Для чего нужен дневник самоконтроля (само­наблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом ана­лизируете полученные данные (собеседование)?

15.1 Международное олимпийское движение возникло благодаря развитию современных Олимпийских игр. Под олимпийс­ким движением понимают совместную деятельность людей, осу­ществляемую во благо укрепления мира и дружбы между народами в духе взаимопонимания, уважения и доверия, призванную активно содействовать гуманистическому воспитанию народов на идеалах спорта. Данные идеалы были разработаны основателем современных Олимпийских игр — французским педагогом и общественным деяте­лем Пьером де Кубертеном и изложены им в различных письменных документах, в том числе в так называемой "Оде спорту".

История развития олимпийского движения в России характеризу­ется тремя этапами:.

I этап — создание в 1911 г. Российского олимпийского комитета и его вхождение в Международный олимпийский комитет1, его предсе­дателем был избран очень известный тогда педагог-руководитель учеб­ных заведений Вячеслав Измаилович Срезневский.

II этап — создание в 1951 г. Национального олимпийского комитета СССР и его вхождение в Международный олимпийский комитет (цель — развитие международных связей, укрепление мира и добро­ соседства, утверждение идеалов социалистического общества в мире). Так наша страна стала полноправным членом Олимпийской семьи!

Ш этап—создание в 1989 г. Олимпийского комитета Российской Фе­дерации (России) и его вхождение в Международный олимпийский ко­митет (цель—сохранение и развитие международных связей, утверждение идеалов гуманизма в России, приобщение к мировой цивилизации).

1 Для чего нужен дневник самоконтроля (само­наблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом ана­лизируете полученные данные (собеседование)? - student2.ru МОК является международной неправительственной организацией. Срок его деятельности не ограничен. Секретариат МОК постоянно нахо­дится в городе Лозанне (Швейцария). Роль Международного олимпийского комитета состоит в руководстве олимпийским движением и развитием олимпизма в соответствии с Олимпийской хартией.

Основной целью и задачами развития олимпийского и физкультурно-массового движения в современной России являются, широкое рас­пространение физической культуры как средства всестороннего совершенствования личности человека, организации его здорового образа жизни и продления творческого долголетия, укрепление здо­ровья и развитие физических возможностей, повышение производи­тельности труда и подготовка к защите Родины, развитие дружбы и добрососедства между народами и национальностями, проживаю­щими на территории России, обогащение их культур ценностями олим­пийского и физкультурно-массового движения.

Россия явно отставала в олимпийском развитии: 1896, 1900, 1904 годы— игры этих трех Олимпиад прошли без нашего участия.

На IV Олимпийские игры в Лондон отправилась лишь небольшая группа россиян: сборная состояла из шести человек и тем не менее добилась успеха.

Олимпийским чемпионом в фигурном катании на коньках (тогда этот вид входил в летние Игры) стал Н. Панин - Коломенкин, две сереб­ряные медали завоевали борцы Н. Орлов и А. Петров.

На Играх V Олимпиады Россия была представлена уже 228 участ­никами: 178 спортсменов и 50 представителей от спортивных и других организаций. То была одна из самых больших делегаций на Играх.

Сам император Николай II взял российских спортсменов под свое покровительство. Царь учредил особый приз для одного из победителей Игр. Приз этот был воистину драгоценен: ладья викингов из золота, серебра и драгоценных камней. Сделал же эту чудесную вещицу великий российский ювелир Карл Фаберже.

К сожалению, сборная России завоевала лишь 2 серебряные—в стрель­бе и борьбе — и 2 бронзовые награды: в стрельбе и парусном спорте.

В 1952 году на Играх XV Олимпиады состоялся дебют советских спортсменов. Многие имена наших мастеров вписаны в историю Игр золотыми буквами. Спорт в СССР в те годы уже был на высоте. Вышли на междуна­родную арену наши конькобежки во главе с Марией Исаковой. Сприн­тера Евгению Сеченову журналисты называли "быстрейшая лань Европы". Свои изумляющие рекорды устанавливал тяжелоатлет Гри­горий Новак. А еще раньше на весь мир прогремело турне футболи­стов московского "Динамо" по Великобритании. Общий счет 19:9 в свою пользу привезла наша команда с родины футбола.

Первой олимпийской чемпионкой в истории советского спорта стала (1952) метательница диска Нина Пономарева (Ромашкова). На Олимпиаде-56 в Мельбурне она была третьей, а еще через 4 года, в олимпийском Риме, вновь первой. А тогда, в Хельсинки, был удиви­тельный миг, когда на пьедестал почета поднялись сразу три наши спортсменки. Нина Пономарева - золотая медаль, Елизавета Верхошанская (Багрянцева) - серебряная, Нина Думбадзе - бронзовая. Так они "разобрались" со своими соперницами в метании диска.

А гимнаст Виктор Чукарин, который победил в многоборье? Да притом не только в Хельсинки, но через четыре года и в Мельбурне!

XV Олимпийские игры в Хельсинки (1952) оказались рекордными по числу атлетов — 5429. В Играх впервые приняли участие 295 спорт­сменов СССР из 10 союзных республик. Они выступили по всей про­грамме Игр, кроме хоккея на траве (о котором мы тогда имели весьма смутное представление).

Наши спортсмены почти не имели опыта таких крупных сорев­нований и, тем не менее, в Хельсинки добились огромного успеха: 71 медаль (22 золотых, 30 серебряных, 19 бронзовых).

Юрий Тюкалов стал сильнейшим в академической гребле, Анатолий Богданов — в стрельбе. Лучшими среди штангистов — Иван Удодов, Рафаэль Чимишкян и Трофим Ломакин, в борьбе вольного стиля — Давид Цимакуридзе, Арсен Мекокишвили, в греко-римской борьбе — Борис Гуревич, Йоханнес Коткас, Яков Пункин, Шазам Сафин.

С тех пор олимпийцы СССР в течение почти сорока лет входили в число лидеров в олимпийском спорте.

В 1956 году игры проходили в Австралии. Наши спортсмены побе­дили в футболе, гимнастике, греко-римской борьбе, боксе, гребле на байдарках и каноэ, современном пятиборье, уверенно выступили в легкой и тяжелой атлетике, академической гребле, вольной борьбе, баскетболе. Всего они завоевали 37 золотых, 29 серебряных и 32 брон­зовые медали — намного больше, чем в Хельсинки.

Рекордсменкой Игр по числу завоеванных наград стала гимнастка Лариса Латынина. Она победила в четырех видах гимнастической программы. Эта уникальная спортсменка на двух следующих Играх — в Риме и Токио — добавила к своей золотой коллекции еще 5 наград и таким образом стала обладательницей девяти высших олимпийских титулов. К тому же Латынина имеет еще 5 серебряных и 4 бронзовые медали. До сих пор никому не удалось превысить это потрясающее достижение—18 олимпийских медалей!

Героем Игр стал и бегун Владимир Куц. Он одержал удивительные по красоте победы на дистанциях 5000 и 10000 метров с новыми олим­пийскими рекордами.

Игры XVII Олимпиады оказались рекордными по числу участников — 5313 из 83 стран. Команда СССР была одной из самых больших — 284 атлета из всех союзных республик. Она одержала еще более убедительную, чем на предыдущих Играх, победу. Наши завоевали 43 золотых, 29 серебряных и 31 бронзовую медаль.

Из спортсменов СССР наибольшего успеха добился гимнаст Борис Шахлин. Он получил 4 золотые, 2 серебряные и 1 бронзовую медаль. Вторую после Мельбурна победу одержал штангист Аркадий Воробьев.

Особо стоит сказать еще об одном штангисте, тяжеловесе Юрии Власове. Прежде в этой весовой категории непременно первенство­вали спортсмены США. Власов нарушил "американское господство".

Да еще и установил небывалые мировые рекорды!

И еще одно важное спортивное событие произошло на Римских Играх. Команда наших легкоатлетов на равных боролась с лидерами этого вида спорта — американцами.

Вот некоторые имена тех легкоатлетов-победителей: стайер Петр Болотников, прыгун в высоту Роберт Шавлакадзе, скороход Влади­мир Голубничий, прыгунья в длину Вера Крепкина, копьеметатель­ница Эльвира Озолина, сестры Ирина и Тамара Пресс — одна из них неоднократно добивалась успеха в многоборье, другая — в толкании ядра и метании диска.

Токио, Япония, Игры XVIII Олимпиады. Участников тут было чуть меньше, чем в Риме, — 5133, но зато стран-участниц больше — 93. Еще более представительной стала наша команда—319 спортсменов.

В программе соревнований появились новые виды: волейбол и дзюдо.

В Токио разыгрывали 163 комплекта медалей. И завоевали мы медалей больше всех — 96, а вот по золотым уступили американцам: у них — 36, у нас — 30.

Хорошо выступили наши боксеры. А лучшим на турнире был Валерий Попенченко. Выдающийся высокотехничный спортсмен, хитроумный тактик, он, кроме того, владел нокаутирующим ударом удивительной силы и точности.

Среди легкоатлетов ярче других горела спортивная звезда Валерия Брумеля. Шутя, он расправился со своими противниками и доказал, что недаром его называли лучшим спортсменом мира в 1962, 1963 и 1964—три года подряд!

В Токио третий раз олимпийским чемпионом стая гребец Вячеслав Иванов. Первую свою золотую олимпийскую медаль он получил девятнадцатилетним парнишкой в далеком Мельбурне, потом был победный Рим, и вот теперь Токио! Судьба, которой позавидовали бы многие, — медали, слава, известность во всем мире. Но сколько упор­ства и мужества было вложено в эти победы!

Игры в Мексике в 1968 году были, может быть, самыми "неудоб­ными" для европейцев: непривычный временной пояс, жара, разре­женный воздух — ведь столица Игр XIX Олимпиады Мехико располо­жена на высоте 2240 метров над уровнем моря.

В нашей команде надо отметить таких - выдающихся спортсменов, как боксер Борис Лагутин, гимнаст Михаил Воронин, борец вольно­го стиля Александр Медведь, великий мастер тройного прыжка Виктор Санеев, штангист Леонид Жаботинский, фехтовальщица Елена Белова.

Белова и Воронин в Мехико завоевали по 2 золотые медали.
А Санеев и Медведь впоследствии стали трехкратными олимпийскими
чемпионами.

Следующий олимпийский форум, состоявшийся в Мюнхене (ФРГ) в 1972 году, был отмечен многими и самыми разными рекордами. В Играх XX Олимпиады участвовала 121 страна, выступил 7121 участник. Было установлено 94 олимпийских рекорда, из них 46 мировых...

Среди героев Игр XX Олимпиады надо отметить гимнасток Ольгу Корбут и Людмилу Турищеву, спринтера Валерия Борзова, штангиста Василия Алексеева, "молотобойца" (метателя молота) Анатолия Бон­дарчука, десятиборца Николая Авилова, бегунью Людмилу Брагину, метательницу диска Фаину Мельник.

Стоит сказать и о наших ватерполистах-чемпионах. Но особенно о баскетболистах, которые одолели в финале команду США. Именно в том матче Иван Едешко за три секунды до окончания игры дал "зо­лотой" пас, а Александр Белов — за те же три секунды! — успел добыть "золотые" два очка. Воспоминание об этом потрясающем эпизоде навсегда останется в памяти, в сердцах настоящих болельщиков!

За четыре дня до открытия Игр XXI Олимпиады, как обычно, был зажжен в Греции олимпийский факел, затем, преобразованный в элект­роток, огонь через спутник был передан на другой континент, в Канаду. Там снова зажгли факел и традиционной эстафетой доставили огонь в Монреаль.

Так красиво начинались Игры 1976 г. К сожалению, Игры были бойкотированы многими африканскими странами.

Причины - политические! Африканские руководители таким спосо­бом протестовали против участия в Играх команды Новой Зеландии, спортсмены которой незадолго до того провели матч по регби (кстати, не олимпийскому виду спорта) с командой Южно-Африканской Рес­публики. В ней тогда процветали расовая дискриминация, угнетение "небелого" населения.

Монреальские Игры были отмечены многими высокими резуль­татами: 82 олимпийских рекорда, из них мировых — 34.

Победителями в неофициальном зачете стали наши спортсмены: 49 золотых, 41 серебряная, 35 бронзовых медалей, вторыми — спорт­смены ГДР. Команда США завоевала третье место.

Советские спортсмены удачно выступили во многих олимпийских турнирах. Они первенствовали в волейболе, гандболе, гимнастике, тяжелой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, фехтовании. Впервые среди женских команд разыгрывались медали на баскетбольном турнире. Победила наша команда!

Всех наших чемпионов, конечно, не назвать. Самыми популярны­ми на тех Играх были гимнаст Николай Андрианов (5 золотых наград), великий мастер тройного прыжка Виктор Санеев (4 Олимпиады — 3 золотые медали и 1 серебряная), фехтовальщик Виктор Кровопусков (2 высшие награды), бегунья Татьяна Казанкина, штангист Давид Ригерт, пловчиха Марина Кошевая...

В 1974 году на Венской сессии Международного олимпийского комитета было принято решение о том, чтобы предоставить право проведения Игр XXII Олимпиады в столице нашего государства — Москве.

Московские Игры — это все-таки такое важное событие в истории мирового, а главное — нашего, отечественного спорта, что о нем невозможно не сказать особо.

В январе 1980 года, то есть всего за несколько месяцев до открытия Московской Олимпиады, руководители США стали оказывать силь­нейшее давление на МОК и общественное мнение. Суть этой кампа­нии сводилась к тому, чтобы лишить Москву права проводить Игры. Причина — ввод советских войск в Афганистан.

Однако, Игры в Москве состоялись. Только, к сожалению, в них не приняли участия спортсмены таких великих спортивных держав, как США, ФРГ, Япония. А вместе с ними и еще нескольких десятков стран, которые находились в сильнейшей политической и экономической зависимости от США.

В Московских Играх участвовали спортсмены из 80 стран — всего 5283 участника и среди них 1134 женщины. Разыграно было 203 комплек­та наград.

Несмотря на то, что некоторые выдающиеся спортсмены к нам не приехали, спортивные результаты Московской Олимпиады были очень высоки. 36 мировых рекордов, 74 олимпийских, счет же национальным рекордным достижениям шел на сотни!

Абсолютным рекордсменом по медалям стал наш гимнаст Алек­сандр Дитятин, выигравший 3 золотые, 4 серебряные и 1 бронзовую награды.

Пловец Владимир Сальников завоевал 3 золотые медали, причем на дистанции 1500 метров установил выдающееся мировое достижение.

На XXIV Олимпийских играх, в Сеуле, очень удачно выступили наши гимнасты. Елена Шушунова и Владимир Артемов стали абсо­лютными чемпионами. А всего советские гимнасты завоевали 11 зо­лотых медалей! Это, конечно, большой успех.

Очень неплохо боролись в Сеуле и наши легкоатлеты — 10 высших наград. Победили гонщики на велотреке, футболисты, волейболисты, борцы, гребцы на байдарках и каноэ, мужские команды по гандболу и баскетболу.

Редчайшего для пловцов успеха добился Владимир Сальников. Он вновь стал чемпионом, как и восемь лет назад в Москве.

В летних Олимпийских играх 1992 года, проходивших в Барселоне (Испания), участвовало 169 государств. Барселонские Игры отличались безупречной организацией, очень интересной и богатой культурной программой. На испанской земле олимпийцы бывшего СССР после­дний раз выступали вместе.

Перед началом соревнований поползли упорные слухи, что в Бар­селоне наша объединенная команда потерпит неудачу. Однако была очень убедительная победа. Мы получили и наибольшее количество медалей— 112 (45 золотых, 38 серебряных, 29 бронзовых). А спорт­смены США выиграли 108 медалей (соответственно 37,34, 37).

Российские спортсмены в составе Объединенной команды доби­лись многих блистательных побед. Некоторые специалисты выше всего ставят успех наших выдающихся пловцов — Евгения Садового и Александра Попова из Волгограда. В честь побед россиян впер­вые на Олимпийских играх поднималось трехцветное знамя новой независимой страны.

Игры XXVI Олимпиады. 1996 г. Атланта.

Впервые после 1912 г. в летних Олимпийских играх приняла участие команда России. Шестнадцать дней посланцы 197 стран мира оспа­ривали награды юбилейной Олимпиады, но только представители 69 поднимались на пьедестал почета.

Сильнейшими на этот раз оказались хозяева, опередившие в нео­фициальном командном зачете команды России, Германии, Китая... Итог сборной России — 63 медали, из них 26 золотых, 21 серебряная и 16 бронзовых, расценивается специалистами как успех.

По посещаемости зрителями Атланта установила рекорд — на ее стадионах побывало свыше шести миллионов зрителей.

Эстафету столицы штата Джорджия принял австралийский Сидней.

На Олимпиаде, в Сиднее, приняли участие 11 тысяч спортсменов, из 199 стран.

XV зимние Игры снова проходили в острейшей конкуренции меж­ду командами СССР и ГДР.

Советские спортсмены взяли 2 золотые медали в фигурном ката­нии — спортивная пара Екатерина Гордеева — Сергей Гриньков, танцоры Наталья Бестемьянова — Андрей Букин. На лыжне у нас 5 золотых медалей. Две завоевала Тамара Тихонова (одну из них в эстафетной гонке вместе с Ниной Гаврилюк, Светланой Нагейкиной, Анфисой Резцовой) и по одной — Вида Венцене, Алексей Прокуро­ров и Михаил Девятьяров.

Новинкой этих Игр стало проведение конькобежного турнира под крышей. В идеальных условиях полного безветрия и прекрасного льда результаты спортсменов резко подскочили вверх. Здесь золотую ме­даль завоевал наш спортсмен Николай Гуляев.

Очередная Белая Олимпиада состоялась в 1992 г. во французском городе Альбервиле. За несколько месяцев до этого распался СССР. Появилось Содружество Независимых Государств — СНГ. А в Гер­мании произошло обратное: два государства, ФРГ и ГДР, объедини­лись, стали единой страной.

В этом спортивном форуме участвовало рекордное к тому вре­мени число стран — 64, 1801 участник.

Лыжница Любовь Егорова стала трехкратной олимпийской чем­пионкой — выиграла гонки на 10 и 15 километров, а потом вместе с Еленой Вяльбе, Раисой Сметаниной и Ларисой Лазутиной победила и в эстафетной гонке.

Биатлонную гонку мужчин на 20 километров выиграл Евгений Редькин. А чемпионкой в биатлонной гонке среди женщин на 7,5 ки­лометра стала Анфиса Резцова. В 1988 году на Олимпиаде в Калгари она была чемпионкой по лыжным гонкам, а к Альбервилю преврати­лась в прекрасную "стреляющую лыжницу".

В фигурном катании впервые спортсмены бывшего СССР завоевали 3 золотые медали из четырех возможных: россияне Наталья Мишкутенок и Артур Дмитриев в состязании спортивных пар, Марина Климова и Сергей Пономаренко в танцах и украинец Виктор Петренко в одиноч­ном катании.

Лиллехаммер, Норвегия, 1994 год. Россия впервые выступала на зимних играх своей самостоятельной командой. По сравнению с Альбервилем количество стран-участниц увеличилось еще. Теперь их стало уже 67.

В Лиллехаммере команда России выступала по полной программе за исключением женского одиночного фигурного катания.

Игры отмечены выдающимися достижением лыжницы Любови Егоровой, прибавившей к своим 3 золотым медалям Альбервиля еще 3. Впервые в истории действующая спортсменка отмечена высшей наградой нашей страны. За выдающиеся достижения в спорте, мужество и героизм Любови Егоровой присвоено звание Героя РФ.

Золотые медали в лыжном спорте вместе с Егоровой получила наша эстафетная команда, а также биатлонисты Сергей Тарасов и Сергей Чепиков.

Триумфом российских фигуристов закончились состязания в этом виде спорта— 3 золотые медали из четырех разыгранных: Екатерина Гордеева и Сергей Гриньков в парном катании, Оксана Грищук и Евгений Платов в танцах и Алексей Урманов в одиночном катании.

В конькобежном спорте победили Александр Голубев и Светлана Божанова. Однако без наград остались наши хоккеисты.

Лиллехаммер запомнился еще и тем, что в нем наша команда спортсменов-инвалидов получила 30 медалей, среди которых 10 золо­тых, на VI Паралимпийских Играх. Впервые все средства, нужные для участия этой команды, выделил Олимпийский комитет России.

XVIII зимние Олимпийские игры. 1998 г. Нагано.

Кандидатура этого японского города победила в упорной борьбе среди шести претендентов.

Это были последние в нынешнем столетии Игры. Они поставили рекорд как по количеству участников (более 2400), так и стран (72).

Золотую медаль получила биатлонистка Галина Куклева. 3 золотые медали получила Лариса Лазутина (5, 10, 4x5км), две золотые медали— Ольга Данилова (15 км, 4x5 км), по одной медали у Юлии Чепаловой и Елены Вяльбе в лыжной гонке.

Серебряную медаль получил Валерий Столяров в лыжном двоеборье.

II место на Олимпиаде заняла наша хоккейная команда.

Хорошо выступила наша команда фигурного катания. В парном ка­тании Артур Дмитриев и Оксана Казакова получили золотую медаль, серебряную медаль получили Антон Сихарулидзе и Елена Бережная.

В одиночном катании золотую медаль получил Илья Кулик, в спортивных танцах—Евгений Платов.

XIX зимние Олимпийские игры проходили в 2002 году в аме­риканском городе Солт-Лейк-Сити. На Олимпиаду собралось 2527 участников из 78 стран.

15.2 Требования безопасности при проведении экскурсий:

1.Перед началом экскурсии учащиеся получают инструктаж по правилам поведения, знакомятся с возможными причинами не­счастных случаев при организованном движении на общественном транспорте, на специально выделенном транспортном средстве, при движении вблизи железнодорожного полотна, при нахождении у во­доемов, в лесу, при переправе через реку, при движении в горах и т.д.

2.Группа должна строго соблюдать порядок движения, отступать от заданного маршрута не разрешается.

3.При пересадках в общественном транспорте, выходе группы из автобуса и возвращении в автобус (или другой вид транспорта) производится перекличка.

4.Нельзя отставать от общей группы и уходить вперед за пределы голосовой связи и видимости.

5.На экскурсию нельзя брать колющие, режущие, взрывающиеся предметы.

6.Одежда должна быть подобрана с учетом климатических условий, удобной.

7.Необходимо немедленно сообщить руководителю о случаях непредвиденных обстоятельств или пропажи кого-либо из группы.

15.3 Знания о самом себе необходимы, тем более знания о тех изменениях, которые могут происходить под влиянием физических упражнений.

• Правильно организовать самостоятельные занятия;

• познать свои физические возможности;

• проследить динамику развития — во всем этом поможет самоконтроль или самонаблюдение.

Говоря о правилах самоконтроля, надо иметь в виду следующее:

1)все измерения проводить в одно и то же время, одними и теми же инструментами и в одинаковых условиях;

2)данные самоконтроля заносить в дневник.

Регулярно занимаясь физическими упражнениями, каждый школьник должен уметь пользоваться простейшими приемами самоконтроля. Условно они подразделяются на субъективные и объективные. К пер­вым — субъективным приемам самоконтроля — относятся оценка самочувствия, настроения, сна, аппетита, болевых ощущений, тренировки и режима. Ко вторым — объективным приемам само­контроля — следует отнести наблюдения за ростом массы тела, жизненной емкости легких (ЖЕЛ), частотой дыхания и сердечных сокращений (ЧСС), гибкостью, силой и выносливостью отдельных мышечных групп. Данные самоконтроля записывают в специальные тетради — дневники, указывая год, месяц, число и часы наблюдений.

Остановимся более подробно на субъективных и объективных методах (приемах) самоконтроля.

Самочувствие, как правило, хорошо отражает влияние занятий физической культурой на организм ученика. Различают хорошее, удов­летворительное и плохое самочувствие. При плохом самочувствии чаще всего отмечаются вялость, апатия, ослабление внимания и т. д.

Настроение как показатель внутреннего душевного состояния оценивается в дневнике по тем же категориям, что и самочувствие. Сон. Возникшее в результате неправильно построенных физкуль­турных занятий переутомление может вызвать бессонницу или, наоборот, повышенную сонливость. В дневнике отмечается продол­жительность и глубина сна, а также его нарушения, например трудное засыпание, беспокойный сон, бессонница, недосыпание и т. д.

Аппетит. По показателю аппетита можно судить об эффективности системы тренировочных занятий. В дневнике аппетит отмечается как хороший, удовлетворительный, пониженный и плохой.

Болевые ощущения. В результате чрезмерной физической нагрузки, переутомления, а также при нарушениях режима дня могут наступать болевые ощущения: боль в мышцах, в области сердца, головная боль. Все эти ощущения должны быть зафиксированы учеником в дневнике и доведены до сведения педагога, школьного врача, которые и дают соответствующие рекомендации, вносят коррективы в систему инди­видуальных занятий физическими упражнениями.

К объективным приемам самоконтроля относятся те из них, кото­рые выражаются в цифровых обозначениях. Масса тела, или, как чаще всего мы говорим, вес тела,— важный показатель интенсивности тренировочных занятий. Стойкое сохранение веса является важным показателем хорошей тренированности организма.

О функциональном состоянии аппарата внешнего дыхания свиде­тельствует показатель ЖЕЛ (жизненная емкость легких). Измерение ЖЕЛ проводится при помощи водяного или суховоздушного спиро­метра, позволяющего определить количество выдыхаемого воздуха после глубокого вдоха. Чем больше ЖЕЛ, тем глубже дыхание, больше объем вентиляции легких.

Показателем, объективно характеризующим деятельность не только дыхательной, но и сердечно-сосудистой системы, является частота дыхания. После выполнения физических упражнений частота дыха­ния увеличивается в 2—3 раза и тем быстрее возвращается к норме, чем лучше тренирован школьник.

Наблюдения за ЧСС как одним из важнейших показателей состояния сердечно-сосудистой системы широко используются для самостоя­тельного контроля занимающихся физической культурой и спортом. Для определения ЧСС 2—3 пальца одной руки следует положить на нижнюю треть предплечья у основания большого пальца другой руки и считать пульсовые удары в течение 1 мин (можно за 6 или 10 с, а
затем умножить данные на 10 или 6). Под влиянием занятий физически­ми упражнениями частота пульса в покое уменьшается. Если после выполнения одной и той же нагрузки время полного восстановления пульса уменьшается, это является одним из показателей правильной тренировки организма.

Известно, что регулярные и методически правильно организованные занятия физической культурой оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему. У 15-16-летних школьников средняя частота пульса в покое колеблется в пределах 70-76 уд/мин. У 15-20% юношей наблюдается замедленный пульс—50—60 уд/мин. При значи­тельных нагрузках частота сердечных сокращений (ЧСС) может дос­тигать 180-220 уд/мин.

В начале урока (построение) пульс несколько выше, чем в условиях относительного покоя (82-85 уд/мин.), что объясняется условно-рефлекторной настроенностью организма на предстоящую нагрузку. По мере увеличения мощности нагрузки в процессе урока ЧСС воз­растает. При этом ее увеличение до 170 уд/мин практически адекватно мощности нагрузки. Дальнейшее повышение мощности нагрузки вызывает меньшую реакцию ЧСС, но приводит к быстрому снижению работоспособности организма. Поэтому необходимо оптимально использовать на уроке нагрузки, вызывающие реакцию ЧСС на участке пульсовой кривой от исходного уровня (82—85 уд/мин) до 170 уд/мин. Средний показатель ЧСС за урок у юношей X-XI классов должен быть в пределах 130-140 уд/мин.

Артериальное давление (АД) у юношей несколько ниже, чем у взрослых,— 110-115 мм рт. ст. Одной из причин повышения давления до 140-160 мм рт. ст. (в покое) может явиться неправильная (форсиро­ванная) тренировка.

ЧСС и АД одинаково важны для оценки деятельности сердечно­сосудистой системы. Произведение этих величин (умножение друг на друга) иногда используют как критерий такой оценки. У физически ослабленных юношей данное произведение может превышать 15 000, у здоровых, но не занимающихся физической культурой и спортом — 8000-10 000, у тренированных — 6000-7000.

В практике самоконтроля вполне доступен целый ряд простых, но вполне информативных проб, позволяющих оценить функциональное состояние дыхательной и в определенной мере сердечно-сосудистой системы. Например, проба Штанге. После обычного вдоха задержать дыхание, зажав при этом нос пальцами. Длительность задержки дыха­ния тем выше, чем лучше физическая тренированность организма, для 15-17-летних подростков не должна быть ниже 30-40 сек.

Интересна в этом плане методика Серкина, которая состоит из трех проб. Первая проба — определить время задержки дыхания на вдохе в положении сидя. Вторая проба —определить время задержки дыхания на вдохе сразу же после 20-го приседания за 30 с. Третья проба — определить время задержки дыхания на вдохе после 1 мин отдыха. Пробы Штанге и Серкина проводят до физической нагрузки после 6-8 мин спокойного отдыха.

Для чего нужен дневник самоконтроля (само­наблюдения) и какие формы индивидуального контроля вы используете, каким образом ана­лизируете полученные данные (собеседование)? - student2.ru

* Отрывки (задания) из правомерно опубликованных произведений с указа­нием их авторов и названий использованы в качестве иллюстративного материала в данном издании, носящем учебный характер в объеме, оправданном поставленной целью. ("Закон РФ об авторском праве и смежных правах" №5351-1 от 9 июня 1993 г.)




Наши рекомендации