Класс Билет № 15
1. Охарактеризуйте правильную осанку. Какие упражнения используются для поддержания правильной осанки?
Ещё с древних времён известно, что красота и здоровье человека во многом зависят от его осанки. Различные нарушения осанки отрицательно сказываются на работе сердца и легких, других жизненно важных органов, ухудшают обмен веществ, искажает форму тела.
Осанка – это непринужденная обычная поза человека в различных положениях: стоя, сидя, при ходьбе, во время игр и развлечений, в процессе труда.
Людей с правильной осанкой видно сразу. Голову они держат прямо, у них умеренные изгибы позвоночника, грудь распрямлена, живот подтянут, ноги выпрямлены.
У человека с правильной осанкой фигура выглядит красивой и стройной, а походка лёгкой. Правильная осанка нужна не только для красоты, но и для здоровья. При её нарушении ухудшается функция дыхания, может появиться близорукость, остеохондроз позвоночника и другие заболевания.
Основными средствами формирования правильной осанки являются:
- физические упражнения;
- закаливание;
- самоконтроль учащихся за соблюдением правильной осанки в ходе выполнения различных заданий, игр и т.п.
Очень много времени школьники проводят в школе за партой, а дома – за рабочим столом, готовясь к урокам. Поэтому очень важно, чтобы они сохраняли правильную рабочую позу. При выполнении письменных работ следует сидеть так: предплечья на крышке стола, плечи на одном уровне, голова немного наклонена вперёд, ноги поставлены на пол параллельно, голени под прямым углом к бёдрам. Слушая объяснения учителя или ответы товарищей, уч-ся сидят непринужденно, опираясь на спинку сидения (стула, парты), но при этом правильно и красиво держат голову и туловище.
Основные причины, которые приводят к нарушениям осанки, - это перенесённые болезни, нерациональный режим, пренебрежение физическими упражнениями в школе и в семье, несоответствие мебели (высота парты, стола или стула) росту ребенка, переутомление при длительном сидении, привычка неправильно сидеть, плохое освещение рабочего места, тесная и неудобная одежда, слабое зрение. Часто нарушение осанки сочетается с плоскостопием, которое нередко возникает в результате переутомления и ослабления мышц голени и стопы. Естественно, надо так строить свою жизнь, вести себя, чтобы по возможности исключить все эти причины искажения осанки.
Чтобы выработать правильную осанку, применяют две группы упражнений: общеразвивающие и специальные.
К первой группе относят упражнения, направленные на общее развитие организма, укрепление мышц и связок, опорно – двигательного аппарата, укрепляющие мышц и связок, опорно – двигательного аппарата, укрепляющие мышцы ног, спины, живота, шеи, улучшающие подвижность плечевого пояса и позвоночника. Выполняя общеразвивающие упражнения, человек, как говорят, укрепляет свой мышечный корсет. Для общего физического развития организма полезны упражнения как без предметов, так и с гимнастическими палками, набивными мячами, скакалками, гантелями и т.п.
К группе специальных относят упражнения, целенаправленно способствующие выработке правильной осанки. Некоторые из них довольно просты, и их можно выполнять в домашних условиях.
Формированию навыка правильно держать свое тело помогают упражнения, выполняемые у вертикальной плоскости, с предметами на голове, на равновесие. Чтобы научиться правильно держать голову, следует применять упражнения с удержанием на ней различных предметов (мешочка с песком весом 200-300 г и др.). Эти упражнения развивают статическую выносливость мышц и тем самым способствуют правильному положению головы и тела.
Упражнения на равновесие направлены на развитие способности удерживать позвоночник в правильном положении, что имеет большое значение для правильной осанки.
Для предупреждения сутулости очень полезны упражнения, укрепляющие мышцы плечевого пояса.
Комплекс упражнений для поддержания правильной осанки:
1. И.п. – лёжа на животе, руки вверх. Движения руками, как при плавании способом «брасс», 6 раз;
2. И.п. – лёжа на спине, руки вдоль туловища. Движение ногами, как при плавании способом «кроль», 6-10 раз;
3. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза;
4. И п. – лёжа на животе, кисти под подбородком. Поднять ноги. Держать 3 счета, 4-6 раз.
5. И.п. – лёжа на спине, руки на пояс. Медленно сесть без опоры на руки, медленно лечь, 4-6 раз;
6. И.п. – о.с. Дыхательные упражнения, 2-3 раза;
7. И.п. – стоя ноги врозь в двух шагах от стула. Наклон вперед, хват за спинку стула, сделать «круглую» спину, рывком прогнуться. Держать 3 счета. Вернуться в и.п., 4-5-раз.
2. Каковы основные причины травматизма во время занятий физическими упражнениями и как их избежать?
Основные мероприятия по профилактике травматизма во время занятий физической культурой можно разбить на две группы.
Первая связана с организацией занятий физическими упражнениями, вторая –с функциональной готовностью человека выполнять физические упражнения.
Чтобы избежать травм во время занятий, необходимо правильно организовать эти занятия, Для этого осуществляют следующие профилактические мероприятия:
1. Заниматься физическими упражнениями можно только в специально предназначенных для этого местах. Нельзя заниматься на запыленных площадках, вблизи загрязненных территорий. Специальные физкультурно – спортивные помещения всегда должны быть чистыми и хорошо проветренными. Полы в них после каждого занятия следует протирать влажными тряпками, температура в таких помещениях должна соответствовать гигиеническим требованиям.
2. Крайне важно перед занятиями , на занятиях и после них соблюдать правила личной гигиены.
3. На занятия или соревнования следует приходить с хорошо вымытым телом и ногами. Особенно строгие требования в этом отношении предъявляются при организации занятий спортивными единоборствами и плаванием.
4. В физкультурных залах следует заниматься в трусах и майках. В такой форме наиболее удобно заниматься и на открытом воздухе при благоприятных погодных условиях и температуре не ниже + 17*. В прохладную погоду необходимо надевать спортивный костюм.
5. Спортивная одежда и обувь должны всегда содержаться в чистом и опрятном виде. Их необходимо регулярно, значительно чаще, чем повседневную одежду и обувь, стирать и чистить. Надевать их следует только для проведения занятий физическими упражнениями и участия в соревнованиях. Недопустимо спортивную одежду и обувь использовать в качестве повседневной.
6. Заниматься можно только на исправных спортивных снарядах, спортивном оборудовании, используя исправный спортивный инвентарь. Размер спортивных снарядов, инвентаря, принадлежностей (скакалки, набивные мячи и.др.) а также их вес должны соответствовать росту, возрасту, индивидуальным возможностям занимающихся.
Все занимающиеся должны:
- принимать активное участие в ремонте спортивного инвентаря и оборудования;
- создавать условия для его хранения в чистом, опрятном виде как в школе, так и дома при занятиях физическими упражнениями;
- использовать только исправный инвентарь и оборудование.
Места занятий на спортивной площадке должны быть обустроены (например, в прыжковой яме песок должен хорошо взрыхлён, а гимнастические снаряды обложены гимнастическими матами), на спортивной площадке не должно быть посторонних предметов, а инвентарь и оборудование должны быть правильно расположены.
Во время физкультурных занятий нужно быть предельно собранным, а инвентарь и оборудование должны быть правильно расположены.
Вторая группа профилактических мероприятий, связанных с функциональной готовностью занимающихся выполнять упражнения, включает в себя:
- контроль за функциональным состоянием организма (нельзя выполнять физические упражнения без предварительной общей и специальной разминки, допускать резкое снижение
работоспособности и интенсивное развитие глубокого утомления, ведущего к нарушению координации, снижению показателей силы);
- правильный выбор физических упражнений ( нельзя использовать для развития физических качеств технически плохо освоенные упражнения, выполнять их в незнакомых, нестандартных условиях);
-контроль за правильным выполнением упражнений (не допускается выполнение упражнений при неправильных исходных положениях, например, приземляться в прыжках на прямые ноги, выполнять кувырок без группировки и т.д.);
- освоение новых движений, при этом необходимо соблюдать правила страховки и оказывать занимающимся посильную помощь при выполнении сложных упражнений;
- выполнение основных правил обучения новым движениям (например, по принципу «от простого к сложному»).