Средства обучения и тренировки
Основным средством в обучении волейболу являются физические упражнения. Их большое многообразие. Поэтому для того, чтобы выбрать те упражнения, которые в большей степени содействуют решению задач на определенном этапе обучения волейболу, их группируют на основе классификации средств (рис. 30). Отправным принципом классификации служит соревновательная деятельность волейболистов. В связи с этим все упражнения делятся на две большие группы: основные или соревновательные и вспомогательные или тренировочные.
Соревновательные упражнения представляют собой собственно
39
волейбол, т. е. то специфическое, что отличает его как вид спорта. Здесь технические приемы и тактические действия выполняют так, как это имеет место в игровой обстановке на соревнованиях (но вне игровых условий).
Тренировочные упражнения призваны облегчить и ускорить овладение основными навыками и содействовать повышению их эффективности и надежности. Они складываются из специальных и обще-развивающих.
Специальные делят на подготовительные, главная задача которых заключается в развитии специальных физических качеств, необходимых в волейболе, и подводящие, направленные непосредственно на овладение структурой конкретных технических приемов. К подводящим также относят и имитационные упражнения, выполняемые без мяча.
Общеразвивающие упражнения используют для развития основных физических качеств и совершенствования жизненно важных двигательных умений и навыков.
Все упражнения соответственно своей направленности объединяют в составные части тренировки (виды подготовки): общая физическая, специальная физическая, техническая, тактическая, интегральная (целостно-игровая). В каждом виде подготовки имеются свои ведущие средства, с помощью которых решают соответствующие задачи. В то же время упражнения одного вида подготовки тесно связаны с упражнениями других видов. Например, учащийся не может хорошо выполнить упражнение по технике атакующего удара при недостаточном уровне развития скоростно-силовых качеств. В этом случае окажутся более полезными специальные (подготовительные) упражнения, нежели увеличение количества повторений нападающего удара.
Эффективность средств в обучении волейболу во многом зависит от методов их применения. Выбор методов осуществляется с учетом задач, уровня подготовленности учащихся и конкретных условий работы. В зависимости от поставленной задачи одни и те же средства можно использовать по-разному, применив различные методы. Кроме этого, следует учитывать то, что последовательность задач в каждом виде подготовки и последовательность самих видов имеют определенную логическую связь: характер задач в одном виде подготовки качественно меняется, создавая основу для другого вида подготовки. Так, подготовительные упражнения заканчивают упражнениями, отражающими в общих чертах структуру изучаемого технического приема. Подводящие упражнения служат своеобразным мостиком для перехода от специальной физической подготовки к технической. Упражнения по технике, построенные в определенном порядке усложнения, способствуют формированию тактических умений. На этой основе в дальнейшем изучают индивидуальные тактические действия и т. д. В конечном счете одна составная часть подготовки, качественно преобразуясь, как бы переходит в другую, следующую в методическом ряду.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ТРЕНИРОВКИ
Методы, применяемые в процессе обучения игре, удобнее рассматривать применительно к каждому этапу обучения.
Первый этап —ознакомление с разучиваемым приемом. Здесь используют рассказ, показ и объяснение. Личный показ учитель дополняет демонстрацией наглядных пособий: кинограмм, кинокольцовок, видеозаписей, схем, макетов площадки и т. д. Показ необходимо чередовать с объяснениями. Пробные попытки учащихся формируют первые двигательные ощущения.
Второй этап — изучение приема в упрощенных условиях. Успех обучения на данном этапе во многом зависит от правильного подбора подводящих упражнений: по своей структуре они должны быть близки к техническому приему или тактическому действию и посильны для учащихся.
При разучивании простых приемов и действий их выполняют в целом'. При разучивании сложных по структуре приемов и действий (атакующий удар) их разделяют на составные части, выделяя основное звено. По возможности, надо быстрее подвести учащихся к выполнению приема в целом.
На этой стадии обучения используются методы управления (команды, распоряжение, зрительные и слуховые сигналы, зрительные ориентиры, технические средства и т.д.), двигательной наглядности (непосредственная помощь учителя, применение вспомогательного оборудования), информации (сила удара по мячу, точность попадания, световая или звуковая индикация).
Третий этап — изучение приема или действия в усложненных условиях. Здесь применяются: повторный метод, метод усложнений условий выполняемого приема (действия), игровой и соревновательный методы, сопряженный метод, круговая тренировка.
Повторный метод на этом этапе является основным. Только многократное повторение обеспечивает становление и закрепление умений и навыков. С целью формирования гибкого навыка повторность предполагает изменение условий (постепенное усложнение) выполнения приема (действия), включая выполнение его на фоне утомления. Сопряженный и игровой методы позволяют одновременно решать задачи по совершенствованию техники и развитию специальных физических качеств, а также технико-тактической подготовки и комплексной, игровой.
Четвертый этап предполагает закрепление приема (действия) в игре. Здесь используется метод анализа выполнения движений (графические, условно-кодированные, магнитофонные, видео), специальные задания в игре по технико-тактической подготовке, игровой и соревновательный методы. Изучение каждого приема предполагает обязательное закрепление его в условиях подготовительных и учебных игр. Высшим уровнем закрепления навыка является соревнование. От простых заданий по технике и тактике отдельным игрокам до сложных установок в плане взаимодействия в группах и в составе команды — таков путь в формировании технико-тактического мастерства волейболистов.
Большие возможности заложены в применении активных методов обучения. Среди них —элементы проблемного обучения (постановка проблемных вопросов) и метод самооценки успеваемости. Постановка проблемных вопросов ведет к созданию ситуации поискового решения, а самооценка — к активизации двигательной деятельности, что в целом содействует значительному повышению интереса и творческой активности учащихся. Применительно к волейболу сказанное играет особую роль. Учитывая, что процесс освоения игры небыстротечный, существенное значение в формировании интереса учащихся приобретают временные сроки достижения конечной цели. Реально видеть их, осознать и чувствовать приближение к ним по объективным признакам — главная суть метода самооценки. Его основу составляют количественные и качественные критерии, вполне доступные учащимся VII—XI классов для понимания и самоконтроля.
Как же практически реализуются активные методы? После краткого сообщения о сущности и значении определенного приема игры, скажем передачи сверху двумя руками, демонстрируется техника ее выполнения и представляется возможность учащимся выполнить пробные попытки. Затем ставят проблемный вопрос: «Где происходит встреча рук (кистей) с мячом?» Из многочисленных попыток ответа вряд ли мы услышим: вверху над лицом. Еще раз демонстрируется передача, где специально акцентируется внимание на точке соприкосновения рук с мячом. Далее следуют новые вопросы:
«Почему руки при передачи должны быть согнуты в локтях незначительно?», «Что обусловливает величину угла их сгибания?»
В ходе активного поиска ответа направляем творческие усилия учащихся по пути познания биомеханических закономерностей, согласно которым ответом на первую часть вопроса будет выбор кратчайшего расстояния к цели (пространственный аспект), а второй — уровень скоростно-силовых возможностей передающего мяч. Еще раз предлагаем выполнить передачи с учетом требований. Пусть нас не пугает потеря времени, ибо она с лихвой окупится в дальнейшем.
Учащиеся прилагают большие усилия, чтобы доказать обратное — возможность выполнять прием без необходимого уровня физической подготовки. Однако это приводит к увеличению сгибания рук и, следовательно, к ошибкам. Демонстрируем передачу, акцентируя внимание учащихся на активной работе кистей, убеждаем их в необходимости развития силы рук и предлагаем специальные упражнения с набивными мячами. Но чтобы усилить стремление учащихся к достижению нужного уровня физической подготовки, можно выделить три момента.
Первый — освоение умений вытолкнуть и поймать набивной мяч в исходном положении рук вверху над лицом. Для этого добиваемся правильного выполнения упражнений: малейшее опускание рук с мячом (например, до уровня лица) —ошибка!
Второй—передачи набивного мяча (именно передачи!) на расстояние 20—30 см (можно над собой или в стену). Акцентируем
внимание на необходимости отрывистых касаний (базисная динамическая структура).
Третий, самый длительный—полет мяча при передаче без вращения. Все показанные критерии легко поддаются контролю учащихся. Отводим на каждом занятии по 3—5 мин для повторения серии подготовительных или подводящих упражнений.
Для усиления процесса усвоения материала можно учитывать текущую успеваемость, темпы освоения. Далее вступает в силу следующий принцип: по мере развития специальных физических качеств увеличивается время работы с мячом. Лучше, когда этот процесс дифференцируется индивидуально.
Аналогично строится обучение по другим приемам игры. Главные усилия учителя сводятся к консультативной деятельности, помощи в решении текущих образовательных и воспитательных задач (разъяснение отдельных положений, поощрение успеваемости и т. д.). Ниже приводятся проблемные вопросы, качественные и количественные критерии самооценки по основным приемам и разделам обучения.
Стойка волейболиста. Проблемные вопросы: 1. Почему в волейболе стойка игрока имеет особо важное значение? (Она обусловливает необходимость высокой степени готовности для передвижения к мячу.) 2. Что обусловливает величину сгибания ног в коленях? (Траектория полета мяча, характер последующих действий игрока, принимающего мяч.) 3. Почему руки в исходном положении стойки должны быть согнуты на уровне пояса? (Учитывается траектория полета мяча, естественность передвижения, содействующая повышению скорости.)
Критерий самооценки: принятие исходного положения в ответ на зрительные сигналы и сравнение его с эталонным учителя-тренера или кинограммы.
Передвижения. Проблемные вопросы: 1. Чем обусловливается способ передвижения? (Характером полета мяча: его направлением, скоростью, траекторией.) 2. Какие факторы обеспечивают своевременное передвижение к мячу? (Наблюдательность, готовность, быстрота.)
Критерий самооценки: ловля мяча вверху над лицом или внизу прямыми руками, наброшенного партнером (учителем-тренером) после передвижения разными способами в ответ на обусловленные сигналы.
Передача мяча сверху двумя руками. Проблемные вопросы:
1. Где происходит встреча кистей рук с мячом? (Вверху над лицом.)
2. Чем обусловлен угол сгибания рук в локтях при передаче? (Степенью развития скоростно-силовых качеств рук.) 3. От чего зависит полет мяча без вращения при передаче? (От участия в передаче всех пальцев рук и прямолинейности приложения усилий по отношению к направлению полета мяча.)
Критерии самооценки: 1. Толчки набивного мяча весом 1—2 кг вперед-вверх из исходного положения стоя на месте и после передвижения в разных направлениях. 2. Передачи набивного мяча (серия
передач) над собой или в стену на расстояние 20—30 см. 3. Передачи мяча в мишень на стене (серия из десяти передач) на точность. Мишень представляет собой концентрические окружности радиусом 10, 30, 50 и т.д. см (соответственно диаметру мяча). Центр мишени располагается в 4 м от пола. Расстояние до стены 2,5 м. Показатель 40 очков. (Попадание в центр мишени — 5 очков, второй круг—4 и т.д.) 4. Полет мяча без вращения.
Прием мяча снизу двумя руками. Проблемные вопросы: 1. Какое положение сомкнутых кистей и предплечий рук? (Кисти сомкнуты под углом и опущены вниз, руки прямые и развернутые.) 2. Под каким углом должен приниматься (отбиваться) мяч по отношению к предплечьям рук? (Под углом 90°.)
Критерии самооценки: 1. Броски набивного мяча прямыми руками снизу вперед-вверх на расстояние 6—8 м, не поднимая рук выше уровня плеч. 2. Принятие правильного исходного положения (включая кисти и предплечья рук) в ответ на зрительные и слуховые сигналы стоя на месте и после передвижения в разных направлениях. 3. Прием мяча в мишень на стене (десять приемов) на точность — 30 очков. Расстояние до стены 3 м. 3. Прием мяча от подачи в площадь атаки (между зон 3—2) —выполнить три-четыре приема
из пяти.
Подача мяча. Проблемные вопросы: 1. От чего зависит скорость полета мяча при подаче? (От степени развития динамической силы рук.) 2. Какие факторы обусловливают точность нижней подачи? (Направление замаха руки при ударе по мячу—строго назад, высота подброса мяча 20—30 см, точка удара по мячу по отношению к полу — ниже уровня пояса.) 3. За счет чего достигается полет мяча без вращения и резкие изменения траектории и направления полета мяча? (За счет уменьшения высоты подброса мяча и амплитуды замаха, что требует более высокой степени развития физических качеств, за счет удара в центр мяча при некотором его сопровождении рукой.)
Критерии самооценки: 1. Броски набивного мяча прямой рукой снизу (сверху) вперед-вверх на расстояние 6—8 м, не поднимая руку выше (и не опуская ниже при бросках сверху) уровня плеч. 2. Точность подач по зонам площадки: четыре попадания из шести попыток. 3. Полет мяча без вращения (при верхней прямой подаче).
Атакующий удар. Проблемные вопросы: 1. Какую роль играют активные движения рук при отталкивании? (Усиливается давление на опору.) 2. Почему рука при ударе по мячу должна быть прямой? (Увеличивает силу и повышает высоту удара над сеткой.) 3. Чем достигается активное движение кисти при ударе по мячу? (Степенью развития скоростно-силовых качеств запястья руки.) 4. Чем отличается рациональная техника атакующего удара? (Высотой прыжка, силой и точностью удара кистью прямой руки.)
Критерии самооценки: 1. Разность высоты выпрыгивания вверх с места толчком двумя ногами без помощи и с помощью рук. 2. Броски утяжеленного теннисного (литого резинового) мяча через сетку одной рукой в прыжке с разбега, не опуская руку ниже уровня плеча.
3. Атакующие удары через сетку в прыжке после разбега в один шаг с собственного набрасывания мяча.
Блокирование. Проблемные вопросы: 1. Что определяет активность (пассивность) блокирования? (Величина переноса рук через сетку на сторону соперника.) 2. Как определить момент прыжка для блокирования атакующего удара? (По траектории передачи: высокая—после прыжка атакующего игрока, средняя—одновременно с атакующим, низкая—раньше атакующего.) 3. Какие факторы обусловливают эффективность блокирования? (Комплекс качеств: прыгучесть, своевременность прыжка, определение направления удара и величина переноса рук через сетку на сторону соперника.)
Критерии самооценки: 1. Расстояние переноса рук через сетку в прыжке с места и после передвижения 20 см и более. 2. Результативность блокирования атакующих ударов с собственного набрасывания мяча 70—80%.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ИЗУЧЕНИЯ ПРИЕМОВ ИГРЫ И ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Последовательность изучения программного материала имеет важное значение для правильного построения учебного процесса. Ее следует рассматривать в трех аспектах: локальном — применительно к способам отдельного приема или действия, региональном — применительно ко всем способам и видам отдельно в технической и тактической подготовке и общем — для всей технико-тактической подготовки в динимике учебно-тренировочного процесса.
В данном пособии приводится сокращенный перечень приемов и действий применительно к программному материалу школы.
Техническая подготовка
1. Передвижения: шагом; бегом; приставными шагами; двойным шагом; скачком; прыжками; падениями; сочетание способов передвижений с выполнением приемов нападения и защиты.
2. Передачи: двумя сверху в опоре; двумя сверху после передвижения; двумя сверху назад (за голову) в опоре; двумя сверху в прыжке; двумя сверху назад (за голову) в прыжке; одной сверху над собой в прыжке; чередование способов передач.
3. Прием: двумя снизу стоя на месте; двумя снизу с выпадом;
двумя снизу после передвижения; двумя снизу назад стоя на месте;
двумя снизу назад после передвижения; одной снизу в падении назад с перекатом на спину; одной снизу в падении в сторону на бедро и бок;
одной снизу в падении вперед на руки с последующим скольжением на груди-животе; чередование способов приема в зависимости от направления и скорости полета мяча.
4. Прием-передачи: мячей, летящих с медленной скоростью (двумя сверху вперед стоя на месте; двумя сверху вперед после передвижения) ; мячей ускоренных и скоростных (двумя снизу вперед стоя на месте, двумя снизу вперед после передвижения).
5. Подачи: нижняя прямая; верхняя прямая без вращения; верхняя боковая с вращением; верхняя боковая без вращения; чередование способов подач.
6. Отбивания, нападающие и атакующие удары: отбивания (двумя сверху в опоре, двумя сверху в прыжке, двумя снизу стоя на месте, двумя снизу после передвижения); нападающие удары (одной сверху в опоре кулаком, одной сверху в опоре); атакующие удары (по ходу разбега ускоренный и скоростной, по ходу разбега медленный, с переводом, с поворотом туловища, боковой, по блоку за боковую линию, с задней линии, после имитации передачи, чередование способов атакующих ударов); блокирование (одиночное зонное с места, одиночное зонное после передвижения приставными шагами, одиночное ловящее с места, одиночное ловящее после передвижения приставными шагами, двойное зонное, двойное ловящее).
Тактическая подготовка
Индивидуальные тактические действия: выбор места для выполнения передач, подач, приема, отбивания, нападающих и атакующих ударов, приема атакующих ударов, блокирования, страховки в зависимости от ситуации; выбор способов отбивания мяча через сетку, передач, подач, приема подач, атакующих ударов, приема атакующих ударов, блокирования в зависимости от ситуации; выбор направления передач, подач, атакующих ударов, приема мяча, приема-передач в зависимости от ситуации; чередование способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры; изменение способов и направления действий в зависимости от ситуации и плана ведения игры.
Групповые тактические действия: взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (связующие) при приеме подач (атакующих ударов); взаимодействия игроков передней линии (связующие) с игроками передней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков передней линии при одиночном блокировании; взаимодействия игроков задней линии при одиночном блокировании; взаимодействия игроков между линиями при одиночном блокировании; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии, выходящими к сетке (связующие) при приеме подач (атакующих ударов); взаимодействия игроков передней линии (нападающие) с игроками, выходящими с задней линии (связующие) при передачах; взаимодействия игроков передней линии при групповом блокировании; взаимодействия игроков задней линии при групповом блокировании; взаимодействие игроков между линиями при групповом блокировании; взаимодействие игроков передней линии (связующие) с игроками задней линии (нападающие) при передачах; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками задней линии (связующие), выходящими к сетке при передачах; взаимодействия игроков задней линии (нападающие) с игроками передней линии (нападающие) при приеме-передачах;
взаимодействия игроков передней линии (нападающие) друг с другом при передачах в прыжке (откидках).
Командные тактические действия: расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач .'игрока передней линии (зоны 3, 2, 4); взаимодействия команды в .нападении со вторых передач игрока передней линии; взаимодействия команды в защите по системе «в линию» (при одиночном блокировании); взаимодействия команды в нападении при контратаке (переключение от защиты к нападению); взаимодействия команды в нападении при повторных атаках (в доигровках); расположение команды для приема подач при системе игры в нападении со вторых передач игрока, выходящего с задней линии (зоны 1, 6, 5); взаимодействия команды в нападении со вторых передач игрока, выходящего с задней линии (зоны 1, 6, 5); взаимодействия команды в защите по системе уступом вперед (при групповом блокировании); взаимодействия команды в защите по системе уступом назад (при групповом блокировании); взаимодействия команды в нападении при контратаках со вторых передач игрока, выходящего с задней линии;
взаимодействия команды в нападении при контратаках с приема-передач или откидок; чередование взаимодействий в нападении с передач игрока передней линии и выходящего с задней линии в зависимости от ситуации, то же, но при контратаках и доигровках;
чередование систем игры в защите в зависимости от ситуации и особенностей атакующих действий команды соперника.
ОБУЧЕНИЕ ТЕХНИКЕ ИГРЫ, ТЕХНИЧЕСКАЯ И ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Техническая подготовка — это педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность игровых действий волейболистов. Совершенное овладение техникой игры — одна из центральных задач обучения школьников. Первое условие успешного обучения — развитие специальных физических качеств. Непосредственное же овладение техникой зависит от умелого использования подводящих упражнений. Они делают сложную технику доступной для начинающих, не искажая при этом ее сущности. На последующих этапах обучения подводящие упражнения используются для исправления ошибок, а также совершенствования отдельных частей технических приемов.
В целом процесс обучения технике строится в такой последовательности:
1. Развитие специальных физических качеств, а также органов и систем организма учащихся, несущих основную нагрузку при выполнении изучаемого технического приема (общеразвивающие и подготовительные упражнения).
2. Овладение отдельными частями, составляющими технический прием (подводящие упражнения). Например, в атакующем ударе это разбег в 2—3 шага и вертикальный взлет при отталкивании двумя ногами, замах и ударное движение по мячу в оптимальной точке прыжка.
3. Соединение частей в единый целостный акт технического приема (упражнения по технике). Например, атакующий удар в полной координации по мячу в держателе; атакующий удар по мячу, подброшенному учителем.
4. Овладение способами реализации технического приема (упражнения по технике и тактике).
5. Умение целесообразно применять технические приемы и их способы в игре с учетом конкретной игровой обстановки.
В процессе совершенствования техники необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся и избегать шаблона при подборе упражнений.
Обучение передвижениям
Передвижения включают ходьбу, бег, бег приставными шагами в стороны, спиной вперед, остановки в шаге, двойном шаге, скачке. Некоторые передвижения органически входят в технические приемы: разбег и прыжок в атакующем ударе и блокировании, падения при приеме мяча и т. д.
Нередко передвижениям, различным их способам не уделяют достаточного внимания, мотивируя тем, что передвижения волейболиста не представляют особой трудности. Следует помнить, что в основе своевременного выхода к мячу (что является залогом успешного выполнения последующих действий) лежит сложный психофизиологический механизм взаимосвязи многих функций организма: ориентировки, двигательной реакции, способности быстро переходить из статического положения в движение и скорости передвижения. Вот почему данный раздел требует не только повышенного внимания учителя, но и творческого осмысления специальных средств, способствующих развитию названных качеств. Они должны, во-первых, оказывать комплексное воздействие, во-вторых, сочетаться с изучением способов передвижений, и, в-третьих, постоянно совершенствоваться при освоении всех приемов игры.
Общеразвивающие упражнения. Основу средств этого раздела составляют обычный бег и подвижные игры. Вначале упражнения должны способствовать усвоению техники бегового шага. С этой целью используют: бег по прямой, бег с высоким подниманием бедер, семенящий бег, бег прыжками с ноги на ногу, бег спиной вперед.
При выполнении упражнений следует обращать внимание на то, чтобы руки были согнуты в локтях и активно содействовали передвижению, на полное выпрямление ног при отталкивании. Подвижные игры: «День и ночь» (по зрительному сигналу), «Вызов», «Вызов номеров», «Попробуй унеси».
Подготовительные упражнения. По своему воздействию подготовительные упражнения подразделяются на упражнения, способствующие развитию быстроты двигательной реакции в сочетании с развитием наблюдательности и быстроты ответных действий и упражнения, способствующие развитию скорости передвижения.
Выполнение упражнений первой группы, как правило, осуществляется в ответ на зрительные или слуховые сигналы учителя. Весьма эффективным при этом будет выполнение занимающимися различных заданий, которые могут усложняться по мере овладения простейшими из них.
Следует, однако, придерживаться определенной последовательности (от простого к сложному) изменений как самих упражнений, так и условий их выполнения. Так, например, если в ответ на обусловленные сигналы учителя необходимо изменять направление движения, то его способ и скорость остаются неизменными. При изменении скорости неизменными будут способ и направление движения. По мере усвоения этих упражнений их можно выполнять в сочетании.
Примерные упражнения
1. Бег на короткие отрезки из различных исходных положений:
сидя лицом и спиной к линии старта, лежа на груди и спине, стойки на лопатках. Началом движения служит зрительный сигнал учителя:
бросок мяча, движение руки в сторону, вверх и т. д. Эти же упражнения могут выполняться в шеренгах с интервалом в 1 м. Вариантом упражнений может служить бег в обратном направлении после сигнала на остановку.
2. Бег в максимальном темпе на отрезки 10—20 м, бег «елочкой», «челночный бег». Все упражнения выполняются на скорость.
3. Бег с изменением скорости в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, медленный бег: по сигналу — ускорение, мяч брошен вверх — медленный бег, мяч пойман — остановка, удар мячом в пол — ускорение.
4. Бег с изменением направления в ответ на зрительные и слуховые сигналы. Например, бег в среднем темпе: резкий сигнал — бег в обратном направлении, двойной сигнал — бег по направлению движения, хлопок в ладони — бег влево и т. д.
5. Бег в сочетании с выполнением других действий (упражнений) в ответ на обусловленные сигналы. Например, занимающиеся произвольно располагаются на площадке: протяжный сигнал — медленный бег в произвольном направлении, резкий сигнал — сесть на пол, двойной сигнал — быстро встать и выпрыгнуть вверх. Упражнения видоизменяются и повторяются несколько раз.
6. Соревнование в беге на короткие отрезки. Эстафеты. В эстафеты может включаться бег с изменением направления движения, способа и скорости, а также других действий.
Подводящие упражнения
Упражнения данного раздела предшествуют обучению учащихся основам техники передвижений приставными шагами, остановок шагом, двойным шагом, скачком. Сочетание развития качеств быстроты с выполнением упражнений, близких по своей структуре к передвижению волейболистов в игре, в значительной мере улучшает условия формирования специальных двигательных навыков.
50
Упражнения по технике
Выполнение соревновательных упражнений предшествует изучение стойки волейболиста. Может возникнуть сомнение: какая связь упражнений, направленных на развитие быстроты передвижения, с техникой их выполнения? Самая непосредственная. Одно дело — своевременно «выйти» к летящему мячу и другое — сделать то же в стойке волейболиста, т. е. в таком исходном положении, которое обеспечивает успешное выполнение последующих действий. . Вот почему выполнение типичных передвижений волейболиста в стойке и будет способствовать развитию качеств в сочетании с совершенствованием техники передвижений.
Следует отметить эффективность различных передвижений в сочетании с переносом, бросками и ловлей набивных мячей. Эти упражнения, наряду с развитием скорости передвижения, способствуют развитию и других специальных качеств, что в значительной мере облегчает усвоение заданий с волейбольным мячом.
Важным средством в освоении передвижений являются подвижные игры. Наряду с комплексным воздействием на развитие необходимых качеств они способствуют значительному повышению интереса занимающихся, что на первых этапах овладения волейболом играет решающую роль.
Наиболее эффективными, применительно к данному разделу, являются такие игры, как «Салки» (включая передвижения различными способами), «Невод», «День и ночь», «Подвижная цель», «Охотники и утки», «Эстафета футболистов», Игру «Салки» (как и некоторые другие) можно использовать на различных этапах обучения передвижениям, обусловливая способ передвижения: обычным бегом, приставными шагами в стойке волейболиста.
Обучение передачам мяча
Широкое внедрение в практику волейбола приема мяча снизу (что позволяет избежать многочисленных ошибок) способствовало тому, что передача сверху мячей, летящих с большой скоростью (после подач и нападающих ударов), в настоящее время фактически не применяется. В этой связи и техника передачи мяча сверху претерпела некоторые изменения, основным из которых является повышение места (точки) соприкосновения рук с мячом — вверху над лицом. Это обеспечивает более высокую точность и стабильность передач мяча. Этим изменением и обусловлена методика выполнения специальных упражнений.
Общеразвивающие упражнения
1. Сжимание и разжимание пальцев рук в положении руки вперед, в стороны, вверх.
2. Сжимание теннисного (резинового) мяча.
3. Стоя у стены одновременное и попеременное отталкивание ладонями и пальцами рук.
4. В упоре лежа сгибание и выпрямление рук.
5. Передвижение на руках вправо (влево) по кругу, носки ног на месте.
6. В парах сгибание и выпрямление рук с сопротивлением партнера.
7. Передвижение на руках, ноги удерживает партнер за голеностопные суставы.
8. Ведение баскетбольного мяча, броски баскетбольного (футбольного) мяча в стену двумя руками от груди, попеременно левой, правой.
9. Упор лежа. Одновременное отталкивание руками и ногами вверх. То же, но с хлопком в ладони.
По мере развития силы рук упражнения 4, 5, 7 выполняются в упоре лежа на пальцах.
10. Броски набивного мяча из различных исходных положений:
от груди, из-за головы, снизу-сбоку, за голову.
11. Броски набивного мяча в зонах 6—3—4(2) с последующей сменой мест против часовой стрелки.
Подготовительные упражнения
1. Толчки набивного мяча вперед-вверх из исходного положения вверху над лицом. Толчок выполняется последовательным разгибанием ног и рук. Упражнение может выполняться как индивидуально (в стену), так и с партнером. Первоначально расстояние до стены 1 м, до партнера — 2м. При ловле мяча руки напряжены и не опускаются ниже уровня головы. Скорость полета мяча погашается в основном за счет сгибания ног в коленях и упругого противодействия кистей рук.
2. То же, но с изменением расстояния, траектории и направления. Задача партнера заключается в том, чтобы своевременно переместиться к мячу и поймать его вверху над лицом.
3. То же, но в ответ на зрительные сигналы партнера. Например, левая рука в сторону — толчок влево; правая рука в сторону — толчок вправо; рука вверх — толчок по высокой траектории; отсутствие сигнала — толчок над собой и т. д.
4. В тройках. Средний выполняет толчок за голову.
5. Толчки двумя руками набивного мяча вперед-вверх в прыжке.
6. Передачи набивного мяча на расстояние 20—30 см. Упражнение выполняется индивидуально над собой или в стену. Умение выполнять передачу набивного мяча является показателем достаточного уровня развития специальных физических качеств кистей и пальцев рук.
7. Передачи баскетбольного (футбольного) мяча на расстояние 1 м.
Подводящие упражнения
1. Имитация передачи мяча двумя руками сверху на месте и после передвижения. Упражнение начинается с основной стойки. Внимание акцентируется на следующих основных моментах техники: мяч приближается — выпрямиться и поднять руки вверх; погасить скорость полета мяча — незначительно согнуть руки в локтях и ноги в коленях; передать мяч — потянуться вперед-вверх, выпрямляя ноги и руки; принять исходное положение.
2. Обучение расположению кистей и пальцев рук на мяче. Мяч на полу. Кисти рук располагаются таким образом, чтобы большие пальцы были направлены друг к другу, указательные — под углом друг к другу, а все остальные обхватывают мяч сбоку-снизу. Мяч поднимается с пола в исходное положение над лицом. Упражнение повторяется 3—4 раза.
3. Передачи мяча вперед-вверх, подвешенного на шнуре. Внимание уделяется согласованию движений ног, туловища и рук.
4. Передачи мяча вперед-вверх после собственного набрасывания. Партнер ловит мяч вверху над лицом и после подброса над собой на расстояние 1 м выполняет передачу. В этом упражнении важно добиваться плавности движений рук до полного их выпрямления.
5. То же, но мяч набрасывает партнер. Вначале броски выполняются точно по определенной траектории, затем траектория и направление незначительно изменяются. Данное упражнение имеет решающее значение в усвоении техники передачи. Поэтому необходимо добиться правильного соблюдения ее основных моментов: своевременного передвижения к мячу с касанием его вверху над лицом; синхронного и плавного выпрямления ног, туловища, рук.
6. Передача мяча в стену. Использование этого весьма эффективного упражнения возможно только в том случае, если учащиеся усвоили в целом технику передачи. Это объясняется значительным усложнением условной передачи — сокращением пространственно-временных параметров полета мяча. Поначалу не следует использовать мишени на стене. Стремление к точности на данном этапе отрицательно скажется на технике передачи. Если учащемуся не удается серийное выполнение передач, необходимо упростить условия — выполнять передачи после бросков и отскока мяча от стены. Расстояние до стены 2 м, высота передач 2,5—3 м. К передачам мяча в стену (в мишень на стене) следует периодически возвращаться как к эффективному средству совершенствования техники и меткости передач (см. рис. 39).
Упражнения по технике
При выполнении соревновательных упражнений необходимо строго придерживаться принципа последовательности от простого к сложному: на месте, после передвижения, в структуре игровых взаимодействий, в игре.
1. В парах. Передачи между партнерами на расстояние 3 м по средней траектории. Основные требования по технике выполнения остаются те же, что и в подводящем упражнении 5.
2. Передачи над собой — передачи партнеру. Высота передач
над собой 1—1,5 м.
3. Передачи через сетку. Расстояние между партнерами 2 — З м.
4. Передачи с изменениями расстояния, траектории и направления.
5. Передачи между встречными колоннами. Расстояние между направляющими в колоннах 2—3 м. После передачи учащийся становится в конец своей колонны.
6. То же, но после передачи учащийся переходит во встречную колонну.
7. «Точно водящему». Учащиеся стоят по кругу, в середине которого 1—3 водящих. Перемещаясь приставными шагами, необходимо остановиться и точно передать (возвратить передачей) мяч водящему.
8. Передачи в сочетании с умением вести наблюдение: передача над собой в .движении, ориентируясь по линиям площадки;
передача партнеру, меняющему место расположения; передача в ответ на действия партнера; на присед — передача над собой; на движение правой руки в сторону — передача вправо; поднимание руки вверх — передача по высокой траектории и т. д.
9. Передачи назад за голову. Учащиеся располагаются в тройках на одной линии на расстоянии 2—3 м. Крайний передает мяч среднему, который в свою очередь передает его за голову, после чего поворачивается лицом для получения мяча и снова передает его крайнему за голову. По сигналу учителя средние меняются.
10. Передачи назад за голову в парах. После передачи над собой на высоту 1—1,5 м учащийся поворачивается на 180° и выполняет передачу стоя спиной к партнеру.
11. «Мяч в воздухе». Учащиеся в двух колоннах по 4—5 человек (команд) располагаются по обе стороны сетки на расстоянии 2 м. Передача выполняется через сетку стоящему впереди колонны. Побеждает команда, допустившая меньше падений мяча.
12. Передачи с использованием переносных колец (см. рис. 40).
13. Передачи в прыжке. Расстояние между учащимися 3 м. То же, но через сетку.
14. Передачи в тройках. Учащиеся располагаются по направлению передач в игре: 6—3—4 (2). То же, но в колоннах по 3—4 человека. Вначале, после выполнения передач, учащиеся переходят в конец своих колонн, а затем в противоположную. То же, но учащийся зоны 3 располагается боком к игроку зоны 6.
15. Передача в колоннах через сетку (рис. 31 на с. 60). По мере усвоения упражнения передачи через сетку можно выполнять в прыжке (из одной колонны, затем из обеих).
16. Соревнование в передачах (подготовительная игра в волейбол). Две команды учащихся располагаются по зонам площадок, как при игре в волейбол. Мяч вводится в игру передачей игрока зоны 6 одной из команд и разыгрывается на три касания. Команда, выигравшая право на подачу, меняется зонами площадки. Хороший эффект данное упражнение оказывает при наличии нескольких уменьшенных площадок с составом команд 4Х4. Близкие к сетке мячи можно передавать через сетку в прыжке или отбивать кулаком.
Обучение приему мяча
Прием снизу двумя руками
Общеразвивающие упражнения
1. В исходном положении руки вперед, движения прямыми руками в горизонтальном (скрестно) и вертикальном направлении.
2. В парах. Поднимание прямых рук вперед-вверх, в стороны-
вверх с сопротивлением партнера.
3. С резиновым амортизатором. Стоя на амортизаторе, захватить кистями его концы. Поднимание прямых рук в стороны-вверх, вперед-вверх.
Подготовительные упражнения
1. Броски набивного мяча двумя руками снизу вперед-вверх, стоя на месте и в выпаде вперед. То же, но сбоку вперед-вверх, в выпаде вперед-в стороны. Руки прямые. Следить за согласованным
движением ног, туловища и рук.
2. То же, но после передвижения шагом, бегом; после остановок двойным шагом, скачком. При большом количестве учащихся броски набивного мяча следует выполнять шеренгами в стену.
Подводящие упражнения
1. Обучение положению кистей и предплечий рук. Принятие исходного положения для приема мяча на зрительные сигналы учителя.
2. Имитация приема мяча стоя на месте; с выпадом вперед и в
стороны; после передвижения шагом, бегом; остановок шагом, скачком.
3. То же, но в ответ на обусловленные сигналы. Во всех упражнениях главное внимание обращается на движения прямыми руками и их согласование с движением ног и туловища.
4. Прием подвесного мяча. Мяч подвешивается на уровне пояса. Вначале прием выполняется стоя на месте, затем с выпадом и после передвижения изученными способами.
5. Прием мяча, наброшенного партнером. Вначале принимающий находится в исходном положении для приема снизу, затем в основной стойке волейболиста. Мяч принимается на уровне пояса. Правильным будет отскок мяча под прямым углом при незначительных вращениях.
6. То же, но с изменением направления, с «недобросом» мяча принимающему. Основное внимание обращается на своевременное передвижение к мячу и отбивание его прямыми руками. То же, но через сетку с расстояния 3 м.
7. Серийные приемы мяча над собой после собственного набрасывания. Руки, расположенные параллельно полу, выполняют пружинящие движения вверх синхронно работе ног. Высота отбивания мяча 1—2 м.
8. Приемы мяча в стену. Данное упражнение наиболее эффек-
тивно, однако его можно использовать лишь после того, как учащиеся усвоят в целом основы техники приема.
9. Прием мяча от нижней прямой подачи с укороченного к сетке расстояния в зонах передней (4, 3, 2) и задней (6, 5, 1) линии площадки.
Упражнения по технике
Основу упражнений этого раздела составляет прием мяча от подачи и атакующих ударов. На первом же этапе к этому будут полезными следующие упражнения:
1. В парах. Прием мяча после передач партнера стоя на месте и после передвижений в разных направлениях.
2. Чередование передач и приема мяча в зависимости от траектории его полета. С этой целью партнер меняет траекторию.
3. Обоюдный прием мяча через сетку на различном расстоянии, с разной траекторией.
4. Прием мяча над собой и за голову после быстрых передвижений. Партнеры стоят в затылок друг к другу. У стоящего сзади мяч. Задний передачей сверху направляет мяч вперед-вверх. Второй, увидев мяч, быстро передвигается вперед и принимает его над собой или за голову. После трех-четырех повторений партнеры меняются ролями.
5. Прием мяча, отскочившего от сетки. Вначале мяч игрок принимает от нижней части сетки, стоя боком у сетки, затем от средней и верхней. То же, но после передвижения к ней.
6. В тройках. Учащиеся располагаются в зонах 6—3—4(2). Игрок зоны 4 направляет мяч передачей в зону 6, откуда следует прием мяча в зону 3. Игрок зоны 3 передачей адресует мяч в зону 4 или 2. После четырех-пяти повторений игроки меняются местами.
7—8. То же, что в упражнениях 15 и 16 из раздела «Обучение передачам», с той лишь разницей, что в зону 3 мяч направляется приемом снизу.
9. Прием нижней прямой подачи в разных зонах.
10. То же, но от верхних подач на силу и без вращения. При переходе к обучению приему подач следует учитывать, что навык приема подачи формируется гораздо успешнее, если вначале применять нижнюю прямую подачу. Во-первых, траектория и скорость полета мяча создают благоприятные условия для приема мяча. Во-вторых, учащиеся уже на первых занятиях прочно овладевают навыками нижней подачи и делают при этом мало ошибок (потерь подачи). В-третьих, нижней подачей мяч можно послать достаточно точно, что в упражнениях по приему подачи имеет особое значение. Многие учителя торопятся обучить верхней прямой подаче, так как она более эффективная и именно этот способ является основным для волейболистов в соревнованиях. Объяснение дают простое:
дескать, зачем тратить время на нижнюю подачу, все равно она не нужна. Это глубокое заблуждение становится одной из причин того, что прием подачи — слабое звено не только у юных волейболистов, но и в командах мастеров, и даже в сборных командах страны.
Когда школьники играют в волейбол, сплошь и рядом можно увидеть такую довольно унылую картину. Пытаясь подать сильно, игроки часто допускают ошибки (мяч летит за пределы площадки или попадает в сетку). Если же мяч попадает в пределы площадки соперников, то его никто не может принять. От такой игры пользы мало. Когда же применяется подача нижняя прямая (именно прямая, а не боковая), то совсем другая картина: ошибок при подаче почти нет, а прием осуществляется довольно уверенно. Поэтому, проводя соревнования по волейболу в школе для начинающих, можно в положении о соревнованиях обусловить, что применяется только нижняя прямая подача.
Прием одной рукой в падении перекатом в сторону на бедро и спину