Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Предлагаем четыре типа упражненийв инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при занятиях с детьми.
Движения, пересекающие среднюю линию тела.
Эти упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше.
1.1. Упражнение «Перекрестные шаги и прыжки» (можно под музыку или пение).
Прыгайте так, чтобы в такт движения правой ноги двигалась левая рука. А теперь – левая нога и правая рука. Прыгайте вперед. В стороны, назад. Глазами двигайте во всех направлениях. При ходьбе коснитесь левой рукой правого колена, а теперь правой рукой левого колена.
Упражнение «Ленивые восьмерки».
Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно. А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.
1.3. Упражнение «Двойной рисунок».
Возьмите в каждую руку карандаш или ручку. Изобразите на листе бумаги что угодно, двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны.
Упражнение «Алфавит восьмерками».
Выпишите буквы в ленивую восьмерку, размещая их следующим образом: симметричные справа и слева в центр восьмерки, например: х. Асимметричные с закруглением влево, в левую часть восьмерки, например: э. Асимметричные с закруглением вправо, в правую часть восьмерки, например: р.
Упражнение «Слон».
Согните колени, прижмите голову к плечу, вытянув руку вперед которой пишете. Рисуйте ленивую восьмерку в воздухе, одновременно вытягивайте верхнюю часть туловища вслед за рукой, двигая ребрами. Смотрите дальше своих пальцев. Повторите то же с другой рукой.
Упражнение «Вращение шеи».
Дышите глубоко, расслабьте плечи, опустите голову прямо вниз. Медленно вращайте головой из стороны в сторону, совершенно расслабляясь при выдохе. Делайте небольшие круговые движения подбородком. После этих движений голос будет звучать сильнее.
1.7. Упражнение«Рокер» расслабляет бока после длительного сидения.
Сядьте на пол, на коврик. Откиньтесь назад на руки, массируйте бока и ягодицы, делая при этом раскачивающие движения кругами, назад и вперед до тех пор, пока напряжение не исчезнет.
1.8. Упражнение «Перекрестный шаг сидя». Сядьте на коврик. Представьте себе, что вы едете на велосипеде и касаетесь при этом локтями противоположных колен. Поднимите правое колено, коснитесь левым локтем. Левое колено – правый локоть.
1.9. Упражнение «Брюшное дыхание»,выполняется перед обедом для того, чтобы расслабиться и лучше переварить пищу.
Положите руку на брюшную область. Выдохните весь воздух короткими маленькими струйками, словно стремитесь удержать пушинку на лету. Сделайте медленный глубокий вдох, нежно, подобно шару. Ваша рука мягко опускается при выдохе и поднимается при вдохе. Повторите выдох, и при этом прогните спину, чтобы при вдохе воздух проник глубже в легкие.
1.10. Упражнение «Энергизатор» помогает расслабиться.
Сядьте за стол. Руки на стол, ладонями вниз. Положите голову между руками. Выдох. Вдох спокойный и глубокий. Легко поднимайте голову, начиная со лба, затем шею, затем верхнюю часть тела; нижняя часть тела и шея расслаблены. Выдох, опустите подбородок на грудь. Опустите голову так, чтобы удлинить задние мышцы тела. Расслабьтесь и дышите глубоко.
Упражнения, растягивающие мышцы тела.
Помогают удерживать вертикальную позу и не сутулиться, освобождают от напряжения, которое возникает при длительном сидении.
Упражнение «Сова».
Схватите и плотно сожмите мышцы правого плеча левой рукой. Поверните голову и посмотрите назад через плечо. Вдохните глубоко и разверните плечи. Посмотрите через левое плечо и распрямите плечи. Опустите подбородок на грудь и глубоко вдохните, расслабляя мышцы. Повторите то же самое, схватив левое плечо правой рукой.
Упражнение «Активизация руки».
Вытяните правую руку вверх, прислонив ее к уху. Легко выдохните воздух сквозь сомкнутые губы. Схватите вытянутую правую руку левой рукой и двигайте ее вперед, назад, к себе, от себя.
Упражнение «Помпа икр ног».
Возьмитесь за спинку стула, слегка отойдите от стула на расстояние вытянутых рук. Наклонитесь вперед, выдох, оттяните правую ногу назад и прижмите пятку к полу. Выпад на левое колено. Сделайте глубокий вдох и поднимите пятку. Повторите трижды по отношению к каждой ноге. Старайтесь как можно дальше оттягивать ногу назад, делая глубокий выпад на противоположное колено.
Упражнение «Заземлитель».
Стоя свободно, разведите ноги в стороны. Правую ступню направьте вправо, а левую прямо вперед. Выдох, согните правое колено; вдох – выпрямите правое колено. Во время упражнения плотно прижимайте руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Сделайте упражнение трижды, а потом повторите его по отношению к левой ноге.
Упражнение «Кнопки Земли».
Сядьте удобно. Прикоснитесь двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Вдохните «энергию» глубоко в центр тела. Держите руки на точках, делая глубокий вдох и выдох.
Упражнение «Крюки».
Сядьте удобно. Положите левую лодыжку поверх правой. Перекрестите руки на груди – левая поверх правой, схватите их в замок, переплетая пальцы между собой, и положите их на груди. Посидите в этой позе минуту, делая глубокие вдохи, закрыв глаза и прижав язык к твердому небу. Разъедините ноги, сомкните кончики пальцев между собой и дышите глубоко в течение одной минуты.
В работе сдетьми рекомендуем системно применять упражнения гимнастики мозга для тренинга определенных функций.
Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности. Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, ученика с тем, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений. Например, при выполнении домашних заданий или контрольной работы.
В целом работа Пола Деннисона и Гейл Деннисон является совершенно новым явлением, и адаптация их работы к условиям российской образовательной системы является весьма актуальной. Она становится первым шагом в образовательной кинезиологии – науке, улучшающей обучаемость на уровне работы целостного мозга.
Упражнения могут быть использованы целенаправленно для развития и тренинга определенных навыков и способностей. Таблица представляет систему использования упражнений для развития различных навыков.
Таблица функциональной направленности упражнений «ГИМНАСТИКА МОЗГА»
УПРАЖНЕНИЯ | СФЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ | |||||||||
Активное слушание | Понимающее чтение | Письмо | Математика | Выполнение домашних заданий | Творческое мышление | Выполнение контрольных работ | Быстрое чтение | Навыки самосознания | Координация тела | |
1.1. Перекрестные шаги | + | + | + | + | + | |||||
1.2. Ленивые восьмерки | + | + | + | |||||||
1.3. Двойной рисунок | + | + | + | + | ||||||
1.4. Алфавит восьмерками | + | + | + | |||||||
1.5. Слон | + | + | + | |||||||
1.6. Вращение шеи | + | + | + | + | ||||||
1.7. Рокер | + | + | ||||||||
1.8. Брюшное дыхание | + | + | ||||||||
1.9. Перекрестные шаги сидя | + | |||||||||
1.10. Энергетизатор | + | + | ||||||||
2.1. Сова | + | + | + | + | ||||||
2.2. Активизация руки | + | + | + | + | ||||||
2.3. Сгибание стопы ног | + | + | + | |||||||
2.4. Помпа икр ног | + | + | + | + | ||||||
2.5. Гравитационное скольжение | + | + | + | + | ||||||
2.6. Заземлитель | + | + | ||||||||
3.1. Кнопки мозга | + | + | + | |||||||
3.2. Кнопки Земли | + | + | + | |||||||
3.3. Кнопки баланса | + | + | + | + | ||||||
3.4. Кнопки космоса | + | + | + | + | + | |||||
3.5. Энергетическая зевота | + | + | ||||||||
4.1.Крюки | + | + | + |
Несколько минут (5-7 минут) занятий дают высокую умственную энергию.
Предлагаем четыре типа упражненийв инструктивном изложении, т.е. так, как должны произносить инструкцию взрослые при занятиях с детьми.