Подготовка спортивных менеджеров

Специалист из Канады (D. Soucie. The emergence of sport management as - a professional occupation: A north American perspective) отмечает, что в последние 10-15 лет спортивный менеджмент сделал в Северной Америке гигантские шаги как в качестве учебной дисциплины, так и в качестве профессионального занятия.

Спортивный менеджмент является "последним ребенком" в многодетной семье специалистов физического воспитания. На сегодняшний день в Соединенных Штатах Америки и Канаде существует 207 программ подготовки спортивных менеджеров, в Европе - 23, в Азии - 8, в Африке - 3, в Океании - 1.

Сфера деятельности спортивных менеджеров весьма разнообразна: образовательные учреждения различных типов, муниципалитеты, правительственные учреждения, разнообразные организации любительского и профессионального спорта (клубы, спортивные сооружения, федерации и т. п.), компании по производству и продаже спортивных товаров и др. В то же время с позиций теории спортивного менеджмента и практики подготовки специалистов важным представляется ответ на вопрос, является ли спортивный менеджмент в настоящее время профессией. В идеале профессия должна иметь 8 характеристик: занятость в течение полного рабочего дня, членство в формальной организации, гибкая система специальной подготовки, научная база знаний, ориентация на клиента, автономия и ответственность, этический кодекс, система политических действий. Имеется, однако, мнение, что идеальной профессии не существует. В связи с этим при ответе на поставленный вопрос следует определить, насколько выполняемая профессиональная роль соответствует идеальной модели профессии. Спортивный менеджмент, по мнению автора, пока может быть охарактеризован как полупрофессия, потому что обладает не всеми (либо не в полной мере) названными выше характеристиками профессии. Так, далеко от завершения формирование действительно научной базы знаний по проблемам спортивного менеджмента; работая, как правило, в бюрократических структурах, спортивные менеджеры не имеют полной автономии и несут ограниченную ответственность; отсутствует детально разработанный этический кодекс поведения спортивных менеджеров и т. д. Практика, однако, свидетельствует, что общественное признание и становление спортивного менеджмента как профессии происходит быстрыми темпами, несмотря на наличие определенных препятствий. Более того, этот процесс ускоряется по мере того, как профессионально подготовленные спортивные менеджеры с академическими дипломами и учеными степенями занимают важные посты в государственных, общественных и частных спортивных организациях.

Зарубежный опыт

Ни для кого не секрет, что успешные спортсмены весьма состоятельные люди. И не менее материально обеспечены спортивные функционеры, агенты, организаторы соревнований, спонсоры, рекламодатели и производители спортивной одежды, оборудования и атрибутики. Поговорим о бизнес-образовании в сфере спорта.

Это утверждение и 30 лет назад было справедливо для описания ситуации за рубежом, а теперь и российский спорт характеризуется такими категориями. Профессиональный спорт на Западе со своими клубами, лигами, федерациями и чемпионатами давно уже диктует всему миру правила игры. Это не только рекорды и медали, но в первую очередь зрелище, которое приковывает внимание миллионов зрителей. Контракты на рекламу и телевизионную трансляцию финальных серий по хоккею, футболу, бейсболу, теннису оцениваются в миллионы и миллиарды долларов. За всем этим стоит титаническая работа юристов, координаторов и менеджеров, которым удается привлечь в эту сферу выгодных инвесторов, наладить грамотные экономические отношения со всеми участниками процесса и подать зрителю качественный продукт. Строго говоря, если бы не акулы шоу-бизнеса, не было бы и астрономических гонораров у выдающихся спортсменов, молодое поколение не имело бы стимула расти здоровым и выносливым, да и сам спорт высоких достижений не развивался бы столь стремительно и остался бы на том уровне, на котором находится сейчас. В США о бизнес-образовании для спортивных работников начали думать еще в середине шестидесятых. Там это происходило естественно, во‑первых, потому что экономические науки всегда занимали одну из ведущих ролей в образовании, во‑вторых, физическому воспитанию учащихся в университетах и колледжах уделяется очень большое внимание. Полупрофессиональные спортивные команды есть в каждом американском вузе, в расписание занятий включены специальные предметы, на которых студенты знакомятся с разными видами спорта, изучают историю их возникновения, правила и обязательно пробуют себя в них. Такой подход к образованию приводит к тому, что, например, 80 % игроков североамериканской студенческой баскетбольной лиги NCAA становятся звездами NBA. В середине восьмидесятых годов в США открылись первые бизнес-школы, где внедрялась программа МВА Sport Management & Entrepreneurship. Затем появились подобные ей, но акцентированные уже на смежные области MBA Sport Medicine, MBA Fitness Management и другие. Современная программа МВА Sport Management соответствует всем стандартам западного бизнес-образования: наличие базовых дисциплин, которые есть и в классических, и в специализированных программах (первый год обучения), и особые спортивные предметы, из числа которых можно выбирать необходимые (второй год обучения). Таким образом, можно говорить о разнообразии специализации в мире спорта при сохранении всех основных экономических и прикладных бизнес-дисциплин. В Европе заметно меньше учебных заведений, готовящих спортивных менеджеров. В Великобритании занимаются в основном футбольными специалистами, во Франции, Испании и Италии также во многих университетах обучают специалистов МВА, но на родных языках: французском, испанском, итальянском. В Канаде широко развиты программы Fitness & Leisure Management и подготовка топ-тренеров Coaching Management. Однако и там многие программы преподают на французском языке. MBA Sport Management в Европе стоит от 8 до 30 тыс. евро, в Канаде от 15 до 25 тыс. у. е., в Австралии от 13 до 20 тыс. у. е. Надо отметить, что большинство европейских программ МВА качественные кальки с популярных американских. Но в США футбол и футбольная индустрия менее развиты, чем в Старом Свете. То есть в Европе следует осваивать футбольный менеджмент, зимние виды спорта, спортивный туризм и фитнес. В Австралии традиционно сильны теннис и фитнес. Зато в США превалируют хоккей, баскетбол, бейсбол и бокс (а также менеджмент в этих играх). Если за время обучения удастся пройти стажировку в одной из многих известнейших промоутерских компаний, поучаствовать в организации спортивных мероприятий национального масштаба, это даст неоценимый опыт. Это станет залогом будущей удачной карьеры в спортивном менеджменте.

Заключение

К сожалению, не смотря на усиливающееся с каждым годом внимание к профессиональному спорту, на теоретическом и практическом уровне спорт не рассматривается как самостоятельная сфера экономической деятельности. Положение физической культуры точно, адекватно отражает социально-экономическую ситуацию в стране. И это является всеобщей закономерностью ее функционирования в любом государстве и обществе. Вместе с этим объективно функционирует и другая закономерность - социально-целесообразного развития физической культуры и спорта в соответствии с потребностями государства, общества и отдельной личности. С учетом действия этих взаимосвязанных и взаимодополняющих закономерностей функционирования физической культуры и спорта и проводится анализ современного состояния отрасли. порт высших достижений давно признан показателем социально-экономического развития государства и общества. И в этом направлении проблем в России больше чем достижений. Причины: не отвечающая современным требованиям материально-техническая база, низкий уровень социальной защищенности ведущих спортсменов и тренеров, отсутствие соответствующего научно-методического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности, отсутствие преемственности между спортом высших достижений и системой дополнительного физкультурно-спортивного образования.

Список литературы:

1. Андреев С. Н. Основы маркетинга некоммерческих субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. — 1999. № 5. С. 27—30.

2. Бауэр В. Г., Никитушкин В. Г., Филин В. П. Организационные и научно-методические перспективы развития детско-юношеского спорта в Российской Федерации // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. — 1996. № 2. С. 28—32.

3. Бауэр В. Г. Сборник нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность спортивных школ (ДЮКФП, ДЮСШ, СДЮШОР, ШВСМ, УОР). - М, 1997.

4. Галкин В. В., Сысоев В. И. Экономика физической культуры и спорта. Учебное пособие для вузов физической культуры. 2–е изд.– Воронеж: Изд–во Моск. Акад. экономики и права, 2000.– с.5–19.

5. Жолдак В. И., Зуев В. Н. Основы менеджмента спорта: Учебное пособие. - Тюмень, 1998.

Наши рекомендации