Служба перевозок автотранспортного предприятия
Основные задачи службы перевозок – организация и осуществление перевозок грузов и пассажиров с обеспечением принятых договорных обя-зательств при наиболее эффективном использовании подвижного состава.
Диспетчерская группа отдела эксплуатации занимается оперативным сменно-суточным планированием, выписывает и выдает путевые листы и товарно-транспортные накладные (ТТН), обеспечивает выпуск подвижного состава на линию и прием его по возвращении, принимает путевые листы и ТТН, координирует работу автомобилей на линии, составляет сменно-суточный отчет о выпуске на линию и суточный отчет о работе автомобилей.
Группа обработки товарно-транспортных документов заполняет путевые листы и товарно-транспортные накладные на предприятии и ведет их обработку.
Группа приема заявок (заказов) принимает заявки и заказы на перевозки грузов и пользование автомобилями.
Группа суточного планирования перевозок на основании данных группы приема заявок (заказов) разрабатывает сменно-суточный план (наряд-приказ) на работу автомобилей.
Коммерческая группа производит изучение грузопотоков, состояние
подъездных путей и погрузочно-разгрузочных пунктов, заключает договоры (контракты) на перевозку грузов, аренду автомобилей, транспортно-экспедиционную деятельность и другие транспортные услуги. Она также занимается долгосрочным и краткосрочным планированием перевозок грузов, учетом и анализом выполнения перевозок.
Группа контейнерных перевозок организует контейнерные перевозки (завоз, вывоз, перевозка на магистральном транспорте, работы на контейнерном терминале).
Группа графиковых перевозок обеспечивает перевозку грузов по графикам и расписаниям, в том числе по системе тяговых плеч и маятниковой.
Группа линейных диспетчеров включает персонал, находящийся непосредственно в местах загрузки-разгрузки подвижного состава у клиентуры и обеспечивает эффективную работу автомобилей на линии по перемещению грузов.
Контрольно-ревизионная группа контролирует работу автомобилей на линии, правильность их использования, товарно-транспортную документацию и другие вопросы.
В пассажирском автотранспортном предприятии работу службы эксплуатации, как правило, возглавляет заместитель начальника (директора). Ему непосредственно подчиняется начальник отдела эксплуатации. В подчинении последнего находятся начальники колонн (в каждой колонне – 80–100 автобусов и 150–250 водителей). Диспетчеры планируют месячную и суточную работу водителей, а также обеспечивают выпуск автобусов на линию и распределение их по маршрутам.
Начальнику отдела эксплуатации подчинена также группа контролеров, осуществляющих контроль за работой автобусов на линии, оплатой пассажирами проезда, содержанием линейных сооружений и обновлением остановочных знаков.
Товарно-транспортная документация.Выезд коммерческого автомобиля на линию независимо от его принадлежности возможен только при наличии оформленного соответствующим образом путевого листа установленной формы и наличия лицензии (лицензионной карточки автомобиля). Разрешением на перевозку грузов является товарно-транспортная накладная (заказ-поручение, квитанция, чек, приходный ордер), а при автобусных перевозках – ведомость продажи билетов, билетно-учетный лист и проездные билеты у пассажиров или другие документы, подтверждающие право на перевозку находящихся в автобусе пассажиров (договор, формуляр, подтверждение оплаты). Товарно-транспортные и проездные документы подлежат строгому бухгалтерскому учету. Путевой лист должен быть изготовлен типографским способом и иметь учетную серию и типографский номер. При пассажирских перевозках на автобусе должны быть также расписание движения, таблица стоимостей проезда, выписка из соответствующих правил перевозок пассажиров. Водитель должен иметь водительское удостоверение, а на автотранспортное средство должны быть свидетельство о регистрации и страховка гражданской ответственности владельца (в настоящее время на территории Беларуси еще не обязательна).
Товарно-транспортная накладная – единственный документ, по которому ведется списание товарно-материальных ценностей у грузоотправителей, оприходование их у грузополучателей, складской оперативный и бухгалтерский учет. Она должна иметь номер, однозначный для всех экземпляров комплекта. К товарно-транспортной накладной могут прилагаться другие документы, уточняющие номенклатуру, количество и стоимость перевозимого груза (товарные накладные, отгрузочные спецификации, счет-фактуры), а также сертификаты и свидетельства на качество перевозимой продукции.
Товарно-транспортная накладная содержит следующую информацию:
· дату и место составления накладной;
· наименование и адрес отправителя;
· наименование и адрес перевозчика;
· наименование и адрес получателя;
· место и дату принятия груза;
· место, предназначенное для доставки;
· принятое обозначение груза и род его упаковки;
· массу груза брутто или выраженное в других единицах измерения количество груза;
· число грузовых мест, их специальную маркировку и нумерацию;
· платежи, связанные с перевозкой (провозные и дополнительные платежи, таможенные пошлины и сборы), а также другие платежи, взимаемые с момента начала перевозки и до сдачи груза;
· инструкции, требуемые для выполнения таможенных и других формальностей;
· указание, на каких условиях осуществляется перевозка;
· сведения о транспортном средстве, на котором производится перевозка;
· время и, при необходимости, даты прибытия и убытия по пункту погрузки груза;
· даты и время прибытия и убытия по пункту разгрузки груза;
· подпись и штамп или печать отправителя;
· подпись и штамп или печать перевозчика;
· подтверждение получения груза (подпись и штамп или печать получа-
теля).
Накладная должна быть оформлена не менее чем в трех экземплярах: 1-й – грузоотправителя; 2-й – получателя; 3-й – перевозчика.
В настоящее время в Республике Беларусь применяется товарно-транспортная накладная формы ТТН-1 и товарная накладная формы ТН-2.
Диспетчерское управление перевозками.Целью диспетчерского управления перевозками является обеспечение высокопроизводительного и экономичного использования подвижного состава с выполнением установленных договоров и обеспечением безопасности и требуемого качества перевозок (регулярность, сроки доставки, сохранность).
Диспетчерское управление при использовании подвижного состава включает:
· контроль за своевременным выходом автомобилей на линию и возвращением к месту стоянки (на предприятие);
· контроль за прохождением автомобилей через контрольные и погрузочно-разгрузочные пункты;
· увеличение или уменьшение числа автомобилей на маршрутах и объектах в зависимости от напряженности работы, а также изменение маршрутов перевозок;
· обеспечение обратной (попутной) загрузки автомобилей;
· принятие необходимых мер для устранения возникающих при работе на линии срывов и неполадок;
· обеспечение оперативной технической помощи автомобилям, находящимся на линии.
Водители при работе на линии подчиняются диспетчерскому аппарату и назначенным старшим водителям или бригадирам.
Для контроля за работой и учета используются таксометры, кассовые аппараты, штамп-часы, спидометры (счетчики пути), контрольные устройства (тахометры), устройства, регистрирующие загрузку автомобилей (тензометрические взвешивающие устройства), термографы, а также регистрирующие и запоминающие устройства автоматизированных систем управления (компьютерных систем).
Контрольные устройства – тахографы (рисунок 4.35) – позволяют фиксировать: скоростной режим движения; вид деятельности водителя (движение, другая работа, нахождение на рабочем месте без работы, отдых), пробег, вскрытие корпуса и обесточивание прибора, а также другие параметры (например, частоту вращения двигателя) в течение суток путем построения с помощью самописцев на регистрационном листке (тахограмме) графиков (время – скорость, время – вид деятельности или отдых, время – пройденный путь), а также нанесения по времени линий различной толщины и в различных зонах (для открытия крышки, обесточивания и, в некоторых тахографах, для видов деятельности и отдыха). Мгновенная скорость, пройденный путь и время (часы) должны считываться визуально. Тахограф, как правило, оснащается контролем скоростного режима и хода часов
На автомобиле могут быть установлены и другие дополнительные устройства, фиксирующие параметры его работы (число подъемов кузова, расход жидкостей и т. п.). Автомобиль может быть оснащен бортовой ЭВМ, с помощью которой решаются вопросы диагностики и контроля систем автомобиля, оптимизации режимов работы двигателя и движения, ограничения скорости, функционирования систем (антиблокировочной тормозов, антипробуксовочной, регулирования положения кузова, навигационной и др.), а также учета работы.
|
Контроль за выпуском автомобилей на линию и их возвращением осуществляется, как правило, с помощью автоматизированной системы управления. По базе данных по автомобилям в любой момент можно получить информацию о состоянии и местонахождении автомобиля.
На крупных грузообразующих пунктах работой автомобилей руководят линейные диспетчера.
Они осуществляют:
· контроль за своевременным предъявлением грузов к перевозке, за выполнением загрузки в установленные сроки, за прибытием автомобилей под грузовые операции в согласованные сроки и выполнением маршрутных заданий;
· проверки правильности оформления товарно-транспортной документации;
· оперативные меры при задержках в работе на маршрутах;
· учет выполнения заданий на перевозку;
· переключение подвижного состава на другие объекты работы по
согласованию с диспетчерской группой в случаях отсутствия грузов, простоев подвижного состава из-за неудовлетворительной работы погрузочно-разгрузочных пунктов;
· составление актов;
· выполнение поступающих от своей администрации распоряжений;
· ежедневное информирование о выполнении договорных объемов перевозок и причинах отклонений.
Автоматизированные системы диспетчерского управления фиксируют прохождение автомобилями контрольных пунктов с регистрацией номеров автомобилей и времени, а также оперативно учитывают объемы перевозок, производят автоматическое взвешивание автомобилей с грузом (без груза) или подсчет пассажиров. Номера автомобилей могут вводиться водителями вручную, с помощью пластиковых карточек (механических, магнитных, микропроцессорных) или опознаваться дистанционно. В систему дистанционного опознания входят датчик номера (кода) автомобиля и дешифратор номера. Сигнал от датчика до дешифратора передается с помощью радиосвязи, индукционной связи, изменения электростатического поля, инфракрасного излучения и по световому лучу. При этом на определенном этапе передачи может использоваться проводная связь.
Встроенные в автомобили приборы применяются при работе на разовых перевозках и маршрутах большой протяженности. На постоянных маршрутах небольшой протяженности (например, при технологических и городских перевозках) работа транспортных средств регистрируется автоматизированными системами управления перевозками. При использовании космической связи такой учет возможен независимо от постоянства и длины маршрутов.
При перевозках, в том числе и на дальние расстояния, возможно применение систем диспетчеризации на основе спутниковой связи: Inmarsat, Prodat, Euteltraсs, Logiq и др. Например, система Euteltracs позволяет произвести: обмен текстовыми сообщениями диспетчера с водителем транспортного средства в любой точке Европы и в любое время суток. На каждое сообщение поступает подтверждение о получении и прочтении, сопровождаемое указанием местоположения подвижной единицы. Система обеспечивает автоматическое определение местонахождения всех подвижных единиц с требуемым интервалом времени (например, через 1 ч) и точностью порядка 100 м, а также наблюдение за их движением по карте дорог на экране компьютера диспетчера. При этом может контролироваться состояние груза, например, температура внутри кузова, путем передачи информации на компьютер диспетчера одновременно с координатами местонахождения подвижной единицы; возможность для водителя в чрезвычайных обстоятельствах подать сигнал тревоги, вместе с которым поступает точное указание его местонахождения. На автомобиле устанавливаются пульт водителя, аппаратный блок и щелевая антенна с сервоприводом. Аппаратура диспетчера – персональный компьютер и модем. Связь подвижная единица – наземная станция осуществляется через геостационарный спутник связи, связь наземная станция – диспетчер – через телефонные линии связи или через тот же спутник связи.
Для диспетчеризации работы городского пассажирского транспорта применяется ряд систем автоматизированного управления: система автоматизированного диспетчерского управления автобусами "АСДУ-А ", "АСУ-рейс", "Интервал" и другие. Например, в системе "АСУ-рейс" вдоль маршрута устанавливаются электронные контрольные пункты (КП), в кабине автобуса – микроЭВМ, передающая информацию о его движении через КП. Сведения с КП затем посылаются на центральную ЭВМ. При этом фиксируется информация не только о местонахождении автобуса во времени, но и его наполняемость. На основании получаемой информации принимаются регулирующие воздействия.
Анализ наполнения подвижного состава позволяет также корректировать на будущее графики работы и маршруты движения. Обработка информации позволяет отследить работу транспортных средств с момента их выхода на линию до возвращения на межсменную стоянку, получать необходимую отчетную документацию и начислять заработную плату водителей в соответствии с данными автоматического учета.
Основными функциями системы "Интервал", широко используемой в Беларуси, являются: постоянный контроль за регулярностью движения и получение оперативной информации о работе подвижного состава на маршруте; регулирование работы подвижного состава; формирование массивов информации по результатам работы за смену; учет и анализ работы водителей; учет выполнения производственной программы; оперативный контроль отработки водителями баланса рабочего времени. Система обеспечивает сопоставление моментов прохождения контрольных пунктов по расписанию (графику) и фактическое; оперативную передачу управляющих воздействий водителям при работе по оперативному расписанию; информирование пассажиров об отправлении автобусов с контрольных пунктов маршрута. Функционирование основывается на применении ЭВМ, комплекса технических средств, сети каналов связи, периферийных устройств, единой информационной базы и программного обеспечения.
Движение подвижного состава на маршруте регулируется управляющими воздействиями, которые можно разделить на три группы.
Первая группа – воздействия, связанные со сходом транспортного средства с маршрута. Для этого по информации о сходе диспетчер вызывает на линию транспортное средство из резерва. Если резерв отсутствует, то диспетчер может сделать переброску транспортного средства с другого, менее напряженного маршрута, или раздвижку (увеличить интервал). При числе подвижных единиц не более десяти рекомендуется делать смещение расписания работы двух автобусов, при большем – одного.
Вторая группа – это воздействия, связанные с опозданием прибытия автобуса на конечный контрольный пункт маршрута. Опоздание в пределах 5 % от времени рейса может быть компенсировано за время рейса или оборота (например, проезд части маршрута без остановок). Этот прием применяется при опоздании с прибытием на время, равное интервалу, т. е. когда с конечного пункта должны отправляться одновременно две подвижные единицы. Если на маршруте отсутствует впереди идущий автобус и на остановках большой пассажиропоток, прием не приемлем. Компенсировать опоздание за время оборота возможно направлением автобуса в укороченный рейс. Необходимым условием при этом является возможность разворота на маршруте и наличие вблизи контрольного пункта. Прием не применяется, если при укороченном рейсе автобус не доходит до конечного пункта, где происходят пересменки водителей или обеденный перерыв, или когда на части маршрута, куда не доходит подвижная единица, в это время суток возникает значительный пассажирооборот. По каждому конечному пункту определяется до двух вариантов укороченных рейсов. Конкретное время опоздания, при котором применяется тот или иной вариант укороченного рейса, определяется технологическими картами. Если на маршруте имеются по графикам экспрессные рейсы, при опоздании можно направить подвижную единицу в этот рейс.
Третья группа – управляющие воздействия в связи с переходом на работу по оперативному интервалу (новому расписанию движения). В процессе работы на линии могут возникать обстоятельства, требующие оперативного увеличения времени на рейс (гололед, туман, ливень, снегопад и т.д.). С изменением времени рейса происходит изменение режима движения всех автобусов на маршруте, что требует пересчета плановых отметок на контрольных пунктах, а также пересчета времени предоставления обеденных перерывов, пересменки, ухода в отстой и выхода из отстоя. При переходе на работу по уточненному расписанию необходимо передать водителям информацию об изменениях в расписании движения. Все это возможно оперативно выполнить только при использовании автоматизированной системы управления с помощью связи "диспетчер – водитель" или через диспетчерские пункты.