Создание положительного отношения к спортивной деятельности

Повышение активности мотивации.Известно, что повышение активности мотивации в целом способствует эффективности деятельности. Активность мотивации в отдельных случаях может компенсировать некоторые недостаточно развитые свойства темперамента, ослабить их отрицательное влияние или усилить положительное. Вместе с тем значительное повышение активности мотивации (в зависимости от темперамента) может оказать и неблагоприятное влияние на успех в действиях спортсмена, так как от особенностей темперамента зависит оптимум и пессимум активности отношения спортсмена кпредстоящей деятельности (см. стр. 41—46).

Формирование направленности личности.Устойчивое активное и положительное отношение личности к деятельности, определяемое глубокими идейными мотивами, ставшее направленностью личности и влияющее на ее жизненный путь, до некоторой степени также помогает приспособлению темперамента к требованиям спортивной деятельности. Основным в этом случае является формирование соответствующих свойств личности (патриотизма, коммунистической убежденности, идейности), черт характера (трудолюбия, коллективизма), особенностей воли (целеустремленности, настойчивости и упорства, выдержки и самообладания, решительности и смелости).

Однако и этот путь приспособления имеющихся у спортсмена свойств темперамента к противоречащим им требованиям деятельности ограничен рядом условий. Так, если свойства темперамента выражены у человека в своей крайней, полярной степени, то они оказывают то или иное влияние на деятельность вопреки всем и всяким мотивам и отношениям личности. В случаях, когда положительное отношение к деятельности частично способствует приспособлению темперамента, оно никогда не имеет универсального характера, так как этот процесс в свою очередь зависит от темперамента. Следовательно, создание положительного отошения нельзя считать основным путчем приспособления темперамента к спортивной деятельности.

ТРЕНИРОВКА

До недавнего времени существовало мнение, что в результате воспитания и упражнений происходит значительное изменение и даже перестройка врожденного типа нервной системы, что возможно целенаправленное и эффективное формирование темперамента. Это положение ошибочно.

На основании имеющихся в области психологии физического воспитания и спорта экспериментальных фактов можно достаточно обоснованно говорить о том, что в правильно организованной и направляемой спортивной деятельности имеет место некоторое изменение свойств темперамента (а точнее изменение их некоторых показателей). Например, несколько повышается степень уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Однако в целом такой путь приспособления темперамента не эффективен, так как свойства темперамента очень консервативны и даже под влиянием соответствующих методов и приемов тренировки изменяются медленно. Ограничены и пределы изменения свойств темперамента. Они обусловлены врожденными особенностями нервной системы, поэтому вряд ли возможно, чтобы, например, свойства темперамента, обусловленные слабостью нервной системы, можно было путем тренировки превратить в противоположные. Кроме того, успех в деятельности спортсмена определяется взаимоотношением ряда свойств темперамента. Воздействуя с целью тренировки на отдельные свойства или группу свойств, можно нарушить закономерные и необходимые связи между свойствами темперамента и тем самым вызвать дополнительные недостатки в деятельности. Отдельные свойства темперамента и их взаимоотношения определяют эффективность деятельности спортсменов в различных условиях и ситуациях. Поэтому изменение темперамента в процессе тренировки его свойств целесообразно только в определенной ситуации и не может быть средством приспособления темперамента к спортивной деятельности в целом.

Из сказанного следует, что тренировка не может служить основой эффективного приспособления темперамента к спортивной деятельности.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Организация учебно-тренировочного процесса итемперамент. Преодоление отрицательного влияния темперамента может быть достигнуто путем реорганизации деятельности занимающихся, когда в процессе обучения и воспитания спортсмену создаются такие условия, при которых усиливаются положительные проявления темперамента.

Этот путь приспособления темперамента к требованиям деятельности лежит в основе индивидуализации учебно-тренировочного процесса. В зависимости от влияния свойств темперамента на различные стороны деятельности спортсмена тренер использует индивидуальные приемы обучения и воспитания.

На основании длительного и всестороннего изучения особенностей деятельности спортсменок различного темперамента в художественной гимнастике было установлено, в чем проявляется положительное и отрицательное значение различных свойств темперамента при различных условиях деятельности (Б. А. Вяткин, 1974).

Результаты исследований показали следующее:

1. В одних и тех же условиях (тренировка или соревнования) разные свойства темперамента оказывают одинаковое (например, положительное) влияние на деятельность спортсменок. Так, тревожность в условиях тренировки определяет особую тщательность, аккуратность, внимание к деталям, добросовестное отношение к занятиям; эмоциональная возбудимость — высокую активность спортсменок при изучении новых элементов, связок, упражнений; импульсивность — смелость и решительность при встрече с трудными и опасными упражнениями и т. п.

2. Одно и то же свойство темперамента в разных условиях может влиять на деятельность противоположным образом (либо положительно, либо отрицательно). Например, высокоположительное отношение к деятельности у тревожных выступает как положительное свойство в условиях тренировки, определяя особую тщательность, старательность в выполнении упражнений. В условиях соревнований это высокоположительное отношение, способствуя чрезмерной ответственности, волнению, излишнему напряжению, на деятельность спортсменок влияет отрицательно.

3. В одних и тех же условиях полярные проявления данного свойства темперамента могут влиять на деятельность по-разному. Так, высокая тревожность, определяя склонность спортсменки к самоанализу своего выступления в соревнованиях, влияет на деятельность в положительном направлении. Таково же влияние на деятельность в соревнованиях и низкой тревожности, которая определяет высокую эмоциональную устойчивость спортсменки в соревнованиях.

Таблица 21

Наши рекомендации