Методика обучения одновременному одношажному ходу

Одновременный одношажный ход является одним из основных, наиболее часто применяемых при передвижении на лыжах, так как позволяет развить высокую скорость скольжения - до 8 м/с. Чаще всего ход используется на равнине при хорошем скольжении и при твердой опоре для палок. С ухудшением условий скольжения его можно применять на пологих спусках. При отличном скольжении высококвалифицированные лыжники могут проходить начало по­логих подъемов (при переходе на высокой скорости от равнины в подъем), используя этот ход. Цикл одновременного хода состоит из одного скользящего шага и одновременного толчка палками с по­следующим скольжением на обеих лыжах.

Различают два варианта одновременного одношажного хода. Отличие связано с изменением согласованности в работе рук и ног. Основной вариант - руки выносят палки вперед до начала толчка ногой, толчок руками начинается сразу после окончания отталкивания ногой (два толчка следуют непрерывно один за дру­гим). Стартовый вариант - одновременно с толчком ногой палки выносятся вперед, а отталкивание палками выполняется после небольшого проката на одной лыже. Основной вариант более экономичен (общее время цикла примерно на 0,4 с больше, чем в скоростном), так как частота движений ниже. Естественно, что скорость скольжения в основном варианте чуть меньше, чем в скоростном (на 1-2 м/с).

Основной вариант выполняется следующим образом (рис. 11):

1. После окончания толчка руками лыжник скользит на лыжах.

2. Медленно выпрямляясь, выводит палки вперед.

3. Предварительно перенеся вес тела на левую ногу, лыжник выполняет толчок левой ногой одновременно с постановкой па­лок на снег.

4. В момент окончания толчка ногой начинается отталкивание руками, которое выполняется так же, как и в других одновремен­ных ходах.

5-6. Лыжник скользит на правой лыже, продолжая толчок ру­ками. Левая нога активным маховым движением выносится вперед и приставляется к опорной в момент окончания толчка руками.

7. Толчок руками закончен, лыжник скользит на двух лыжах.

Цикл движений повторяется.

Изучение этого хода начинается целостным методом по обще­принятой методике (рассказ - показ - объяснение). Кроме этого,


Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru

Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru



Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Рис. 11. Одновременный одношажный ход (основной вариант)

целесообразно имитировать движение в цикле хода без палок -это позволит ученикам освоить ритм движений хода. Затем обу­чение продолжается при передвижении по учебному кругу.

В обучении этому ходу встречаются некоторые специфические трудности, заключающиеся в согласованности работы рук и ног. Овладеть согласованностью движений помогает выполнение хода под команды преподавателя «Вынос!» (палок), «Шаг!», «Толчок!» Можно проводить обучение под счет: на «раз» - палки выносятся кольцами вперед; на «два» - шаг с толчком другой ногой и с од­новременной постановкой палок на снег; на «три» - толчок пал­ками и приставление ноги. Следует напомнить ученикам извест­ное методическое правило при выполнении данного хода: не на­чинать толчок ногой, пока палки не займут положение кольцами вперед. После освоения общей схемы движения переходят к со­вершенствованию хода в целом - усилению отталкиваний ногами и руками, удлинению скользящего шага и т.д.

Одновременный одношажный ход предъявляет довольно вы­сокие требования к силе мышц плечевого пояса, поэтому изучение его также необходимо вести в облегченных условиях (под поло­гий уклон, при хорошем скольжении и твердой опоре для палок). У школьников при выполнении этого хода встречаются следую­щие ошибки: преждевременный толчок руками, начало цикла шагом с одной и той же ноги, а также все ошибки, присущие од­новременному отталкиванию палками, аналогичные одновре­менному бесшажному ходу.

Рис. 12. Одновременный одношажный ход (скоростной вариант)

Вторым вариантом одновременного одношажного хода явля­ется «скоростной» (рис. 12). Цикл движения начинается с оттал­кивания ногой и одновременного выноса палок вперед, затем сле­дует прокат на опорной ноге. После небольшой паузы (проката) выполняется толчок руками с одновременным приставлением маховой ноги, далее следует более длительный второй прокат. Этот вариант позволяет быстро набрать скорость, он часто при­меняется при старте, поэтому его иногда называют еще старто­вым. Ввиду одновременности в работе рук и ног школьники до­вольно легко овладевают координацией этого хода.

Во втором варианте хода очень важно активно («ударом») по­ставить палки на снег и сразу резко увеличить давление на них, что способствует уменьшению давления лыж на снег и увеличе­нию скорости скольжения.

Скоростной вариант одновременного одношажного хода послед­ние годы все шире применяется в соревнованиях по лыжным гонкам. Лыжники, перейдя при необходимости на этот ход, могут значитель­но повысить частоту движений и на коротком отрезке сразу заметно увеличить скорость по сравнению с основным вариантом. В таком случае движения могут даже выполняться с меньшей амплитудой. В этом варианте хода по сравнению с остальными сила отталкивания может повыситься на 20-30 кг, время отталкивания сокращается на 6-8%, скорость скольжения при прокате на двух лыжах больше на 1-2 м/с, а максимум давления на палки после начала отталкива­ния (постановки их на снег) достигается в 4-5 раз быстрее.

Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru Методика обучения одновременному одношажному ходу - student2.ru С целью быстрого освоения скоростного варианта одновре­менного одношажного хода в начале обучения целесообразно проимитировать движения, добиваясь согласованности в работе рук и ног (по времени). Исходное положение для выполнения этого упражнения - положение проката на двух лыжах после окончания толчка палками: на счет «раз» - шаг ногой вперед и одновремен­ный вынос рук с палками вперед (кольца назад); на счет «два» -одновременный толчок палками (обозначение) и приставление толчковой ноги к опорной. После освоения имитации работы рук и ног ученики выполняют на лыжне весь ход в целом в медленном темпе, но слитно. Затем скорость движений увеличивается.

При изучении данного варианта хода необходимо обратить внимание на энергичный маховый вынос рук вперед и постановку палок в снег ударом кольцами к себе (назад). Быстрый маховый вынос рук и выпад другой ногой увеличивают силу отталкивания опорной ногой. Толчку ногой предшествует быстрое и короткое подседание. В любом варианте хода большое значение имеет энергичный маховый вынос толчковой ноги вперед с быстрым торможением ее около опорной.

Наши рекомендации