Тема 1. Типы норм литературного языка
1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?
- Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.
Заглавная роль — это роль действующего лица, именем которого названа пьеса, а Хлестаков и ревизор — это разные люди.
- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.
Хладнокровно — со спокойствием, самообладанием при стрессовых обстоятельствах. Относиться к чему-л. с хладнокровно нельзя, скорее «равнодушно».
- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.
Заповедь — это религиозно-нравственное предписание. Здесь речь идет просто о правиле.
- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.
Слово «моложавость» связывают только с внешностью человека, который кажется моложе своих лет. Это не может относиться к произведению.
Ошибки вызваны употреблением слова с неподходящим значением. Нарушенный критерий — понятийная точность (использование слов в полном соответствии с их языковым значением).
2. Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.
- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало поддерживает эту сплетню.
- В годы реакции многие отреклись отрекались от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.
- Ноздрев - большой любитель купить покупатьи менять свои вещи.
- Закрыв книгу, Когда вы закрываете книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.
- Его охватило сильное беспокойство, получив когда он получил письмо из деревни.
- Готовя роман к переизданию, автором был внесен автор внес в него ряд существенных исправлений.
- Шарапову Шарапов, рискуя жизнью, удалось смог заманить банду в ловушку.
Нарушенный критерий — правильность речи (владение грамматическими нормами литературного языка).
3. Диктант. Запишите диалог, выделяя каждую реплику новой строкой и тире.
Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили.
— Но ты ничуть не пострадал от этого, — сказал ему Демосфен.
— Это я-то ничуть не пострадал?! — вскричал во весь голос тот человек.
— Вот теперь, — ответил Демосфен, — клянусь Зевсом, я расслышал голос оскорбленного и пострадавшего.
Вот столько убедительности, считал Демосфен, придает словам тон и манера исполнения.
Упражнения.
1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение и ударение.
А что это мне никто не звони́т? У вас нет недви́жимости? Без твоей опе́ки он и шагу ступить не может. Пусть преми́рованных сотрудников будет как можно больше. Хотите купить товар о́птом – поезжайте на опто́вый рынок. Автомобили мы брониру́ем, а билеты брони́руем. О догово́ре с этим фондом и речи нет, тем более в четвертом кварта́ле. Рана все еще кровоточи́т. Как ты можешь работать за такую ми́зерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчи́ть? Ищи новую работу. Сколько ты брала́ взаймы у Дарьи Фоминичны? О то́рте гости даже и не вспомнили. Эта вещь уже про́дана.
4. В каждом предложении допущена ошибка. Определите, какую норму литературного языка она нарушает. Исправьте предложение.
- На решение этой задачи необходимы дополнительные сре́дства. (Нарушена орфоэпическая норма)
- Не могу согласиться о том с тем, что вы говорите. (Нарушена синтаксическая норма)
- Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большинство большую часть времени. (Нарушена лексическая норма)
- Такого разностороннего органа Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (Синтаксическая норма)
- Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону. (Синтаксическая норма)
- Многие приняли участие в крестном ходе. (Орфоэпическая норма)
5. Все ли слова употреблены правильно? Если нет, замените их подходящими по смыслу.
- Перед читателем проходит целая армада плеяда ярких представителей народа.
- Писателю удалось продемонстрировать показать подлинную сущность героя.
- Особенности поэтической речи лимитируются ограничиваются общеязыковыми нормами.
- Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует. растет.
- Иллюстрации хорошо имитируют отображают главные эпизоды повестей.
6. Найдите допущенные в предложениях ошибки, исправьте их. Какие типы правил нарушены?
- В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние их нравы. (Нарушена морфологическая норма)
- Были приняты все мероприятия меры для повышения грамотности студентов. (Нарушена лексическая норма)
- Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым Некрасов рисует его обстановку как цепь страшных картин нищеты. (Нарушена синтаксическая норма)
- Иудушка - жестокий пустомыслитель и пустопотребитель жестокий человек, его мысли пусты, а потребности низменны. (Словообразовательная норма)
- Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова - умность мудрость сердца. (Словообразовательная норма)
7. В каких словах возможно только произношение [шн], в каких - только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Какая их норм является более «старшей»? Воспользуйтесь словарем.
произношение [шн], | произношение [шн], [чн] | произношение [чн], |
Скучно Прачечная Очечник Яичница Конечно нарочно, нарочный скворечник пустячный | Двоечник Порядочный Ильинична Никитична | Библиотечный Заочник Молочный Молочная Точно почечный коричневый молочник будничный |
Нормы ударения
Упражнения.
1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное ударение.
Я балу́ю свою дочь, ты балу́ешь своего сына. Выбор ша́рфов в магазине огромный. У вас тут бро́ня должна быть на билеты. Мы сами вам позвони́м. Из этих договоро́в следует, что...; Предлагаем опто́вые партии товара. Хочу поработать с катало́гом. Когда же наконец включа́т свет? Догово́ры не подписаны до сих пор. Он получает дивиде́нды. Здесь необходимо экспе́ртное заключение. Созвони́мся на будущей неделе. Представьте отчет за исте́кший месяц. Сотрудника решили премирова́ть – и премирова́ли.
2. Расставьте ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка».
- Раз в месяц, обычно по среда́м, она кла́ла деньги в банк.
- Наши намерения заключить этот догово́р и подписать итоговый документ искренни.
- Хозяева делали все, чтобы облегчи́ть жизнь своим гостям.
- Нужно обратиться к экспе́рту по этому вопросу и одновреме́нно углуби́ть разработку проблемы.
- Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добы́ча нефти в последние месяцы заметно возросла.
III. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и благо?
Бо[х], бла[г]о.
IV. Из слов бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет подчеркните те, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].
Есть устаревшая норма произносить [о] в словах: ноктюрн, поэма, поэт, сонет.
V. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах: бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия?
Мягкий: бантик, бензин, Индия, пенсия, мундир.
Твердый: вонзить, десантник, консилиум.
VI. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний -ндск-, - нтск-, -нтств- в словах: голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский?
Голла[нск]ий, ирла[нтск]ий, интенда[нств]о, коменда[нск]ий, курса[нск]ий, президе[нств]о, президе[нск]ий, эмигра[нск]ий. Звук н, с.
VII. Подчеркните слова, в которых вы произнесете сочетаний [чн]?
Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.
3. Как могут быть произнесены следующие фразы в ситуации официального общения и в атмосфере непринужденного общения? Произношение каких именно слов различается в этих речевых ситуациях?
Официально | Неофициально |
- [Здраствуйти], Олег [Аликсандравич]! - Рад видеть вас, Александра Александровна! - До свидания, Александр Сергеевич! - Он [поэт]. | - [Драсьти], Олег [Саныч]! - Рад вас видеть, Александра [Cанна]! - [Дасвиданья, Сан Сергеич]! - Он [паэт]. |
Морфологические нормы
Упражнения.
1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Какие существительные имеют варианты?
Автор - авторы, бухгалтер - бухгалтеры, воз - возы, вексель – векселя и вексели, год – годы и года, директор – директора, доктор - доктора, катер - катера, китель – кители и кителя, корпус – корпусы и корпуса (имеют разное значение), отпуск - отпуска, паспорт - паспорта, профессор - профессора, сектор – секторы и сектора, слесарь – слесари и слесаря, сторож - сторожа, тополь - тополя, торт - торты, шофер – шофёры и шофера, шулер – шулеры и шулера, ястреб – ястребы.
В большинстве случаев предпочтителен первый вариант, а второй является разговорным, допустимым.
2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных слов.
Англичане - англичан, апельсины - апельсинов, буряты - бурят, вафли - вафель, гектары - гектаров, гусары - гусар, заморозки - заморозков, калмыки - калмыков, килограммы - килограммов, кочерги - кочерёг, микроны - микронов, носки - носков, полотенца - полетенец, рельсы - рельсов, сапоги - сапог, свечи - свечей, томаты - томатов, туфли - туфель, чулки - чулок, цапли - цапель, якуты - якутов, ясли - яслей.
3. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.
- бессмысленный – бессмыслен;
- бесчувственный – бесчувствен, бесчувственен;
- естественный – естествен, естественен;
- искусственный – искусствен, искусственен;
- легкомысленный – легкомыслен;
- медленный – медлен, медленен;
- откровенный – откровенен;
- подведомственный – подведомствен, подведомственен;
- свойственный – свойствен, свойственен;
- существенный – существен, существенен.
4. Какие нарушения норм, связанных с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены? Исправьте предложения.
- Это еще более худший плохой вариант решения проблемы.
- Она сегодня еще красивей красивее.
- Это самый добрейший добрыйчеловек из всех, кого я знаю.
- Этот пылесос станет самым сверхмощнейшим сверхмощным.
- Небо сегодня кажется, фиолетовее. кажется фиолетовым.
5. Замените цифры словами.
- Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.
- Признать Иванова Ивана Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. третьей ст. сто тридцать второй УК РФ и назначить Иванову наказание в виде пяти лет шести месяцев лишения свободы.
- Но так распорядились ее судьбой Перов и Семенов, которые оценили девичью жизнь в восемь тысяч двенадцать рублей.
- В течение одной миллионной доли секунды в наш глаз вступает четыреста миллионов волн.
- Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.
- Высота обрыва в иных местах достигала ста шестидесяти метров.
6. Выберите нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?
- Аспирант попросил научного руководителя прочитать свой (его) доклад. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
- Пушкин был сослан в свое (его) имение. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
- Я поблагодарил ее за отправку своей (ее) книги. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
- Он не приукрашивает своей жизни.
- Я был тогда вдали от моих (своих) друзей. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
- Он был тогда вдали от своих (его) друзей. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
- Ты отвечаешь за свои слова?
- У него своя (его) дорога. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.
7. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов глохнуть - заглох, крепнуть – креп-крепнул, мокнуть – мок-мокнул, поникнуть - поник, ослепнуть - ослеп, застынуть - застыл, постигнуть – постиг-постигнул, отвергнуть – отверг-отвергнул.