Средства обучения и тренировки

Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют ре­шению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группи­руют на основе классификации средств (рис. 30). Отправным прин­ципом классификации служит соревновательная деятельность во­лейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две боль­шие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.

Соревновательные упражнения представляют собой собственно

39 Средства обучения и тренировки - student2.ru

волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).

Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить ов­ладение основными навыками и содействовать повышению их эффек­тивности и надежности. Они складываются из специальных и обще-развивающих.

Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредст­венно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выпол­няемые без мяча.

Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важ­ных двигательных умений и навыков.

Все упражнения соответственно своей направленности объеди­няют в составные части тренировки (виды подготовки): общая фи­зическая, специальная физическая, техническая, тактическая, ин­тегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствую­щие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не мо­жет хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные (подготовитель­ные) упражнения, нежели увеличение количества повторений напа­дающего удара.

Эффективность средств в обучении волейболу во многом зави­сит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобраз­ным мостиком для перехода от специальной физической подготов­ки к технической. Упражнения по технике, построенные в опре­деленном порядке усложнения, способствуют формированию так­тических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индиви­дуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна сос­тавная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы пере­ходит в другую, следующую в методическом ряду.

МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ

Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рас­сматривать применительно к каждому этапу обучения.

Первый этап —ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необ­ходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.

Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного под­бора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посиль­ны для учащихся.

При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом'. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя ос­новное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом.

На этой стадии обучения используются методы управления (ко­манды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зритель­ные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной нагляд­ности (непосредственная помощь учителя, применение вспомога­тельного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания, световая или звуковая индикация).

Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревнователь­ный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.

Повторный метод на этом этапе является основным. Только мно­гократное повторение обеспечивает становление и закрепление уме­ний и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выпол­нения приема (действия), включая выполнение его на фоне утом­ления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию спе­циальных физических качеств, а также технико-тактической подго­товки и комплексной, игровой.

Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), спе­циальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игро­вой и соревновательный методы. Изучение каждого приема пред­полагает обязательное закрепление его в условиях подготовитель­ных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка явля­ется соревнование. От простых заданий по технике и тактике от­дельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.

Большие возможности заложены в применении активных мето­дов обучения. Среди них —элементы проблемного обучения (поста­новка проблемных вопросов) и метод самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведет к созданию ситуации поис­кового решения, а самооценка — к активизации двигательной дея­тельности, что в целом содействует значительному повышению ин­тереса и творческой активности учащихся. Применительно к волей­болу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании ин­тереса учащихся приобретают временные сроки достижения конеч­ной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам — главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся VII—XI классов для понимания и само­контроля.

Как же практически реализуются активные методы? После крат­кого сообщения о сущности и значении определенного приема игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника ее выполнения и представляется возможность учащимся выполнить пробные попытки. Затем ставят проблемный вопрос: «Где происхо­дит встреча рук (кистей) с мячом?» Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Еще раз демонстри­руется передача, где специально акцентируется внимание на точ­ке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы:

«Почему руки при передачи должны быть согнуты в локтях незна­чительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?»

В ходе активного поиска ответа направляем творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а вто­рой — уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаем выполнить передачи с учетом требований. Пусть нас не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в даль­нейшем.

Учащиеся прилагают большие усилия, чтобы доказать обрат­ное — возможность выполнять прием без необходимого уровня физи­ческой подготовки. Однако это приводит к увеличению сгибания рук и, следовательно, к ошибкам. Демонстрируем передачу, акцентируя внимание учащихся на активной работе кистей, убеждаем их в не­обходимости развития силы рук и предлагаем специальные упраж­нения с набивными мячами. Но чтобы усилить стремление учащихся к достижению нужного уровня физической подготовки, можно вы­делить три момента.

Первый — освоение умений вытолкнуть и поймать набивной мяч в исходном положении рук вверху над лицом. Для этого доби­ваемся правильного выполнения упражнений: малейшее опускание рук с мячом (например, до уровня лица) —ошибка!

Второй—передачи набивного мяча (именно передачи!) на расстояние 20—30 см (можно над собой или в стену). Акцентируем

внимание на необходимости отрывистых касаний (базисная дина­мическая структура).

Третий, самый длительный—полет мяча при передаче без вращения. Все показанные критерии легко поддаются контролю учащихся. Отводим на каждом занятии по 3—5 мин для повторения серии подготовительных или подводящих упражнений.

Для усиления процесса усвоения материала можно учитывать текущую успеваемость, темпы освоения. Далее вступает в силу сле­дующий принцип: по мере развития специальных физических ка­честв увеличивается время работы с мячом. Лучше, когда этот про­цесс дифференцируется индивидуально.

Аналогично строится обучение по другим приемам игры. Глав­ные усилия учителя сводятся к консультативной деятельности, по­мощи в решении текущих образовательных и воспитательных задач (разъяснение отдельных положений, поощрение успеваемости и т. д.). Ниже приводятся проблемные вопросы, качественные и коли­чественные критерии самооценки по основным приемам и разделам обучения.

Стойка волейболиста. Проблемные вопросы: 1. Почему в волей­боле стойка игрока имеет особо важное значение? (Она обусловли­вает необходимость высокой степени готовности для передвижения к мячу.) 2. Что обусловливает величину сгибания ног в коленях? (Траектория полета мяча, характер последующих действий игрока, принимающего мяч.) 3. Почему руки в исходном положении стойки должны быть согнуты на уровне пояса? (Учитывается траектория полета мяча, естественность передвижения, содействующая повы­шению скорости.)

Критерий самооценки: принятие исходного положения в ответ на зрительные сигналы и сравнение его с эталонным учителя-тре­нера или кинограммы.

Передвижения. Проблемные вопросы: 1. Чем обусловливается способ передвижения? (Характером полета мяча: его направлением, скоростью, траекторией.) 2. Какие факторы обеспечивают своевре­менное передвижение к мячу? (Наблюдательность, готовность, быст­рота.)

Критерий самооценки: ловля мяча вверху над лицом или внизу прямыми руками, наброшенного партнером (учителем-тренером) после передвижения разными способами в ответ на обусловленные сигналы.

Передача мяча сверху двумя руками. Проблемные вопросы:

1. Где происходит встреча кистей рук с мячом? (Вверху над лицом.)

2. Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче? (Сте­пенью развития скоростно-силовых качеств рук.) 3. От чего зависит полет мяча без вращения при передаче? (От участия в передаче всех пальцев рук и прямолинейности приложения усилий по отно­шению к направлению полета мяча.)

Критерии самооценки: 1. Толчки набивного мяча весом 1—2 кг вперед-вверх из исходного положения стоя на месте и после пере­движения в разных направлениях. 2. Передачи набивного мяча (серия

передач) над собой или в стену на расстояние 20—30 см. 3. Пе­редачи мяча в мишень на стене (серия из десяти передач) на точ­ность. Мишень представляет собой концентрические окружности ра­диусом 10, 30, 50 и т.д. см (соответственно диаметру мяча). Центр мишени располагается в 4 м от пола. Расстояние до стены 2,5 м. Показатель 40 очков. (Попадание в центр мишени — 5 очков, вто­рой круг—4 и т.д.) 4. Полет мяча без вращения.

Прием мяча снизу двумя руками. Проблемные вопросы: 1. Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук? (Кисти сомкнуты под углом и опущены вниз, руки прямые и развернутые.) 2. Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по отношению к предплечьям рук? (Под углом 90°.)

Критерии самооценки: 1. Броски набивного мяча прямыми ру­ками снизу вперед-вверх на расстояние 6—8 м, не поднимая рук выше уровня плеч. 2. Принятие правильного исходного положения (включая кисти и предплечья рук) в ответ на зрительные и слухо­вые сигналы стоя на месте и после передвижения в разных направ­лениях. 3. Прием мяча в мишень на стене (десять приемов) на точ­ность — 30 очков. Расстояние до стены 3 м. 3. Прием мяча от подачи в площадь атаки (между зон 3—2) —выполнить три-четыре приема

из пяти.

Подача мяча. Проблемные вопросы: 1. От чего зависит скорость полета мяча при подаче? (От степени развития динамической силы рук.) 2. Какие факторы обусловливают точность нижней подачи? (Направление замаха руки при ударе по мячу—строго назад, вы­сота подброса мяча 20—30 см, точка удара по мячу по отношению к полу — ниже уровня пояса.) 3. За счет чего достигается полет мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления по­лета мяча? (За счет уменьшения высоты подброса мяча и амплитуды замаха, что требует более высокой степени развития физических качеств, за счет удара в центр мяча при некотором его сопровождении рукой.)

Критерии самооценки: 1. Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперед-вверх на расстояние 6—8 м, не поднимая руку выше (и не опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч. 2. Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из шести попыток. 3. Полет мяча без вращения (при верхней прямой подаче).

Атакующий удар. Проблемные вопросы: 1. Какую роль играют активные движения рук при отталкивании? (Усиливается давление на опору.) 2. Почему рука при ударе по мячу должна быть прямой? (Увеличивает силу и повышает высоту удара над сеткой.) 3. Чем достигается активное движение кисти при ударе по мячу? (Степенью развития скоростно-силовых качеств запястья руки.) 4. Чем отли­чается рациональная техника атакующего удара? (Высотой прыжка, силой и точностью удара кистью прямой руки.)

Критерии самооценки: 1. Разность высоты выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами без помощи и с помощью рук. 2. Броски утяжеленного теннисного (литого резинового) мяча через сетку одной рукой в прыжке с разбега, не опуская руку ниже уровня плеча.

3. Атакующие удары через сетку в прыжке после разбега в один шаг с собственного набрасывания мяча.

Блокирование. Проблемные вопросы: 1. Что определяет актив­ность (пассивность) блокирования? (Величина переноса рук через сетку на сторону соперника.) 2. Как определить момент прыжка для блокирования атакующего удара? (По траектории передачи: вы­сокая—после прыжка атакующего игрока, средняя—одновремен­но с атакующим, низкая—раньше атакующего.) 3. Какие факторы обусловливают эффективность блокирования? (Комплекс качеств: прыгучесть, своевременность прыжка, определение направления удара и величина переноса рук через сетку на сторону соперника.)

Критерии самооценки: 1. Расстояние переноса рук через сетку в прыжке с места и после передвижения 20 см и более. 2. Резуль­тативность блокирования атакующих ударов с собственного набра­сывания мяча 70—80%.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ И ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ

Последовательность изучения программного материала имеет важное значение для правильного построения учебного процесса. Ее следует рассматривать в трех аспектах: локальном — примени­тельно к способам отдельного приема или действия, региональном — применительно ко всем способам и видам отдельно в технической и тактической подготовке и общем — для всей технико-тактической подготовки в динимике учебно-тренировочного процесса.

В данном пособии приводится сокращенный перечень приемов и действий применительно к программному материалу школы.

Техническая подготовка

1. Передвижения: шагом; бегом; приставными шагами; двойным шагом; скачком; прыжками; падениями; сочетание способов пере­движений с выполнением приемов нападения и защиты.

2. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после пере­движения; двумя сверху назад (за голову) в опоре; двумя сверху в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач.

3. Прием: двумя снизу стоя на месте; двумя снизу с выпадом;

двумя снизу после передвижения; двумя снизу назад стоя на месте;

двумя снизу назад после передвижения; одной снизу в падении назад с перекатом на спину; одной снизу в падении в сторону на бедро и бок;

одной снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе; чередование способов приема в зависимости от направления и скорости полета мяча.

4. Прием-передачи: мячей, летящих с медленной скоростью (дву­мя сверху вперед стоя на месте; двумя сверху вперед после пере­движения) ; мячей ускоренных и скоростных (двумя снизу вперед стоя на месте, двумя снизу вперед после передвижения).

5. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верх­няя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; чередо­вание способов подач.

6. Отбивания, нападающие и атакующие удары: отбивания (дву­мя сверху в опоре, двумя сверху в прыжке, двумя снизу стоя на месте, двумя снизу после передвижения); нападающие удары (одной сверху в опоре кулаком, одной сверху в опоре); атакующие удары (по ходу разбега ускоренный и скоростной, по ходу разбега мед­ленный, с переводом, с поворотом туловища, боковой, по блоку за боковую линию, с задней линии, после имитации передачи, чередо­вание способов атакующих ударов); блокирование (одиночное зон­ное с места, одиночное зонное после передвижения приставны­ми шагами, одиночное ловящее с места, одиночное ловящее после передвижения приставными шагами, двойное зонное, двойное ловящее).

Тактическая подготовка

Индивидуальные тактические действия: выбор места для вы­полнения передач, подач, приема, отбивания, нападающих и атакую­щих ударов, приема атакующих ударов, блокирования, страховки в зависимости от ситуации; выбор способов отбивания мяча через сет­ку, передач, подач, приема подач, атакующих ударов, приема ата­кующих ударов, блокирования в зависимости от ситуации; выбор направления передач, подач, атакующих ударов, приема мяча, приема-передач в зависимости от ситуации; чередование способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры; изменение способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры.

Групповые тактические действия: взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (связующие) при приеме подач (атакующих ударов); взаимодействия игроков перед­ней линии (связующие) с игроками передней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков передней линии при оди­ночном блокировании; взаимодействия игроков задней линии при одиночном блокировании; взаимодействия игроков между линиями при одиночном блокировании; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии, выходящими к сетке (свя­зующие) при приеме подач (атакующих ударов); взаимодействия игроков передней линии (нападающие) с игроками, выходящими с задней линии (связующие) при передачах; взаимодействия игроков передней линии при групповом блокировании; взаимодействия иг­роков задней линии при групповом блокировании; взаимодействие игроков между линиями при групповом блокировании; взаимодейст­вие игроков передней линии (связующие) с игроками задней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии (связующие), выходящими к сетке при передачах; взаимодействия игроков задней линии (напа­дающие) с игроками передней линии (нападающие) при приеме-передачах;

взаимодействия игроков передней линии (нападающие) друг с другом при передачах в прыжке (откидках).

Командные тактические действия: расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач .'иг­рока передней линии (зоны 3, 2, 4); взаимодействия команды в .на­падении со вторых передач игрока передней линии; взаимодействия команды в защите по системе «в линию» (при одиночном блоки­ровании); взаимодействия команды в нападении при контратаке (переключение от защиты к нападению); взаимодействия команды в нападении при повторных атаках (в доигровках); расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач игрока, выходящего с задней линии (зоны 1, 6, 5); взаимо­действия команды в нападении со вторых передач игрока, выходя­щего с задней линии (зоны 1, 6, 5); взаимодействия команды в защите по системе уступом вперед (при групповом блокировании); взаимо­действия команды в защите по системе уступом назад (при группо­вом блокировании); взаимодействия команды в нападении при контратаках со вторых передач игрока, выходящего с задней линии;

взаимодействия команды в нападении при контратаках с приема-передач или откидок; чередование взаимодействий в нападении с передач игрока передней линии и выходящего с задней линии в за­висимости от ситуации, то же, но при контратаках и доигровках;

чередование систем игры в защите в зависимости от ситуации и осо­бенностей атакующих действий команды соперника.

ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИ­ЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Техническая подготовка — это педагогический процесс, направ­ленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладе­ние техникой игры — одна из центральных задач обучения школь­ников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зави­сит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом ее сущности. На последующих этапах обучения подводящие упраж­нения используются для исправления ошибок, а также совершенст­вования отдельных частей технических приемов.

В целом процесс обучения технике строится в такой последова­тельности:

1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выпол­нении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подго­товительные упражнения).

2. Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2—3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.

3. Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.

4. Овладение способами реализации технического приема (уп­ражнения по технике и тактике).

5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.

В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений.

Обучение передвижениям

Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скач­ке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, па­дения при приеме мяча и т. д.

Нередко передвижениям, различным их способам не уделяют достаточного внимания, мотивируя тем, что передвижения волей­болиста не представляют особой трудности. Следует помнить, что в основе своевременного выхода к мячу (что является залогом ус­пешного выполнения последующих действий) лежит сложный пси­хофизиологический механизм взаимосвязи многих функций организ­ма: ориентировки, двигательной реакции, способности быстро пере­ходить из статического положения в движение и скорости передви­жения. Вот почему данный раздел требует не только повышенного внимания учителя, но и творческого осмысления специальных средств, способствующих развитию названных качеств. Они должны, во-первых, оказывать комплексное воздействие, во-вторых, сочета­ться с изучением способов передвижений, и, в-третьих, постоянно совершенствоваться при освоении всех приемов игры.

Общеразвивающие упражнения. Основу средств этого раздела составляют обычный бег и подвижные игры. Вначале упраж­нения должны способствовать усвоению техники бегового шага. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег прыжками с ноги на ногу, бег спиной впе­ред.

При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали пере­движению, на полное выпрямление ног при отталкивании. Подвиж­ные игры: «День и ночь» (по зрительному сигналу), «Вызов», «Вы­зов номеров», «Попробуй унеси».

Подготовительные упражнения. По своему воздейст­вию подготовительные упражнения подразделяются на упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции в соче­тании с развитием наблюдательности и быстроты ответных действий и упражнения, способствующие развитию скорости передвижения.

Выполнение упражнений первой группы, как правило, осуществля­ется в ответ на зрительные или слуховые сигналы учителя. Весьма эффективным при этом будет выполнение занимающимися различных заданий, которые могут усложняться по мере овладения простей­шими из них.

Следует, однако, придерживаться определенной последователь­ности (от простого к сложному) изменений как самих упражнений, так и условий их выполнения. Так, например, если в ответ на обу­словленные сигналы учителя необходимо изменять направление движения, то его способ и скорость остаются неизменными. При изменении скорости неизменными будут способ и направление дви­жения. По мере усвоения этих упражнений их можно выполнять в сочетании.

Примерные упражнения

1. Бег на короткие отрезки из различных исходных положений:

сидя лицом и спиной к линии старта, лежа на груди и спине, стойки на лопатках. Началом движения служит зрительный сигнал учителя:

бросок мяча, движение руки в сторону, вверх и т. д. Эти же упраж­нения могут выполняться в шеренгах с интервалом в 1 м. Вариантом упражнений может служить бег в обратном направлении после сигнала на остановку.

2. Бег в максимальном темпе на отрезки 10—20 м, бег «елочкой», «челночный бег». Все упражнения выполняются на скорость.

3. Бег с изменением скорости в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, медленный бег: по сигналу — ускорение, мяч брошен вверх — медленный бег, мяч пойман — остановка, удар мя­чом в пол — ускорение.

4. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слу­ховые сигналы. Например, бег в среднем темпе: резкий сигнал — бег в обратном направлении, двойной сигнал — бег по направлению движения, хлопок в ладони — бег влево и т. д.

5. Бег в сочетании с выполнением других действий (упражне­ний) в ответ на обусловленные сигналы. Например, занимающиеся произвольно располагаются на площадке: протяжный сигнал — медленный бег в произвольном направлении, резкий сигнал — сесть на пол, двойной сигнал — быстро встать и выпрыгнуть вверх. Уп­ражнения видоизменяются и повторяются несколько раз.

6. Соревнование в беге на короткие отрезки. Эстафеты. В эста­феты может включаться бег с изменением направления движения, способа и скорости, а также других действий.

Подводящие упражнения

Упражнения данного раздела предшествуют обучению учащихся основам техники передвижений приставными шагами, остановок шагом, двойным шагом, скачком. Сочетание развития качеств бы­строты с выполнением упражнений, близких по своей структуре к передвижению волейболистов в игре, в значительной мере улучшает условия формирования специальных двигательных навыков.

50

Упражнения по технике

Выполнение соревновательных упражнений предшествует изу­чение стойки волейболиста. Может возникнуть сомнение: какая связь упражнений, направленных на развитие быстроты передви­жения, с техникой их выполнения? Самая непосредственная. Одно дело — своевременно «выйти» к летящему мячу и другое — сделать то же в стойке волейболиста, т. е. в таком исходном положении, которое обеспечивает успешное выполнение последующих действий. . Вот почему выполнение типичных передвижений волейболиста в стойке и будет способствовать развитию качеств в сочетании с со­вершенствованием техники передвижений.

Следует отметить эффективность различных передвижений в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Эти упражнения, наряду с развитием скорости передвижения, способст­вуют развитию и других специальных качеств, что в значительной мере облегчает усвоение заданий с волейбольным мячом.

Важным средством в освоении передвижений являются подвиж­ные игры. Наряду с комплексным воздействием на развитие необ­ходимых качеств они способствуют значительному повышению ин­тереса занимающихся, что на первых этапах овладения волейболом играет решающую роль.

Наиболее эффективными, применительно к данному разделу, являются такие игры, как «Салки» (включая передвижения различ­ными способами), «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов», Игру «Салки» (как и некоторые другие) можно использовать на различных этапах обу­чения передвижениям, обусловливая способ передвижения: обычным бегом, приставными шагами в стойке волейболиста.

Обучение передачам мяча

Широкое внедрение в практику волейбола приема мяча снизу (что позволяет избежать многочисленных ошибок) способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью (после подач и нападающих ударов), в настоящее время фактически не применяется. В этой связи и техника передачи мяча сверху пре­терпела некоторые изменения, основным из которых является повы­шение места (точки) соприкосновения рук с мячом — вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.

Общеразвивающие упражнения

1. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки впе­ред, в стороны, вверх.

2. Сжимание теннисного (резинового) мяча.

3. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук.

4. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук.

5. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.

6. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением парт­нера.

7. Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голено­стопные суставы.

8. Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (фут­больного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой.

9. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони.

По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах.

10. Броски набивного мяча из различных исходных положений:

от груди, из-за головы, снизу-сбоку, за голову.

11. Броски набивного мяча в зонах 6—3—4(2) с последующей сменой мест против часовой стрелки.

Подготовительные упражнения

1. Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом. Толчок выполняется последовательным разги­банием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивиду­ально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера — 2м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашает­ся в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого противо­действия кистей рук.

2. То же, но с изменением расстояния, траектории и направ­ления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом.

3. То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону — толчок влево; правая рука в сторону — толчок вправо; рука вверх — толчок по высокой траектории; от­сутствие сигнала — толчок над собой и т. д.

4. В тройках. Средний выполняет толчок за голову.

5. Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке.

6. Передачи набивного мяча на расстояние 20—30 см. Упраж­нение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем доста­точного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук.

7. Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстоя­ние 1 м.

Подводящие упражнения

1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Упражнение начинается с основной стойки. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: мяч приближается — выпрямиться и поднять руки вверх; погасить скорость полета мяча — незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передать мяч — потянуться вперед-вверх, выпрям­ляя ноги и руки; принять исходное положение.

2. Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. Мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-снизу. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. Упражнение повторяется 3—4 раза.

3. Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Вни­мание уделяется согласованию движений ног, туловища и рук.

4. Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасы­вания. Партнер ловит мяч вверху над лицом и после подброса над собой на расстояние 1 м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности движений рук до полного их выпрямле­ния.

5. То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале броски вы­полняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление незначительно изменяются. Данное упражнение имеет решающее значение в усвоении техники передачи. Поэтому необхо­димо добиться правильного соблюдения ее основных моментов: свое­временного передвижения к мячу с касанием его вверху над лицом; синхронного и плавного выпрямления ног, туловища, рук.

6. Передача мяча в стену. Использование этого весьма эффек­тивного упражнения возможно только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи. Это объясняется значительным усложнением условной передачи — сокращением пространственно-временных параметров полета мяча. Поначалу не следует исполь­зовать мишени на стене. Стремление к точности на данном этапе отрицательно скажется на технике передачи. Если учащемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить усло­вия — выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2 м, высота передач 2,5—3 м. К передачам мяча в стену (в мишень на стене) следует периодически возвра­щаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач (см. рис. 39).

Упражнения по технике

При выполнении соревновательных упражнений необходимо стро­го придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре.

1. В парах. Передачи между партнерами на расстояние 3 м по средней траектории. Основные требования по технике выполне­ния остаются те же, что и в подводящем упражнении 5.

2. Передачи над собой — передачи партнеру. Высота передач

над собой 1—1,5 м.

3. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2 — З м.

4. Передачи с изменениями расстояния, траектории и направле­ния.

5. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2—3 м. После передачи учащийся ста­новится в конец своей колонны.

6. То же, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.

7. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине ко­торого 1—3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необхо­димо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.

8. Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: пере­дача над собой в .движении, ориентируясь по линиям площадки;

передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера; на присед — передача над собой; на движение правой руки в сторону — передача вправо; поднимание руки вверх — передача по высокой траектории и т. д.

9. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2—3 м. Крайний передает мяч сред­нему, который в свою очередь передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу учителя средние меняются.

10. Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1—1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выпол­няет передачу стоя спиной к партнеру.

11. «Мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4—5 человек (команд) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. По­беждает команда, допустившая меньше падений мяча.

12. Передачи с использованием переносных колец (см. рис. 40).

13. Передачи в прыжке. Расстояние между учащимися 3 м. То же, но через сетку.

14. Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направле­нию передач в игре: 6—3—4 (2). То же, но в колоннах по 3—4 чело­века. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но учащий­ся зоны 3 располагается боком к игроку зоны 6.

15. Передача в колоннах через сетку (рис. 31 на с. 60). По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).

16. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волей­бол). Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выиг­равшая право на подачу, меняется зонами площадки. Хороший эф­фект данное упражнение оказывает при наличии нескольких умень­шенных площадок с составом команд 4Х4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.

Обучение приему мяча

Прием снизу двумя руками

Общеразвивающие упражнения

1. В исходном положении руки вперед, движения прямыми ру­ками в горизонтальном (скрестно) и вертикальном направлении.

2. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны-

вверх с сопротивлением партнера.

3. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захва­тить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны-вверх, вперед-вверх.

Подготовительные упражнения

1. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх, стоя на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед-вверх, в выпаде вперед-в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным

движением ног, туловища и рук.

2. То же, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком. При большом количестве учащихся броски набивного мяча следует выполнять шеренгами в стену.

Подводящие упражнения

1. Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учи­теля.

2. Имитация приема мяча стоя на месте; с выпадом вперед и в

стороны; после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скач­ком.

3. То же, но в ответ на обусловленные сигналы. Во всех упраж­нениях главное внимание обращается на движения прямыми ру­ками и их согласование с движением ног и туловища.

4. Прием подвесного мяча. Мяч подвешивается на уровне пояса. Вначале прием выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения изученными способами.

5. Прием мяча, наброшенного партнером. Вначале принимающий находится в исходном положении для приема снизу, затем в основ­ной стойке волейболиста. Мяч принимается на уровне пояса. Пра­вильным будет отскок мяча под прямым углом при незначительных вращениях.

6. То же, но с изменением направления, с «недобросом» мяча принимающему. Основное внимание обращается на своевременное передвижение к мячу и отбивание его прямыми руками. То же, но через сетку с расстояния 3 м.

7. Серийные приемы мяча над собой после собственного набра­сывания. Руки, расположенные параллельно полу, выполняют пру­жинящие движения вверх синхронно работе ног. Высота отбивания мяча 1—2 м.

8. Приемы мяча в стену. Данное упражнение наиболее эффек-

тивно, однако его можно использовать лишь после того, как уча­щиеся усвоят в целом основы техники приема.

9. Прием мяча от нижней прямой подачи с укороченного к сетке расстояния в зонах передней (4, 3, 2) и задней (6, 5, 1) линии пло­щадки.

Упражнения по технике

Основу упражнений этого раздела составляет прием мяча от подачи и атакующих ударов. На первом же этапе к этому будут по­лезными следующие упражнения:

1. В парах. Прием мяча после передач партнера стоя на месте и после передвижений в разных направлениях.

2. Чередование передач и приема мяча в зависимости от траек­тории его полета. С этой целью партнер меняет траекторию.

3. Обоюдный прием мяча через сетку на различном расстоянии, с разной траекторией.

4. Прием мяча над собой и за голову после быстрых передви­жений. Партнеры стоят в затылок друг к другу. У стоящего сзади мяч. Задний передачей сверху направляет мяч вперед-вверх. Вто­рой, увидев мяч, быстро передвигается вперед и принимает его над собой или за голову. После трех-четырех повторений партнеры ме­няются ролями.

5. Прием мяча, отскочившего от сетки. Вначале мяч игрок при­нимает от нижней части сетки, стоя боком у сетки, затем от средней и верхней. То же, но после передвижения к ней.

6. В тройках. Учащиеся располагаются в зонах 6—3—4(2). Иг­рок зоны 4 направляет мяч передачей в зону 6, откуда следует прием мяча в зону 3. Игрок зоны 3 передачей адресует мяч в зону 4 или 2. После четырех-пяти повторений игроки меняются местами.

7—8. То же, что в упражнениях 15 и 16 из раздела «Обучение передачам», с той лишь разницей, что в зону 3 мяч направляется приемом снизу.

9. Прием нижней прямой подачи в разных зонах.

10. То же, но от верхних подач на силу и без вращения. При переходе к обучению приему подач следует учитывать, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять нижнюю прямую подачу. Во-первых, траектория и ско­рость полета мяча создают благоприятные условия для приема мяча. Во-вторых, учащиеся уже на первых занятиях прочно овладевают навыками нижней подачи и делают при этом мало ошибок (потерь подачи). В-третьих, нижней подачей мяч можно послать достаточно точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение. Многие учителя торопятся обучить верхней прямой подаче, так как она более эффективная и именно этот способ является основным для волейболистов в соревнованиях. Объяснение дают простое:

дескать, зачем тратить время на нижнюю подачу, все равно она не нужна. Это глубокое заблуждение становится одной из причин того, что прием подачи — слабое звено не только у юных волейболистов, но и в командах мастеров, и даже в сборных командах страны.

Когда школьники играют в волейбол, сплошь и рядом можно увидеть такую довольно унылую картину. Пытаясь подать сильно, игроки часто допускают ошибки (мяч летит за пределы площадки или попадает в сетку). Если же мяч попадает в пределы площадки соперников, то его никто не может принять. От такой игры пользы мало. Когда же применяется подача нижняя прямая (именно прямая, а не боковая), то совсем другая картина: ошибок при подаче почти нет, а прием осуществляется довольно уверенно. Поэтому, проводя соревнования по волейболу в школе для начинающих, можно в по­ложении о соревнованиях обусловить, что применяется только ниж­няя прямая подача.

Прием одной рукой в падении перекатом в сторону на бедро и спину

Наши рекомендации