Ритуальная часть
1. Пролог. «Вся страна приветствует гостей!»
Обычно на всех подобных представлениях участники входят на пустое (если не считать линейных) поле стадиона. Нам это казалось неверным, и мы решили поставить небольшой театрализованный пролог, предваряющий выход делегаций.
Звучат куранты Кремля. Под маршевую песню о нашей Родине на поле стадиона выходят спортсмены с алыми стягами, с лентами, с деталями реквизита. Серия перестроений — и вот перед нами карта Советского Союза. Спортсмены в белых костюмах, присев, образовали контур страны. В тех местах, где нашу территорию омывают моря и океаны, плещутся голубые волны (ленты), на сухопутных границах стоят полосатые столбы с надписью «СССР» и рядом — пограничники, на самой территории страны колосятся хлеба (желтые платки у девушек) и шелестят листвой деревья (зеленые шарфы). Клумбами алых стягов обозначена Москва и столицы союзных республик. По всей территории страны идет работа (пантомима): добывают нефть (лента черного шелка — струя нефти, бьющая из скважины), тянут ЛЭП (люди-мачты), варят сталь (красные вымпелы — пламя), строят дома... Все это происходит одновременно 3—5 минут под ритмичную бодрую музыку. На фоновой трибуне в это время — картины жизни молодежи нашей страны, на электротабло — короткие киносюжеты об ударных стройках. За это время на лестничных сходах стадиона выстраиваются фанфаристы. Звучит музыкальный сигнал. Окончилась «работа», и жители всех краев и областей СССР выходят встречать дорогих гостей. Предлагается создать шесть больших театрализованных групп, объединенных по территориально-этнографическому признаку и резко отличающихся друг от друга костюмами, музыкой, танцами и т. п.: представители народов Сибири, Севера и Дальнего Востока; Средней Азии; Кавказа; Украины и Молдавии; Белоруссии и Прибалтики; Центральной части РСФСР. Итого шесть групп, шесть приветствий. Каждое приветствие— это короткий массовый танец и символическое подношение дорогим гостям даров своего края. Это может быть хлеб (каравай, паляница, чурек, лаваш, узбекские лепешки и т. п. — все это на соответствующих национальных подносах, рушниках, платках и т. п.). А может быть, это разные плоды земли: сноп пшеницы и куст хлопчатника, виноградная лоза и корзина фруктов, гирлянда цветов и ветви деревьев. Наконец, могут быть и готовые продукты, которыми по традиции встречают в разных местах нашей страны дорогих гостей: хлеб-соль и рог с вином, кувшин шербета и блюдо с пловом, ваза с фруктами и самовар с чаем... Так или иначе, но в финале танца вдоль беговой дорожки стадиона стоят представители нашей страны, от души приветствующие дорогих гостей. (Они же потом будут преподносить участникам цветы.) А спортсмены, изображавшие «живую» карту, стали линейными на поле. Пролог рассчитан на 10 минут.
2. Шествие делегаций. «Когда собирается юность планеты»
Выход делегаций, как мы уже писали, хотя и является идейной и тематической основой ритуала, по форме, как правило, однообразен и быстро утомляет зрителя. На наш взгляд, следует, во-первых, ограничить численность делегатов, выходящих на стадион (что, кстати сказать, морально уравняет представительство крупных и мелких стран и организаций). От каждой страны или от общественно-молодежной организации должно быть не более 20 человек. Таким образом, общее число представителей, стоящих на поле в конце парада, не превысит 3000. Во-вторых, предлагается не выход, а выезд делегаций. Для каждой страны (или организации) заранее готовится декорированная платформа, которую везет электрокар. И платформа, и кар оформляются художниками в стиле и духе данной страны (пальмы или березы, вулканы или море, гербы и флаги, символы и этнографические детали, национальные орнаменты и узнаваемые архитектурные силуэты). Спереди и по бортам — название страны или организации (русским и латинским шрифтом), на электрокаре в специальной подставке укреплен флаг. На такой платформе-карросе участники могут петь и танцевать, играть на народных музыкальных инструментах и приветствовать зрителей. То есть вместо спортивного марша с равнением поколонно и в шеренгах предлагается яркая праздничная кавалькада, где каждая платформа — маленькая эстрада, театр, трибуна. На фоновой трибуне и па электротабло в это время появляются название страны и приветственные лозунги, контурная карта страны, ее герб и флаг, целые картины (на табло— короткие видеофильмы) из жизни молодежи этой страны. Одновременно с объявлением по радио на флагштоке, укрепленном на козырьке стадиона, справа и слева от чаши поднимается флаг данной страны. В финале над фоновой трибуной должны развеваться флаги всех 158 стран и организаций, прибывших на фестиваль.
Каждая платформа, обогнув три четверти стадиона, останавливается у фоновой трибуны. Делегаты сходят на поле стадиона и идут на отведенное место. (Электрокар останавливается против соответствующей отметки, а спортсмены-линейпые регулируют передвижение делегатов по полю.) Участники пролога в национальных костюмах народов СССР преподносят делегатам цветы, постепенно уступая им территорию поля и заполняя освободившиеся беговые дорожки. В конце парада поле стадиона заполнено делегатами, а вокруг них живым ковром располагаются актеры в национальных костюмах советских республик.
Эпизод должен длиться не более 20 минут.
3. Торжественное открытие фестиваля. «Пламя юных сердец»
Традиционный набор ритуальных элементов предусматривает обязательный подъем флага фестиваля и зажигание фестивального огня. Естественно, появляются вопросы: откуда берутся флаг и факел? Кто их должен нести? Нигде эти положения не регламентированы, каждый сценарист и режиссер решают их по-своему. Мы предлагаем такие решения:
а) Флаг
Флаг выносят на поле представители страны — хозяйки предыдущего, XI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Гаване — молодые кубинцы. В это время звучат мелодии XI фестиваля, на фоновой трибуне — его эмблема, флаг Кубы, вид Гаваны, на табло — видеофильм об XI фестивале и т.п. В центре поля флаг принимают представители организаций — основателей фестивального движения (ВФДМ, МСС и др.), а также представители Международного подготовительного комитета (их фамилии и статус объявляются по радио). И уже затем флаг вручается представителям советской молодежи (всех 15 союзных республик — в своих национальных костюмах). Его, растянув за концы, ритуально проносят по боковой дорожке (звучит специально написанная торжественная музыка) и затем поднимают на флагштоке.
Ритуал длится не более 5 минут.
б) Факел
Стал уже традиционным — прием, когда на дорожку стадиона выбегает спортсмен с факелом, совершает круг, затем бежит наверх и зажигает огонь в чаше. Нам кажется, что прием передачи факела из рук в руки (что обычно происходит на трассе олимпийского огня, но чего присутствующие на стадионе, к сожалению, никогда не видят) гораздо более эффектен и символичен. Допустим, на стадионе этот факел могли бы передавать друг другу участники предыдущих одиннадцати фестивалей. Первым его получает участник фестиваля 1947 года в Праге, передает следующему и т. д. Это будут люди в возрасте от 55 лет и затем все моложе и моложе. В такой символической передаче была бы отражена и преемственность поколений, и преемственность фестивального движения. Последним получает флаг самый юный участник фестиваля (можно двое — школьник и школьница, пионеры), который и зажигает огонь в чаше.
Но прежде всего факел надо где-то зажечь и доставить его на стадион. Вот здесь можно было бы отразить тему 40-летия Победы, тему памяти павших, тему наследия подвига. Предлагается сделать «звездную эстафету» фестивального огня. В столицах стран, освобожденных от ига фашизма (Варшава, Прага, София, Берлин, Будапешт, Бухарест, Белград, Вена, Афины, Париж, Осло, Копенгаген и др.), а также в столицах стран антигитлеровской коалиции (Москва, Вашингтон, Лондон) и во всех городах-героях СССР в один и тот же день зажигают факелы от Вечного огня на могилах Неизвестного солдата. Эти факелы летят или едут в Советский Союз, где их принимают советские юноши и девушки и затем сами (или вместе с молодыми представителями той страны, где зажжен факел) несут их в Москву. Звездная эстафета должна быть спланирована так, чтобы все факелы прибыли в Москву утром 27 июля, то есть в день открытия фестиваля. Естественно, у каждой могилы при зажжении факела состоится траурный митинг, посвященный памяти павших; по всем трассам движения факелов и в местах остановок будет идти кампания за антифашистскую солидарность, за мир, против угрозы третьей мировой войны, за дружбу молодежи всех стран.
Факелы появляются на стадионе одновременно со всех сторон. Диктор представляет факелы, рассказывает о том, где и как они были зажжены, о том, по каким странам и городам двигались к стадиону. (В это время на фоновой трибуне — карта мира с трассами движения, по которым «бегут» фигурки людей, а на табло — короткие видеосюжеты о том, как зажигали факелы и как их несли по странам и континентам.) Все факелоносцы сходятся в центре поля, опускаются на одно колено, и от пламени их факелов зажигается факел фестиваля, после чего его и передают из рук в руки, о чем мы уже писали.
Этот ритуал также не превышает 5 минут.
Затем идет официальное открытие фестиваля: выступления, речи, гимны и т. д. Все это — не более 10 минут.
После официального открытия члены делегаций, стоявшие на поле, прямо с поля поднимаются на трибуны, на отведенные им места (линейные направляют движение, на рядах и секторах установлены таблички с названиями стран и делегаций). Пока это происходит, в центре поля идут перестроения спортсменов со стягами пяти фестивальных цветов. На этих стягах может быть еще какая-то дополнительная символика. Допустим: на красных стягах — значок ВЛКСМ, на голубых — белый голубь, на желтых — красная гвоздика, на зеленых — золотые колосья или оливковые ветви, на белых — фестивальная «ромашка». Парад спортсменов со стягами перекрывает уход делегатов и служит переходом к театрализованной части представления.
Расход и перестроения будут идти примерно 5 минут.
Вся ритуальная часть открытия должна длиться 50—60 минут.