Крен, создаваемый спинакером
Спинакеры отличаются от других парусов тем, что создаваемая ими сила крена гари накренивании не уменьшается. При современных спинакерах (если они правильно установлены) воздушный поток постоянно стекает вниз, в результате он образует усилие, действующее на парус вверх.
Спинакер тянет вверх, если спинакер-гик слегка поднят. При этом уменьшается водоизмещение яхты
Следовательно, результирующее усилие от спинакера направлено вперед и вверх. Но когда вы накрениваете яхту, стекание воздушного потока вниз останавливается, поскольку образуется своеобразный большой мешок, из которого потоку выйти нелегко.
Следовательно, можно сказать, что отклонение яхты от горизонтального положения более чем на 6° является критическим для ее скорости.
Одно из самых существенных достижений в использовании спинакера за последние 10 лет—более высокая его установка, позволяющая реализовать его способность образовывать подъемную силу.
Помню, как лет 15 назад я читал в одной книге следующее: единственное, что для спинакера действительно имеет значение,—это держать спинакер-гик в горизонтальном положении. И, возможно, потому, что эта и другие книги тех же лет еще ходят по рукам, многие яхтсмены продолжают гасить спинакеры динги, не давая им воздуха, тем, что тянут спинакер-гик вниз и не позволяют парусу принять наилучшую форму. На чистом фордевинде спинакер может перевернуть яхту через наветренный борт, если спинакер-гик оттянут до вант, а спинакер-шкот слишком потравлен. В подобном случае парус создает большие кренящие усилия, которые могут наделать хлопот даже на больших килевых яхтах.
Спинакер может создавать большую кренящую силу на курсе фордевинд. Если вытравить спинакер-гик вперед, а спинакер-шкот подобрать, то спинакер будет лучше тянуть и не создавать подобного неудобства
Эту тенденцию к накрениванию можно предотвратить, не давая парусу отходить слишком далеко на ветер.