Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по физической культуре

Основание и цели разработки требований. разработаны на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования по физической культуре (для основной средней школы, полной средней школы с базовым и профильным уровнями образования).

Требования представляют собой оптимальные рекомендации к материально-техническому оснащению учебного процесса, предъявляемые в условиях ввода государственного стандарта по физической культуре. Требования включают в себя перечни книгопечатной продукции (библиотечный фонд), демонстрационных печатных пособий, технических средств обучения, экранно-звуковых пособий, учебно-практического и учебно-лабораторного оборудования, а также характеризуют перечни спортивных залов (кабинетов) и пришкольных плоскостных спортивных сооружений.

Новизна разработанных требований. Государственный стандарт образования по физической культуре предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, что определяет освоение учащимися не только предметных умений, но и развитие у них широкого комплекса общих учебных умений и обобщенных способов деятельности, связанных с формированием познавательной, информационной и коммуникативной компетентности. Поэтому, в отличие от существовавших ранее перечней средств обучения и учебного оборудования по физической культуре, материально-техническое оснащение образовательного процесса ориентируется, прежде всего, не эффективное решение этих задач, на создание необходимых условий для полной реализации требований к уровню подготовки выпускников по предмету физической культуры. Отличительной особенностью требований к оснащенности учебного процесса по физической культуре является включение в перечень нестандартного инвентаря и оборудования, измерительных приборов, используемых учащимися в самостоятельных формах учебной деятельности. Кроме того, требования включают не только объекты и средства материально-технического обеспечения, выпускаемые в настоящее время, но и перспективные, создание которых необходимо для обеспечения ввода государственного стандарта по физической культуре.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического оснащения. В перечнях объектов и средств материально-технического оснащения, вошедших в состав настоящих требований, представлены не конкретные названия, а, прежде всего, общая номенклатура объектов. Это вызвано тем, что в современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в широкую практику преподавания принципиально новые технологии и методики, носители учебной информации и программно-методического обеспечения образования.

Большинство включенных средств и объектов материально-технического обеспечения носят многофункциональный характер, могут использоваться в разных учебных темах, при решении разных педагогических задач.

Многие из включенных средств и объектов материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми и их использование ориентировано как на преподавание конкретных предметных тем, так и создание условий для формирования и развития умений и навыков учащихся.

Реализация принципа вариативности; преемственность на разных ступенях образования.

Настоящие требования к оснащению образовательного процесса выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Требования исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, выполнению творческих заданий, усиления аналитического компонента учебной деятельности.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления их собственной базы материально-технических средств обучения.

Расчет количественных показателей. Количество учебного оборудования приводится в расчете на один спортивный зал (кабинет). При этом использование значительной части указанных средств связано с выполнением не только внутрипредметных, но и общих учебных задач. Оснащение этими техническими средствами рассматривается как элемент общего материально-технического оснащения образовательного учреждения.

Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения планируется исходя из среднего расчета наполняемости класса (26–30 учащихся). Для отражения количественных показателей в требованиях (см. табл.) используется следующая система символических обозначений:

Д –демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев);

К– полный комплект (из расчета на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса);

Г– комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.

Характеристика учебных помещений. Спортивный зал (кабинет) и пришкольный спортивный стадион (площадка) должны удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и норм (СанПиН 2.4.2.1178-02). Спортивный зал и пришкольные спортивные стадионы (площадки) должны быть оснащены типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы на базовом и профильном уровне. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения.

№ п/п Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения Необходимое количество Примечание
Основная школа Старшая школа
базов. уров. проф. уров.
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
1.1 Стандарт основного общего образования по физической культуре Д     Стандарт по физической культуре, примерные программы, авторские рабочие программы

Продолжение табл.

1.2 Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (базовый уровень)   Д   входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета по физической культуре (спортивного зала)
1.3 Стандарт среднего (полного) общего образования по физической культуре (профильный уровень)     Д
1.4 Примерная программа по физической культуре основного общего образования по физической культуре Д    
1.5 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (базовый уровень)   Д    
1.6 Примерная программа по физической культуре среднего (полного) общего образования (профильный уровень)     Д  
1.7 Авторские рабочие программы по физической культуре Д Д Д  
1.8 Учебник по физической культуре К К К В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендуемых или допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации
1.9 Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» Г Г Г Комплекты разноуровневых тематических заданий, дидактических карточек
1.10 Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению Д Д Д В составе библиотечного фонда
1.11 Методические издания по физической культуре для учителей Д Д   Методические пособия и рекомендации журнала «Физическая культура в школе»
Печатные пособия
2.1 Таблицы по стандартам физического развития и физической подготовленности Д      
2.2 Плакаты методические Д Д Д Комплекты плакатов по методике обучения двигательным действиям, гимнастическим комплексам, общеразвивающим и корригирующим упражнениям
2.3 Портреты выдающихся спортсменов, деятелей физической культуры, спорта и олимпийского движения Д      
Экранно-звуковые пособия
3.1 Видеофильмы по основным разделам и темам учебного предмета «Физическая культура» Д Д Д  
3.2 Аудиозаписи Д Д Д Для проведения гимнастических комплексов, обучения танцевальным движениям; проведения спортивных соревнований и физкультурных праздников
Технические средства обучения
4.1 Телевизор с универсальной подставкой Д     Телевизор не менее 72 см по диагонали
4.2 Видеомагнитофон с комплектом видеокассет Д      
4.3 Аудиоцентр с системой озвучивания спортивных залов и площадок Д     Аудиоцентр с возможностью использования аудиодисков, CD R, CD RW, МРЗ, а также магнитных записей
4.4 Радиомикрофон (петличный) Д      
4.5 Мегафон        
4.6 Мультимедийный компьютер Д     Технические требования: графическая операционная система, привод для чтения-записи компакт дисков, аудио-, видеовходы/выходы, возможность выхода в Интернет. Оснащен акустическими колонками, микрофоном и наушниками. С пакетом прикладных программ (текстовых, табличных, графических и презентационных)
4.7 Сканер Д      
4.8 Принтер лазерный Д      
4.9 Копировальный аппарат Д     Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.10 Цифровая видеокамера Д     Могут входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения
4.11 Цифровая фотокамера Д    
4.12 Мультимедиапроектор Д      
4.13 Экран (на штативе или навесной) Д     Минимальные размеры 1,25х1,25
Учебно-практическое оборудование
  Гимнастика        
5.1 Стенка гимнастическая Г Г Г  
5.2 Бревно гимнастическое напольное Г      
5.3 Бревно гимнастическое высокое Г Г Г  
5.4 Козел гимнастический Г Г Г  
5.5 Конь гимнастический     Г  
5.6 Перекладина гимнастическая Г Г Г  
5.7 Брусья гимнастические, разновысокие Г Г Г  
5.8 Брусья гимнастические, параллельные Г Г Г  
5.9 Кольца гимнастические с механизмом крепления   Г Г  
5.10 Канат для лазания с механизмом крепления Г Г Г  
5.11 Мост гимнастический подкидной Г Г Г  
5.12 Скамейка гимнастическая жесткая Г Г Г  
5.13 Скамейка гимнастическая мягкая Г Г Г  
5.14 Комплект навесного оборудования Г Г Г В комплект входят: перекладина, брусья, мишени для метания
5.15 Контейнер с набором т/а гантелей Г      
5.16 Скамья атлетическая, вертикальная   Г Г  
5.17 Скамья атлетическая, наклонная   Г Г  
5.18 Стойка для штанги   Д Д  
5.19 Штанги тренировочные   Г Г  
5.20 Гантели наборные   Г Г  
5.21 Вибрационный тренажер М.Ф.Агашина Г Г Г  
5.22 Коврик гимнастический К К К  
5.23 Станок хореографический Г Г Г  
5.24 Акробатическая дорожка Г Г Г  
5.25 Покрытие для борцовского ковра   Д Д  
5.26 Маты борцовские   Г Г  
5.27 Маты гимнастические Г Г Г  
5.28 Мяч набивной (1 кг, 2кг, 3 кг) Г Г Г  
5.29 Мяч малый (теннисный) К (Г) К (Г) К (Г) В школе есть комплект для групп
5.30 Скакалка гимнастическая К (Г) К (Г) К (Г) В школе есть комплект для групп
5.31 Мяч малый (мягкий) К К К  
5.32 Палка гимнастическая К К К  
5.33 Обруч гимнастический К (Г) К (Г) К (Г) В школе есть комплект для групп
5.34 Коврики массажные Г Г    
5.35 Секундомер настенный с защитной сеткой Д      
5.36 Пылесос Д Д Д Для влажной уборки зала и спортивного инвентаря
5.37 Сетка для переноса малых мячей Д Д Д  
  Легкая атлетика        
5.38 Планка для прыжков в высоту Д Д    
5.39 Стойки для прыжков в высоту Д Д    
5.40 Барьеры л/а тренировочные   Г Г  
5.41 Флажки разметочные на опоре Г      
5.42 Лента финишная Д      
5.43 Дорожка разметочная для прыжков в длину с места Г      
5.44 Рулетка измерительная (10м; 50м) Д      
5.45 Номера нагрудные Г Г Г  
  Спортивные игры        
5.46 Комплект щитов баскетбольных с кольцами и сеткой Д      
5.47 Шиты баскетбольные навесные с кольцами и сеткой Г      
5.48 Мячи баскетбольные Г Г Г  
5.49 Сетка для переноса и хранения мячей Д Д Д  
5.50 Жилетки игровые с номерами Г Г Г  
5.51 Стойки волейбольные универсальные Д      
5.52 Сетка волейбольная Д      
5.53 Мячи волейбольные Г Г Г  
5.54 Сетка для переноски и хранения баскетбольных мячей Д Д Д  
5.55 Табло перекидное Д      
5.56 Жилетки игровые с номерами Г Г Г  
5.57 Ворота для мини-футбола Д      
5.58 Сетка для ворот мини-футбола Д      
5.59 Мячи футбольные Г Г Г  
5.60 Номера нагрудные Г Г Г  
5.61 Компрессор для накачивания мячей Д      
  Туризм        
5.62 Палатки туристские (двухместные) Г      
5.63 Рюкзаки туристские Г      
5.64 Комплект туристский бивуачный Д      
  Измерительные приборы
5.65 Пульсометр Г Г    
5.66 Шагомер электронный Г Г    
5.67 Комплект динамометров ручных Д      
5.68 Динамометр становой Д      
5.69 Ступенька универсальная (для степ-теста) Г      
5.70 Тонометр автоматический Д      
5.71 Весы медицинские с ростомером Д Д    
  Средства доврачебной помощи        
5.72 Аптечка медицинская Д Д    
  Дополнительный инвентарь        
5.73 Доска аудиторная с магнитной поверхностью Д     Доска должна быть передвижная и легко перемещаться по спортивному залу
Спортивные залы
6.1 Спортивный зал игровой       С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек
6.2 Спортивный зал гимнастический       С раздевалками для мальчиков и девочек (шкафчики, мягкие гимнастические скамейки, коврики), душевыми для мальчиков и девочек, туалетами для мальчиков и девочек
6.3 Зоны рекреации       Для проведения динамических пауз (перемен)
6.4 Кабинет учителя       Включает в себя: рабочий стол, стулья, сейф, шкафы книжные (полки), шкаф для одежды
6.5 Подсобное помещение для хранения инвентаря и оборудования       Включает в себя: стеллажи, контейнеры
Пришкольный стадион (площадка)
7.1 Легкоатлетическая дорожка Д      
7.2 Сектор для прыжков в длину Д      
7.3 Сектор для прыжков в высоту Д      
7.4 Игровое поле для футбола (мини-футбола) Д      
7.5 Площадка игровая баскетбольная Д      
7.6 Площадка игровая волейбольная Д      
7.7 Гимнастический городок Д Д    
7.8 Полоса препятствий Д Д    
7.9 Лыжная трасса Д     Включающая небольшие отлогие склоны
7.10 Комплект шансовых инструментов для подготовки мест занятий на спортивном стадионе Д      

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА

В соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию главными задачами для учителя и соответственно планируемыми результатами освоения содержания учебного предмета являются:

● укрепление здоровья школьников, улучшение осанки, гармоничное физическое развитие;

● приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным и спортивным играм;

● воспитание морально-волевых качеств;

● формирование устойчивого интереса к двигательной активности, развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками, подвижными и спортивными играми;

● обучение детей правилам поведения во время занятий физическими упражнениями;

● совершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазанье, метании;

● обучение физическим упражнения из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика, техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;

● развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;

● обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;

● формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности.

Планируемые результаты изучения учебного курса

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

● рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;

● характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;

● определять базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности выполнения техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;

● разрабатывать содержание самостоятельных занятий физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать в режиме дня и учебной недели;

● руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;

● руководствоваться правилами оказания первой доврачебной помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

● характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного Олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;

● характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу Российскому спорту;

● определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной) деятельности

Выпускник научится:

● использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;

● составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;

● классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;

● самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;

● тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;

● взаимодействовать со сверстниками в условиях самостоятельной учебной деятельности, оказывать помощь в организации и проведении занятий, освоении новых двигательных действия, развитии физических качеств, тестировании физического развития и физической подготовленности.

Выпускник получит возможность научиться:

● вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;

● проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;

● проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

● выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;

● выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации);

● выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;

● выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;

● выполнять легкоатлетические упражнения в беге и прыжках (в высоту и длину);

● выполнять передвижения на лыжах скользящими способами ходьбы, демонстрировать их технику умения последовательно чередовать в процессе прохождения тренировочных дистанций (для снежных регионов России);

● выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона одним из разученных способов;

● выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой деятельности;

● выполнять основные технические действия и приемы игры в волейбол в условиях учебной и игровой деятельности;

● выполнять основные технические действия и приемы игры в баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;

● выполнять тестовые упражнения на оценку уровня индивидуального развития основных физических качеств.

Выпускник получит возможность:

● выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных нарушений в показателях здоровья;

● преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;

● осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;

● выполнять тестовые нормативы по физической подготовке.

Наши рекомендации