Работа по учебнику. Чтение слов
– Петрушка работать не любит, все бы ему игры да развлечения. Вот и угодил в яму ошибок. Давайте его спасать.
– Прочитайте первую пару слов.
– Сравните эти слова. Определите, что у них общего. Чем они различаются?
– Как можно составить второе слово из первого? (Прочитать слово справа налево.)
– Прочитайте пары слов и проведите сравнение в каждой паре.
– Прочитайте последнее слово правого столбика так, чтобы ударение падало на первый слог, на второй слог.
– Что обозначают слова «полки» и «полки»? (Полки – это предметы мебели, полки – это воинские части.)
– Рассмотрите слогоударные схемы и прочитайте только те слова, которые подходят к первой схеме. А ко второй схеме?
1) Работа с текстом.
– Прочитайте текст «Папа».
– О какой профессии этот текст? (О плотнике.)
Летят опилки белые,
Летят из-под пилы!
Это плотник делает
Рамы и полы.
– Какие еще профессии начинаются на букву п? (Почтальон, повар, портной, парикмахер, педиатр, педагог, проводник, переводчик и др.)
2) Работа в парах по учебнику.
Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом, толково
Их поставишь в четкий ряд –
Превратятся буквы в слово
И с тобой заговорят.
– Составьте с помощью фишек и букв слово, выбирая нужные звуки из схем слов левого столбика.
– Проверьте работу, выбирая звуки из схем слов правого столбика.
– Назовите получившееся слово. (Павлин.)
Показ иллюстрации.
– Петрушка так характеризует павлина:
Не царь – царек,
Себя властью облек,
На серенькую спину
Мантию накинул,
На мантии – алмазы,
Рубины да топазы,
На голове – венец,
А сам – глупец.
– А что вы знаете об этой птице?
Учитель демонстрирует книги писателей В. Бианки, Н. Сладкова, из которых дети могут узнать о жизни павлина и других птиц.
3) Самостоятельная работа по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
Закрепление и обобщение.
1) Игра «Кто больше?».
Петрушка. Я найду слова везде:
И на небе, и в воде,
На полу, на потолке.
На носу и на руке!
– А вы можете сказать такое про себя? Давайте попробуем. Подберите слова со звуками [п], [п’]: на полу – плинтус, палас, паркет и др.; на потолке – лампа, побелка, паучок и др.
П – прилежна, п – пытлива,
Как пчела, трудолюбива,
Пашет, пляшет и поет,
Как блины слова печет.
– Ребята, посчитайте количество слов со звуком [п], [п’].
Пламя, платье, пух, перо,
Поезд, пассажир, перрон,
Пряник, парусник, полет,
Помидор, письмо, пилот. (13 слов.)
Т. Синицына
2) Чтение рассказа.
– Познакомьтесь с рассказом В. Осеевой «Просто старушка».
3) Повторное чтение.
Читающие дети – готовятся к чтению по ролям (в группе).
Нечитающие дети – выделяют слова в тексте, которые могут прочитать.
– Эта работа так понравилась Петрушке, что он решил подарить вам «секретные» слова. Прочитайте эти слова сначала слева направо, а потом справа налево.
– Что вы заметили? (Слова остались теми же.)
III. Итог урока.
– Петрушка исчез, а буква П осталась.
Для родного словаря
Постаралась П не зря!
Попугай, петух и пес,
Персик, праздник, пылесос,
Пенка, плач, пурга и птица,
Буква П нам будет сниться!
Т. Синицына
– Что нового узнали на уроке?
– Дайте характеристику новым звукам.
– Доскажите словечко.
Веселятся Коля, Лена.
Это значит – … (перемена).
Урок 36
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ф, ф
Цели:познакомить с буквой Ф, ф; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение.
Ход урока
I. Введение в тему урока.
С этой буквой на носу
Филин прячется в лесу.
– Отгадайте загадку.
Этот глаз – особый глаз,
Быстро взглянет он на вас,
И появится на свет
Самый точный ваш портрет.
(Фотоаппарат.)
– Откройте учебник и «сфотографируйте» всё, что надо сделать сегодня на уроке.
Дети под руководством учителя выделяют этапы урока.
– Как вы думаете, а что будет самым главным, чему мы должны научиться? (Познакомиться с новой буквой, дать характеристику звукам, которые она обозначает.)
II. Работа по теме урока.
1. Звукобуквенный анализ слов «фонарь», «филин».
– Рассмотрите схемы. Сколько звуков в слове «фонарь»? (5.)
– Выполните звукобуквенный анализ слова «фонарь».
Филин-фокусник лесной,
Мы подружимся с тобой,
Будешь ночью прилетать,
Фонарики зажигать!
О. Крас
– Выполните звукобуквенный анализ слова « филин».
– Сравните первые звуки, указанные в схемах стрелочкой.
– Какой буквой можно обозначить звуки [ф], [ф’]?
Знакомство с буквой.
Всем известно без подсказки:
Буква Ф – как ключ от сказки.
Никогда его у нас
Не отнимет Карабас.
– На что похожа буква Ф? Как бы вы её изобразили?
Федя ходит руки в боки,
Значит, выучил уроки.
Г. Виеру
Если б Фёдор иль Федул
Сразу две щеки надул,
Буквы Ф, сомнений нет,
Получился бы портрет.
Т. Синицына
– Замените первые фишки в схемах слов буквами. Прочитайте слова ещё раз.
– Разделите слова на слоги. Определите ударный слог.
– Чем похожи эти слова? В чём их отличие? (5 звуков, первые звуки одинаковые, 2 слога; разные ударные слоги.)
3. Игра «Живые звуки».
Проводится игра со словом «филин».
– Убираем буквы в следующем порядке:
· букву, которая обозначает твёрдый согласный;
· букву, которой обозначен ударный гласный;
· букву, которой обозначен безударный гласный;
· букву, которой обозначен третий звук.
– Какой звук остался?
– Какой буквой он обозначается? Что вы про неё знаете?
– Отгадайте загадку. Кому мы должны сказать спасибо за букву Ф?
Живёт в лесу, ухает, как разбойник. Люди его боятся, а он людей боится. Днём молчит, ночью кричит. (Филин.)
– Для записи каких слов потребуется заглавная буква Ф? Приведите примеры.
4. Чтение слогов, слов и стихотворения Г. Сапгира «Футбол».
– Прочитайте слоги по строчкам, по столбцам.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает мягкий согласный звук.
– Прочитайте слоги, в которых Ф обозначает твёрдый согласный звук.
Задание для читающих детей: прочитать рассказ Я. Тайца «Волк», подготовиться к чтению по ролям.
– Почему волку стало стыдно?
– А с вами случалось такое, за что вам потом было стыдно?
Дети дают по желанию краткий ответ, не вдаваясь в подробности.
Лексическая работа.
– Прочитайте слова и подчеркните те, значения которых вам непонятны.
Фабрика, флаг, ферма, фрак, фазан, флот.
Показ иллюстраций.
– Флот – это крупное соединение военно-морских судов. Первый русский корабль был построен при царе Алексее Михайловиче Романове. Он назывался «Орёл». Особое внимание флоту стал уделять Пётр Первый. В 1696 году, 20 октября, Боярская дума вынесла решение – морским судам быть! Именно эту дату считают днём основания нашего флота.
6. Игра «Флот помог».
– Прочитайте слова первых двух столбиков парами.
– Объясните, по какому принципу образованы пары. (Один – много.)
– Прочитайте третий столбик слов.
– Прочитайте слова, в которых один слог.
– Прочитайте слова, в которых два слога.
– Прочитайте слово, в котором три слога.
– Посчитайте, сколько слогов в слове «фамилия».
– Как пишутся фамилии?
– Прочитайте пары слов.
– Назовите буквы, которыми отличаются слова в парах.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает твёрдый согласный звук.
– Прочитайте те слова, в которых буква Ф обозначает мягкий согласный звук.
– Составьте слова, следя за направлением стрелок. (Фантазёры, фантазировать, фантазия, фантастика.)
– Составьте предложения с этими словами.
Я футбольный судья,
Целый день с мальчишками.
Два футбольных мяча
У меня под мышками!
– Кто из вас любит футбол?
– Прочитайте стихотворение Г. Сапгира «Футбол».
– А вы в футбол играли?
– Куда голы вы забивали?
– Сколько раз в стихотворении встречается буква Ф?
– Что вы знаете о звуках, которые обозначаются буквой Ф?
– Какие ещё виды спорта начинаются на Ф?
Если хочешь видеть гол,
Отправляйся на футбол.
Интересно фехтование
И фигурное катание.
– А у нас тоже соревнование – «Самая лучшая память!».
Запомните как можно больше слов на букву Ф:
Буква Ф – очки на палке,
Прибежали из считалки:
Фокус, финик, Фантомас,
Фантик, фунтик и фугас,
Фёдор, филин, фас,
Фёкла фукает на вас.
7. Самостоятельная работа по тетради «Я учусь писать и читать».
· Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква ф.
· Впишите буквы в указанные клеточки, сравните слова «филин» и «футбол».
· Впишите заглавные буквы Ф в слова предложений; обоснуйте свой ответ.
· Определите, какие звуки чаще других повторяются в скороговорке.
· Сравните парные согласные звуки [в] – [ф], [в’] –[ф’].
· Поднимите карточку-букву в или ф, если она есть в диктуемых словах.
III. Итог урока.
Папа сына похвалил,
Он про букву Ф спросил.
– Как вы думаете, что рассказал про букву Ф сын?
Игра«Кто больше?».
Задание. Одна команда называет слова со звуком [ф], а другая – со звуком [ф’].
– Скоро прозвенит звонок на перемену. Вы будете отдыхать, играть. А слову «звонок» не до игр. Образуйте от него такие слова, чтобы они различались ударением.
– В чём разница?
Урок 37
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Ж, ж
Цели: познакомить с буквой Ж, ж; формировать навык чтения слов, предложений с изученными буквами; развивать речь, фонематический слух, творческое воображение
Ход урока