Цель, задачи и характерные черты спортивной тренировки

Спортивная тренировка — это составная часть подготовки спортсме­на. Она представляет собой педагогически организованный процесс спортивного совершенствования, направленный на развитие определен­ных качеств, способностей и формирование необходимых знаний, умений и навыков, обусловливающих готовность спортсмена к достижению наи­высших результатов в избранном виде спортивной деятельности.

I лете t-^. опирщрпст ipcnnpupbg — цслр, ощ\аги\, ьрсминю, ццщспие и инициальные принципы ОЧО

Спортивное совершенствование в процессе тренировки предусматри­вает использование целой совокупности тренировочных и внетренировоч-ных факторов, позволяющих направленно воздействовать на развитие спорт­смена и в конечном счете на повышение уровня его работоспособности (тренированности), т.е. приспособленности его организма к конкретной работе.

Целью спортивной тренировки является достижение максимально воз­можного для данного спортсмена уровня подготовленности, обусловлен­ного спецификой соревновательной деятельности и гарантирующего де­монстрацию запланированных спортивных результатов в ответственных соревнованиях.

Для достижения этой цели в процессе тренировки решаются следую­щие основные задачи:

1. Освоение техники и тактики избранной спортивной дисциплины.

2. Развитие физических способностей и повышение возможностей функциональных систем организма, обеспечивающих успешное выпол­нение соревновательного упражнения и достижение планируемых ре­зультатов.

3. Совершенствование психических процессов, функций, морально-этических, эмоционально-волевых, эстетических, интеллектуальных и других психических качеств личности спортсменов, обеспечивающих мак­симальную концентрацию и мобилизацию усилий спортсмена во время тренировок и соревнований.

4. Приобретение теоретических и практических знаний, позволяющих наиболее рационально строить тренировку, управлять ею, обеспечивать тесное содружество спортсмена, тренера, научного работника и врача.

5. Комплексное совершенствование способности к реализации дос­тигнутого уровня подготовленности в ответственных стартах и соревнова­ниях сезона.

Совокупность перечисленных задач определяет содержание спортив­ной тренировки. Каждая группа задач тесно связана с основными видами (сторонами) подготовки спортсмена в процессе тренировки — техничес­кой, тактической, физической, психологической, теоретической (интел­лектуальной) и интегральной. В результате решения этих задач обеспечи­вается соответствующий уровень физической, технической и других видов подготовленности, которые в целом и характеризуют готовность спортсме­на к спортивным достижениям в избранном виде спорта.

Состояние наивысшей готовности спортсмена на определенном этапе спортивного совершенствования (в рамках годичного или многолетнего цикла тренировки) характеризует его спортивную форму. В состоянии спортив­ной формы спортсмен демонстрирует максимальный для себя спортивный результат. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовлен­ностью и состоянием спортивной формы представлена на рис 23.1.

Основные задачи спортивной тренировки детализируются в зависимо­сти от: 1) индивидуальных особенностей спортсменов (пола, возраста, состояния здоровья, квалификации и др.); 2) специфики вида спорта и отдельной спортивной дисциплины; 3) периода, этапа тренировки и це­лого ряда других факторов.

В результате такой детализации определяются конкретные частные задачи спортивной тренировки на отдельное тренировочное занятие, тре-


УТО

г сьвдсл hi. i cu^fm in мсшдгта wiupia

       
  Подготовка спортсмена в процессе тренировки    
  V    
  Подготовленность    
  V    
     
  Г     V     V
физическая     техническая     тактическая
      '         v    
  психологическая     интеллектуальная  
  > Г * Г V Г  
  Спортивная форма    
  V    
  Спортивный результат    
  "    
  Место спортсмена в соревнованиях    
                               

Рис. 23.1. Связь между содержанием спортивной тренировки, подготовленностью и состоянием спортивной формы

яировочный день и более крупные фрагменты тренировочного процесса [месяц, один год, несколько лет и т.п.).

Спортивную тренировку характеризуют некоторые отличительные чер-гы, которые можно определить следующим образом:

— направленность ее на достижение индивидуально возможного выс­шего результата в одном виде спорта или спортивной дисциплине;

— ранняя (своевременная) и углубленная специализация спортсмена в избранном виде спорта или его конкретной дисциплине;

— тщательный отбор спортсменов для систематических занятий тем или иным видом спорта;

— большая продолжительность занятий, необходимая для достижения спортивных максимальных результатов, и относительно ограниченный пе­риод их демонстрации;

— исключительно высокий уровень тренировочных и соревнователь­ных нагрузок, предъявляющих повышенные требования к состоянию здо­ровья спортсменов, его психофизическим возможностям;

— высокая степень индивидуализации процесса подготовки спортсменов;

— необходимость систематического и углубленного комплексного кон-гроля над состоянием спортсмена в процессе тренировочных занятий и соревнований;

— руководящая роль тренера при достаточно высокой самостоятельное-ги и творческом отношении к тренировочному процессу самого спортсмена;

— широкое использование в тренировочном процессе неспецифичес­ких средств и методов подготовки, позволяющих полнее раскрыть функци­ональные резервы организма спортсмена.

цыгы, оонспм, upv-^viiuui иищьпнс fl Ы 1СЦПси1ЬПИС М^ИПЦИИЫ

04/

Наши рекомендации