Спортсмена и направления ее

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

I. 1. Основные понятия и общая характеристика системы подготовки спортсмена

Современная система подготовки спортсмена является слож­ным, многофакторным явлением, включающим цели, задачи, сред­ства, методы, организационные формы, материально-технические условия и т. п., обеспечивающие достижение спортсменом наивыс­ших спортивных показателей, а также организационно-педагогиче­ский процесс подготовки спортсмена к соревнованиям.

В структуре системы подготовки спортсмена выделяют спор­тивную тренировку, соревнования, внетренировочные и внесоревно-вательные факторы, повышающие результативность тренировки и соревнований.

Спортивная тренировка как важнейшая составная часть систе­мы подготовки спортсмена представляет собой специализированный педагогический процесс, основанный на использовании физических упражнений с целью совершенствования различных качеств, спо­собностей, сторон подготовленности, обеспечивающих спортсмену достижение наивысших показателей в избранном виде спорта или какой-либо конкретной его дисциплине.

В процессе спортивной тренировки решаются общие и частные задачи, которые в конечном счете обеспечивают спортсмену креп­кое здоровье, идейное, нравственное и интеллектуальное воспита­ние, гармоническое физическое развитие, техническое и тактиче­ское мастерство, высокий уровень развития специальных физиче­ских, психических, моральных и волевых качеств, а также знаний и навыков в области теории и методики спорта.

В результате спортивной тренировки происходят разнообразные морфологические и функциональные изменения в организме спорт­смена, определяющие состояние его тренированности,которое при­нято связывать преимущественно с'адаптационными перестройками биологического характера, отражающими возможности различных функциональных систем и механизмов. Обычно выделяют общую и специальную тренированность. Общая тренированность изменяется под воздействием неспецифических упражнений, укреп­ляющих здоровье, повышающих уровень развития физических ка­честв и функциональных возможностей органов и систем организма

применительно к различным видам мышечной деятельности. Спе­циальная тренирова-нность является результатом совер­шенствования спортсмена в конкретном виде мышечной деятель­ности, избранном в качестве предмета спортивной специализации. В настоящее время специалисты часто выделяют вспомога­тельную тренированность, создающую основу для спе­циальной тренированности и занимающую промежуточное положе­ние между ней и общей тренированностью.

Тренированность спортсмена следует отличать от подготовлен­ности— понятия более широкого, отражающего весь комплекс способностей спортсмена к проявлению максимальных возможно­стей и демонстрации высоких результатов в соревнованиях. Под­готовленность включает кроме тренированности и другие состав­ляющие спортивного мастерства: теоретические знания, психоло­гическую установку на демонстрацию максимального результата, мобилизационную готовность к спортивной борьбе и т. д. Состояние наивысшей подготовленности, характерное для данного этапа спортивного совершенствования, обычно обозначают как готов­ность к достижению,или состояние спортивной формы.

В структуре подготовленности спортсменов следует выделять ряд относительно самостоятельных сторон, имеющих существенные признаки: техническую, физическую, тактическую, психологическую и интегральную.

Это упорядочивает представление о составляющих спортивного мастерства, позволяет в определенной мере систематизировать средства и методы их совершенствования, систему контроля и уп­равления процессом спортивного совершенствования. Вместе с тем следует учитывать, что в тренировочной и особенно в соревнова­тельной деятельности ни одна из этих сторон не проявляется изо­лированно, они объединяются в сложный комплекс, направленный на достижение наивысших спортивных показателей. Степень вклю­чения различных элементов в такой комплекс, их взаимосвязь и взаимодействие обусловливаются закономерностями формирования функциональных, систем (П. К. Анохин, 1975), нацеленных на ко­нечный результат, специфический для каждого вида спорта и ком­понента тренировочной и соревновательной деятельности.

Следует учитывать, что степень совершенства каждой из сторон
подготовленности зависит от других ее сторон, определяется ими и,
в свою очередь, определяет их уровень развития. Например, техни­
ческая подготовленность спортсмена зависит от уровни развития
различных двигательных качеств — силы, быстроты, гибкости и др.
Уровень проявления двигательных качеств (например, выносливо­
сти) тесно СВЯМН с ВКОНОМИЧНОСТЬЮ техники, специальной психи­
ческой устойчивостью к утомлению, умением рсализовывать рацио­
нальную тактическую схему соревновательной борьбы в сложных
УСЛОВИЯХ. Вместе с. тем тактическая подготовленность связана не
только со снос.... н1ыо спортсмена к восприятию и оперативной пе­
реработке КНформВЦИИ|умением СОСТВВИТЬ раЦИОНалЬНЫЙ тактиче­
ский план п иахОДИТЬ эффективные пути решения двигательных

задач в зависимости от сложившейся ситуации, но и с уровнем

технического мастерства, функциональной подготовленности, раз­вития смелости, решительности, целеустремленности и т. д.

Спортивные соревнованияпредставляют собой объективный способ демонстрации достигнутых результатов, оценки и сравнения достижений отдельных спортсменов и команд. Соревнования яв­ляются также средством отбора и подготовки спортсменов, позна­ния резервных возможностей человека, формирования личности.

Соревновательная деятельностьспортсмена предусматривает непосредственную демонстрацию в соревнованиях его возможно­стей в соответствии с правилами и способами ведения спортивной борьбы в конкретном виде спорта. Соревновательная деятельность может рассматриваться в узком и широком смысле слова. В узком смысле это все те приемы и действия спортсмена, которые состав­ляют содержание соревновательной борьбы непосредственно в игре, поединке, схватке, на дистанции и т. п. В широком смысле это поведение в целом спортсмена и окружающих лиц (тренеров, судей, организаторов, врачей и др.) во время соревнований.

К внетренировочным и внесоревновательным факторам,повы­шающим результативность тренировки и соревнований, относятся как тесно связанные со спортивной тренировкой, так и имеющие к ней косвенное отношение (например, роль и место спорта в об­ществе, уровень общего научно-технического прогресса в стране и др.). К. факторам, прямо определяющим результативность тре­нировки и соревнований, в первую очередь относятся организаци­онные и материально-технические условия подготовки, уровень ее медицинского и научного обеспечения, уровень специальных зна­ний и мастерства тренеров и оргработников, организация идейно-воспитательной и патриотической работы и др. Одни из этих фак­торов относительно самостоятельны, хотя и оказывают большое влияние на эффективность тренировки и соревнований (например, условия жизни, состояние мест соревнований), другие теснейшим образом взаимосвязаны со средствами и методами самой спортив­ной тренировки, способами ведения соревновательной борьбы (на­пример, спортивная форма и инвентарь, тренажерные устройства, стимулирующие эффективность физического и технического совер­шенствования и др.).

• В процессе подготовки спортсмена выделяют две взаимосвязан­ные стороны: преобразовательную — совершенствование, преобразование человеком своей природы, расширение границ сво­их возможностей и познав а те льну ю — приобретение суммы знаний, умений и навыков, необходимых для достижения высоких спортивных показателей, успешной общественной и производствен­ной деятельности.

Основным результатом реализации системы спортивной под­готовки является спортивное достижение,уровень которого опре­деляется одаренностью спортсмена, направленностью и эффектив­ностью системы подготовки. Высшее спортивное достижение — это показатель, свидетельствующий о максимальных возможностях че­ловека в данном виде спорта на конкретном этапе его развития в мире^или в отдельной стране. Высшие достижения спортсменов

ческие задачи, задачи приобретения соревновательного опыта, со­вершенствования моральных и волевых качеств.

В системе спортивной подготовки выделяют подготовительные, контрольные, подводящие, отборочные и главные соревнования.

Подготовительные соревнования. Основной целью их являются адаптация спортсменов к условиям соревновательной борьбы, от­работка рациональных технических решений в разнообразных си­туациях соревновательной деятельности, становление целесооб­разных тактических вариантов и развитие способности к их реали­зации в условиях острого соперничества, приобретение соревнова­тельного опыта, совершенствование специфических психических качеств. Особую роль играют подготовительные соревнования как эффективное средство интегральной подготовки спортсмена.

Контрольные соревнования. Они проводятся с целью контроля за уровнем подготовленности спортсмена. В них проверяется эф­фективность прошедшего этапа подготовки, оценивается уровень развития физических качеств, технического и тактического совер­шенства, интеллектуальных и психологических возможностей спортсмена, выявляются сильные и слабые стороны в структуре соревновательной деятельности. С учетом результатов контрольных соревнований разрабатывается программа последующей подготов­ки, предусматривающая устранение выявленных недостатков для успешного выступления в отборочных и главных соревнованиях. Контрольную функцию могут выполнять как официальные сорев­нования различного уровня, так и специально организованные контрольные соревнования. Программа их может существенно от­личаться от программы отборочных и главных соревнований и быть составлена с учетом необходимости контроля за уровнем раз­вития отдельных сторон подготовленности.

Подводящие соревнования. В этих соревнованиях отрабатыва­ется модель соревновательной деятельности, которую спортсмен предполагает реализовать в главных соревнованиях. Необходи­мость отработки различных вариантов соревновательной борьбы (например, в единоборствах и спортивных играх) предусматривает подбор соперников, с которыми можно в наилучшей мере подгото­вить тот или иной технико-тактический вариант. Подводящие со­ревнования следует проводить в условиях, максимально прибли­женных к условиям главных соревнований. Подводящими могут быть как специально организованные, так и официальные соревно­вания.

Отборочные соревнования. По результатам этих соревнований комплектуют команды, отбирают участников главных соревнова­нии. В зависимости от принципа, положенного в основу комплек­тования состава участников главных соревнований, в отборочных Соревнованиях перед спортсменом ставится задача завоевать опре­деленное место, ВЫПОЛНИТЬ контрольный норматив, позволяющий попасть в СОСТаВ команды и надеяться на успешное выступление

в главных соревнованиях.

Главные соревнования. Целью участии в этих соревнованиях является достижение ПОбеДЫ или завоевание ВОЗМОЖНО более вы-

сокого места. В них спортсмен ориентируется на достижение мак­симально высоких результатов, полную мобилизацию и проявление физических, технических, тактических и психических возможно­стей. .

Подготовительные и контрольные соревнования занимают ис­ключительно большое место в тренировочном процессе. Для ква­лифицированных спортсменов такие соревнования с часто изменя­ющейся программой организуются обычно с интервалом в 1—2 недели. Подводящие соревнования планируются в основном во 2-й половине подготовительного и в соревновательном периодах. От­борочные и главные соревнования в подавляющем большинстве видов спорта проводятся не чаще 2—3 раз в течение года.

Роль и место различных соревнований существенно зависят от этапа многолетней подготовки. Так, на начальных ее этапах пла­нируются только подготовительные и контрольные соревнования, они проводятся редко, специальной подготовки к ним, естественно, не бывает. По мере роста квалификации спортсменов, на последу­ющих этапах многолетней подготовки, число соревнований увели­чивается, в соревновательную практику' вводятся отборочные и главные соревнования. Число и роль последних возрастают на этапе максимальной реализации индивидуальных возможностей спортсменов.

Например, в течение тренировочного года у велосипедистов-спринтеров высокой квалификации число соревновательных стар­тов может достигать 200—250, в отдельные месяцы спортсмены стартуют более 40 раз; у велосипедистов, специализирующихся в индивидуальной и командной гонках преследования, число стартов достигает 160—180 с распределением по месяцам от 4—5 до 25— 30. У мужчин-шоссейников число соревновательных дней равно 90—120, у женщин—60—70 в течение года, в отдельные месяцы спортсмены стартуют до 20 раз, доводя объем соревновательного километража до 3000 (Д. А. Полищук, 1982). Не менее напряжен­ным является режим соревновательной деятельности и у спортсме­нов, специализирующихся в других видах спорта циклического ха­рактера. У пловцов высокой квалификации, например, число со­ревнований может достигать 25—30, продолжительность их от 1 до 3—5 дней; за это время спортсмен может стартовать до 120— 140 раз.

Соревнование является не только основной формой контроля за уровнем готовности спортсменов, но и незаменимым фактором роста спортивного мастерства. Специфические особенности непо­средственной подготовки к соревнованиям и собственно соревно­вательной борьбы <*- мощный фактор мобилизации функциональ­ного потенциала организма спортсмена, дальнейшей стимуляции его адаптационных реакций, воспитания психической устойчивости к сложным условиям соревновательной деятельности. Поэтому естественно стремление использовать различные соревнования в качестве одной из важнейших форм тренировки, особенно в про­цессе подготовки спортсменов высокого класса на завершающих этапах многолетнего совершенствования.


спортсмена и направления ее - student2.ru

Планируя соревнования, необходимо руководствоваться рядом положений. Во-первых, соревнования 'должны тщательно подби­раться таким образом, чтобы по направленности и степени труд­ности они. строго соответствовали задачам и особенностям постро­ения многолетней подготовки. Во-вторых, привлекать спортсмена к участию в соревнованиях следует лишь в том случае, если он по своим физическим, технико-тактическим и психическим воз­можностям способен к решению поставленных задач. В-третьих, необходимо так планировать соотношение соревновательной и тре- . нировочной практики, чтобы наиболее эффективно осуществлялся процесс подготовки и наиболее полно раскрывались возможности спортсмена в отборочных и главных соревнованиях. И наконец, в-четвертых, программа соревнований, состав участников должны обеспечивать атмосферу жесткой конкуренции, возможно более полную мобилизацию функциональных резервов спортсмена.

Наши рекомендации