Ритуальная часть

1. Пролог. «Вся страна приветствует гостей!»

Обычно на всех подобных представлениях участники входят на пустое (если не считать линейных) поле стадиона. Нам это казалось неверным, и мы решили поставить небольшой теат­рализованный пролог, предваряющий выход делегаций.

Звучат куранты Кремля. Под маршевую песню о нашей Ро­дине на поле стадиона выходят спортсмены с алыми стягами, с лентами, с деталями реквизита. Серия перестроений — и вот перед нами карта Советского Союза. Спортсмены в белых ко­стюмах, присев, образовали контур страны. В тех местах, где нашу территорию омывают моря и океаны, плещутся голубые волны (ленты), на сухопутных границах стоят полосатые стол­бы с надписью «СССР» и рядом — пограничники, на самой тер­ритории страны колосятся хлеба (желтые платки у девушек) и шелестят листвой деревья (зеленые шарфы). Клумбами алых стягов обозначена Москва и столицы союзных республик. По всей территории страны идет работа (пантомима): добывают нефть (лента черного шелка — струя нефти, бьющая из скважи­ны), тянут ЛЭП (люди-мачты), варят сталь (красные вымпе­лы — пламя), строят дома... Все это происходит одновременно 3—5 минут под ритмичную бодрую музыку. На фоновой трибу­не в это время — картины жизни молодежи нашей страны, на электротабло — короткие киносюжеты об ударных стройках. За это время на лестничных сходах стадиона выстраиваются фанфаристы. Звучит музыкальный сигнал. Окончилась «рабо­та», и жители всех краев и областей СССР выходят встречать дорогих гостей. Предлагается создать шесть больших театра­лизованных групп, объединенных по территориально-этнографи­ческому признаку и резко отличающихся друг от друга костю­мами, музыкой, танцами и т. п.: представители народов Сибири, Севера и Дальнего Востока; Средней Азии; Кавказа; Украины и Молдавии; Белоруссии и Прибалтики; Центральной части РСФСР. Итого шесть групп, шесть приветствий. Каждое при­ветствие— это короткий массовый танец и символическое под­ношение дорогим гостям даров своего края. Это может быть хлеб (каравай, паляница, чурек, лаваш, узбекские лепешки и т. п. — все это на соответствующих национальных подносах, рушниках, платках и т. п.). А может быть, это разные плоды земли: сноп пшеницы и куст хлопчатника, виноградная лоза и корзина фруктов, гирлянда цветов и ветви деревьев. Наконец, могут быть и готовые продукты, которыми по традиции встре­чают в разных местах нашей страны дорогих гостей: хлеб-соль и рог с вином, кувшин шербета и блюдо с пловом, ваза с фрук­тами и самовар с чаем... Так или иначе, но в финале танца вдоль беговой дорожки стадиона стоят представители нашей страны, от души приветствующие дорогих гостей. (Они же по­том будут преподносить участникам цветы.) А спортсмены, изо­бражавшие «живую» карту, стали линейными на поле. Пролог рассчитан на 10 минут.

2. Шествие делегаций. «Когда собирается юность планеты»

Выход делегаций, как мы уже писали, хотя и является идей­ной и тематической основой ритуала, по форме, как правило, однообразен и быстро утомляет зрителя. На наш взгляд, следу­ет, во-первых, ограничить численность делегатов, выходящих на стадион (что, кстати сказать, морально уравняет представи­тельство крупных и мелких стран и организаций). От каждой страны или от общественно-молодежной организации должно быть не более 20 человек. Таким образом, общее число предста­вителей, стоящих на поле в конце парада, не превысит 3000. Во-вторых, предлагается не выход, а выезд делегаций. Для каждой страны (или организации) заранее готовится декориро­ванная платформа, которую везет электрокар. И платформа, и кар оформляются художниками в стиле и духе данной страны (пальмы или березы, вулканы или море, гербы и флаги, сим­волы и этнографические детали, национальные орнаменты и узнаваемые архитектурные силуэты). Спереди и по бортам — название страны или организации (русским и латинским шриф­том), на электрокаре в специальной подставке укреплен флаг. На такой платформе-карросе участники могут петь и танцевать, играть на народных музыкальных инструментах и приветство­вать зрителей. То есть вместо спортивного марша с равнением поколонно и в шеренгах предлагается яркая праздничная ка­валькада, где каждая платформа — маленькая эстрада, театр, трибуна. На фоновой трибуне и па электротабло в это время появляются название страны и приветственные лозунги, кон­турная карта страны, ее герб и флаг, целые картины (на таб­ло— короткие видеофильмы) из жизни молодежи этой страны. Одновременно с объявлением по радио на флагштоке, укреп­ленном на козырьке стадиона, справа и слева от чаши подни­мается флаг данной страны. В финале над фоновой трибуной должны развеваться флаги всех 158 стран и организаций, при­бывших на фестиваль.

Каждая платформа, обогнув три четверти стадиона, останав­ливается у фоновой трибуны. Делегаты сходят на поле стадио­на и идут на отведенное место. (Электрокар останавливается против соответствующей отметки, а спортсмены-линейпые регу­лируют передвижение делегатов по полю.) Участники пролога в национальных костюмах народов СССР преподносят делега­там цветы, постепенно уступая им территорию поля и заполняя освободившиеся беговые дорожки. В конце парада поле ста­диона заполнено делегатами, а вокруг них живым ковром рас­полагаются актеры в национальных костюмах советских рес­публик.

Эпизод должен длиться не более 20 минут.

3. Торжественное открытие фестиваля. «Пламя юных сердец»

Традиционный набор ритуальных элементов предусматрива­ет обязательный подъем флага фестиваля и зажигание фести­вального огня. Естественно, появляются вопросы: откуда берут­ся флаг и факел? Кто их должен нести? Нигде эти положения не регламентированы, каждый сценарист и режиссер решают их по-своему. Мы предлагаем такие решения:

а) Флаг

Флаг выносят на поле представители страны — хозяйки пре­дыдущего, XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване — молодые кубинцы. В это время звучат мелодии XI фестиваля, на фоновой трибуне — его эмблема, флаг Кубы, вид Гаваны, на табло — видеофильм об XI фестивале и т.п. В центре поля флаг принимают представители организаций — основателей фестивального движения (ВФДМ, МСС и др.), а также представители Международного подготовительного ко­митета (их фамилии и статус объявляются по радио). И уже за­тем флаг вручается представителям советской молодежи (всех 15 союзных республик — в своих национальных костюмах). Его, растянув за концы, ритуально проносят по боковой дорожке (звучит специально написанная торжественная музыка) и за­тем поднимают на флагштоке.

Ритуал длится не более 5 минут.

б) Факел

Стал уже традиционным — прием, когда на дорожку стадио­на выбегает спортсмен с факелом, совершает круг, затем бежит наверх и зажигает огонь в чаше. Нам кажется, что прием пере­дачи факела из рук в руки (что обычно происходит на трассе олимпийского огня, но чего присутствующие на стадионе, к со­жалению, никогда не видят) гораздо более эффектен и символичен. Допустим, на стадионе этот факел могли бы переда­вать друг другу участники предыдущих одиннадцати фестивалей. Первым его получает участник фестиваля 1947 года в Пра­ге, передает следующему и т. д. Это будут люди в возрасте от 55 лет и затем все моложе и моложе. В такой символической передаче была бы отражена и преемственность поколений, и преемственность фестивального движения. Последним получает флаг самый юный участник фестиваля (можно двое — школьник и школьница, пионеры), который и зажигает огонь в чаше.

Но прежде всего факел надо где-то зажечь и доставить его на стадион. Вот здесь можно было бы отразить тему 40-летия Победы, тему памяти павших, тему наследия подвига. Предла­гается сделать «звездную эстафету» фестивального огня. В сто­лицах стран, освобожденных от ига фашизма (Варшава, Прага, София, Берлин, Будапешт, Бухарест, Белград, Вена, Афины, Париж, Осло, Копенгаген и др.), а также в столицах стран антигитлеровской коалиции (Москва, Вашингтон, Лондон) и во всех городах-героях СССР в один и тот же день зажигают фа­келы от Вечного огня на могилах Неизвестного солдата. Эти факелы летят или едут в Советский Союз, где их принимают советские юноши и девушки и затем сами (или вместе с моло­дыми представителями той страны, где зажжен факел) несут их в Москву. Звездная эстафета должна быть спланирована так, чтобы все факелы прибыли в Москву утром 27 июля, то есть в день открытия фестиваля. Естественно, у каждой могилы при зажжении факела состоится траурный митинг, посвященный па­мяти павших; по всем трассам движения факелов и в местах остановок будет идти кампания за антифашистскую солидар­ность, за мир, против угрозы третьей мировой войны, за дружбу молодежи всех стран.

Факелы появляются на стадионе одновременно со всех сто­рон. Диктор представляет факелы, рассказывает о том, где и как они были зажжены, о том, по каким странам и городам дви­гались к стадиону. (В это время на фоновой трибуне — карта мира с трассами движения, по которым «бегут» фигурки лю­дей, а на табло — короткие видеосюжеты о том, как зажигали факелы и как их несли по странам и континентам.) Все факе­лоносцы сходятся в центре поля, опускаются на одно колено, и от пламени их факелов зажигается факел фестиваля, после чего его и передают из рук в руки, о чем мы уже писали.

Этот ритуал также не превышает 5 минут.

Затем идет официальное открытие фестиваля: выступления, речи, гимны и т. д. Все это — не более 10 минут.

После официального открытия члены делегаций, стоявшие на поле, прямо с поля поднимаются на трибуны, на отведенные им места (линейные направляют движение, на рядах и секторах установлены таблички с названиями стран и делегаций). Пока это происходит, в центре поля идут перестроения спортсменов со стягами пяти фестивальных цветов. На этих стягах может быть еще какая-то дополнительная символика. Допустим: на красных стягах — значок ВЛКСМ, на голубых — белый голубь, на желтых — красная гвоздика, на зеленых — золотые колосья или оливковые ветви, на белых — фестивальная «ромашка». Па­рад спортсменов со стягами перекрывает уход делегатов и слу­жит переходом к театрализованной части представления.

Расход и перестроения будут идти примерно 5 минут.

Вся ритуальная часть открытия должна длиться 50—60 минут.

Наши рекомендации