Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА)

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА

(прохождение технических этапов).

Теплоухов В.В. (судья 1 категории, г. Первоуральск, 1990 г)

СОДЕРЖАНИЕ

РУКОВОДСТВО ДЛЯ СУДЕЙ И УЧАСТНИКОВ СОРЕВНОВАНИЙ.. 1

ПО ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО И ЛЫЖНОГО ТУРИЗМА.. 1

СОДЕРЖАНИЕ. 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ.. 2

РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ. 2

1.1 Веревки. 2

1.2 Карабины.. 2

1.3 Блоки и полиспасты.. 3

1.4 Страховочные системы.. 3

Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).3

1.5 Самостраховка. 5

1.6 Зажимы.. 5

1.7 Рукавицы.. 5

1.8 Каски. 5

1.9 Узлы.. 6

1.10 Опорные петли. 6

РАЗДЕЛ 2. ОТДЕЛЬНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ... 7

2.1 Переправа первого участника вброд. 7

2.2 Переправа первого участника по тонкому льду. 7

2.3 Переправа первого участника через реку по бревну. 8

2.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон) по дну и по бревну. 8

2.5 Траверс склона участником, идущим на командной страховке (траверс первым участником)8

2.6 Преодоление подъема первым участником с командной страховкой. 9

2.7 Организация перил. 9

2.8 Снятие перил. 10

2.9 Укладка бревна. 10

2.10 Движение по перилам: вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду. 10

2.11 Движение по навесной переправе. 10

2.12 Траверс по перилам.. 11

2.13 Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам.. 11

2.14 Подъем по склону с верхней командной страховкой. 12

2.15 Спуск по перилам (дюльфер)12

2.16 Спортивный спуск. 13

2.17 Переправа маятником через ручей, овраг. 13

2.18 Транспортировка груза на этапах. 13

2.19 Движение по веревке с перилами (параллельные перила)14

РАЗДЕЛ 3. ТРАНСПОРТИРОВКА ПОСТРАДАВШЕГО.. 14

3.1 Требования к носилкам.. 14

3.2 Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной местности и вброд. 15

3.3 Транспортировка пострадавшего по навесной переправе. 15

3.4 Транспортировка пострадавшего на сопровождающем на этапах "ПОДЪЕМ" и "СПУСК" по склону. 16

3.5 Транспортировка пострадавшего на несущем, по бревну с перилами. 16

3.7 Организация системы спуска пострадавшего с сопровождающим.. 17

3.8 Организация системы подъема пострадавшего с сопровождающим.. 17

3.9 Транспортировка пострадавшего на волокушах. 18

3.10 Транспортировка пострадавшего в волокушах по тонкому льду.18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 18

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Целью данной разработки является унификация ряда технических приемов, применяемых на соревнованиях по технике пешеходного и лыжного туризма, а также определение единого подхода к оценке применяемого снаряжения, как в плане его технических характеристик, так и в пределах допустимого применения. Конечной задачей является повышение безопасности проводимых соревнований по технике туризма, устранение ряда спорных вопросов в методике подготовки как участников, так и судей соревнований, а также сокращение руководящей документации соревнований и упрощение работы с ними.

Отдельные положения настоящего "Руководства" не должны дублироваться при составлении "Условий соревнований", ограничиваясь общими ссылками на соответствующий раздел или полностью на "Руководство". В случаях, если "Условия соревнований" допускают отклонения от данного "Руководства", каждый такой факт должен быть отражен в "Условиях соревнований" со ссылкой на пункт "Руководства", претерпевший изменения в "Условиях". Случаи нарушения участниками положений, отраженных в настоящем "Руководстве" должны не только наказываться штрафами: при обнаружении нарушения судья обязан немедленно приостановить действия команды (участника) и потребовать ликвидации ошибки.

Знание "Руководства" обязательно для судей на этапах.

РАЗДЕЛ 1. СНАРЯЖЕНИЕ

Все самодельное снаряжение, применяемое командой на дистанции для организации страховки, натяжения перил и движения по перилам, независимо от качества исполнения, соответствия ГОСТам и технической документации, помещенной в методической литературе, а также независимо от наличия актов ОТК в обязательном порядке должно быть представлено в комиссию по снаряжению перед началом соревнований.

Веревки

1.1.1 Рабочие веревки, применяемые для организации страховки, перил и сопровождения должны быть диаметром не менее 10 мм.

1.1.2 Веревки не должны иметь повреждений оплетки и прядей.

1.1.3 Использование вместо веревок строп и тесьмы для применения по пункту 1.1.1 не разрешается даже при условии равнопрочности указанного сортамента веревки диаметром 10 мм.

1.1.4 Двойной веревкой является: а) сдвоенная (т.е. сложенная вдвое), но имеющая во всех нагружаемых сечениях две ветви; б) две отдельные веревки.

1.1.5 В случаях, если в ходе выступления в соревнованиях веревке нанесено повреждение (перебита, сорвана оплетка и т.п.), ее эксплуатация должна быть немедленно прекращена. Команда может заблокировать поврежденный участок с помощью узла, или, вырезав поврежденный участок, использовать получившиеся части или их соединения.

Карабины

1.2.1 Для выполнения технических задач:

· организация перил и транспортных веревок на спуске (подъеме) участников;

· организация пункта страховки;

· замыкание личной страховочной системы;

· подключение страховочной веревки к участнику;

· организация натяжения веревок с помощью блоков и полиспастов;

· подключение носилок с "пострадавшим" к перилам навесной переправы и транспортным веревкам на подъеме (спуске);

· соединение рабочих веревок

могут применяться только стандартные карабины с муфтами, не имеющие каких-либо доработок, могущих снизить их прочность.

1.2.2 Для выполнения технических задач:

· организация самостраховки;

· организация промежуточных точек страховки;

· подключение сопровождающих веревок к участнику и опоре;

· подключение беседок (личной страховочной системы) к перилам

могут применяться карабины, имеющие конструктивные доработки, не снижающие их прочность, и самодельные карабины из стальных и титановых сплавов, допущенные комиссией по снаряжению. Все указанные карабины должны иметь предохранительные муфты.

1.2.3 Карабины без муфт могут применяться только для транспортировки груза и для закрепления свободных концов веревок, не работающих на страховке или сопровождении.

Блоки и полиспасты

1.3.1 Блоки должны иметь ось из стальных или титановых сплавов диаметром не менее 8 мм и толщину щечек не менее 2 мм. Работающее сечение щечек в месте включения карабина и запрессовки оси должно быть не менее 60 кв.мм (суммарно). Материал щечек - стальные и титановые сплавы.

1.3.2 Ось блока должна быть расклепана или зашплинтована.

1.3.3 Суммарное количество шкивов на полиспасте не должно превышать 4 штук.

1.3.4 Нагружаемые элементы полиспаста не должны иметь детали, присоединенные методом сварки (шов сварки не должен нести нагрузку), а также не должны иметь деталей в виде открытых скоб, гаков и т.п.

1.3.5 Натяжение полиспастов должно производиться веревкой диаметром не менее 10 мм.

1.3.6 Блоки и тележки, используемые для движения людей по навесной переправе должны иметь конструкцию, исключающую попадание рук под шкивы.

1.3.7 При использовании блоков и тележек для движения по перилам людей должно быть соблюдено условие: в случае развала конструкции (выпадение шкивов, разрушение щечек, осей и т.д.) движущийся участник должен остаться подключенным к перилам через стандартное снаряжение (карабин, веревка).

Страховочные системы

1.4.1 Кроме стандартных страховочных систем комиссией по снаряжению могут быть допущены самодельные системы.

1.4.2 Требования по конструкции страховочной системы в соответствии с разработками УИАА приведены в Приложении 1.4.

1.4.3 Страховочный пояс и беседка должны быть сблокированы в единую систему.

1.4.4 Веревка, используемая для соединения концов страховочного пояса, беседки и для блокировки, должна быть основной диаметром не менее 10 мм.

1.4.5 Длина веревочной петли, соединяющей концы страховочного пояса, не должна превышать 300 мм.

1.4.6 В случаях, когда страховочная система замыкается карабином, должна быть исключена возможность действия нагрузки на карабин в направлении его поперечной оси.

Приложение 1.4 Страховочные системы (разработка УИАА).

1. Ширина ремней (лент) грудной обвязки и беседки не менее 43 мм. Ширина бретель обвязки не менее 28 мм.

2. Конструкция должна позволять самостоятельно надеть и снять систему.

3. Обеспечение свободного висения без болевых ощущений в течение 10 мин в расслабленном состоянии. Нагрузка при этом должна равномерно распределяться между обвязкой и беседкой. При этом должна быть обеспечена возможность свободно шевелить конечностями. Место подвески системы не должно быть ниже грудины человека. Из положения зависания вниз головой он должен самостоятельно вернуться в положение вверх головой. При раздельной системе место привязывания беседки к обвязке должно быть несколько выше грудины. Грудная обвязка должна плотно огибать грудь под мышками.

4. Позвоночник не должен прогибаться во время свободного висения в системе.

5. Пряжки системы не должны оставлять следа на теле человека. Они не должны располагаться под мышками, районе почек и между ног.

6. При любой нагрузке пряжки должны располагаться параллельно телу человека.

7. Грудная обвязка должна выдерживать нагрузку в 1600 кг. При этом не должно быть повреждений в лентах и швах. При испытании обвязка должна выдерживать нагрузку в течение 1 мин. Затем испытание повторяется - обвязка должна выдержать такую же нагрузку, но уже в течение 5 мин. Если перенести эту нагрузку на петли обвязки, то они должны выдерживать 800 кг каждая.

8. Система должна иметь достаточную прочность плечевых бретель. Согласно требованиям УИАА плечевые лямки, в первую очередь, служат для того, чтобы предотвратить выпадение из системы в случае падения или зависания вверх ногами.

9. При спусках на петли, соединяющие концы системы, приходится тройная нагрузка - три веса человека. Поэтому их прочность с учетом возможных экстремальных условий должна быть не менее 1000 кг.

10. Обвязка должна сохранять свои прочностные показатели при эксплуатации в условиях низких температур (-20 и ниже). Прочность х/б лент при понижении температуры ниже -20 снижается, прочность капроновых остается без изменения.

11. Швы должны иметь контрастный цвет. чтобы можно было определить степень потертости.

12. Металлические части должны иметь радиус кривизны кромок не менее 3 мм (толщина пряжки не менее 6 мм).

13. Применение страховочных систем, основой которых является широкий поясной ремень (лента) не удовлетворяет основным требованиям УИАА, также не отвечает этим требованиям и система "Троль", представляющая собой глубокую беседку и поэтому не допускается в качестве элемента страховки.

Рекомендации ЦРИБ "Турист" по изготовлению самодельного страховочного

снаряжения:

· если можно, обойтись без пряжек;

· все концевые петли должны быть заделаны по принципу коуша;

· категорически запрещается прожигать ленты для удобства прошивания нитей шва и

· применение заклепок;

· обязательная проверка готового предмета и всей системы.

При выборе лент для изготовления страховочного снаряжения необходимо учитывать, что разрывная нагрузка синтетических материалов, применяемых туристами составляет 17+24 кг на 1 кв.мм (при условии, что материал не подвергался покраске в кустарных условиях. В случае окрашивания материала даже при температуре 30-40 градусов разрывная нагрузка может снизиться до 30-50% первоначальной).

Прочность самодельного ниточного соединения ленты можно рассчитать по формуле:

F = 0,8 * N * Рн,

где F - сила разрыва ниточного соединения; 0,8 - коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки между стежками; N - количество стежков; Рн - сила разрыва одной нити (определяется практическим путем).

Не допускается сшивание силовых элементов системы из лент разной толщины и эластичности. Швы, как правило, выполняются на машине, но возможно и вручную. При этом недопустимо применение шва одной ниткой, разрешается только встречный (сапожный) шов.

Самостраховка

1.5.1 Самостраховка должна быть выполнена из основной веревки диаметром не менее 10 мм, длиной не более 2 м.

1.5.2 Применение в качестве материала для самостраховки строп, оплеток веревок не разрешается.

Зажимы

1.6.1 На соревнованиях разрешается применение зажимов, допущенных комиссией по снаряжению.

1.6.2 Зажимы могут быть использованы в качестве вспомогательного средства для организации движения по перилам.

1.6.3 Запрещается использование зажимов в качестве элемента подключения полиспаста к натягиваемой веревке при организации перил.

Рукавицы

1.7.1 Рукавицы являются обязательным предметом снаряжения каждого участника. Рукавицы должны быть изготовлены из плотного материала и полностью закрывать кисть руки. Применение кожаных и текстильных перчаток не заменяет необходимость наличия рукавиц.

1.7.2 Участник обязан находиться в рукавицах при выполнении следующих технических приемов:

· спуск по перилам;

· выполнение страховки;

· торможение носилок, движущихся по навесной переправе;

· движение по навесной переправе, заявленной в условиях соревнований как наклонная переправа;

· работа с сопровождающей веревкой при прохождении участником навесной переправы;

· работа с транспортной веревкой при спуске участников или груза по склону;

· работа с веревкой при укладке бревна через преграду.

1.7.3 При отсутствии рукавиц у участника замена их рукавами, полами штормовки (куртки) запрещается.

Каски

1.8.1 Участник обязан находиться в каске при прохождении следующих технических этапов:

· навесная переправа;

· переправа вброд;

· переправа по бревну;

· переправа по веревке с перилами;

· подъем, траверс, спуск, в том числе и спортивный;

· переправа маятником;

· преодоление и работа на лавиноопасном склоне.

1.8.2 Участник обязан находиться в каске с момента пересечения границы этапа и до выхода из нее.

1.8.3 Каска должна быть оборудована амортизирующим вкладышем, надежным приспособлением для крепления на голове и шнуром-каскоуловителем.

1.8.4 В случае сползания или спадения каски с головы, участник должен немедленно прекратить движение и надеть каску.

Узлы

1.9.1 Применяемые для выполнения технических приемов узлы должны быть выбраны из перечня узлов, рекомендуемых к применению отечественной методической литературой по альпинизму и горному туризму, в т.ч.:

а) узлы для связывания концов веревки:

- прямой;

- академический;

- встречный;

- ткацкий;

- брамшкотовый;

- грейпвайн;

б) узлы для присоединения веревки к объекту (опоре):

- проводник;

- проводник-восьмерка;

- стремя;

- двойной проводник;

- беседочный;

- булинь;

- австрийский проводник;

- карабинная удавка;

- штыковой;

в) схватывающие:

- пруссик;

- австрийский;

- Бахмана;

- несимметричный схватывающий;

г) контрольные узлы:

- простой;

- восьмерка.

1.9.2 Узлы не должны иметь перекрученных прядей, рисунки должны соответствовать изображениям в методической литературе или образцам узлов, представленных судейской коллегии.

1.9.3 Все узлы, кроме:

- встречного;

- грейпвайна;

- проводника-восьмерки;

- беседочного;

- австрийского проводника

должны иметь контрольные узлы.

1.9.4 Все завязанные узлы, в т.ч. и контрольные, должны иметь выход свободного конца не менее 50 мм.

1.9.5 Каждый узел должен использоваться в соответствии с его предназначением и нагружаться согласно рекомендациям по его применению.

1.9.6 Команде при прохождении этапа запрещается разрезать узел и обрезать навешенные основные веревки.

Примечание: В особом случае, с разрешения судьи этапа, допускается срезать на этапе веревки, если команда исчерпала контрольное время прохождения и не может иным способом снять снаряжение.

Опорные петли

1.10.1 В случаях, когда служба дистанции не предоставляет команде опорные точки для организации перил, переправ, страховки (петли, карабины), команда обязана сама организовать в указанных местах опорные петли, пользуясь своим снаряжением, что должно быть отражено в условиях соревнования.

1.10.2 В качестве материала для изготовления опорных петель могут применяться отрезки основной веревки диаметром не менее 10 мм.

1.10.3 В случаях, когда опорные петли выполняют функцию групповой самостраховки, должна использоваться двойная основная веревка.

Наши рекомендации