Техника и тактика для развития серьезного игрока
Том 2
Подготовка повышенного уровня
Техника и тактика для развития серьезного игрока
Молодежь 14-18 лет и любители
УСПЕХ В ФУТБОЛЕ
Подготовка повышенного уровня
Для развития серьезного игрока
(Молодежь 14-18 лет и любители)
Геро Бизанц и Норберт Виет
Опубликовано Футбольной Ассоциацией Германии (ФАГ) совместно с тренерским штатом ФАГ
Содержание
Предисловие......................................................................................................... 5
Введение
Глава 1. Учитесь у профессионалов..................................................................... 7
Тенденции футбола.............................................................................................. 7
Состояние немецкого футбола............................................................................ 11
Глава 2. Подготовка повышенного уровня для молодежи.............................. 16
Концепция подготовки в ФАГ............................................................................. 16
Этап 3: Подготовка повышенного уровня.......................................................... 18
Матч 11 на 11....................................................................................................... 23
Глава 3. Подготовка повышенного уровня для любителей............................. 25
Сложный мир любительского футбола............................................................... 25
Тренировки........................................................................................................... 25
Надзор над отдельными игроками и командой.................................................. 26
Матч...................................................................................................................... 28
Глава 4. Подготовка и матчевая игра: основы.................................................. 30
Тактика и тактическая подготовка...................................................................... 30
Физическая форма и ее подготовка..................................................................... 40
Планирование подготовки .................................................................................. 42
Глава 5. Техника и тактика.................................................................................... 49
Планирование подготовки: основная информация............................................. 49
Основные технические навыки ........................................................................... 50
Основная техника: обзор .................................................................................................................. 52
Финты: обзор ...................................................................................................................................... 55
Работа с мячом.................................................................................................................................... 58
Ведение мяча (дриблинг).................................................................................................................... 61
Пасы и удары........................................................................................................................................ 63
Прием мяча............................................................................................................................................ 66
Игра головой......................................................................................................................................... 68
Техника игры в обороне..................................................................................................................... 70
Тактическая подготовка: основы......................................................................... 72
Индивидуальная тактика: атака 1 на 1................................................................ 77
Индивидуальная тактика: 1 на 1 в защите.......................................................... 87
Групповая тактика: комбинационная игра на удержание мяча......................... 96
Групповая тактика: комбинационная игра с целью взятия ворот...................... 107
Групповая тактика: ориентированная на мяч защита........................................ 120
Командная тактика: надежное построение атаки............................................... 141
Командная тактика: атака на скорости............................................................... 151
Командная тактика: концепции защиты.............................................................. 159
Глава 6. Физическая подготовка........................................................................... 181
Физическая подготовка: основы.......................................................................... 181
Тренировка выносливости................................................................................... 182
Уровни нагрузки для стандартных упражнений........................................................................ 186
Тренировочные игры на развитие специальной выносливости............................................. 187
Сочетая игры с пробежками........................................................................................................... 189
Прохождение полосы упражнений с мячом для развития выносливости.......................... 191
Прохождение без мяча полосы упражнений для развития выносливости........................ 193
Бег на выносливость........................................................................................................................... 195
Скорость............................................................................................................... 199
Скорость действий............................................................................................................................ 203
Спринтерская скорость.................................................................................................................... 207
Скорость игровых действий........................................................................................................... 209
Беговая координация.......................................................................................................................... 213
Сила толчка.......................................................................................................................................... 215
Мощность и подвижность.................................................................................... 217
Растягивающие упражнения........................................................................................................... 222
Упражнения на развитие силы....................................................................................................... 224
Растягивающие упражнения для футболистов........................................................................ 226
Глава 7. Подготовка вратарей............................................................................... 230
Трудная работа вратарей..................................................................................... 230
Подготовка вратарей: основные положения....................................................... 235
Подготовка молодого вратаря............................................................................. 238
Литература................................................................................................................. 240
Предисловие
Ускоряя глобализацию игры
Футбол – это игра мирового масштаба. В нее играют люди всех возрастов и любого происхождения. Однако, точно так же, как нет двух одинаковых футбольных матчей, нет двух стран, испытывающих одинаковые потребности.
Развитие – это очень близкая моему сердцу область полномочий ФИФА (Международная федерация футбольных ассоциаций). Моей первой должностью в ФИФА был пост Директора проектов развития. Это происходило под надзором Жоао Авеланжа, с кем я был согласен в отношении цели ускорения глобализации этой игры. Впрочем, это согласие наблюдалось и по многим другим вопросам.
За последние 25 лет я был свидетелем роста и расширения программ развития, затрагивающих все больше стран и людей по всему миру. Результаты этих инициатив проявились в обнадеживающих выступлениях представителей самых слаборазвитых стран на соревнованиях, организованных ФИФА. Медленно, но уверенно уменьшаются различия между стандартами и футбольными инфраструктурами, и хотя все же существует разрыв между традиционно сильными странами и остальным миром, он уменьшается.
Поэтому доставляет большое удовольствие узнать, что помимо ФИФА национальные ассоциации, например ФАГ, также играют решающую роль в развитии нашей игры и делают свои обширные запасы знаний в области футбола доступными тренерам всего мира.
ФИФА приветствует эту инициативу, начатую одной из самых больших и самых успешных футбольных ассоциаций, и хочет поблагодарить авторов и ФАГ за их усилия, приносящие пользу этому виду спорта, называемому футболом.
Фото 1. Иозеф С. Блаттер, Президент ФИФА
Игра становится быстрее
Это прежде всего означает, что игроки высшего уровня должны быть способными пробегать с максимальной скоростью весь диапазон дистанций. Это также означает, что игра в стесненном пространстве стала быстрее, чем раньше, поскольку защитники все лучше и лучше закрывают пространство вокруг мяча. В будущем владеющий мячом игрок будет иметь меньше времени для ориентировки и принятия решения о выходе из ситуации. Быстрые рывки для открытия и предложения паса, узкие выходы из стесненного пространства, быстрое ведение мяча и возбуждающие стычки один на один – это лишь некоторые из черт, связанных с этой тенденцией.
Состояние немецкого футбола
Глава 2. Подготовка повышенного уровня для молодежи
Концепция подготовки в ФАГ
Подготовка детей
Этап подготовки детей перекрывает возрастной диапазон от 6 до 14 лет; в структуре возрастных классов ФАГ это соответствует Классам F, E, C и D. Он разделяется на две части: первая (начальная подготовка) относится к детям в возрасте от 6 до 10 лет (Классы F и E), а вторая (промежуточная подготовка) включает 10-12 летних (Класс D) и 12-14 летних (Класс С).
Подготовка молодежи
Подготовка молодежи относится к 14-16- летним мальчикам и девочкам (Класс В), а также к 16-18 – летним мальчикам (Класс А). Этот этап также известен как подготовка повышенного уровня. По всему миру подготовка детей и молодежи называется обобщенно как "подготовка молодежи".
Этап 3: Подготовка повышенного уровня
Футбольная подготовка
Эта третий и последний этап подготовки молодежи называется подготовкой повышенного уровня; он относится к мальчикам в возрасте от 14 до 18 лет и к девочкам от 13 до 16 лет. В этом возрасте большинство мальчиков и девочек играет на сравнительно высоком уровне и жаждет показать все это на поле. Эти факторы делают этот этап исключительно подходящим временем для достижения сфокусированного, постоянного улучшения качества игры.
Однако, как всегда, цели и содержание каждой серии тренировок должны быть четко адаптированы к текущим возможностям и потенциалу игроков. Подготовка повышенного уровня продолжает основываться на целях подготовки на предыдущих этапах – получать удовольствие от игры в футбол так же важно, как и раньше, но обучение через практическую игру постепенно расширяет свою роль, чтобы стать нацеленной подготовкой.
Специфическими целями подготовки повышенного уровня являются:
· Закрепить технические навыки, полученные ранее, и приспособить технико-тактические последовательности к повысившимся физическим возможностям (например, увеличившейся силе и улучшенной координации).
· Улучшить технические и тактические навыки, специфические для каждой группы позиций на поле.
· Улучшить командную тактику в отношении игры 11 на 11.
· Продолжать улучшать специфические для футбола физические кондиции.
· Расширять знания игроков о теории футбола.
· Содействовать развитию уверенности в себе и ответственности.
Фото 11. К счастью, у "опоздавших" есть хорошие шансы наверстать потерянное время: возраст от 14 до 18 лет считается вторым "золотым возрастом для учебы".
Техническая подготовка
На выставочных турнирах, проводимых ФАГ, молодые игроки на виду, но при этом оказывается, что даже лучшие из них временами не в ладах с техникой. Их основная техника может быть вполне надежной, пока у них есть много пространства для передвижения и время для обработки мяча и/или паса. Но если пространство ограничено и присутствует давление противника, их технические проблемы явно видны. Более того, многие талантливые молодые игроки еще не приобрели навыки, необходимые для эффективной игры в трудных ситуациях или игры под реальным контролем. Технические дефекты ограничивают тактические возможности. Поэтому подготовка повышенного уровня – это лучшее время для работы над приобретением технического мастерства, его усовершенствования и закрепления. В этом возрасте наибольшие изменения, связанные с половым созреванием, уже позади, так что наблюдательные навыки игроков хорошо развиты, а их координация весьма хороша (второй "золотой возраст для учебы"). Это еще одна великолепная возможность довести техническое умение до высокого уровня за сравнительно короткое время и быстро получить результаты. Если этот шанс упустить, то решить технические проблемы в более зрелом возрасте будет чрезвычайно трудно, и это займет много времени.
Помните: Время, потраченное на техническую подготовку, никогда не оказывается потраченным зря !
Но все же для получения оптимальных результатов программы технической подготовки должны удовлетворять нескольким указанным ниже правилам.
Правило 1. Игры и упражнения должны работать вместе
Игры с небольшим количеством участников образуют основу технической подготовки. Однако, тактико-технические игры должны всегда дополняться упражнениями, моделирующими реальные движения и игровые ситуации. Поэтому единственный эффективный способ улучшить некоторое движение состоит в его повторении снова и снова без давления противника. Кроме того, тренеру намного легче дать совет и внести коррективы во время упражнений, а не матча. По этим причинам наиболее эффективной формой технической подготовки является тщательно распланированное сочетание упражнений и игр с небольшим количеством участников, причем все это должно концентрироваться на одной и той же технической концепции.
Фото 12. Независимо от того, свободный это удар или штрафной, угловой удар или передача, удар внутренней стороной подъема требует точности
Правило 2. Делайте упражнения трудными
Упражнения на технику всегда должны быть едва выполнимыми. Этого можно достигнуть варьируя сложность упражнений, чтобы согласовать их с уровнем возможностей команды. Наиболее важная цель – систематически ускорять последовательность технических движений без потери качества. В конечном счете игроки должны уметь выполнять каждое техническое движение на высоких скоростях, нужных для матчевой игры. Помните: если игрок хочет быть готовым к условиям матча, то он должен тренировать свою технику именно в этих условиях.
Тактическая подготовка
Надежная техника – первая предпосылка эффективной тактики, поскольку техника может как усилить, так и ограничить тактический репертуар игрока. Поэтому когда игроки тренируются с целью сделать свою технику более динамичной и гибкой, они также одновременно улучшают все навыки индивидуальной и групповой тактики, которым они научились на промежуточном этапе.
Однако, следующий шаг – это переход от индивидуальной и групповой тактики к командной тактике, которую тренируют в матчевых играх (11 на 11). Для 14-18 – летних игроков командная тактика распадается на две основные задачи. Во-первых, они должны ознакомиться с различающимися обязанностями игроков различных позиций в команде, а во- вторых, они должны изучить концепции командной тактики.
Подготовка физической формы
Не важно, игроков какого возраста вы тренируете, важно подготовку физических кондиций ориентировать на игру. Другими словами, для улучшения физической формы используйте специализированные вариации самого футбола. Каждый отдельный аспект физической формы (сила, скорость, выносливость, подвижность) должен быть представлен в "пакете", который мотивированно и близко связан с игрой. Конечно, нет ничего плохого в том, чтобы время от времени использовать специальные упражнения по развитию физических кондиций, но все же основная ориентация всегда должна быть на мяч. Более подробную информацию о физической форме можно найти в Главе 6.
Матч 11 на 11
Матч как часть подготовки
Матчи играют важную роль в подготовке футболистов любого возраста, при условии, что они адаптированы к интересам и способностям тренируемых игроков. Естественно, что размеры команд и поля – не единственные вещи, подлежащие регулированию. Возрасту должны также соответствовать концепции, системы, роли в позициях на поле и требования. Системы и тактика игры не должны быть ни слишком сложными, ни слишком простыми !
Подход ФАГ к молодежи
Тренеры молодежных команд должны обучать основанному на атаке подходу к матчевым играм (11 на 11) начиная с игроков десятилетнего возраста и создавать типы игроков, требуемых футболом высшего уровня. Особенно тщательно должно рассматриваться распределение позиций.
· Схемы атаки с тремя нападающими (два крайних нападающих и один центральный), поддерживаемыми полузащитой, имеют очевидное преимущество. В будущем игра на флангах станет еще более решающей, ибо защитники собираются держать перекрытым пространство непосредственно перед воротами. Однако, каждый атакующий игрок – даже нападающие – должен уметь мгновенно переключаться на оборону и начинать разрушение атаки противника.
· Что касается остальной части команды, то тренеры должны распределять позиции и роли различным способами в зависимости от собственного отношения к игре, индивидуальных преимуществ игроков и игровой системы противника.
Однако, чрезвычайно важно умно распределить защитные позиции. Тут есть различные возможности:
1. Если вы собираетесь использовать чистильщика, то этот игрок никогда не должен быть слишком далеко сзади основной защитной линии. Вместо этого он должен быть немного впереди этой линии, активно помогая товарищам по защите и создавая, по возможности, ситуации 2 на 1. Построение с чистильщиком в середине может также быть полезным в атаке, поскольку он может немедленно помочь построению атаки в середине поля. Чистильщик имеет больше пространства в середине поля независимо от того, использует противник двух нападающих или трех.
Если у соперника двое нападающих, то тогда достаточно иметь двух защитников в дополнение к одному чистильщику. С другой стороны, если форвардов у противника трое, то чистильщик должен располагаться вблизи центрального защитника, так чтобы два крайних защитника могли вступать в бой с атакующими, пытающимися прорваться на фланге.
2. Когда чистильщик постоянно играет рядом с другими защитниками, это может рассматриваться как "защита в линию". Такая линейная защита может состоять из трех или четырех защитников; вариант с четырьмя известен как "4 в линию". В таком сценарии чистильщик в конечном счете становится, попросту говоря, центральным защитником, встречающим атакующих, пытающихся прорваться через центр. Другой центральный защитник активно пытается отобрать мяч или, кроме этого, подстраховать чистильщика сзади.
Работающие с молодежью тренеры должны всегда помнить, что системы игры никогда не должны быть ни слишком тяжелыми, ни слишком легкими для игроков. Найдите игровой стиль, идеально подходящий вашей команде и соответствующий всему ее потенциалу.
Фото 13. Созидательные нападающие никогда не были так ценны, как сейчас.
Глава 3. Подготовка повышенного уровня для любителей
Работа тренера
Основными целями любительского футбола верхнего уровня являются улучшение качества игры и успех на поле. Поскольку успех команды в конечном счете зависит от способности каждого отдельного игрока выполнять свою задачу, работа тренера, прежде всего, заключается в улучшении индивидуального уровня игроков.
Во-вторых, отдельные игроки должны в идеале дополнять друг друга по возможности полнее. Цель этого процесса построения команды в том, чтобы позволить игрокам реализовать свой полный потенциал для совместной работы.
Если сложить эти факторы вместе, то мы можем начать рисовать профиль "идеального" тренера: это человек, поддерживающий отдельных игроков и помогающий им расти, являющийся побуждающей силой, отслеживающий уровень игры отдельных игроков и вносящий в него коррективы, инициирующий процесс построения команды и руководящий им. Тренер несет ответственность за тренировочные занятия, матчи (как тренер), обучение и командную психологию. Однако, в конечном счете, тренер, если он хочет добиться успеха, должен заглядывать и за пределы футбольного поля, поскольку уровень игры и успех зависят от сложной совокупности других факторов. Тренер и команда практически окружены ими: это структура лиги, вмешательство спонсоров, контакты со зрителями и болельщиками, сотрудничество со средствами информации. Влияние всех этих факторов на выступления команды невозможно недооценить.
Другими словами, хотя спортивная компетенция незаменима для успешного тренера, само по себе это недостаточно. В современных условиях тренер любителей должен быть разностороннее, чем раньше, чтобы удовлетворять всем этим требованиям. И слишком часто тренеру приходится быть и менеджером. Чтобы быть действительно успешным, тренеру нужно быть столь же активным, созидательным и компетентным вне поля, как и на нем.
Нет никакого единственного "рецепта" успешной тренерской деятельности. Каждому тренеру необходимо проанализировать ситуацию в собственной команде и выработать, соответственно, свои собственные решения.
Фото 14. Собственно тренерское дело – лишь одно из многих занятий тренера любителей. У профессионалов есть громадный штат менеджеров и администраторов, занимающихся работой по содержанию футбольной команды, но на любительском уровне все это приходится делать тренеру.
Тренировки
Футбол должен быть удовольствием …
Таким образом "вне" успешного любительского футбола находится удобная, поддерживающая среда. Однако, "внутри" его наиболее важной мотивацией для большинства игроков является (и так должно быть всегда) желание получить удовольствие от игры. Это так приятно гоняться за футбольным мячом, преодолеть противника и выиграть с помощью товарищей по команде. Соревнование, радость движения, возможность ответить на вызов – все это привлекательные черты футбольного опыта.
Мы не можем сформулировать это достаточно точно, но обязанность тренера любителей, выше всего остального, состоит в том, чтобы реализовать эти ожидания игроков. Если игроки не получают удовольствия от тренировок, они перестанут тренироваться. Многие из них тратят свои дни, сражаясь с требованиями и случающимися время от времени стрессами своей работы, и они не хотят, чтобы футбольное поле становилось еще одним "местом работы". Они хотят забыть о своей работе, получать удовольствие и просто играть в футбол !
…. Но не забывайте о выступлениях !
С другой стороны, тренировка должна быть больше чем развлечением, особенно на верхнем любительском уровне. Кроме всего прочего, выступления должны быть важным мотивирующим фактором как для игроков, так и тренеров. Они хотят помогать своим командам выигрывать матчи, одновременно улучшая качество собственной игры. По мере того, как они учатся работать с мячом со все большим умением, они расширяют и совершенствуют свой тактико-технический репертуар; это улучшает выступления команды и приносит всем больше удовольствия. Поэтому тренировки должны быть ориентированы на выступления. Мы, тренеры, должны разработать наилучший способ сочетания этих требований (выступления и получение удовольствия) в единой программе подготовки.
Основной подход на всех уровнях любительского футбола состоит в разработке большого разнообразия упражнений и в систематическом их применении. Отдельные тренировки должны быть структурированы по разному, в зависимости от целей подготовки; детальные указания содержатся в главах 5 и 6.
Фото 15. Улучшение игры может быть тяжелой работой, но не забывайте получать при этом удовольствие!
Иллюстрация 2. Обязанности, связанные с подготовкой
Тренер | ||
Матчевая игра (организация и руководство) | Подготовка (организация и руководство) | Менеджмент (индивидуальный и командный) |
Планирование | Выполнение | Оценка |
· Формулировка целей для команды · Планирование тренировок на большой, средний и малый срок (концепции и методы) · Учет дополнительных факторов (время, размер команды, погода и т.д.) | · Обеспечение равномерности всех дел и гибкости · Убедитесь, что упражнения доставляют удовольствие и интерес · Приведите пример, мотивирующий игроков | · После тренировок проводите обсуждение с командой (похвалы и критика) · Написание после-тренировочных отчетов · Введение новой информации в планирование подготовки |
Матч
Перед началом сезона
· Выбор стартовой расстановки игроков и распределения позиций определяет курс на весь сезон и поэтому должен рассматриваться весьма тщательно, после подробной оценки предыдущего сезона. Каждое звено в этой расстановке должно дополнять другие в отношении к позиции, личности и подхода к игре.
· Сам матч должен быть тщательно организован. Поэтому важно построить хорошую "команду за командой" (менеджеры, врачи) заранее.
В течение сезона
В дополнение к долговременным обязанностям, работа, непосредственно связанная с матчевой игрой, также весьма важна: предматчевая подготовка, тренерское ведение игры, и тщательный разбор игры после нее. Эти обязанности также включают:
· разработку тактики, основанной на анализе собственной команды и команды противника
· проведение тактической ориентировки команды (разговоры с отдельными игроками и их группами, собрания команды)
· эффективное использование перерыва между таймами (введение тактических корректив, перераспределение ролей, изменение расстановки, обработка травм и т.д.)
· тщательная оценка матча и послематчевые обсуждения.
Фото 17. Когда матч уже закончился, то самое время тренеру провести планирование на дальнюю перспективу
Глава 4. Подготовка и матчевая игра: основы
Тактика и тактическая подготовка
Что такое тактика ?
Правила и основная идея футбола придают игре простую и ясную структуру: защитники пытаются отобрать мяч и не дать противнику забить; атакующие пытаются забить гол. Достижение этих целей является предметом тщательного рассмотрения и планирования, приводящих к некоему плану действий, называемому тактикой. Тактика включает все планы и способы игры команды для того, чтобы забивать голы и не давать забивать их противнику. Тактическое действие включает отдельных игроков (индивидуальная тактика), позиционных групп (групповая тактика) и команду как целое (командная тактика).
Индивидуальная тактика
Термин "индивидуальная тактика" относится ко всем атакующим и защитным передвижениям, которыми отдельные игроки должны овладеть, чтобы успешно справляться с типичными игровыми ситуациями; это основа групповой и командной тактики. Для использования индивидуальной тактики игроки должны иметь хороший уровень техники и быть в отличной спортивной форме. Они также должны быть способными быстро разбираться в игровых ситуациях и применять нужное тактическое знание. Они должны уметь использовать весь всей физический, психологический и технический потенциал и применять его так, как требует ситуация.
Общая индивидуальная тактика включает все тактико-технические основы игры, то есть индивидуальные технические приемы и способы их использования в зависимости от позиции в любой ситуации. Однако, специализированная индивидуальная тактика также является важной частью подготовки. Это такие индивидуальные действия, которые характерны для конкретной позиции или роли. Например, когда игроки защищаются, они должны использовать тактику, отличную от той, если бы они были в нападении.
Групповая тактика
Футбол – командная игра, из чего следует, что успех возможен лишь тогда, когда отдельные игроки организованы, четко нацелены и работают вместе для преследующей общую цель групповой тактики. Как и в случае индивидуальной тактики, мы будем различать общую и специализированную групповую тактику.
"Общая групповая тактика" относится к стандартным вариантам комбинационной игры в группах, к которой все игроки должны готовиться и быть в ней искусными. С другой стороны, "специализированная групповая тактика" описывает заранее организованные действия одной или нескольких позиционных групп, следующие из командной тактики и игровой системы. Например, чистильщик должен иметь некоторую ориентацию относительно игроков, осуществляющих персональную опеку, полузащитники должны заранее планировать маршруты и т.д.
Концепции |
Тактика |
· Тактика вводит в действие технику и физическую форму тщательно запланированным способом с ориентацией на успех. |
Индивидуальная тактика |
· Индивидуальная тактика – это целенаправленные действия, которые отдельный игрок может применять для разрешения различных игровых ситуаций. |
Групповая тактика |
· Групповая тактика – это способы, с помощью которых различные части команды (позиционные группы) работают вместе. |
Командная тактика |
· Командная тактика является взаимозависимым набором концепций атаки и защиты, включающих всех членов команды. |
Матчевая тактика |
· Матчевая тактика – тактика, необходимая специально для данного матча. |
Командная тактика
Командная тактика – это все способы, с помощью которых вся команда работает вместе. Конечно, все командные тактические концепции должны быть основаны на возможностях отдельных игроков, поскольку командная тактика невозможна без широкого репертуара индивидуальной и групповой тактики. Все решения, касающиеся командной тактики, влияют на каждого игрока по отдельности, ибо командная тактика определяет способы их совместной работы в позиционных группах и даже тактику, используемую ими как солистами.
С точки зрения командной тактики у нападающих есть две альтернативы – или быстрая контратака или более медленное и более надежное построение атаки. Существуют также другие возможности, заполняющие промежуток между этими крайними случаями. Современная оборона характеризуется своими методами опеки игроков противника и ориентированным на мяч подходом, что может приводить к прессингу в более напряженных ситуациях.
Матчевая тактика
В конечном счете, ключ к успеху – это выполнение командной тактической тактики и лежащих в ее основе индивидуальной и командной тактики. Однако, и тренеры и игроки должны быть гибкими и приспосабливать основную тактическую концепцию к текущим условиям, меняя ее, при необходимости, от матча к матчу. Например, разведка может выявить, что противник имеет определенные сильные или слабые стороны, или в целом как команда, или на индивидуальном уровне, и некоторая корректировка может оказаться необходимой. С другой стороны, внешние обстоятельства, такие как размер поля, зрители или судьи, могут также повлиять на командную тактику. Конечно, неожиданные события в ходе отдельного матча могут также привести к краткосрочной регулировке. Некоторыми возможностями являются: текущий счет, важные игроки отсутствуют или удалены в ходе игры, слабость одной из команд, изменения в тактике противника и/или в его составе и т.д.
Но все же, фундаментальной целью должно быть поддержание основной тактической концепции во все времена, даже в критических ситуациях и несмотря ни на какие разрушительные воздействия. Кроме всего прочего, каждая команда, способная строить игру в пользу своих сильных сторон, всегда будет иметь тактическое превосходство и это должно быть конечной целью всей тактической подготовки!
Тактическая подготовка
Тактическая подготовка имеет две основные цели:
Первая цель
Долговременная программа тактической подготовки должна научить игроков широкому диапазону возможностей индивидуальной и групповой тактики, так чтобы у них были разносторонние эффективные решения для каждой из наиболее затруднительных игровых ситуаций.
Вторая цель
Игроки также должны быть готовыми (особенно на верхнем уровне) принимать на себя специализированные роли и позиции, предписываемые концепцией командной тактики.
При реальной подготовке эти две цели могут перекрываться, а концепции, методы и требования к игрокам будут значительно изменяться при переходе от одного уровня к следующему.
Тактическая подготовка на нижнем уровне
На нижнем уровне возраста и возможностей тактическая подготовка направлена на обучение всем элементам индивидуальной и групповой тактики в систематической последовательности в течение нескольких лет:
· ведение мяча, пасы, обработка мяча, удары по воротам (с последующими техническими элементами и, в конечном счете, с противодействием противника)
· быстрый переход от обороны к атаке и наоборот
· основные формы комбинационной игры: открытие для приема паса, выход на свободную позицию, пасы в стеночку, смена позиций и т. д.
· защитное поведение в основных ситуациях, начиная с игры 1 на 1.
Когда будут выучены эти основные положения индивидуальной и групповой тактики, то следующим этапом будет стоять задача научить командной тактике, но при этом всегда надо помнить о необходимости подгонять концепции под возможности игроков.
Иллюстрация 2. Тактическая подготовка: основные направления
Предлагайте упражнения, моделирующие условия и интенсивность матчей ! | Планируйте серию упражнений с упором на одну и ту же концепцию, причем каждое должно быть сложнее и труднее предыдущего! | ||
По возможности предлагайте упражнения, допускающие варианты, что побуждает игроков проявлять инициативу! | Включайте игрока в процесс обучения с помощью демонстраций, поправок, вопросов и обсуждений! | ||
Упражнения должны быть достаточно трудны, чтобы заставлять игроков работать, но не невыполнимыми! | Учите игроков как можно более широкому набору тактических вариантов! |
Тактическая подготовка на верхнем уровне
На верхнем уровне возраста и возможностей тактическая подготовка больше фокусируется на развитии общей тактической концепции, разработанной специально для данной команды. Идеалом является координированная, плавно функционирующая команда. Для развития уникальной командной тактики мы должны ответить на следующие вопросы:
· С каким типом игроков мы работаем? Какие позиции лучше всего подходят для новых игроков?
· Могут ли все наши игроки работать в рамках единой тактической концепции, или мы должны принимать во внимание различные возможности и различное отношение?
· Какой тип обороны надо нам использовать (например, ориентированная на мяч оборона)?
· Какой тип атаки надо нам использовать (например, контратаки, фланговые атаки)?
· Какую наигранные игровые последовательности мы должны использовать в наибольшей степени?
Также исключительно важно давать игрокам верхнего уровня адекватную подготовку к следующему матчу. За неделю до матча посвятите некоторое время подготовки на развитие тактики, используемой, в частности, против следующего противника, с помощью специально разработанных упражнений и тренировочных игр.
Цели на всех уровнях
Существует несколько целей, которые тактико-техническая подготовка всегда, независимо от возраста игроков, должна реализовывать:
· Развитие опыта в основной и позиционной технике
· Заложение основы для привлекательного, ориентированного на атаку игрового стиля
· Содействие чувству вовлеченности, созидательности, желанию импровизировать и рисковать, интуитивному чувству игры.
· Развитие оптимальной концепции защиты как на групповом, так и на командном уровнях.
Но как мы можем достичь этих амбици