Психологическая подготовка футболистов

Вводные замечания

Психология – наука о психике, о закономерностях ее проявления и развития. Объект изучения психологии – психические явления. Их с некоторой условностью можно разделить на три группы: психические явления отдельного взятого человека (индивида), психические явления группы людей (малой группы) и массовидные психические явления большой группы людей («толпы») (рисунок 1).

Психологическая подготовка футболистов - student2.ru

Рисунок 1 – Общая классификация психических явлений

Психические явления человека включают психические (познавательные, когнитивные) процессы, психические состояния и психические свойства личности (рисунок 2).

Современный футбол достиг такого уровня развития, когда исход матча в значительной степени может быть определен психологическими факторами. Чем ответственнее соревнование, чем напряженнее борьба на футбольном поле, тем большее значение приобретают уровень психологической подготовленности футболистов.

Психологические факторы имеют значение не только во время соревнований. Достижение высокого уровня физической, технической и тактической подготовленности футболистов теснейшим образом связано с развитием у них психических качеств.

Психические качества футболистов развиваются, прежде всего, в процессе соревновательной деятельности. Однако для их полноценного развития учебно-тренировочный процесс наряду с физической, технической и тактической подготовкой должен включать психологическую подготовку, которая состоит из двух частей: 1) общей психологической подготовки; 2) психологической подготовки к конкретному соревнованию (специальной психологической подготовки)

Основой для определения задач и содержания обеих частей психологической подготовки является изучение психологических особенностей спортивной деятельности. Их знание дает возможность целенаправленно и планомерно воспитывать те психические качества футболистов, которые необходимы для достижения высоких спортивных результатов.

Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru Психологическая подготовка футболистов - student2.ru

Рисунок 2 – Классификация психических явлений человека

Психические (познавательные, когнитивные) процессы

Ощущение

Простейшим психическим процессом является ощущение – отражение в сознании человека отдельных свойств предметов и явлений, возникающее при непосредственном воздействии материальных раздражителей на органы чувств человека. Через ощущения мы получаем начальную информацию для более высоких форм психического отражения: восприятия, представления, мышления.

Ощущения возникают как образы, отражающие отдельные свойства предметов. Можно попросить человека закрыть глаза и коснуться его ладони незнакомым предметом, а потом спросить, что он может сказать о предмете. Если он не узнает, что это такое, то может ответить: «Что-твердое, гладкое холодное» или «Мягкое, теплое, шероховатое». В этих словах выражаются те ощущения, которые испытывает человек.

По ведущему анализатору выделяются следующие ощущения: зрительные, слуховые, осязательные, мышечно-двигательные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статико-кинетические.

Любое двигательное действие сопровождается мышечно-двигательными ощущениями. С помощью этих ощущений человек получает информацию о положении тела в пространстве, о взаимном расположении всех его частей, о движении тела и его частей, о сокращении, растяжении и расслаблении мышц и т.п.

Для футболиста большое значение имеют мышечно-двигательные и зрительные ощущения, которые лежат в основе восприятия движений, пространства, времени и движущегося мяча.

Большое значение имеют также ощущения равновесия. Во время борьбы за мяч футболист часто оказывается в неустойчивом положении, однако он во что бы то не стало должен сохранить равновесие.

Восприятие

Объединить отдельные свойства предметов в целостный образ помогает процесс восприятия. Восприятие – это отражение предметов и явлений в совокупности их свойств и частей при непосредственном воздействии на органы чувств. Восприятие связано с разнообразными ощущениями и протекает одновременно сними, но является не их суммой, а качественно новой ступенью познания, в основе которой интегрально отражаются различные стороны ряда ощущений, дополняемые имеющимися знаниями из прошлого опыта.

Наиболее важная форма восприятия в футболе – «чувство мяча», которое представляет собой комплексное восприятие своих движений с мячом, особенностей мяча. Основную роль в этом психическом процессе играют мышечно-двигательные и зрительные ощущения. Тонкая дифференцировка этих ощущений позволяет футболисту точно и отчетливо воспринимать особенности движениями мяча, его вес, упругость, форму, силу своего удара по мячу.

В связи с различными игровыми функциями полевых игроков и вратарей у них наблюдается специфичность мышечно-двигательных ощущений, входящих в состав специализированного восприятия мяча. У вратаря большое значение имеют ощущения движений рук. Поэтому при ловле мяча руками вратарь, имеющий хорошо развитое «чувство мяча», очень точно согласовывает движения рук, кистей и пальцев с особенностями полета мяча, благодаря чему мяч не выскальзывает из рук. У полевых игроков «чувство мяча» включает в себя тонкую дифференцировку мышечно-двигательных ощущений при движении ног.

Анализаторные системы, имеющие ведущее значение, могут эффективно совершенствоваться средствами физической подготовки. Например, для развития вестибулярной устойчивости можно использовать сложнокоординированные виды упражнений, требующие противодействия неприятным субъективным ощущениям - акробатические и гимнастические упражнения, прыжки на батуте, вращательные движения, резкие изменения скорости бега и т.д. Хороший тренировочный эффект дает также включение упражнений в выполнение технических приемов игры, например, удар по мячу после кувырка, после резкого ускорения. «Чувство мяча» возникает и развивается в результате длительной работы с мячом и систематической тренировки, в процессе которой футболист научается точно координировать свои движения с движениями мяча на основе все более и более тонкого анализа поступающих в кору больших полушарий раздражений возникающих при действиях футболиста с мячом.

Внимание

Вниманием называется направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо объекте.

Внимание не является процессом отражения действительности, как ощущение, восприятие, воображение или мышление; оно представляет собой одну из сторон психической деятельности — ее динамику. Например, можно внимательно обсуждать тактику предстоящего матча, выполнять необходимые упражненияпри разучивании технического приема и т.д.

Внимание повышает эффективность соответствующей психической деятельности. Оно выражается, прежде всего, в более ясном и отчетливом протекании психических процессов и в точном выполнении связанных с ним действий. Например, при наличии внимания процессы мышления, анализа, обобщения протекают быстро и правильно. В действиях, которым сопутствует внимание, движения выполняются аккуратно и четко.

Для футболистов внимание необходимо практически при выполнении любых тренировочных заданий и в процессе игры.

Для тренировки объема внимания полезно во время тренировки ставить такие задачи, для решения которых спортсмену необходимо одновременно воспринять несколько динамических или статических объектов (но не более 8-9).

Развитие интенсивности и устойчивости внимания в определенной степени связано с развитие волевых качеств. Спортсмен должен дисциплинировать себя, приучать, даже в мелочах быть хозяином своих действий.

Для совершенствования распределения и переключения в тренировку необходимо включать различные упражнения с несколькими мячами. Важно также развивать умение выделять наиболее важные объекты и моменты из второстепенных.

Память

Память - это психический процесс отражения и сохранения в сознании прошлого опыта, заключающийся в запоминании, сохранении и воспроизведении различной (зрительной, слуховой, двигательной, эмоциональной и дру­гой) информации. Выделяется также процесс забывания.

Память является основой психической жизни человека, позволяющей ориентироваться в окружающей среде. Память — базовый компонент мышления.

В спорте память имеет первостепенное значение. Перед любым спортсменов стоит задача запоминать сведения, необходимые при формировании профессиональных навыков, умений. Содержанием двигательной памяти являются мышечно-двигательные образы заученных движений (мышечно-двигательные представления формы, величины, скорости, амплитуды движений, их последовательности, темпа, ритма и др.). Данный вид памяти имеет большое значение при запоминании физических упражнений. На основании этого вида памяти формируются практические навыки.

Свойства памяти во многом определяются природными способностями, но в то же время они поддаются тренировке

Основными видами памяти футболистов является двигательная память.

Представления

Под представлением понимается субъективный образ какого-либо предмета или явления, ранее воздействовавшего на органы чувств.

Образы представлений являются как бы вторичными образами предметов или явлений, сохраняемых в памяти. Если восприятие относится к настоящему времени, то представления — к прошлому и возможному будущему. Наиболее тесно образы представления связаны с воспроизведением хранящейся в памяти информации, но выражаются в обобщенном виде и отчасти фрагментарно. Отдельные компоненты представляемого образа могут выпадать.

В спортивной деятельности наибольшее значение имеют мышечно-двигательные представления. Создание у обучаемых правильных зрительно-мышечно-двигательных представлений лежит в основе формирования двигательных навыков.

На основе мышечно-двигательных представлений строятся идеомоторные акты, которые сопровождаются распределением соответствующих биотоков в мышцах, вызывающих определенный тренировочный эффект. Идеомоторная тренировка позволяет лучше подготовить организм и психику к предстоящим соревнованиям.

Мышление

Мышление— это психический познавательный процесс, характеризуемый опосредованным, обобщенным отражением действительности

Мышление футболиста реализуется, прежде всего, в его тактических действиях. Перед началом игры команда получает предварительно разработанный план игры, а каждый игрок в отдельности — конкретные указания о тех действиях, которые он должен выполнять. Основными задачами, на разрешение которых направлено мышление футболиста во время игры, являются:

- анализ игровых ситуаций;

- нахождение путей и средств для наилучшей реализации намеченного до игры плана.

Можно отметить следующие специфические особенности мышления футболиста во время игры:

1. Мышление футболиста опирается на восприятие игровых положений и действий других игроков. Футболист принимает те или иные решения сообразно с перемещениями мяча и расположением и действиями игроков, которые он непосредственно воспринимает. Важную роль при этом играют зрительные восприятия.

Большое значение в мыслительных процессах футболиста имеют также представления. Так, посылая мяч на свободное место, футболист предвидит выход партнера на это место, представляя себе последующие действия игроков.

Поскольку мышление футболиста связано с его восприятиями и представлениями, непременным условием его развития является воспитание у футболистов наблюдательности, образной памяти и воображения.

2. Мышление футболиста непосредственно включено в его действия. Он оценивает обстановку и находит тактические решения в процессе активной деятельности.

Соответственно, чем в большем совершенстве футболист владеет навыками выполнения разнообразных приемов, тем полнее он может сосредоточиться на решении тактических задач.

3. Продуктивность мышления футболиста находится в тесной связи с его эмоционально-волевыми состояниями. При слишком сильном эмоциональном возбуждении он не может отчетливо осознать все существенные особенности игровых положений, что может привести к тактическим ошибкам. Наоборот, эмоциональный подъем, уверенность в своих силах, повышают продуктивность мышления, способствуют проявлению творческой мысли.


Наши рекомендации