Конвенция против применения допинга, Страсбург, 16.XI.1989
Статья 1
Цели Конвенции
В целях снижения и в конечном счете искоренения допинга в спорте, Стороны обязуются принять в рамках своих соответствующих конституционных положений меры, необходимые для осуществления настоящей Конвенции.
Статья 2
Определение и сфера применения Конвенции для целей настоящей Конвенции
1. «допинг в спорте» означает введение спортсменам или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга;
2. «виды фармакологических допинговых препаратов или методы допинга» с учетом нижеследующего пункта 2 означают типы допинговых препаратов и методы допинга, перечисленные в списках, одобренных группой по рассмотрению действия в соответствий со Статьей 11.1.b и запрещенные международными компетентными спортивными организациями;
3. «спортсмены» означают лиц обоих полов, обычно принимающих участие в организованных спортивных мероприятиях.
Статья 3
Координация в рамках страны
1. До тех пор, пока группа по рассмотрению действия в соответствии со статьей 11.1.b не одобрит перечня видов запрещенных фармакологических допинговых препаратов и методов допинга, будет применяться справочный перечень, содержащийся в приложении к настоящей Конвенции.
2. Стороны координируют политику и деятельность своих правительственных и других заинтересованных государственных организаций, занимающихся борьбой против применения допинга в спорте.
3. Они следят за практическим применением настоящей Конвенции и, в частности, за выполнением требований в случае необходимости осуществление некоторых положений настоящей Конвенции какому-либо правительственному спортивному учреждению, избранным для этой цели, или спортивной организации.
Статья 4
Меры, направленные на ограничение доступности допинга и применения запрещенных допинговых препаратов и методов допинга
1. В зависимости от каждого конкретного случая Стороны принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу, а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов).
2. В этих целях стороны или, при необходимости, компетентные неправительственные организации определяют критерии предоставления государственных дотаций спортивным организациям для эффективного осуществления последними антидопинговых правил.
3. Кроме этого, Стороны:
a) оказывают своим спортивным организациям помощь в финансировании антидопингового контроля и анализов либо путем предоставления прямых дотаций или субсидий, либо, учитывая стоимость контроля и анализов, путем установления общей суммы дотаций и субсидий, предоставляемых этим организациям;
b) принимают соответствующие меры для предотвращения представления в целях тренировки дотаций из общественных фондов тем спортсменам, участие которых в соревнованиях было приостановлено вследствие обнаружения нарушений правил о допинге в спорте, при этом на весь период отстранения от соревнований;
c) способствуют и в случае необходимости облегчают осуществление своими спортивными организациями антидопингового контроля, требуемого компетентными международными спортивными организациями как в период, так и вне соревнований.
4. Стороны оставляют за собой право по своей инициативе и под ответственность принимать антидопинговые правила и организовывая антидопинговый контроль при условии, что он согласуется с соответствующими принципами настоящей Конвенции.
Статья 5
Лаборатории
Каждая Сторона обязуется:
1. создавать или способствовать созданию на своей территории одной или нескольких лабораторий антидопингового контроля которые могли бы быть признаны согласно критериям, принятым компетентными международными спортивными организациями и утвержденным группой по рассмотрению действий в соответствии со Статьей 11.1.b;
2. либо содействовать этим спортивным организациям в получении доступа к такой лаборатории на территории другой Стороны.
Данные лаборатории призваны:
1. принимать соответствующие меры по набору, трудоустройству подготовке и переподготовке квалифицированных кадров;
2. проводить соответствующие программы исследований и разработок по допинговым веществам и по применяемым или вероятным методам допингов спорте, а также в областях аналитической биохимии и фармакологии для получения лучшего представления о воздействии различных субстанций на человеческий организм и их влиянии на спортивные результаты;
3. оперативно публиковать и распространять новые данные, полученные в результате их исследований.
Статья 6
Информационно-просветительная деятельность
1. Стороны обязуются разрабатывать и осуществлять – в случае необходимости, в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании информации, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям, и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики.
2. Стороны обязуются поощрять и поддерживать в сотрудничестве с заинтересованными региональными, национальными и международными спортивными организациями исследования, связанные с разработкой программ физиологической и психологической тренировки, строящихся на научной основе и уважающих целостность человеческой личности.
Статья 7
Сотрудничество со спортивными организациями в отношении принимаемых ими мер
1. Стороны обязуются поощрять свои спортивные организации и через них международные спортивные организации, в том, что касается разработки и применения всех надлежащих, относящихся к их компетенции мер по борьбе с допингом в спорте.
2. С этой целью они призывают свои спортивные организации уточнять и согласовывать их соответствующие права, обязательства и обязанности, и в частности, путем согласования:
a) антидопинговых правил на основе правил, принятых компетентными международными спортивными организациями;
b) списков фармакологической классификации допинговых веществ и запрещенных методов допинга на основе списков, принятых компетентными международными спортивными организациями;
c) методов антидопингового контроля;
d) дисциплинарных процедур, применяющихся международно признанные принципы естественной справедливости и гарантирующие уважение основных прав спортсменов, на которых падает подозрение; к числу таких принципов, в частности, относится следующее:
1. орган расследования должен быть отделен от дисциплинарного органа;
2. упомянутые лица имеют право на справедливое разбирательство и право юридической помощи или представительства;
3. должны существовать четкие и применимые на практике положения, позволяющие подавать аппелляцию против любого вынесенного решения;
e) процедуры применения эффективных санкций в отношении руководителей, врачей, ветеринаров, тренеров, физиотерапевтов и других руководителей или соучастников нарушений спортсменами антидопинговых правил;
f) процедуры взаимного признания временной дисквалификации и прочих санкций, вводимых другими спортивными организациями самой стране или в какой-либо другой стране,
3. Кроме того, Стороны поощряют спортивные организации:
a) в проведении достаточного, с точки зрения эффективности количества антидопинговых проверок не только в ходе соревнований но и без предупреждения, в любой удобный момент, вне них; эти проверки должны осуществляться в условиях равенства для всех спортсменов и включать анализы, осуществляемые и повторно проводимые на спортсменах, отобранных, в случае необходимости, наугад;
b) заключать со спортивными организациями других стран соглашения, позволяющие подвергать спортсмена, тренирующегося в одной из этих стран, проверке, осуществляемой группой антидопингового контроля, наделенной необходимыми полномочиями в данной стране;
c) уточнять и согласовывать правила, касающиеся допуска спортсменов к соревнованиям и включающие антидопинговые критерии;
d) поощрять спортсменов активно участвовать в борьбе с допингом, проводимой международными спортивными организациями;
e) полно и эффективно использовать как во время спортивных соревнований, так и вне их, оборудование, предоставленное в их распоряжение для антидопингового анализа в лабораториях, упомянутых в статье 5;
f) разрабатывать научные методы тренировки и руководящие принципы, предназначенные для защиты спортсменов любого возраста, с учетом специфики каждого конкретного вида спорта.
Статья 8
Международное сотрудничество
1. Стороны тесно сотрудничают между собой в областях подпадающих под действие настоящей Конвенции и поощряют аналогичное сотрудничество между своими спортивными организациями.
2. Стороны обязуются:
a) поощрять свои спортивные организации содействовать применению положений настоящей конвенции в рамках всех международных спортивных организаций, в которые они входят, в частности, путем отказа регистрировать мировые или региональные рекорды, не сопровождаемые отрицательными результатами официальной антидопинговой проверки;
b) поощрять сотрудничество между персоналом их лабораторий по антидопинговому контролю, уже действующих или же функционирующих в соответствии со статьей 5; и
c) устанавливать двустороннее и многостороннее сотрудничество между их органами, властями и компетентными организациями, с тем чтобы и в международном плане достигнуть целей, определенных статьей 4.1.
3. Стороны, располагающие созданными лабораториями или же функционирующими в соответствии с критериями, определенным в статье 5, обязуются помогать другим Сторонам в приобретении опыта, компетенции и навыков, необходимых им для создания своих собственных лабораторий.