Удар средней частью подъема

Специализация: футбол

1. Оперативное планирование учебно-тренировочного процесса в футболе. Его цель и задачи. Общая характеристика тренировочных и межигровых микроциклов.

. Постоянный рост спортивных результатов и их прогнозирование не могут быть успешными без четкого планирования учебно-тренировочного процесса. Планирование должно осуществляться, с учетом календаря спортивных соревнований, а также уровня подготовленности занимающихся. Оно может быть перспективным- на длительный период, текущим- в пределах одного года, оперативным- на месяц, неделю, отдельную тренировку. Основу недельного планирования составляет цикл тренировочных занятий с различными по величине нагрузками, например при 4-х разовых тренировках в неделю: 1-малая, 2- средняя, 3-большая, 4-средняя. Наиболее оптимальными в подготовке юных футболистов являются недельные микроциклы. Тренировочные микроциклы планируют в подготовительном периоде. Основная цель - обеспечить повышение тренированности и развития спортивной формы. Основной задачей соревновательного (межигрового) микроцикла является повышение (или поддержание) достигнутого уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение оптимальной подготовки к следующей игре. При планировании содержания занятий в микроцикле и их системе необходимо учитывать закономерности переноса двигательных навыков и развития физических качеств.На основании месячных и недельных планов разрабатывают конспекты отдельных занятий (уроков), которые являются основной формой тренировки юных футболистов.

2. Особенности развития выносливости у юных футболистов на различных этапах спортивной тренировки. Характеристика средств и методов.

Под выносливостью футболистов понимают способность выполнять игровую деятельность без снижения ее эффективности на протяжении всего матча. Поскольку двигательная деятельность футболистов во время матча весьма разнообразна как по технике, так и по интенсивности передвижения, то выносливость будет определяться широким диапазоном биохимических реакций, происходящих в организме спортсмена: аэробных (общая выносливость) аэробно-анаэробных (смешанная выносливость) и анаэробных (скоростная выносливость). Общая выносливость - это способность длительно выполнять различные виды работ на уровне умеренной или малой интенсивности. Она у юных футболистов с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году.Скоростную выносливостьможно определить, как способность поддерживать высокую скорость во время длительного повторного выполнения работы на дистанциях от 5-10 до 30-50 м у юных футболистов. Физиологической основой скоростной выносливости являются креатин - фосфатные и гликолитические реакции, происходящие в организме спортсмена. Существенная динамика скоростной выносливости наблюдается в возрасте 12-15 лет. Естественный прирост скоростной выносливости заканчивается к 18-19 годам, и ее уровень составляет 90-95% соответствующего уровня взрослых футболистов. Смешанная выносливость футболистов определяется их способностью выполнять двигательную и игровую деятельность длительное время в умеренном режиме, либо кратковременную деятельность с максимальной интенсивностью, а также быстро переключаться с одного вида работы на другой.

3. Групповые тактические действия в защите. Характеристика страховки. Противодействие защитников комбинации '«стенка» и «скрещивание». Методика обучения и совершенствования.

Тактика защиты предполагает организацию действий команды, не владеющей мячом, направленных на нейтрализацию атакующих действий соперников. Игра в защите состоит из индивидуальных, групповых и командных действий.Противодействие комбинации «скрещивание» заключается в том, что в момент ее проведения защитники сосредоточиваются на действиях опекаемых ими игроков, особенно на сопернике, оказывающемся с мячом, чтобы преградить ему путь к воротам. Основой противодействия комбинации «в стенку» является выбор позиции по отношению к противнику, которому адресован первый пас. Необходимо расположиться возле него таким образом, чтобы в нужный момент выбить мяч или помешать выполнению ответной передачи. Партнер по обороне должен, в свою очередь, атаковать соперника с мячом, перехватить посланный мяч или «закрыть» игрока, которому может быть адресована передача.

4. Особенности дозирования физических нагрузок для детей и юношей в футболе. Особенности применения повторного метода в тренировке футболистов.

Выносливость. Общая выносливость у юных футболистов с возрастом увеличивается. Причем это увеличение носит неравномерный характер. Несущественный рост ее величины на этапе начального обучения (возрастет 8 до 10 лет) сменяется резким приростом в возрастных группах от 11 до 16 лет (этап специализации). После 16 лет (этап спортивного совершенствования) наблюдается снижение темпов прироста общей выносливости. Увеличение аэробного компонента выносливости, связанное с естественным приростом, а также с воздействием тренировочных и соревновательных нагрузок, заканчивается в основном к 20-21 году.

Существенная динамика скоростной выносливости наблюдается в возрасте 12-15 лет. Естественный прирост скоростной выносливости заканчивается к18-19 годам, и ее уровень составляет 90-95% соответствующего уровня взрослых футболистов.

Скоростные возможности.Скорость бега у юных футболистов значительно увеличивается с 8-летнего возраста и, по существу, к 17-18 годам достигает уровня взрослых футболистов. За период подготовки (от 8 до 18 лет) скоростные возможности юных футболистов повышаются в среднем на 20-25%.

Изменение скорости бега с возрастом происходит неравномерно. Этап начального обучения не отличается выраженным ростом скоростных способностей. Прирост скорости бега на этом этапе не превышает 3-4%. Наибольший прирост ее величины заметен в период с 11 до 15 лет. Так, прирост скорости бега на 15 и 30 м в этот период составляет около 17%. Это говорит о том, что этап специализации является предпочтительным, с точки зрения воспитания скоростных возможностей юных футбол истов.

На период от 15 до 18 лет приходится около 5% прироста этого физического качества. Факт стабилизации скорости бега у 17-18-летних футболистов на уровне взрослых квалифицированных спортсменов говорит о том, что в дальнейшем значительного естественного прироста скорости не предвидится и можно лишь совершенствовать ее в процессе круглогодичной тренировки.

Скоростно-силовые качества. В период от 8 до 11 лет темпы прироста скоростно-силовых качеств незначительны и не превышают 7-8%. Это связано с низкими возможностями детей данного возраста.

Этап спортивной специализации характеризуется ускоренными темпами роста рассматриваемого качества. Существенный прирост скоростно-силовых качеств на этом этапе объясняется повышением скоростных качеств (особенно быстроты, темпа движения) в возрасте от 10-11 до 13-14 лет и естественным ростом силовых возможностей детей и подростков в 14-16 лет. Эту зависимость и закономерность повышения скоростно-силовых качеств необходимо учитывать при выборе средств и

Методов при их воспитании.

Этап спортивного совершенствования характеризуется снижением темпов прироста скоростно-силовых качеств. Рост скоростно-силовых качеств стабилизируется к 19-20 годам.

Анализ динамики развития физических качеств у юных футболистов разного возраста показывает следующее:

с возрастом, начиная с этапа начальной подготовки, все физические качества имеют тенденцию к росту;

на этапе наибольшего естественного роста оптимальное воздействие тренировочной нагрузки может ускорить прирост данного качества;

стабилизация показателей разных физических качеств на уровне взрослых футболистов происходит в разных возрастных группах: скорость достигает наивысших показателей в возрасте 16-17 лет, скоростная выносливость и скоростно-силовые качества - к 18-19 годам, общая выносливость и сила - к 20-22 годам (рис. 66);

наиболее благоприятный возраст для воспитания скорости бега — 11-13 лет, скоростно-силовых качеств 13-15 лет, общей выносливости 12-16 лет, силы — 15-18 лет.

Повторный метод заключается в многократном выполнении упражнений с определенными интервалами отдыха, длительность упражнения, интенсивность нагрузки, продолжительность отдыха, количество повторений зависят от решаемых задач.

Тренирующее воздействие повторного метода обеспечивается как в процессе выполнения отдельного упражнения, так и суммированием эффекта от всех повторений. К преимуществам данного метода можно отнести возможность четкой организации занимающихся, достаточно точной регламентации нагрузки, своевременного исправления ошибок.

5. Пульсовые характеристики упражнений, направленных на совершенство­вание технической и тактической подготовки футболистов.

6. Характеристика скоростно-силовых качеств и особенности их проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития скоростно-силовых качеств у квалифицированных футболистов.

В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростных качеств служит пробегание коротких дистанций (от 20 до 30 метров) с максимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнения. Для использования в тренировочном процессе рекомендуют нагрузки малого объема, с различной продолжительностью серий упражнении, и нагрузки среднего объема, с продолжительностью серии упражнений, равной 3-4 и 4-5 минутам. Именно эти нагрузки способны развивать скоростные качества и совершенствовать точность выполнения технико-тактических действий. В качестве тренировочных нагрузок, направленных на развитие скоростно-силовых качеств у футболистов, служили беговые и прыжковые упражнения, совмещенные в одной серии и выполняемые поочередно с субмаксимальной интенсивностью, при низкой координационной сложности упражнений.

7. Периодизация спортивной тренировки в футболе. Характеристика и дина­мика изменений объема и интенсивности в годичном цикле тренировки.

8. Причины возникновения типичных ошибок в процессе разучивания ударов по мячу ногой. Методика их предупреждения и устранения.

Удар серединой подъема.При разучивании этого приема начинающие футболисты из-за бо­язни получить травму нередко не оттягивают носок бьющей ноги мак­симально вниз. В результате удар по мячу наносится верхней частью носка и мяч летит по слишком крутой траектории. Чтобы исправить эту ошибку, необходимо совершить 8—10 ударов, приподнимаясь в момент касания мяча серединой подъема на носке опорной ноги.Удар внешней частью подъема. Ошибки: опорная нога ста­вится передмячом так, что преграждает путь к мячу бьющей ноге; или слабо оттягивается носок бьющей ноги; или недостаточно развертыва­ется внутрь стопа бьющей ноги. Чтобы опорная нога имела правиль­ное положение, нужно ставить ее при ударе на специальную отметку. А чтобы хорошо оттягивать при ударе носок бьющей ноги и разворачи­вать стопу внутрь, надо сделать пометку мелом на соответствующем месте стопы.После этого следует совершить 10—15 ударов в стенку с расстояния 8—10 м, контролируя правильность движения.

9. Характеристика качеств выносливости и особенности ее проявления в иг­ровой деятельности футболистов. Средства и методы развития специаль­ной выносливости у футболистов.

Характеристика качеств выносливости и особенности ее проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития специальной выносливости футболистов.

Выносливость футболиста- это способность проявлять максимальную работоспособность и удерживать ее в определенных игровых режимах, сохраняя эффективность технико- тактических действий.

Проявляется выносливость футболиста в: стабильности скоростных рывков и ускорений на протяжении всей игры и особенно в конце каждого тайма; сохранения точности выполнения игровых приемов на высоком уровне в течении всей игры.

Специальная выносливость в футболе подразделяется на скоростно- силовую и скоростную.

Для развития и совершенствования скоростной выносливости футболистам необходимо два типа нагрузок. Первый тип представлен повторными упр. Длительность 3- 8 сек. предельной интенсивности, выполняемыми через относительно укороченные интервалы отдыха.

Второй тип представлен более разнообразными упр.

1. повторный бег на отрезках 150- 600м. со стандартными интервалами отдыха ;

2. такой же бег, но с постепенно укорачивающими интервалами отдыха;

3. переменный бег, быстрые участки которого имеют длину не менее 150м. и пробегаются с около предельной скоростью;

4. повторный бег на отрезках в 30- 50м. с интервалами 5-7сек.

Средствами воспитания скоростно- силовой выносливости служат упр. В ударах на силу и точность, в единоборствах партнеров( ведение, обводка, отбор выбиванием в подкате и т. д. )

Совершенствование специальной выносливости связано с решением двух задач.

1. Повышением функциональных возможностей, связанных с мгновенным высвобождением энергии в ходе креатинфосфатных реакций(алактатный компонент).

2. Повышением функциональных возможностей, связанных с освобождением энергии за счет гликолитических реакций ( лактатный компонент).

Компоненты нагрузки следующие:

Интенсивность 95% - 100% от максимума ( ЧСС больше 190 ударов. в мин.), продолжительность упр. 3 8 с. (20 – 70м.). Интервалы отдыха –ходьба. Кол – во повторений 4 -5 в серии. Отдых между сериями -7 – 10мин.

10. Характеристика и содержание тестов для определения физической подготовленности высококвалифицированных футболистов. Методика прове­дения тестирования.

Характеристика и содержание тестов для определения физической подготовленности высоко квалифицированных футболистов, методика проведения тестирования.

Индекс Руффье. Измерение ЧСС.

Р1+Р2+Р3-200

1= ----------------

Оценка по классификации Руффье.

<0 = отл.

0-5 = хор.

6-10 = посредств.

11-15 = слабо

> 15 = неудовл.

ЧСС 5 мин. покоя – Р1

30 глуб. Приседаний – 30мин – Р2

Повторение через 1 мин. – Р3 .

Тест Литунова

После 5мин покоя трижды в 1мин. промежутки измеряют АД иЧСС. Монжета остается на руке. 20 быстрых приседаний в теч. 20 сек. И снова ложится . Сразу же и через каждый 1 минутный перерыв измеряют АД и ЧСС до возвращения к значениям покоя. После этого спортсмен выполняет в спринтерском темпе бег на месте в теч. 15сек. мощно работая руками. Измеряя АД и ЧСС через 1 мин. до возвращения покоя. 3 часть пробы идет нагрузка на выносливость. В теч. 3 мин. бег на месте с частотой 180 шагов 1 мин. Опять лежа измер. АД и ЧСС через каждую 1 мин. до покоя.

Оценка.

Нужно учитывать, что после каждой части нагрузки получаются разные результаты значений начального уровня и быстроты восстановления кровообращения. Способность к максимально- быстрому повышению показателей кровообращения после силовой и скоростной нагрузок и способность при обследовании в продольном разрезе отвечать за нагрузку на выносливость все меньше начальной высотой- это признаки хорошего приспособления к предшествующей работе. Сюда же относится быстрое возвращение к исходным значениям. По наиболее благоприятным значениям регуляции кровообращения можно судить о том, способен ли человек к достижениям в упр. На силу, быстроту или выносливость.

Граевская и др. применили при обследовании футболистов метод повторных нагрузок в соответствии с характером нагрузки в игре.

ВЫПОЛНЕНИЕ. Игрок пробегает с максимальной скоростью 4×30м. и 4×60м. с интервалами в 2,5 – 3 мин. За этим следуют три серии по 5×30 м.; между пробежками перерыв 3-4 мин. После каждого бега измерю ЧСС и АД – сразу и после 2миню отдыха.

ОЦЕНКА. Если исследование в так называемом продольном разрезе обнаружит улучшение времени бега и приспособительных реакций, то это свидетельствует о хорошей тренированности. Если показатели хорошие, а значения кровообращения плохие, тогда результаты достигаются с предельным напряжением, которое игроку не под силу на протяжении всей игры. Обратное соотношение показателей означает, что функциональные возможности не были полностью использованы.

11. Перспективное планирование спортивной тренировки. Цель и задачи пер­спективного планирования учебно-тренировочного процесса в футболе.

Перспективное планирование осуществляется, начиная с этапа специализации. План составляют на 2-3 года для футболистов младшего возраста (11-14 лет) и на 3-4 года - для учебных групп старшего возраста. Исходя из цели многолетней подготовки, разрабатывают конкретные задачи, которые предстоит решить на планируемом этапе, определяют основную направленность и содержание тренировочного процесса, устанавливают оптимальные тренировочные и соревновательные нагрузки, предусматривают выполнение контрольных нормативов. В плане отражается тенденция возрастающих из года в год требований к подготовленности юных футболистов. Повышение сложности решаемых задач тесно связано с увеличением объема и интенсивности тренировочных нагрузок.

Успех перспективного планирования зависит не только от правильного выбора направления тренировочной работы, но и от глубокого анализа содержания подготовки юных футболистов в предшествующие годы. Крайне важно определить сильные и слабые стороны подготовленности занимающихся, причины невыполнения ими тех или иных показателей. Большую помощь в обеспечении преемственности перспективных планов оказывает систематически проводимый комплексный контроль.

12. Особенности развития быстроты у юных футболистов на различных эта­пах спортивной тренировки. Характеристика средств и методов.

Быстрота футболиста – способность игрока выполнять двигательные действия с мячом и без мяча в максимально короткие отрезки времени.

Скоростные способности игрока в игре определяют скорость передвижения на поле, быстроту мышления и быстроту работы с мячом.

Скорость передвижения футболиста зависит от того, насколько он быстро способен стартовать, разогнаться на после старта, набрать абсолютную скорость, выполнить рывково- тормозные действия, переключиться с одного действия на др. Из этого можно выделить две фазы:

1. Фаза увеличения скорости ( фаза разгона )

2. Фаза относительной стабилизации скорости.

Существуют различные упр. Для скоростной подготовки футболистов.

Обще- подготовительные упражнения (двигательные действия, требующие быстрой реакции, высокой скорости выполняя отдельные движения, максимальной частоты движения).

Специально- подготовительные упражнения. (направлены как на развитие скоростных способностей, так и на комплексное их совершенствование).

При совершенствовании используют следующие методы:

1. метод скоростно- силовой подготовки или метод динамических усилий;

2. повторный метод в максимально быстром темпе;

3. метод облегченных условий при выполнении скоростных упр. ;

4. метод затрудненных условий при выполнении скоростных упр. ;

5. игровой метод.

13. Текущее планирование учебно-тренировочного процесса в футболе, его цель и задачи.

Постоянный рост спортивных результатов и их прогнозирование не могут быть успешными без четкого планирования учебно-тренировочного процесса. Планирование должно осуществляться, с учетом календаря спортивных соревнований, а также уровня подготовленности занимающихся. Оно может быть перспективным- на длительный период, текущим- в пределах одного года, оперативным- на месяц, неделю, отдельную тренировку. Основу недельного планирования составляет цикл тренировочных занятий с различными по величине нагрузками, например при 4-х разовых тренировках в неделю: 1-малая, 2- средняя, 3-большая, 4-средняя. Наиболее оптимальными в подготовке юных футболистов являются недельные микроциклы. Тренировочные микроциклы планируют в подготовительном периоде. Основная цель - обеспечить повышение тренированности и развития спортивной формы. Основной задачей соревновательного (межигрового) микроцикла является повышение (или поддержание) достигнутого уровня тренированности, совершенствование технико-тактического мастерства и обеспечение оптимальной подготовки к следующей игре. При планировании содержания занятий в микроцикле и их системе необходимо учитывать закономерности переноса двигательных навыков и развития физических качеств.На основании месячных и недельных планов разрабатывают конспекты отдельных занятий (уроков), которые являются основной формой тренировки юных футболистов.

Удар средней частью подъема - student2.ru 14.Особенности развития силы у юных футболистов на различных этапах спортивной тренировки. Характеристика средств и методов.

Сила — это способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление за счет мышечных усилий. В основном футболист развивает силу ног, однако во время тренировок также необходимо развитие мышц шеи, плечевого пояса, туловища, спины, живота. При этом развитие силы не должно идти в ущерб гибкости, быстроте, умению точно воспринимать игру.
Наибольшие темпы развития силы наблюдаются в основном в младшем и подростковом возрасте: с 8 до 9 лет, с 10 до 11 лет и с 14 до 15 лет. При этом в возрасте 8—11 лет рекомендуется использовать прыжковые, акробатические и гимнастические упражнения на снарядах. Для 12—14-летних можно применять динамические упражнения с небольшими отягощениями, лазание по канату, толкание ядра. Для 15—16-летних количество упражнений с отягощениями заметно увеличивается.
После каждого интенсивного упражнения рекомендуется короткий отдых (20—30 с). В паузах для отдыха целесообразно выполнять упражнения на расслабление.

15.Характеристика качества ловкости и особенности ее проявления в игровой деятельности футболистов. Средства и методы развития ловкости у ква­лифицированных футболистов.

Ловкость футболиста проявляется в способности быстро и красиво выполнять двигательные действия в изменяющихся игровых условиях. По-настоящему ловкий игрок может выполнять целый каскад финтов или какой-то трюк, забить гол из труднейшей ситуации. Именно ловкость является отличительной чертой высокого спортивного мастерства. Над развитием ловкости надо работать с детства. Ведь это качество развивается довольно медленно.Главный принцип подбора упражнений для развития ловкости – как можно больше разнообразия. На тренировках нужно больше использовать хорошо разученные гимнастические и акробатические упражнения, чередования ходьбы и бега в различных сочетаниях, подвижные игры с неожиданно меняющимися ситуациями, упражнения по технике и тактике игры. Выполнять их рекомендуется в начале занятия.

16.Современное оборудование для совершенствования техники приемов иг­ры в футбол. Подбор упражнений и методика проведения занятий с ис­пользованием тренажерных устройств.

Удар средней частью подъема - student2.ru 17.Распределение физических- нагрузок в соревновательном периоде для ко­манд мастеров при 6-ти дневном интервале между играми.

Оптимальным межигровым циклом в соревновательном периоде следует считать недельный цикл с шестидневным интервалом между играми. В практике проведения первенства страны по футболу по различным причинам межигровые циклы имеют самые различные интервалы – от двух до одиннадцати и более дней. Отсюда и определенные трудности в планировании тренировочной работы и подготовке игроков к соревнованию. Поэтому необходимо добиваться физиологической адаптации игроков к тренировочному и игровому режимам, которая в большей мере будет зависеть от правильных методов тренировки, чем от ее объема и нагрузок.

При шести - семидневных интервалах (и более того) должны быть продолжительные тренировочные занятия (1,5-2,5 ч) с большими, средними и малыми нагрузками. Цель таких занятий - совершенствование технических приемов, тактических комбинаций при осуществлении атакующих и оборонительных действий, наигрывание стандартных положений. На тренировке игрок должен выполнять не менее 100-150 повторений технических или технико-тактических приемов. В тренировочные циклы, как и в подготовительном периоде, включаются одно-, двух- и трехразовые занятия, в зависимости от предыдущей нагрузки и объективных данных о состоянии игроков на планируемый день. К многоразовым занятиям надо подходить индивидуально.

18.Критерий и методика отбора способной молодежи для занятий в ДЮСШ по футболу.

В практике используют обычно следующие факторы отбора: критерии, методы и организацию.

Критериями называются какие-либо качества, свойства личности, которые имеется возможность оценить или измерить при отборе, желательно с большей степенью достоверности (например, координация движений является важным критерием отбора в футболе).

В свою очередь, критерии можно подразделить на три вида: задатки, одаренность и способности.

Задатками называются врожденные анатомо-физиологические и психические особенности человека, лежащие в основе его будущих способностей. Например, весоростовые показатели, особенности сердечно-сосудистой и дыхательной систем и т.д.

Одаренность - это своеобразное сочетание качеств и свойств личности, от которой зависит будущий спортивный успех. Однако от одаренности зависит не сам успех, а только возможность его достижения. Одаренность также лежит в основе способностей. При отборе в спортивные школы одаренность служит главным критерием. В понятие одаренности должны входить не технико-тактические навыки, а только те качества, которые обеспечивают успешность их овладения. Это очень важно. В противном случае тренер, опираясь только на свой опыт и интуицию, может отобрать не обязательно способных ребят, а лишь умеющих что-то делать, уже знакомых с предложенной задачей.

Способности - это свойства человека, делающие его пригодным к успешному выполнению какой-либо деятельности. Человек не рождается с явными способностями. Они возникают в процессе конкретной деятельности. Поэтому новички способностям к футболу не обладают. Оценить их можно лишь тогда, когда юные футболисты овладевают основами игры. Под способностями обычно понимают еще индивидуальные особенности, отличающие одного человека от другого. При этом имеются в виду те особенности, которые позволяют футболистам успешно и эффективно участвовать в игровой деятельности. В учебно-тренировочные группы и взрослые команды отбирают игроков, используя в качестве основного критерия именно способности спортсмена.

К методам отбора относят комплексы приемов для измерения критериев (задатков, одаренности, способностей) и различных качеств, свойств и особенностей человека. В практике отбора используют экспертные, аппаратурные и тестовые группы методов.

Экспертные методы применяют в случае, когда необходимо сделать целостное заключение об уровне одаренности того или иного ребенка, основываясь на общем впечатлении и личном опыте. При этом измерить какие-либо характеристики часто представляется сложным или вообще невозможным (например, игровое мышление, бойцовские качества, настойчивость и т.д.). Экспертные методы основаны на мнении специалистов. Если у большинства тренеров мнение об уровне одаренности определенного ребенка едино, то экспертные оценки бывают достаточно надежными. Входе отбора участвуют два вида экспертизы - медицинская и педагогическая.

С помощью аппаратурных методов можно произвести точный количественный анализ уровня развития того или иного качества. Использование аппаратуры поднимает систему отбора на более высокий уровень.

Тестовый метод, как правило, менее точный. Однако он имеет целый ряд достоинств, делающих его одним из эффективных методов отбора. Основное из них - возможность создания или моделирования нескольких специфических условий игровой деятельности, в которых проявляется ряд важных качеств. А на основании определения уровня развития этих качеств можно судить о степени одаренности юного футболиста.

Организацией отбора называется комплекс мероприятий, направленных на наиболее целесообразное использование методов и изучение особенностей ребенка с тем, чтобы обеспечить надежный прогноз его будущей футбольной деятельности. Недооценка вопросов организации отрицательно сказывается как на масштабах отсева из спортивных школ и команд различного уровня, так и на качестве подготовки игроков высокого класса.

19.Характеристика, значение и содержание тематических и комплексных за­нятий в подготовке футболистов.

Комплексные занятия направлены на одновременное решение нескольких задач подготовки: физической, технической и тактической. В тренировке юных футболистов преимущественно применяют комплексные уроки.

Тематические занятия связаны с углубленным овладением одной из сторон подготовки: физической, технической или тактической.

Организационной формой и методической основой проведения урока являются групповые и индивидуальные тренировочные занятия.

Групповые занятия проводятся с отдельной учебной группой или командой. Командный характер игры в футбол предусматривает повышенное требование к взаимодействию между игроками, необходимость решения коллективных задач. В связи с этим процесс обучения и воспитания более эффективен в групповых занятиях. Этому способствует индивидуализация заданий с учетом особенностей и подготовленности занимающихся.

20. Составление тактического плана предстоящей игры. Методика установки на игру. Разбор проведенной игры.

Успешному выступлению в соревновании (турнире, чемпионате) способствуют и подробные данные обо всех соперниках, которыми должен располагать тренер. Такие данные включают в себя характеристику команды, ее результаты, стиль игры, сведения о тактической концепции, сильных и слабых сторонах в игре, характеристику сильнейших игроков. Желательны также видеозаписи игр с участием команд-соперниц и данные личных наблюдений.

Перед матчем на теоретическом занятии тренер информирует футболистов о сопернике, анализирует его игру, сообщает свой план построения игры в обороне, в атаке и при переходе из обороны в атаку и наоборот. Он раскрывает конкретные задания действий в обороне, в атаке и при переходе из обороны в атаку и наоборот. Он раскрывает конкретные задания действий в обороне, в средней линии, в нападении и индивидуальные задания. демонстрируется видеопленка, и тренер обращает внимание на сильные и слабые стороны в игре соперника, подчеркивает важность четкого выполнения заданий, полученных на игру.

При анализе проведенного матча тренер дает оценку степени выполнения тактического плана, говорит об ошибках, допущенных при организации атакующих и оборонительных действий. Определенную помощь тренеру окажут и объективные данные наблюдений комплексной научной группы о результатах игровой деятельности каждого игрока и команды.

Критические замечания игрокам лучше высказывать в спокойном, доброжелательном тоне и в ходе индивидуальных собеседований. В анализе проведенного матча должны принимать самое активное участие все игроки. В заключение тренер должен сообщить программу подготовки к следующей игре.

21 .Особенности технической подготовки. Точное дозирование мышечных усилии при ударе по мячу. Критерии оценки.

Удары по мячу ногой

Удары по мячу ногой выполняют следующими основными способами:

внутренней стороной стопы, внутренней, средней и внешней частями подъема, носком, пяткой. Удары выполняют по неподвижному мячу, а также по мячам, катящимся и летящим в различных направлениях, с места, в движении, в прыжке, с поворотом, в падении. Несмотря на все многообразие ударов по мячу ногой, можно выделить фазы движений, которые являются общими для многих способов.

Предварительная фаза– разбег (при ударах в движении). Величина разбега, его скорость определяются индивидуальными особенностями футболистов и тактическими задачами. Однако во всех случаях, выполняя разбег, следует рассчитывать, чтобы удар по мячу был выполнен заранее намеченной ногой. Разбег способствует предварительному наращиванию скорости ударных звеньев.

Подготовительная фаза - замах ударной и постановка опорной ноги. Во время последнего бегового шага, после заднего толчка выполняется очень важная подфаза замах ударной ногой. Значительное, часто близкое к максимальному разгибание бедра и сгибание голени позволяют выполнить удар требуемой силы, так как увеличивается путь стопы и предварительно растягиваются мышцы передней поверхности бедра. Кроме того, при значительном разгибании бедра все приводящие мышцы также растягиваются и участвуют в последующем сгибании. Все это позволяет развить к концу движения большую скорость.

Чтобы правильно выполнять замах, нужно несколько удлинить последний шаг разбега. Обычно он превышает по величине остальные на 35-45% и варьирует от 2до2,5 м.

Рабочая фаза - ударное движение и проводка. Ударное движение начинается в момент постановки опорной ноги с активного сгибания бедра. Причем угол, образованный бедром и согнутой голенью, сохраняется. Отставание голени и стопы от движения бедра приближает центр тяжести всей ноги к тазобедренному суставу, что приводит к увеличению ее угловой скорости. Перед ударом отмечается торможение бедра (“парадокс Чхаидзе”). Оно вызвано необходимостью последовательной передачи количества движения (mv) со звена с большой массой (бедро) на часть с меньшей массой (голень и стопа) (относительный вес бедра у мужчин составляет 0,1221, голени - 0,04665, стопы - 0,0146 (по Н.А.Бернштейну)), что увеличивает ее скорость. Резким захлестывающим движением голени и стопы выполняется удар по мячу.

В момент удара нога закреплена в голеностопном и коленном суставах. Превращение ноги в “жесткий рычаг” позволяет увеличить массу ударяющего звена.

С началом ударного взаимодействия стопа бьющей ноги деформирует мяч. Он сжимается до тех пор, пока скорость взаимного перемещения ноги и мяча не станет равной нулю. Затем упругие силы восстанавливают форму мяча, и его скорость резко возрастает до определенной величины, которая несколько меньше скорости бьющей ноги в начале удара. Часть энергии уходит на остаточную деформацию и нагревание.

Завершающая фаза - принятие исходного положения для следующего движения. После удара нога продолжает движение вперед-вверх. ОЦТ, находящийся в момент удара над площадью опоры, перемещается в сторону движения ноги. Тем самым создаются наилучшие условия для дальнейших действий.

22.Особенности технической подготовки при ударе по мячу. Пространствен­ная характеристика движений. Критерии оценки.

Удар средней частью подъема

Линия разбега, мяч и цель находятся примерно на одной линии. Замах и ударное движение выполняются строго в сагиттальной (переднезадней) плоскости. Опорная нога ставится с пятки на уровне с мячом. Во время ударного движения происходит перекат опорной ноги с пятки на носок. Условная ось, соединяющая мяч и коленный сустав, в момент удара строго вертикальна. Такое положение сохраняется во время проводки.

Значительная площадь соприкосновения стопы и мяча позволяет выполнить удар достаточно точно. Разбег, замах и ударное движение выполняются в одной плоскости, благодаря чему биомеханически целесообразно используется система движения и удары наносятся с большой силой по сравнению с другими способами

23.Задачи технической подготовки, классификация техники. Основные сред­ства и методы технической подготовки.

Классификация техники футбола - это распределение технических приемов на группы по общим (или сходным) специфическим признакам.

По специфике игровой деятельности в технике выделяются два крупных раздела: техника полевого игрока и техника вратаря. Каждый раздел включает в себя подразделы: техника передвижения и техника владения мячом. Подразделы состоят из конкретных технических приемов, которые выполняются различными способами. Приемы и способы техники передвижений используются как полевыми игроками, так и вратарем. Отдельные приемы и способы имеют свои разновидности. Сохраняя общим, основной механизм действия, разновидности отличаются деталями. Условия выполнения различных приемов, способов и разновидностей делают технику футбола еще более многообразной.

Классификация техники футбола представлена на рис. 1.(Классификация групп дана в соответствующих разделах данной главы). Систематизация материала помогает лучше ориентироваться в приемах, способах, разновидностях, правильно анализировать их, успешно решать задачи обучения и совершенствования.

Характеристика техники футбола начинается с техники передвижения, которая является общим подразделом для полевого игрока и вратаря.

Удар средней частью подъема - student2.ru

24.Распределение занятий, направленных на совершенствование технической подготовки на различных этапах годового цикла.

Годовой план составляется для каждой учебной группы, исходя из круглогодичности подготовки и в соответствии с утвержденным тематическим планом учебно-тренировочной работы (табл. 5). Годовое планирование ведется на основании перспективных планов и направлено на их реализацию. В плане более детально излагается содержание тренировки (соотношение тренировочной и соревновательной нагрузок, их объем, величина и специализированность, распределение времени по видам подготовки, текущие и контрольные испытания и т.д.) с учетом поставленных задач, возраста занимающихся, их подготовленности, календаря соревнований, материальных условий, итогов реализации прошлогоднего плана и т.д. При этом особенно важно учитывать режим работы в общеобразовательной школе (динамику учебной нагрузки, экзамены, каникулы и т.д.).

Годовое планирование тесно связано с вопросами периодизации тренировки, в основе которой лежат закономерности развития спортивной формы. Знание и использование этих закономерностей позволяют подготовить футболистов к достижению высоких результатов в данном годовом цикле. В работе с юными футболистами периодизация более ярко выражена в старшем возрасте, для младшего, возраста основная направленность тренировки - обучающая.

Начиная с середины этапа углубленной тренировки (возраст 13-14 лет), в годичном цикле выделяются три периода подготовки: подготовительный, соревновательный и переходный.

Подготовительный период. Задача периода обеспечить разностороннюю подготовку юных футболистов и на этой основе совершенствовать их технико-тактическое мастерство. Тренировки должны носить разнообразный характер как по содержанию, так и по нагрузкам.

Подготовительный период делится на два этапа: общеподготовительный и специальноподготовительный.

Основная направленность общеоподготовительного этапа характеризуется созданием и развитием предпосылок приобретения спортивной формы. Физическая подготовка направлена на повышение общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннее развитие необходимых физических качеств; техническая и тактическая подготовка - на восстановление и совершенствование двигательных навыков и тактических действий. На данном этапе удельный вес средств ОФП несколько превышает объем упражнений по СФП. Предпочтение отдается методам, которые предъявляют к организму менее жесткие требования (повторному, равномерному, переменному, игровому).

Тренировочный процесс на специальноподготовительном этапе тесно связан с непосредственным становлением спортивной формы. Задачи физической подготовки - дальнейшее повышение функциональных возможностей юных футболистов и развитие специальных физических качеств (с учетом специфики игры). Технико-тактическая подготовка направлена на углубленное совершенствование специальных навыков и расширение их объема.

Основное средство подготовки - специализированные упражнения с мячом. Более широко используются интервальный и соревновательный методы. Однако игровая подготовка не должна подменять учебно-тренировочной работы.

Соревновательный период. Цель тренировки в этом периоде - сохранение спортивной формы и реализация ее в максимальных результатах. Физическая подготовка связана с обеспечением и поддержанием ее наивысшего уровня на протяжении всего периода. Продолжается совершенствование ранее изученных технических приемов. Тактическая подготовка направлена на повышение уровня тактического мышления юных футболистов, их взаимопонимание в звеньях, линиях, овладение эффективными тактическими комбинациями.

Удельный вес средств общей и специальной физической подготовки не должен существенно снижаться по сравнению со специально-подготовительным этапом. В тренировке наиболее широко используют игровой, соревновательный и повторный методы.

В соревновательном периоде рекомендуется предусмотреть промежуточный подготовительный этап продолжительностью 4-б недель. Его целесообразно проводить в оздоровительно-спортивном лагере или на учебно-тренировочном сборе. В зависимости от уровня подготовленности юных футболистов преимущественная направленность промежуточного этапа носит общий или специальный характер

Переходный период. В этом периоде осуществляется постепенный переход от спортивной деятельности большого объема и высокой интенсивности к менее интенсивным нагрузкам. Происходит смена средств и методов, которые направлены на поддержание уровня физической подготовленности и расширение двигательных навыков (предпочтение отдается развитию качества ловкости).

Основными средствами являются подвижные и спортивные игры, плавание, лыжи, акробатика. Параллельно устраняются недостатки в технической и тактической подготовленности, отмеченные в процессе соревнований, продолжается совершенствование наиболее эффективных индивидуальных технико-тактических навыков.

25.Особенности тактической подготовки. Задачи тактической подготовки в связи с характерными особенностями современного футбола.

Тактика является основным содержанием деятельности футболистов во время игры и важнейшим фактором, который при примерно равных показателях физической, технической и морально - волевой подготовленности двух команд обеспечивает победу одной из них.

Успех может принести только гибкая тактика. Каждая команда должна

стремиться играть, используя разнообразные тактические планы, иначе она

вряд ли сумеет добиться больших победе соревнованиях.

Поскольку футбольный матч состоит из многократных переходов от атаки к обороне и наоборот, совершенно очевидно, что атакующие и оборонительные действия каждой команды должны быть организованными.

Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий игр окон, направленных на достижение победы над соперником, т.е. взаимодействие футболистов команды по определенному плану, позволяющему успешно вести борьбу с соперником.

Умение правильно решать задачи нейтрализации соперника и успешно

использовать свои возможности в атаке и в обороне характеризует тактическую зрелость команды в целом.

Какие бы тактические установки на матч ни делал тренер, осуществляются они действиями отдельных футболистов. Вот почему без индивидуального тактического мастерства немыслимо проведение четких групповых и командных тактических действий, которые придают игре стройность и слаженность. Классификация тактики представлена на рис. 47.

В футбольной игре тактика и техника тесно взаимосвязаны. Решая, кому и какую сделать передачу, применить ли обводку для обыгрывания соперника или использовать партнера, когда целесообразно взять на себя инициативу игры, игрок использует свое тактическое мышление. А, осуществляя после принятого решения само действие, он показывает свое техническое мастерство. Следовательно, техника является средством претворения в действие тактических замыслов игрока, инструментом тактики и подчиняется ей. Вполне понятно, что только отличная техническая подготовка позволяет применять разнообразные тактические действия, те, техника служит основой тактического мастерства.

Тактика игры непрерывно совершенствуется в результате постоянной борьбы нападения и защиты. Именно эта борьба - главная движущая сила развития тактики футбола.

26.Особенности совершенствования индивидуальной и командной тактики. Критерии оценки тактических действий.

Наши рекомендации