Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Физическая культура»

на тему: «Государственное регулирование в области физической культуры и спорта»

Выполнил студент 3 курса

Группы 2.15 ТЭПС заочного отделения

специальность: 23.02.06 «Техническая эксплуатация

подвижного состава железных дорог»

Хрусталев Вячеслав Алексеевич

Проверил: Лобов Сергей Аркадьевич

г. Буй, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………………...3

1 Общая характеристика государственного регулирования в области физической культуры и спорта…………………………………………………......4

1.1 Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования………………………………………………………………………..4

1.2 Органы государственного управления физической культурой и спортом в России………………………………………………………………………………...6

2 Актуальные вопросы государственного регулирования в области физической культуры и спорта………………………………………………………………….11

2.1 Государственная политика в области физической культуры и спорта……..11

2.2 Массовый спорт в России……………………………………………………...14

Заключение…………………………………………………………………………19

Литература…………………………………………………………………………..21

Приложение…………………………………………………………………………22

ВВЕДЕНИЕ

Физическая культура и спорт являются одним из наиболее важных факторов укрепления и сохранения здоровья. Они оказывают серьезное воздействие на многие сферы жизни государства: культуру, образование, политику, экономику, науку и другие. Подчеркивая важность развития физкультуры и спорта в России, первый заместитель председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике В.А. Фетисов отметил: «Спорт - это не только голы, очки, секунды. Это социальное развитие государства и, самое главное, - воспитание здорового, патриотично настроенного поколения. Это профилактика пьянства, наркомании, правонарушений и вызов улице». В связи с глобальным значением физической культуры и спорта возникают и становятся актуальными проблемы, в частности, с эффективностью государственного регулирования данной сферой. Проблемы в физкультурно-спортивном секторе известны не только власти, но и обычному гражданину. Так, например, спортивные школы во многих маленьких городах нашей страны нуждаются не только в строительстве и реконструкции своих спортивных объектов, но и в обновлении спортивного оборудования, развитии и внедрении современных научных методик подготовки спортсменов. Исходя из выше изложенного, тема настоящего исследования становится более, чем актуальной.

Целью исследования является изучение вопросов государственного регулирования физической культурой и спортом в Российской Федерации. Поставленная цель предопределила решение следующих задач:

Во-первых, охарактеризовать физическую культуру и спорт как объект государственного регулирования и управления;

Во-вторых, рассмотреть систему органов государственного управления в области физической культуры и спорта, их правовое положение и функции;

В-третьих, определить основные направления государственной политики в области физической культуры и спорта; В-четвертых, проанализировать современное состояние массового спорта в России.

Общая характеристика государственного регулирования в области физической культуры и спорта

Физическая культура и спорт как объект государственного регулирования

Государственное управление в области физической культуры и спорта направлено на реализацию социально-экономической политики России, выражающей отношение государства к физкультурно-спортивной деятельности и определяющей цели, направления и формы деятельности органов государственной власти в данной сфере. Исследование государственного управленческого воздействия в области физической культуры и спорта невозможно без характеристики самого объекта такого воздействия.

Понятие «физическая культура» является достаточно широким и многогранным. В настоящее время существуют десятки его определений, которые хотя и существенно отличаются друг от друга, но в полной мере отражают особенности рассматриваемого объекта управления. Для более правильного представления о содержании данного понятия, целесообразно сравнить его с понятием «культура» в целом. Культура является результатом материальной и духовной деятельности человека. Человек познает культуру, которая зафиксирована в духовных и материальных ценностях, является носителем культуры в социальной среде, а также создает новые ценности для развития культуры последующих поколений. Таким образом, можно говорить о том, что физическая культура является элементом общей культуры.

Физическая культура, это не только неотъемлемый элемент общей культуры, но и социальный институт, представленный совокупностью материальных и духовных ценностей.[1] Среди материальных ценностей здесь можно выделить спортивные сооружения и специальное оборудование, спортивную экипировку, медицинское обеспечение. К духовным ценностям можно отнести разнообразные виды спорта, игры, информацию, комплексы физических упражнений, этические и правовые нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. Кроме того, в развитых формах физическая культура и спорт продуцируют эстетические ценности. Примером здесь могут служить физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и другие.

Государство устанавливает определение физической культуры в п. 26 ст. 2 ФЗ от 04.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее - Закон о спорте), который гласит, что физическая культура – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития.[2] Исходя из этого определения можно определить следующие цели физической культуры:

- физическое и интеллектуальное развитие способностей человека;

- совершенствование двигательной активности человека;

- формирование здорового образа жизни;

- социальная адаптация с помощью физического воспитания, физической подготовки и физического развития.

Спорт является одним из компонентов физической культуры (см. Приложение 1). О.А. Шевченко под спортом понимает составную часть физической культуры, существующую в виде «комплексов физических упражнений для развития и укрепления организма, соревнований по таким упражнениям», а также «системы организации и проведения этих соревнований».[3] В Законе о спорте спорт – это сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним. Таким образом, спорт можно понимать как соревновательную деятельность, что позволяет отличить спорт от других видов физической культуры.

В структуре спорта рассматривается массовый спорт, спорт высших достижений, школьный и студенческий спорт. Такое подразделение производится по целевому признаку. Массовый спорт направлен на достижение спортсменами высоких спортивных результатов на официальных всероссийских и международных спортивных соревнованиях. Целью спорта высших достижений является физическое воспитание и физическое развитие граждан посредством проведения организованных и самостоятельных занятий, а также участие в физкультурных мероприятиях и массовых спортивных мероприятиях. Что касается школьного и студенческого спорта, то различие между данными частями спорта следует проводить по критерию принадлежности к соответствующему типу образовательного учреждения.

Физическая культура и спорт, как социальные явления, бесспорно, нуждаются в защите со стороны государства. Поэтому для данной сферы общественной жизни важен вопрос государственного регулирования и управления. Управление в области физической культуры и спорта – это целенаправленная, планомерно осуществляемая на основе объективных закономерностей их социально-экономического развития деятельность, которая направлена на обеспечение эффективного функционирования сферы физической культуры и спорта в интересах физического совершенствования людей.

Наши рекомендации