Требования безопасности перед началом занятий по плаванию
2. Какое влияние оказывают занятия физической культурой на вредные привычки (наркоманию, алкоголизм, курение)?
3. Основные формы занятий физической культурой. Более подробно рассказать об одной из форм занятий (на личном примере).
1.Во время занятий по плаванию следует выпол
нять следующие правила:
• перерыв между приемом пищи и плаванием должен быть не менее 45 мин;
• занятия проводятся строго по расписанию. Занимающийся обязан иметь при себе пропуск с фотокарточкой и визой врача;
• вход в раздевалку разрешается после сдачи пропуска;
• занятия проводятся только в присутствии преподавателя. Опоздавшие к занятиям не допускаются;
• каждый занимающийся должен иметь мыло, мочалку, полотенце и чистую спортивную форму;
• перед началом занятий занимающиеся должны тщательно вымыться в душевой с мылом и мочалкой, на что дается 10 мин. После занятий разрешается мыться не более 3—5 мин (без мыла). Категорически воспрещается приносить с собой шампунь или жидкое мыло в стеклянной посуде;
• плавать в бассейне разрешается: мальчикам — в плавках, девочкам — в купальниках и резиновых шапочках.
При купании в естественном водоеме следует оборудовать отведенное для этого место и подготовить спасательные средства (спасательные круги, шесты, веревки, лодки и т. д.). Необходимо убедиться, что температура воды не ниже установленной нормы (около +20 °С). Перед входом в воду надо сделать разминку, выполнив несколько легких упражнений.
2. Все знают о вреде табакокурения, употребления
алкоголя и наркотиков, но эти пагубные привычки
до сих пор для многих людей остаются привлекательными с детского возраста. Чтобы получить более полное представление о влиянии занятий физической культурой на вредные привычки, давайте сравним воздействие этих факторов на организм человека (см. сравнительную таблицу на с. 52—53).
Как видно из наших сравнений, занятия физической культурой и вредные привычки (наркомания, алкоголизм, курение) несовместимы. Ясно одно, что сознательное отношение человека к собственному здоровью должно стать нормой поведения и главной отличительной чертой культурной личности.
3. В процессе физического воспитания школьников используются разнообразные формы занятий физической культурой: урок, самостоятельные занятия, соревнования, походы. Организуются они одинаково: подготовительная, основная и заключительная части. Занятие начинается с разминки, чтобы подготовить организм к предстоящей работе. Разминка бывает общей и специальной. Общая разминка постепенно и разносторонне действует на организм занимающихся. Обычно это ходьба, бег, различные гимнастические упражнения. Специальная разминка позволяет подготовиться к тем упражнениям, которые предстоит выполнять в основной части занятий. Разминка длится около 10 мин. Во время основной части занимающиеся приобретают новые знания и умения или совершенствуют их до уровня навыков. Цель заключительной части — постепенно снизить нагрузки на организм. Помогают сделать это хорошо знакомые упражнения на расслабление. От соблюдения правил проведения занятий зависит успешность освоения физических упражнений, развитие силы, ловкости, гибкости, выносливости, смелости и других качеств. В тех случаях, когда за-
Влияние на организм человека
Физической культуры
Занятия физическими упражнениями оказывают благотворное влияние на все системы организма. Они способствуют формированию правильной осанки, развивают силу, ловкость, быстроту, выносливость, увеличивают сопротивляемость организма утомлению. Школьники, занимающиеся физическими упражнениями, имеют более высокую физическую и умственную работоспособность.
Благоприятное влияние физических упражнений на центральную нервную систему выражается в повышении силы и уравновешенности нервных процессов. Нервная система становится пластичной, быстрее приспосабливается к различным видам работы, к новой обстановке. Благодаря совершенствованию регулирующей роли центральной нервной системы у подростков, систематически занимающихся физическими упражнениями, оказывается более экономичной работа отдельных органов и систем при физической нагрузке, улучшается сон. Период засыпания становится короче, а сон глубже. Не случайно есть клиники, где в программу лечения больных с нарушенной психикой входят ежедневные успокаивающие пробежки.
Не следует забывать еще об одном оздоровительном аспекте физических упражнений. Они связаны с определенными усилиями, совершив которые, человек испытывает определенную удовлетворенность, так как чувствует, что одержал победу над самим собой. В результате этого создается положительный эмоциональный фон, который позитивно сказывается на здоровье человека.
Для детей, страдающих от одиночества, очень важны коллективные занятия физическими упражнениями и спортом. Особенно полезны командные игры, способствующие упрочению отношений внутри коллектива.
Табакокурения, спиртных напитков и наркотиков
Курение оказывает вредное влияние на центральную нервную систему, а через нее — на другие органы. Вместе с табачным дымом в организм поступают ядовитые вещества — аммиак, никотин и др. При длительном курении происходит хроническое отравление никотином, которое постепенно разрушает организм. Отмечены случаи, когда от курения у людей возникало острое отравление.
Исключительно пагубное действие оказывает курение на детский организм. У детей и подростков отмечаются снижение памяти, внимания, головные боли, головокружение, повышение утомляемости. Со временем табакокурение может привести к тяжелым заболеваниям: стенокардии, гипертонии, возникновению хромоты, гангрены конечностей.
Вред организму человека приносит и алкоголь. Некоторые считают, что пиво и водка, выпиваемые регулярно в небольших дозах с целью улучшения аппетита, не вредны и даже приносят пользу. Такое мнение неправильно, так как алкоголь ослабляет организм, разрушает нервную систему, приводит к болезням сердца, печени, желудка и других органов. Под действием алкоголя повышается хрупкость сосудов, и они разрываются, особенно в период физического напряжения или волнений.
Наркотики коварны тем, что при систематическом их употреблении возникает необходимость в постоянном увеличении доз, которые вызывают отравление организма с нарушением психической и физической деятельности.
нятия проводит преподаватель (учитель физической культуры, тренер), они имеют форму урока. Именно эта форма создает наилучшие условия для воспитания, образования и оздоровления занимающихся. Урок проходит в течение строго установленного времени, с постоянным составом занимающихся, по твердому расписанию. Во всех учебных заведениях уроки проводятся по утвержденным государственным программам. Урок по методам организации бывает фронтальным, групповым и индивидуальным. При фронтальном методе одно и то же задание выполняют все занимающиеся одновременно. При групповом каждая группа выполняет свое отдельное задание. При индивидуальном методе каждый обучающийся выполняет самостоятельно свое задание. С целью уплотнения урока иногда применяют так называемую круговую тренировку, во время которой занимающиеся, непрерывно перемещаясь по кругу, выполняют серии заданий по группам. В последнее время все более широкое распространение получают самостоятельные занятия физкультурой и спортом. Они подразделяются на утреннюю гигиеническую гимнастику (зарядку), тренировку, выполнение домашнего задания по физической культуре и др. Положительный эффект самостоятельных занятий возможен только при квалифицированной помощи преподавателя или других специалистов физического воспитания. Соревнование — серьезное испытание физических и волевых качеств человека, поэтому форма занятий может быть эффективно использована для решения задач физического и нравственного воспитания (развитие физических и волевых качеств, формирование сознательного поведения и др.). Вместе с тем особенности соревнований заключаются в максимальных физических нагрузках и могут быть рекомендованы только практически здоровым, физически подготовленным людям. Одной из форм занятий могут счи-
таться массовые самостоятельные игры. Они характеризуются широкой самодеятельностью и яркой эмоциональностью. В связи с этим типовая структура занятия в игре выражена слабо, и нет возможности строго регулировать нагрузку. (Ответ дополнить рассказом на личном примере.)
Билет № 12