Тема 1. Типы норм литературного языка

1. Найдите стилистические ошибки в предложениях. Чем они вызваны? Какой критерий культуры речи нарушен?

- Заглавная роль в комедии «Ревизор» принадлежит Хлестакову.

Заглавная роль — это роль действующего лица, именем которого названа пьеса, а Хлестаков и ревизор — это разные люди.

- Писатели-либералы очень хладнокровно относились к тяжелому положению народа.

Хладнокровно — со спокойствием, самообладанием при стрессовых обстоятельствах. Относиться к чему-л. с хладнокровно нельзя, скорее «равнодушно».

- Нередко лесные пожары появляются потому, что отдыхающие не соблюдают самых элементарных заповедей.

Заповедь — это религиозно-нравственное предписание. Здесь речь идет просто о правиле.

- Сатирические произведения поэта привлекают своей новизной и моложавостью.

Слово «моложавость» связывают только с внешностью человека, который кажется моложе своих лет. Это не может относиться к произведению.

Ошибки вызваны употреблением слова с неподходящим значением. Нарушенный критерий — понятийная точность (использование слов в полном соответствии с их языковым значением).

2. Найдите ошибки в употреблении форм глаголов и определите, какой критерий культуры речи нарушается в предложениях.

- Слух о сумасшествии Чацкого попадает на подготовленную почву, и фамусовское общество охотно поддержало поддерживает эту сплетню.

- В годы реакции многие отреклись отрекались от прежних либеральных взглядов, замыкались в темном мирке личных интересов.

- Ноздрев - большой любитель купить покупатьи менять свои вещи.

- Закрыв книгу, Когда вы закрываете книгу, у вас в памяти надолго остаются ее герои.

- Его охватило сильное беспокойство, получив когда он получил письмо из деревни.

- Готовя роман к переизданию, автором был внесен автор внес в него ряд существенных исправлений.

- Шарапову Шарапов, рискуя жизнью, удалось смог заманить банду в ловушку.

Нарушенный критерий — правильность речи (владение грамматическими нормами литературного языка).

3. Диктант. Запишите диалог, выделяя каждую реплику новой строкой и тире.

Рассказывают, что однажды к Демосфену пришел человек и попросил выступить на суде в его защиту, рассказав, как жестоко его избили.

— Но ты ничуть не пострадал от этого, — сказал ему Демосфен.

— Это я-то ничуть не пострадал?! — вскричал во весь голос тот человек.

— Вот теперь, — ответил Демосфен, — клянусь Зевсом, я расслышал голос оскорбленного и пострадавшего.

Вот столько убедительности, считал Демосфен, придает словам тон и манера исполнения.

Упражнения.

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное произношение и ударение.

А что это мне никто не звони́т? У вас нет недви́жимости? Без твоей опе́ки он и шагу ступить не может. Пусть преми́рованных сотрудников будет как можно больше. Хотите купить товар о́птом – поезжайте на опто́вый рынок. Автомобили мы брониру́ем, а билеты брони́руем. О догово́ре с этим фондом и речи нет, тем более в четвертом кварта́ле. Рана все еще кровоточи́т. Как ты можешь работать за такую ми́зерную зарплату? Хочешь жизнь себе облегчи́ть? Ищи новую работу. Сколько ты брала́ взаймы у Дарьи Фоминичны? О то́рте гости даже и не вспомнили. Эта вещь уже про́дана.

4. В каждом предложении допущена ошибка. Определите, какую норму литературного языка она нарушает. Исправьте предложение.

- На решение этой задачи необходимы дополнительные сре́дства. (Нарушена орфоэпическая норма)

- Не могу согласиться о том с тем, что вы говорите. (Нарушена синтаксическая норма)

- Большое внимание в университете отводится практической подготовке студентов, именно это занимает большинство большую часть времени. (Нарушена лексическая норма)

- Такого разностороннего органа Такой разносторонний орган, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. (Синтаксическая норма)

- Гражданам, которым что-либо известно о местонахождении Иванова, просим позвонить по телефону. (Синтаксическая норма)

- Многие приняли участие в крестном ходе. (Орфоэпическая норма)

5. Все ли слова употреблены правильно? Если нет, замените их подходящими по смыслу.

- Перед читателем проходит целая армада плеяда ярких представителей народа.

- Писателю удалось продемонстрировать показать подлинную сущность героя.

- Особенности поэтической речи лимитируются ограничиваются общеязыковыми нормами.

- Хотя в романе Базаров и одинок, в жизни количество его единомышленников прогрессирует. растет.

- Иллюстрации хорошо имитируют отображают главные эпизоды повестей.

6. Найдите допущенные в предложениях ошибки, исправьте их. Какие типы правил нарушены?

- В пьесе «На дне» показана жизнь ночлежки и описаны ихние их нравы. (Нарушена морфологическая норма)

- Были приняты все мероприятия меры для повышения грамотности студентов. (Нарушена лексическая норма)

- Изображая Петербург, его обстановка рисуется Некрасовым Некрасов рисует его обстановку как цепь страшных картин нищеты. (Нарушена синтаксическая норма)

- Иудушка - жестокий пустомыслитель и пустопотребитель жестокий человек, его мысли пусты, а потребности низменны. (Словообразовательная норма)

- Для Андрея Болконского характерна гордость ума, для Пьера Безухова - умность мудрость сердца. (Словообразовательная норма)

7. В каких словах возможно только произношение [шн], в каких - только [чн]? В каких случаях допустимы оба варианта? Какая их норм является более «старшей»? Воспользуйтесь словарем.

произношение [шн], произношение [шн], [чн] произношение [чн],
Скучно Прачечная Очечник Яичница Конечно нарочно, нарочный скворечник пустячный Двоечник Порядочный Ильинична Никитична Библиотечный Заочник Молочный Молочная Точно почечный коричневый молочник будничный

Нормы ударения

Упражнения.

1. Прочитайте предложения, обращая внимание на правильное ударение.

Я балу́ю свою дочь, ты балу́ешь своего сына. Выбор ша́рфов в магазине огромный. У вас тут бро́ня должна быть на билеты. Мы сами вам позвони́м. Из этих договоро́в следует, что...; Предлагаем опто́вые партии товара. Хочу поработать с катало́гом. Когда же наконец включа́т свет? Догово́ры не подписаны до сих пор. Он получает дивиде́нды. Здесь необходимо экспе́ртное заключение. Созвони́мся на будущей неделе. Представьте отчет за исте́кший месяц. Сотрудника решили премирова́ть – и премирова́ли.

2. Расставьте ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка».

- Раз в месяц, обычно по среда́м, она кла́ла деньги в банк.

- Наши намерения заключить этот догово́р и подписать итоговый документ искренни.

- Хозяева делали все, чтобы облегчи́ть жизнь своим гостям.

- Нужно обратиться к экспе́рту по этому вопросу и одновреме́нно углуби́ть разработку проблемы.

- Несмотря на сложнейшее положение в этой отрасли индустрии, добы́ча нефти в последние месяцы заметно возросла.

III. Как вы произнесете последний согласный в словах Бог и благо?

Бо[х], бла[г]о.

IV. Из слов бокал, конгресс, ноктюрн, оазис, поэма, поэт, прогресс, революция, рояль, сонет подчеркните те, в которых вы произнесете безударный гласный [о], а не [а].

Есть устаревшая норма произносить [о] в словах: ноктюрн, поэма, поэт, сонет.

V. Мягкий или твердый звук вы произносите на месте н в данных словах: бантик, бензин, вонзить, десантник, Индия, консилиум, мундир, пенсия?

Мягкий: бантик, бензин, Индия, пенсия, мундир.

Твердый: вонзить, десантник, консилиум.

VI. Какие звуки вы произносите на месте сочетаний -ндск-, - нтск-, -нтств- в словах: голландский, ирландский, интендантство, комендантский, курсантский, президентство, президентский, эмигрантский?

Голла[нск]ий, ирла[нтск]ий, интенда[нств]о, коменда[нск]ий, курса[нск]ий, президе[нств]о, президе[нск]ий, эмигра[нск]ий. Звук н, с.

VII. Подчеркните слова, в которых вы произнесете сочетаний [чн]?

Булавочный, горничная, горчичник, гречневый, двоечник, копеечный, коричневый, лоточник, перечница, полуночник, порядочный, пряничный, сказочный, скучный, стрелочник, что, яичница, яблочный.

3. Как могут быть произнесены следующие фразы в ситуации официального общения и в атмосфере непринужденного общения? Произношение каких именно слов различается в этих речевых ситуациях?

Официально Неофициально
- [Здраствуйти], Олег [Аликсандравич]! - Рад видеть вас, Александра Александровна! - До свидания, Александр Сергеевич! - Он [поэт]. - [Драсьти], Олег [Саныч]! - Рад вас видеть, Александра [Cанна]! - [Дасвиданья, Сан Сергеич]! - Он [паэт].

Морфологические нормы

Упражнения.

1. От данных существительных образуйте форму именительного падежа множественного числа. Какие существительные имеют варианты?

Автор - авторы, бухгалтер - бухгалтеры, воз - возы, вексель – векселя и вексели, год – годы и года, директор – директора, доктор - доктора, катер - катера, китель – кители и кителя, корпус – корпусы и корпуса (имеют разное значение), отпуск - отпуска, паспорт - паспорта, профессор - профессора, сектор – секторы и сектора, слесарь – слесари и слесаря, сторож - сторожа, тополь - тополя, торт - торты, шофер – шофёры и шофера, шулер – шулеры и шулера, ястреб – ястребы.

В большинстве случаев предпочтителен первый вариант, а второй является разговорным, допустимым.

2. Образуйте форму родительного падежа множественного числа от данных слов.

Англичане - англичан, апельсины - апельсинов, буряты - бурят, вафли - вафель, гектары - гектаров, гусары - гусар, заморозки - заморозков, калмыки - калмыков, килограммы - килограммов, кочерги - кочерёг, микроны - микронов, носки - носков, полотенца - полетенец, рельсы - рельсов, сапоги - сапог, свечи - свечей, томаты - томатов, туфли - туфель, чулки - чулок, цапли - цапель, якуты - якутов, ясли - яслей.

3. Образуйте краткие формы прилагательных. Укажите возможные варианты.

- бессмысленный – бессмыслен;

- бесчувственный – бесчувствен, бесчувственен;

- естественный – естествен, естественен;

- искусственный – искусствен, искусственен;

- легкомысленный – легкомыслен;

- медленный – медлен, медленен;

- откровенный – откровенен;

- подведомственный – подведомствен, подведомственен;

- свойственный – свойствен, свойственен;

- существенный – существен, существенен.

4. Какие нарушения норм, связанных с употреблением форм степеней сравнения прилагательных, допущены? Исправьте предложения.

- Это еще более худший плохой вариант решения проблемы.

- Она сегодня еще красивей красивее.

- Это самый добрейший добрыйчеловек из всех, кого я знаю.

- Этот пылесос станет самым сверхмощнейшим сверхмощным.

- Небо сегодня кажется, фиолетовее. кажется фиолетовым.

5. Замените цифры словами.

- Свыше ста семидесяти народностей и двухсот шестидесяти миллионов человек, говорящих на семидесяти языках, населяют этот край.

- Признать Иванова Ивана Ивановича виновным в совершении преступления, предусмотренного п. «в» ч. третьей ст. сто тридцать второй УК РФ и назначить Иванову наказание в виде пяти лет шести месяцев лишения свободы.

- Но так распорядились ее судьбой Перов и Семенов, которые оценили девичью жизнь в восемь тысяч двенадцать рублей.

- В течение одной миллионной доли секунды в наш глаз вступает четыреста миллионов волн.

- Знаменитый немецкий вычислитель Рюкле выучил наизусть число, состоявшее из пятисот четырех цифр, в течение тридцати пяти минут.

- Высота обрыва в иных местах достигала ста шестидесяти метров.

6. Выберите нужную форму местоимения. В каких случаях допустимо употребление обоих притяжательных местоимений?

- Аспирант попросил научного руководителя прочитать свой (его) доклад. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

- Пушкин был сослан в свое (его) имение. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

- Я поблагодарил ее за отправку своей (ее) книги. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

- Он не приукрашивает своей жизни.

- Я был тогда вдали от моих (своих) друзей. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

- Он был тогда вдали от своих (его) друзей. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

- Ты отвечаешь за свои слова?

- У него своя (его) дорога. Допустимо употребление обоих притяжательных местоимений.

7. Образуйте формы прошедшего времени от глаголов глохнуть - заглох, крепнуть – креп-крепнул, мокнуть – мок-мокнул, поникнуть - поник, ослепнуть - ослеп, застынуть - застыл, постигнуть – постиг-постигнул, отвергнуть – отверг-отвергнул.

Наши рекомендации