Методы развития быстроты движений

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

Методы строго регламентированного упражнения включают в себя: а) методы повторного выполнения действий с установ­кой на максимальную скорость движения; б) методы вариатив­ного (переменного) упражнения с варьированием скорости и ускорений по заданной программе в специально созданных ус­ловиях.

При использовании метода вариативного упражнения череду­ют движения с высокой интенсивностью (в течение 4—5 с) и движения с меньшей интенсивностью — вначале наращивают ско­рость, затем поддерживают ее и замедляют скорость. Это повторя­ют несколько раз подряд [14].

Соревновательный метод применяется в форме различных тренировочных состязаний (прикидки, эстафеты, гандикапы — уравнительные соревнования) и финальных соревнований. Эф­фективность данного метода очень высокая, поскольку спортсме­нам различной подготовленности предоставляется возможность бороться друг с другом на равных основаниях, с эмоциональным подъемом, проявляя максимальные волевые усилия.

Игровой метод предусматривает выполнение разнообразных упражнений с максимально возможной скоростью в условиях проведения подвижных и спортивных игр. При этом упражне­ния выполняются очень эмоционально, без излишних напря­жений. Кроме того, данный метод обеспечивает широкую вари­ативность действий, препятствующую образованию «скорост­ного барьера».

Специфические закономерности развития скоростных способ­ностей обязывают особенно тщательно сочетать указанные выше методы в целесообразных соотношениях. Дело в том, что относи­тельно стандартное повторение движений с максимальной ско­ростью способствует стабилизации скорости на достигнутом уров­не, возникновению «скоростного барьера». Поэтому в методике воспитания быстроты центральное место занимает проблема оп­тимального сочетания методов, включающих относительно стан­дартные и варьируемые формы упражнений [17].

Воспитание быстроты простой двигательной реакции. Внастоящее время в физическом воспитании и спорте доста­точно ситуаций, где требуется высокая быстрота реакции, и ее улучшение на одну десятую или даже на сотые доли секунды (а речь часто идет именно об этих мгновениях) имеет большое зна­чение. Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повтор­ном реагировании на внезапно возникающий (заранее обуслов­ленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реа­гирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об­легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в лег­кой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражня­ются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Как правило, реакция осуществляется не изолированно, а в составе конкретно направленного двигательного действия или его элемента (старт, атакующее или защитное действие, эле­менты игровых действий и т.п.). Поэтому для совершенствова­ния быстроты простой двигательной реакции применяют уп­ражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Добиться значительного сокращения времени простой реак­ции — трудная задача. Диапазон возможного сокращения ее ла­тентного времени за период многолетней тренировки примерно 0,10-0,15 с.

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быс­тро реагировать на них и в других ситуациях. [20].

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций. Сложные двигательные реакции встречаются ввидах деятель­ности, характеризующихся постоянной и внезапнойсменой си­туации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте — это реакции «выбора»(когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции па движущийся объект.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигатель­ных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направлен­ное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные уп­ражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двига­тельной деятельности. Вместе с тем создаются специальные усло­вия, способствующие сокращению времени реакции [7].

При воспитании быстроты реакции на движущийся объект (РДО) особое внимание уделяется сокращению времени началь­ного компонента реакции — нахождения и фиксации объекта (на­пример, мяча) в поле зрения. Этот компонент, когда объект по­является внезапно и движется с большой скоростью, составляет значительную часть всего времени сложной двигательной реак­ции — обычно больше половины. Стремясь сократить его, идут двумя основными путями:

1) воспитывают умение заблаговременно включать и «удержи­вать» объект в поле зрения (например, когда занимающийся ни на мгновение не выпускает мяч из поля зрения, время РДО у него само собой сокращается на всю начальную фазу), а также умение заранее предусматривать возможные перемещения объекта;

2) направленно увеличивают требования к быстроте воспри­ятия объема и другим компонентам сложной реакции на осно­ве варьирования внешними факторами, стимулирующими ее быстроту.

Время реакции выбора во многом зависит от возможных ва­риантов реакции, из которых должен быть выбран лишь один. Учитывая это, при воспитании быстроты реакции выбора стре­мятся прежде всего научить занимающихся искусно пользовать­ся «скрытой интуицией» о вероятных действиях противника. Та­кую информацию можно извлечь из наблюдений за позой про­тивника, мимикой, подготовительными действиями, общей ма­нерой поведения.

Применяя для совершенствования реакции выбора специаль­но подготовительные упражнения, последовательно усложняют ситуацию выбора (число альтернатив), для чего постепенно увеличивают в определенном порядке как число вариантов действий, разрешаемых партнеру, так и число ответных действий.

На время реакции влияют такие факторы, как возраст, квалификация, состояние занимающегося, тип сигнала, сложность и освоенность ответного движения.

Воспитание быстроты движений.Внешнее проявление быстроты движений выражается скорос­тью двигательных актов и всегда подкрепляется не только скоро­стными, но и другими способностями (силовыми, координаци­онными, выносливостью и др.).

Основными средствами воспитания быстроты движений слу­жат упражнения, выполняемые с предельной либо околопредель­ной скоростью: 1) собственно скоростные упражнения; 2) обще­подготовительные упражнения; 3) специально подготовительные упражнения.

Собственно скоростные упражнения характеризуются небольшой продолжительностью (до 15—20 с) и анаэробным алактатным энергообеспечением. Они выполняются с небольшой величиной внешних отягощений или при отсутствии их (так как внешние проявления максимумов силы и скорости связаны обратно про­порционально).

В качестве общеподготовительных упражнений наиболее широ­ко в физическом воспитании и спорте используются спринтерс­кие упражнения, прыжковые упражнения, игры с выраженными моментами ускорений (например, баскетбол по обычным и упро­щенным правилам, мини-футбол и т.п.) [15].

При выборе специально подготовительных упражнений с особой тщательностью следует соблюдать правила структурного подобия. В большинстве случаев они представляют собой «части» или цело­стные формы соревновательных упражнений, преобразованных таким образом, чтобы можно было превысить скорость по отно­шению к достигнутой соревновательной [20].

При использовании в целях воспитания быстроты движений специально подготовительных упражнений с отягощениями вес отягощения должен быть в пределах до 15—20% от максимума (Э.Озолин, 1986). Целостные формы соревновательных упражне­ний используются в качестве средств воспитания быстроты глав­ным образом в видах спорта с ярко выраженными скоростными признаками (спринтерские виды).

После достижения определенных успехов в развитии скорост­ных способностей дальнейшее улучшение результатов может и не проявиться, несмотря на систематичность занятий. Такая задерж­ка в росте результатов определяется как «скоростной барьер». При­чина этого явления кроется в образовании достаточно устойчивых условно-рефлекторных связей между техникой упражнения и про­являющимися при этом усилиями.

Чтобы этого не случилось, необходимо включать в занятия упражнения, в которых быстрота проявляется в вариативных условиях, и использовать следующие методические подходы и приемы.

1. Облегчение внешних условий и использование дополнительных сил, ускоряющих движение.

Самый распространенный способ облегчения условий прояв­ления быстроты в упражнениях, отягощенных весом спортивного снаряда или снаряжения, — уменьшение величины отягощения, что позволяет выполнять движения с повышенной скоростью и в обычных условиях [6].

Сложнее осуществить аналогичный подход в упражнениях, отягощенных лишь собственным весом занимающегося. Стре­мясь облегчить достижение повышенной скорости в таких уп­ражнениях, используют следующие приемы, выполняемые в ус­ловиях, облегчающих увеличение темпа и частоты движений: а) «уменьшают» вес тела занимающегося за счет приложения внешних сил (например, непосредственная помощь преподава­теля (тренера) или партнера с применением подвесных лонж и без них (в гимнастических и других упражнениях); б) ограни­чивают сопротивление естественной среды (например, бег по ветру, плавание по течению и т.п.); в) используют внешние условия, помогающие занимающемуся произвести ускорение за счет инерции движения своего тела (бег под гору, бег по наклонной дорожке и т.п.); г) применяют дозированно вне­шние силы, действующие в направлении перемещения (напри­мер, механическую тягу в беге).

2. Использование эффекта «ускоряющего последействия» и варьи­рование отягощений.

Скорость движений может временно увеличиваться под влия­нием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с грузом перед прыжком в высоту, тол­чок утяжеленного ядра перед толчком обычного и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных цент­ров, сохранении двигательной установки и других следовых про­цессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возра­стать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во мно­гом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленно­го и облегченного вариантов упражнения.

3. Лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Понятие «лидирование» охватывает известные приемы (бег за лидером-партнером и др.).

Объем скоростных упражнений в рамках отдельного занятия, как правило, относительно невелик, даже у специализирующихся в видах деятельности скоростного характера. Это обусловлено, во-первых, предельной интенсивностью и психической напряжен­ностью упражнений; во-вторых, тем, что их нецелесообразно выполнять в состоянии утомления, связанном с падением скоро­сти движений. Интервалы отдыха в серии скоростных упражнений должны быть такими, чтобы можно было выполнить очередное упражнение со скоростью не менее высокой, чем предыдущее [7].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. В различных видах двигательной деятельности элементарные формы проявления скоростных способностей выступают в раз­личных сочетаниях и в совокупности с другими физическими ка­чествами и техническими действиями. В этом случае имеет место комплексное проявление скоростных способностей.

Проявление форм быстроты и скорости движений зависит от це­лого ряда факторов: 1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечного аппарата человека; 2) морфологических особен­ностей мышечной ткани, ее композиции (т.е. от соотношения быст­рых и медленных волокон); 3) силы мышц; 4) способности мышц быстро переходить из напряженного состояния в расслабленное; 5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорная кисло­та — АТФ и креатинфосфат — КТФ); 6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности в суставах; 7) способности к координации движений при скоростной работе; 8) биологического ритма жизне­деятельности организма; 9) возраста и пола; 10) скоростных при­родных способностей человека.

На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действи­ях, влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость пе­рехода мышц из фазы напряжения в фазу расслабления, темп чере­дования этих фаз, степень включения в процесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.

2. Элементарной основой методики воспитания быстроты, проявляемой в относительно простых двигательных реакциях, является многократное выполнение упражнений с выраженным моментом мгновенного реагирования строго определенным действием на стартовый или иной санкционирующий сигнал — упражнений "на быстроту реагирования". Методическими услови­ями их эффективности являются прежде всего:

1. сосредоточение оперативной установки выполняющего упражне­ния не на ожидании сигнала к действию, а на незамедлительном ответе (реагировании) действием (при установке на ожидание ла­тентное время реакции, как правило, больше);

2. подготовленность к выполнению действия, следующего за скры­тым периодом двигательной реакции.

Основными методами воспитания скоростных способностей являются:

1) методы строго регламентированного упражнения;

2) соревновательный метод;

3) игровой метод.

В итоге, мы получили довольно ценные сведения, которые смогут оказать нам большую помощь в нашей будущей профессиональной работе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1) Антонов И.П., Шанько Г.Г. Тренировка для здоровья. Мн.: Беларусь, 1989. – 234 c.

2) Барковский С. П. Занятия массовыми видами спорта с оздоровительной направленностью: Учеб. Пособие., - М., 1986. – 321 с.

3) Васильева В.Н. Утомление и восстановление сил. М.: Знание, 1984.—564 c.

4. Евсеев.Ю. И. Физическая культура.: Наука.—Ростов н/д: Феникс,2002.—384 с.

5. Жвания Д. К. Роль спорта в формировании всесторонне развитого человека. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. КПН.— Тарту.,1975.—27 с.

6. Корабейников Н.К.Физическое воспитание: Учеб. пособ. для сред. спец. учеб. заведений.— М.,ФиС.,1984.—336 с.

7. Кряж. В. Н. Введение в гуманизацию физического воспитания.—Мн.:ФиС..,1993.—112 с.

8. Кряж. В. Н. Гуманизация физического воспитания.—Мн.НИО.,2001 с.

9. Максименко А.М. Основы теории и методики физической культуры.— М.,1999.

10. Матвеев Л.П.Основы спортивной тренировки. — М.: ФиС.,--1977.—560 с.

11. Матвеев Л.П., Новиков АД. Теория и методика физического воспитания.--М.,1том.,1976.—329 с.

12. Матвеев Л.П.Теория и методика физической культуры: Учеб. для студ. ин-тов физ. культ.—М.:ФиС.,1991.—568с.

13. Настольная книга учителя физической культуры \ Под ред.Л.Б. Кофмана.— М.,1998.

14. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. для техн. физ. культ./ Под ред. А. А. Гужаловского.—М.:ФиС.,1986.—326 с.

15. Солодков А. С. Физиологические основы адаптации к физическим нагрузкам: Лекция. - Л.: ГДОИФК им. П. Ф. Лесгафта, 1988. - 38 с.

16. Солодков А. С. (ред.) Физиологические особенности организма людей разного возраста и их адаптация к физическим нагрузкам (избран­ные разделы возрастной физиологии: Учебное пособие. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1998. - 180 с.

17. Станкин М. И. Спорт и воспитание подростков. — М.:ФиС.,1983.—321 c.

18. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для пединститутов \ Под ред. Б. А. Ашмарина.— М.,1990.

19. Физическая культура студента/Под ред.М. Я. Виленского., А. И Зайцева и др. — М.,1999.—448 c.

20. Холодов Ж. К., Кузнецов В.С.Теория и методика физического воспитания и спорта.: Учеб. для студ. высш. учеб. завед.—М.,2000.—480 c.

Наши рекомендации