Игры и игровые упражнения с элементами спорта
вый игрок команды должен быстро поймать мяч и вернуть его обратно второму игроку. То же самое повторяют следующие игроки. Продолжают до тех пор, пока все дети выполнят задание. Побеждает команда, быстрее закончившая игру.
Эстафеты с элементами спортивной игры
«настольный теннис»
Две команды выстраиваются в колонны по одному. Перед ними в 10—12 шагах лежат набивные мячи. Первые номера в командах получают по шарику. Подбрасывая шарик одной рукой и поймав его, они устремляются к мячам, огибают справа и передают вторым игрокам, третьим и т. д. Затем задание эстафеты можно усложнить (перебрасывание шарика ракеткой).
За мячом
Игра проводится у двух теннисных столов, которые ставятся параллельно друг другу на расстоянии 3—4 м. На середине обоих столов укреплены сетки.
Дети образуют две команды, каждая делится пополам и становится в колонны: друг против друга по концам стола. Команда выбирает водящего. По сигналу он бросает теннисный мяч рукой стоящему первым в противоположной колонне (в другом конце стола) так, чтобы мяч ударился сначала об стол на его стороне, затем перелетел через сетку и ударился на другой стороне, а сам становится в конец своей колонны. Игрок противоположной колонны ловит мяч и таким же образом отправляет его обратно.
Побеждает команда, быстрее вернувшая мяч водящему.
Уборка урожая после грозы
Игроки обеих команд произвольно располагаются по всей гандбольной площадке. Капитаны — в центре, у каждого в руках коробка с теннисными мячами по числу играющих в команде.
"I
Элементы спортивных игр в детском саду
Половина мячей — белые, остальные окрашены в темный цвет. По сигналу судьи капитаны сильным броском разбрасывают мячи по всему залу. Игроки каждой команды бегут собирать «урожай» — мячи одного цвета, заранее оговоренного для команды. Поднявший мяч занимает место на средней линии площадки. Побеждает команда, быстрее другой собравшая мячи одного цвета и выстроившаяся на средней линии площадки.
ГАНДБОЛ
* Борьба за мяч
Эта игра напоминает гандбол, но в ней нет бросков по воротам. Мяч вводится в игру с центра, после чего овладевшая мячом команда старается, умело маневрируя и не отдавая мяч соперникам, сделать между своими игроками 10 передач подряд.
Если цель достигнута, игра останавливается (победившей команде — очко) и мяч снова вводится в игру броском в центре. Продолжительность — 10 мин. Выигрывает команда, набравшая большее количество очков. Усложнить игру можно, увеличив число передач до 15.
Правила
1. Если мяч перехвачен соперником, то набранное количе
ство передач аннулируется и ведется новый счет.
2. Если мяч выбит за боковую линию соперников или пос
ледний сыграл грубо, мяч вводится из-за боковой линии с
продолжением счета передач.
3. При нарушении правил команда теряет мяч и набран
ное число передач.
Me дай мяч водящему
Играющие встают по кругу, в середине которого 2—3 водящих. Задача последних — коснуться рукой мяча, который
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА
играющие перебрасывают друг другу. Если водящий дотронулся до мяча, на его место идет тот, кто не сумел точно передать мяч товарищу по кругу. Игру можно усложнить: в течение 3 с игрок должен перебросить мяч партнеру или делать передачи, на ходу передвигаясь по кругу.
Бросай сопернику
Две команды свободно располагаются на противоположных половинах площадки, разделенных сеткой (веревкой), подвешенной на высоте 1 м. У каждого в руках — по мячу. После свистка каждая команда стремится перебросить мяч на противоположную сторону. Игра длится 1—2 мин. Побеждают те, на чьей стороне площадки после свистка об окончании окажется наименьшее количество мячей.
Сбей кегли
Игроки команд стоят за лицевыми линиями площадки. У каждого в руках мяч. В центре площадки расставлены кегли. После сигнала игроки первой команды стараются попасть в них. Затем броски выполняет другая команда. За сбитую кеглю она получает очко. Побеждает команда, набравшая большее количество очков.
*Руками — в ворота
Игра проводится на площадке 20x10 м, на лицевых линиях которой устанавливаются гандбольные ворота. В состав команд входят по 4 игрока. Время игры — 2 периода по 8—10 мин. Игроки передают мяч друг другу только с помощью вбрасывания из-за головы двумя руками, задача команд — забить как можно больше мячей в ворота соперников.
*Мяч — капитану
Игра ведется на обычной площадке, в командах по 7 игроков, в воротах стоят капитаны противоположных команд. Игра
Й2| Элементы спортивных игр в детском саду
проводится по правилам ручного мяча. Атакующая команда стремится передать мяч капитану, находящемуся в чужих воротах. Навесные передачи (перекидки) капитану запрещены. Мяч можно передать ему не выше головы играющих. Защищающаяся команда стремится поставить блок на пути мяча, а при возможности и перехватить его. Побеждает команда, сумевшая большее число раз передать мяч капитану. Поймав, он передает его команде противника для очередной атаки.
*Отнять мяч
Соревнование парами. Одни из играющих двумя руками, вытянутыми перед грудью, держат набивной мяч. Второй пытается тоже двумя руками отнять мяч. Это же упражнение выполняется с гандбольным мячом.
*Кто сильнее
Перед началом игры команды (по 6 человек) становятся друг против друга парами. Каждая пара находится в кругу диаметром 1 м. По сигналу судьи играющие становятся на одну ногу и толчками раскрытой ладони в плечо соперника стараются вытолкнуть его из круга. Побеждает команда, завоевавшая все круги.
Мяч — за черту
Команды из 6 человек становятся друг другу в затылок. Впередистоящий игрок вбрасывает набивной мяч. Задача игрока соперничающей команды — выполнить бросок лучше соперника. Таким же образом поочередно поступают остальные игроки. За каждый удачный бросок команде начисляется очко.
Эстафета прыжками
Команда — 7 человек. Игроки располагаются на расстоянии 10—15 м. На первом этапе играющий продвигается впе~
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА
ред прыжками на одной ноге. Достигнув второго этапа, передает «эстафету» — набивной мяч. Второй этап — прыжки вперед на двух ногах. Третий — на одной ноге боком. Четвертый этап — прыжки на одной ноге боком. *Пятый — на двух ногах спиной вперед. Шестой — три прыжка на левой ноге, три на правой попеременно. Седьмой этап — три прыжка на одной ноге, три — на обеих ногах, три — на одной ноге спиной вперед, остальные до финиша — на одной ноге.
«Посадка картофеля»
Обе команды выстраиваются у лицевой линии гандбольной площадки. У направляющих игроков в руках корзинка или картонная коробка, в которой лежит 10 гандбольных мячей или любых других предметов — «картофелин». По сигналу судьи игроки начинают бег, через каждые 3 м в заранее отмеченные «гнезда» откладывают по одной «картофелине». «Посадка» завершается у противоположной лицевой линии, добежав до которой игроки бегут обратно, по дороге собирая «урожай». Игрок должен финишировать, имея в коробе все 10 мячей. Теперь бег начинает его товарищ.
«Кошки» и «воробьи»
Перед началом игры начертить круг диаметром 6 м. В центре на четвереньках сидит «кошка», за внешней чертой круга — «воробьи», тоже на четвереньках. По сигналу судьи «воробьи» выпрыгивают в круг. «Кошка» начинает охотиться за «воробьями», которых должна коснуться. «Воробьи» имеют право прыжком или кувырком уходить от нее. Передвижения «кошки» — только в пределах круга, «воробьи» могут двигаться везде. Задача «кошки» — «скушать» «воробья». Такой «воробей» выбывает из игры.
Мяч — в цель
Две команды выстраиваются друг напротив друга на расстоянии 5 м. У каждого в руке — теннисный мяч. По коман-
tfu ' Элементы спортивных игр в детском саду
де судьи игроки обеих команд одновременно бросают мяч в соперника, стоящего напротив. Задача — попасть мячом в ногу ниже колена. Побеждает команда, «выбившая одним залпом» большее число игроков. В момент броска им разрешается подпрыгивать кверху, тем самым уклоняясь от мяча.
^Эстафета с мячами
Команды выстраиваются в затылок друг другу у лицевой линии гандбольной площадки. Впереди — капитан. У него в ногах 3 мяча: гандбольный, набивной, теннисный. По сигналу судьи оба капитана при помощи ног и рук начинают гнать все мячи к средней линии площадки и обратно. Во время гона руками можно лишь подталкивать мячи. Упражнение-эстафету выполняют все.
Не давай мяч водящему
Дети становятся по кругу, в середине размещаются водящие. Их задача — коснуться рукой мяча, который играющие перебрасывают друг другу. Если водящий коснется мяча, на его место идет тот, кто не мог точно передать его товарищу по кругу.
ЛАПТА
Попади лаптой
На площадке проводят линию кона. Играют двое. Один ребенок встает за линию кона, он подбрасывает мяч и отбивает его лаптой. Другой ловит его в поле. Если поймал, то идет за линию кона отбивать мяч. Игрок кона в случае промаха имеет право отбить мяч два раза. После двух промахов игрок кона меняется местом с игроком поля.
«Даровки»
Игра отличается от предыдущей только тем, что мяч в поле ловит не один игрок, а несколько. Тот, кто поймал мяч, идет на кон забивать его, «давать даровки».
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА
«Зевака»
Играют втроем: двое встают за линию кона, третий идет в поле ловить мяч. Один из стоящих на кону подбрасывает мяч, второй отбивает его в поле. Тот, кто отбил мяч, оставляет лапту и бежит к линии в конце поля, забегает за нее и возвращается на кон. Полевой игрок старается запятнать бегущего. В случае промаха он быстро поднимает мяч и бросает его в бегущего еще раз. Если он запятнает бегущего, то идет на кон отбивать мяч, а запятнанный остается в поле. Если же полевой игрок не успеет запятнать бегущего, то перебрасывает мяч на кон и игра продолжается. Игроки кона меняются местами: тот, кто отбивал мяч, подает его.
Игрок кона не должен задерживаться за линией в конце поля. Если он не смог вернуться за линию кона, то его место занимает игрок поля, а он остается в нем. Игроки кона меняются местами в случае двух промахов при отбивании мяча.
Расстояние от кона до линии в конце поля не должно превышать 10 м, иначе бегущий не сможет вернуться на кон. Играющим на кону нужно постараться отбить мяч как можно дальше, тогда бегущему безопаснее возвращаться к линии кона; во время бега он может резко менять направление, неожиданно остановиться или присесть.
Круговая лапта
На земле чертят круг — это «город». Дети делятся на две равные группы: игроки одной идут в «город», а другой — остаются в «поле». Полевые игроки — водящие. Они с мячом отходят, и один из них его прячет. Затем они возвращаются к «городу», держа руки за спиной, в карманах, под рубашкой, чтобы нельзя было догадаться, у кого мяч. Все они бегают вокруг «города» и приговаривают: «Я кого-то ударю!», или: «Жигало, жигало!». Тот, у кого мяч, ждет удобного момента, чтобы коснуться одного из играющих «города». Если он бросил мяч и промахнулся, играющие «города» кричат: «Сгорел, сгорел!», — и он выходит из игры.
Элементы спортивных игр в детском саду
Если удар удачный, то полевые игроки разбегаются, запятнанный берет мяч и бросает его в убегающих. Ему нужно отыграться, запятнать одного из полевых игроков, чтобы игроки «города» остались на месте. Если он не отыгрывается, играющие меняются местами. Полевые игроки вновь прячут мяч.
Игра продолжается до тех пор, пока одна группа не потеряет всех игроков.
Игрок «города» бросает мяч в убегающих, не выходя из круга. Заходить за границу «города» нельзя, тот, кто переступил черту, выходит из игры. Игроки водящей команды не должны задерживать мяч.
Свечи
На одной стороне площадки чертят линию длиной 4 м. Площадь впереди этой линии называется «полем». Играющие выбирают двух игроков: метальщика и подающего. Они становятся у линии. Подающий берет мяч, а метальщик — лапту. Остальные размещаются произвольно на «поле», лицом к ним. Подающий подбрасывает невысоко мяч, а метальщик сильно бьет по нему лаптой, стараясь послать его как можно выше и дальше в «поле».
Игроки, стоявшие в «поле», стремятся поймать мяч на лету, т.е. «поймать свечу». Кому это удастся, тот становится метальщиком, а бывший метальщик бежит в «поле». Если поймать «свечу» не удалось, один из игроков «поля» поднимает мяч и бросает его подающему. Если тот поймает мяч, не заходя за линию, он становится метальщиком, а бросивший мяч бежит в «поле». Игру заканчивают по желанию.
Если метальщик промахнется два раза или отобьет мяч назад за линию, то он меняется местом с подающим. Если подающий три раза подряд плохо подал мяч (в сторону или далеко от метальщика), то он идет в «поле», а на его место назначается новый. Не разрешается отбивать мяч в землю, он должен лететь по воздуху.
ЛИТЕРАТУРА
Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду. М., 1992.
Гришин В. Г., Осипов Н. Ф. Малыши открывают спорт. М., 1978.
Гришин В. Г. Игры с мячом и ракеткой. М., 1982.
Джан Сингх. Как играть в хоккей на траве. М., 1970.
Игры народов СССР / Сост. Былеева Л. В., Григорьев В. М. М., 1985.
Клусов Н. П., Цуркан А.А. Гандбол. М., 1977.
Кудриикий В. Н., Миронович С. П. Этот быстрый ручной мяч. Мн., 1988.
Литвинова М. Ф. Русские народные подвижные игры. М., 1986.
Орман Л. Современный настольный теннис. М., 1985.
Осокина Т. И. Физическая культура в детском саду. М., 1986.
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия с детьми 5—6 лет. М., 1988.
«Пралеска». Воспитание и обучение детей в дошкольном учреждении // Баз. программа и методич. рекомендации. Мн., 2000.
Пугачев В. Ф. Городки. М., 1990.
Рунова М. А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М., 2000.
Савин В. П. Хоккей: Учеб. для ин-тов физич. культуры. М., 1990.
Спортивные игры и методика преподавания / Под ред. Портных Ю. И. М., 1986.
Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М., 2001.
Физическая подготовка детей 5—6 лет к занятиям в школе / Под ред. А. В. Кенеман и др. М., 1980.
Хухлаева Д. В. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. М., 1984.
Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мн., 1998.
Шебеко В. Н., Шишкина В. А., Ермак Н. Н. Практикум по методике физического воспитания в дошкольных учреждениях. Мн., 1999.
Юный баскетболист: Пособие для тренеров / Под ред. Е. Р. Яхонтова. М., 1987.
Ягбрант В. Хоккей с мячом. М., 1970.
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ............................................................ 3
ФУТБОЛ .......................................................................... 7
ХОККЕЙ С ШАЙБОЙ ................................................... 20
ХОККЕЙ С МЯЧОМ....................................................... 25
БАСКЕТБОЛ....................................................................... 30
БАДМИНТОН ................................................................ 45
НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС.............................................. 57
ГАНДБОЛ (РУЧНОЙ МЯЧ) ...................................... 64
НАРОДНЫЕ СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ......................... 78
ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ
С ЭЛЕМЕНТАМИ СПОРТА ........................................ 90
ЛИТЕРАТУРА ............................................................. 135