возможность наиболее точно определить силы команд. Элемент случайности при проведении соревнований по этой системе минимальный. Недостатком круговой системы является то, что для проведения соревнования нужно много времени. Очередность встреч (календарь игр) определяется по специальной, приведенной ниже таблице. Команды, участвующие в соревновании, получают в порядке жребия номер. По соответствующей таблице определяется, какие номера встречаются друг с другом в каждый день соревнований. Таблицу для любого количества команд можно составить самостоятельно несколькими способами. Для примера укажем два способа, которые дают возможность чередовать встречи на своем поле со встречами на поле противника.
Первый способ. Составляют таблицу по круговой системе «змейкой» вначале на нечетное число команд (участников). Например, если команд 10, то таблицу составляют для 9 команд (количество команд минус 1). По количеству команд (участников) проводят вертикальные параллельные линии (всегда нечетное число). Под вертикальной линией ставят цифру 1 и снизу вверх справа от нее столько цифр, сколько можно составить пар из 9 команд (9:2 = 4 пары + 1, т. е. 2, 3, 4, 5). Вторую половину цифр дописывают сверху вниз слева от вертикальной линии. Над второй вертикальной линией пишут очередную цифру после 5 (в нашем примере 6) и далее продолжают писать сверху вниз, потом снизу вверх и т. д., помещая очередную цифру то под линией, то над линией, как указано на таблице. И так до тех пор, пока не возникнет необходимость поставить цифру 1 над вертикальной линией. Цифры, которые окажутся под вертикальными линиями или над ними, при нечетном количестве участвующих команд показывают свободные команды данного игрового дня, а при четном количестве эти цифры образуют с последней четной цифрой одну из пар данного игрового дня, например 1—10; 10—6; 2—10; 10—7 и т. д.
Цифры, расположенные по одну и другую сторону каждой линии, обозначают игровые пары, причем цифры с правой стороны от .пинии обозначают команды, играющие на своем поле, а с левой стороны — на поле противника. Цифры под линиями также обозначают команды, играющие на своем поле, цифры над линиями — па поле противника. При этом каждые два соседних столбика образуют очередной игровой день.
21. Упражнения для рук и плечевого пояса
1). И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны- книзу под углом 60 градусов. Скрестные маховые движения руками перед телом (правая, затем левая сверху). Руки прямые, мышцы напряжены, пальцы вытянуты. При перекрещивании локти касаются друг друга. Темп от среднего до быстрого. Повторить по 8 - 16 раз.
2) Упражнение аналогично предыдущему, но выполняется в наклоне прогнувшись. Повторить по 8 - 16 раз.
3). И. п. - стойка ноги врозь, руки перед грудью, кисти сжаты в кулак. Рывки руками внутрь: правая над левой, левая над правой. Движение выполняется активно, резко. Повторить 8 - 16 раз.
4) И. п. - стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вверх. Круги вперед с небольшим радиусом. Движения со слишком большим или малым радиусом не будут эффективны для развития силы мышц рук и плечевого пояса. Руки выпрямлены до предела, кисти напряжены, пальцы вместе, плечи опущены, голова прямо, мышцы туловища напряжены. В поясничном отделе не прогибаться. Повторить 16 - 32 раза. Аналогично выполняются круговые движения назад.
5) Подтягивание на перекладине.
6) Упражнения с гантелями, гирями.
23. И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч, руки свободно опущены вдоль тела. Наклониться вперед, руки свободно опущены, затем развести их в стороны, одновременно приподнимая туловище. Колени не сгибать.
И.п. — стоя слегка наклонившись вперед, руки как можно дальше за спину. Стараться прогибаться в пояснице. Повторить 7—8 раз.
И.п. — стоя прямо, ноги на ширине плеч. Наклоняться вперед, касаясь руками пола. Выпрямиться, одновременно поднимая руки вверх, прогибаясь назад и закидывая голову. Приняв описанное выше положение, зафиксировать его. Выполняя упражнение, ноги в коленях не сгибать. Повторить 7—8 раз.
И.п. — стоя прямо, руки в стороны. Поставить правую ногу вперед на носок. Перенести центр тяжести на левую ногу, правая сгибается в колене, затем отводится вправо как можно дальше, с одновременным разведением рук в стороны. Ногу, отведенную до отказа вправо, выпрямить и коснуться носком пола. Вернуться в и.п. То же — с левой ноги. Повторить 5—6 раз.
Руки в стороны, ладонями кверху; рывки руками назад.
24. Провести с группой низкий и высокий старт.
Высокий старт.
По команде: «На старт!» учащийся подходит к стартовой линии, ставит сильнейшую ногу носком к линии, не переступая ее, другую отставляет назад, упираясь носком в грунт.
Плечо и рука, разноименные выставленной вперед ноге, выносятся вперед, другая рука отведена назад.
По команде: «Внимание!» ученик сгибает обе ноги таким образом, чтобы вес тела распределялся в направлении впереди стоящей ноги (туловище наклонено вперед).
По команде: «Марш!» бегун отталкивается от грунта впереди стоящей ногой, маховая нога (сзади стоящая) активно выносится вперед от бедра, руки работают перекрестно.
Низкий старт.
Низкий старт – наиболее распространенный способ начала спринтерского бега, так как позволяет быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке.
По команде: «На старт!» учащийся перешагивает через стартовую линию. Далее ученик приседает, ставит руки на грунт, упирается стопой сильнейшей ноги в опорную площадку задней колодки. Затем он опускается на колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, подтягивает руки за стартовую линию и ставит их вплотную к ней таким образом, чтобы опора тела приходилась на кисти, большие пальцы были повернуты внутрь, а остальные – наружу (можно опираться на кисти с согнутыми пальцами).
Руки в локтях должны быть выпрямлены, но не напряжены, плечи – слегка падать вперед. Спину следует округлить, но не напрягать. Голова свободно продолжает линию тела, а взгляд устремлен вперед на расстояние 0,5–1 м от стартовой линии.
По команде: «Внимание!» ученик отрывает колено ноги, упирающейся в заднюю колодку, от земли, поднимает таз несколько выше плеч и подает туловище вперед вверх. Тяжесть тела перемещается на руки и впереди стоящую ногу. Переходить из положения «На старт!» в положение «Внимание!» следует плавно. Затем надо прекратить всякие движения, ожидая выстрела или команды: «Марш!».
После выстрела или команды: «Марш!» ученик отрывает руки от дорожки и одновременно отталкивается от колодок. Первой от колодки отрывается сзади стоящая нога, которая выносится вперед и слегка внутрь бедром. Чтобы сократить время и путь прохождения стопы от колодки до места ее постановки на грунт, первый шаг должен быть стелющимся, т.е. проносить стопу нужно возможно ближе к земле.