Характеристика современного футбола
Физическая культура»
(углубленный уровень среднего профессионального образования)
Квалификация – Педагог по физической культуре и спорту
Научный руководитель
Крылов М.С.
Москва 2013
Оглавление
Введение. 3
Глава 1. Теоретические основы тактической подготовки футболистов. 6
1.1. Характеристика современного футбола. 6
1.2. Тактическая подготовка футболиста. 10
1.3. Этапы тактической подготовки футболиста. 12
1.4. Критерии технико-тактической подготовки футболиста. 15
1.5. Тактическая «одаренность» футболиста. 17
Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования. 22
2.1. Цель и задачи исследования. 22
2.2. Методы исследования. 22
2.3. Организация исследования. 24
Глава 3. Методы развития тактического мышления у футболистов. 26
первого разряда. 26
3.1. Тактическое мышление как критерий спортивного отбора. 26
3.2. Эффективность командной игры футболистов первого разряда. 28
3.3. Методы тактической подготовки, используемые с футболистами. 37
первого разряда. 37
3.4. Основные методы обучения тактике и совершенствования в ней. 40
3.5. Программа для развития тактического мышления футболистов первого разряда 45
Выводы.. 53
Практические рекомендации. 55
Список используемой литературы.. 56
Введение
Актуальность.Футбол самая популярная командная игра в мире, где за малое количество очков нужно бороться. История «ножного мяча» насчитывает немало столетий. В нее играют миллионы, а миллиарды с увлечением наблюдают за ней со стадионов и экранов телевизоров.
Подготовка высококвалифицированных футболистов требует от тренеров многогранных знаний и высокого педагогического мастерства. Широко развит в нашей стране детский и юношеский футбол. Десятки тысяч ребят и юношей участвуют в районных, городских, республиканских и других соревнованиях. Занятия с детскими и юношескими командами ведутся в организованных формах, в группах молодых футболистов при командах классов А и Б и специализированных футбольных школах юные футболисты занимаются по специальной пятилетней программе под руководством опытных, квалифицированных тренеров.
Сегодня Россия известна как самостоятельно - развивающаяся страна. Определенный вклад в это внесен и спортом и, в частности, футболом. Сегодняшнее состояние футбола в стране обусловлено его социально-экономическим развитием. Вместе с тем необходимо опережать развитие мирового футбола, т.к. без этого невозможно добиться успеха и прогресса в российском футболе. А это требует планомерной, целенаправленной организации научно-исследовательской и методической работы.
Понятие «спортивный разряд» давно и прочно вошло в практику отечественного спорта, как одна из основных характеристик спортсмена. Будучи узловым понятием в Единой всероссийской (а ранее всесоюзной) спортивной классификации (ЕВСК) оно служило главным показателем уровня мастерства команды.
Все вышеперечисленное позволило нам исследовать контингент учащихся футболистов, имеющих первый взрослый разряд, т.к. для игроков команды – это самое большое достижение в спортивной карьере, во время учебы в СДЮШОР. Для получения «спортивного звания» (кандидат в мастера спорта, мастер спорта и т.д.), необходимо играть за сборную Москвы или России соответствующего возраста.
Эффективность технико-тактических атакующих и оборонительных действий футболистов во многом связана с их личностными психо-функциональными особенностями и текущим функциональным состоянием. Это объясняется тем, что игрокам необходимо по ходу игр быстро принимать целесообразные решения о том, как им действовать в различных быстроменяющихся игровых ситуациях.
В процессе решения тактических задач в ходе соревнования мышление спортсмена является с одной стороны, оценочным, а с другой – оно направлено на разгадывание планов соперника и поэтому является прогнозирующим. Формы антиципации в мышлении многообразны. Одной из них является субъективное вероятностное прогнозирование – способность человека сопоставлять поступающую информацию о наличной ситуации с хранящейся в памяти информацией о прошлом опыте и построение на основании всех имеющихся данных гипотезы о предстоящих событиях с определением степени вероятности их происхождения.
В аспекте тактической деятельности футболистов очень важным является точное прогнозирование игроками своих возможностей успешно выполнить различные двигательные действия с мячом и без мяча, а также аналогичных возможностей партнеров и соперников.
Следует отметить что, несмотря на большое количество проведенных исследований, вопросы определения индивидуальных способностей футболистов в аспекте способностей к антиципации в настоящее время изучены недостаточно глубоко. Это приводит к тому, что на практике оценка способностей игроков к антиципации осуществляется тренерами на интуитивном уровне, занимает достаточно много времени и не всегда объективна.
Представляется целесообразным изучить влияние методов развития тактического мышления футболистов на эффективность выполнения ими индивидуальных действий, участия в групповых взаимодействиях, чтобы с учетом полученных данных ставить перед игроками реально выполнимые игровые задачи, вносить определенные коррективы в построении командной игры, индивидуализировать учебно-тренировочный процесс.
Все выше изложенное указывает на несомненную важность рассмотренной проблемы для повышения эффективности соревновательной деятельности в футболе и определяет актуальность проведения настоящего исследования.
Практическая потребность данной проблемы определили формулировку темы исследования: «Методы развития тактического мышления у футболистов первого разряда».
Объект исследования – учебно-тренировочный процесс футболистов первого разряда.
Предмет исследования – тактическая подготовка футболистов первого разряда.
Гипотеза исследования. В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, что выявление методов развития тактического мышления у футболистов первого разряда даст возможность вносить коррективы в построение игры футбольных команд посредством постановки перед игроками адекватных игровых задач, более целенаправленно проводить селекцию футболистов, более точно определять спортивную одаренность игроков, а также совершенствовать подготовку футболистов за счет повышения эффективности учебно-тренировочного процесса.
Научная новизна: в работе представлены данные о тактическом мышлении футболистов и разработаны рекомендации для тренировочного процесса футболистов первого разряда.
Теоретическая и практическая значимость: Результаты исследования позволяют разнообразить тренировочный процесс футболистов I разряда.
Глава 1. Теоретические основы тактической подготовки футболистов
Цель и задачи исследования
Цель исследования. Разработка программы подготовки футболистов на основе изучения тактического мышления футболистов первого разряда для повышения эффективности учебно-тренировочной деятельности.
Достижение этой цели возможно при решении следующих задач исследования:
1. Оценить состояние вопроса, путем изучения специальной научной литературы.
2. Исследовать методы тактического мышления у футболистов первого разряда.
3. Разработать программу подготовки футболистов первого разряда.
Методы исследования
Для решения задач в данной квалификационной работе применялись следующие научные методы:
1. Анализ научно-методической литературы;
2. Педагогический эксперимент;
3. Методы математической статистики.
Педагогическое исследование
Педагогическое исследование - это специально организуемое исследование, проводимое с целью выяснения эффективности применения тех или иных методов, средств, форм, видов, приемов и нового содержания обучения и тренировки.
Педагогическое исследование предусматривал доказательство гипотезы путем сопоставления эффективности педагогического процесса после введения в него нового фактора с эффективностью педагогического процесса до его введения.
Организация исследования
Поставленные в работе задачи определяли следующую организацию исследования:
1 этап (сентябрь - декабрь 2012г.) – осуществлялось формулирование цели, задач, и методов исследования, анализировалась специальная научно-методическая литература по проблеме исследования.
2 этап (январь - март 2013 г.) – посвящен исследованию методов тактического мышления (сравнивались количественные показатели, полученные до внедрения разработанной программы и после ее внедрения), за период наблюдения исследования проводились два раза с интервалом в 6 месяцев: 4 сентября 2012 года и 4 марта 2013 года. Исследования проводились в одно и то же время: с 16.00 до 18.30.
3 этап ( апрель – май 2013 г.) – педагогический анализ, математико-статистическая обработка полученных результатов, их интерпретация, формулирование выводов, литературное оформление выпускной квалификационной работы.
Первого разряда
Рис.1
Классификация передач.
Необходимо отметить - чем длиннее передача, тем больше риск потери мяча. Самыми надежными считают короткие и средние передачи. Однако при использовании такого вида передач темп ведения атаки заметно снижается, создаются предпосылки для перегруппировки сил противника. С помощью коротких и средних передач, как правило, осуществляют постепенное нападение. Неожиданный и скоростной маневр проводят с помощью длинных диагональных и продольных передач, которые позволяют быстро перевести мяч нападающему, вышедшему на удобную позицию.
Степень эффективности выполнения передач лимитируется различными факторами:
1. уровнем технического мастерства футболиста;
2. способностью быстро оценивать сложившуюся на поле ситуацию и принимать тактически грамотное решение;
3. уровнем активности защитников противника;
4. погодными условиями (силой и направлением ветра, состоянием поля).
Обводка с изменением скорости движения применяется во время ведения мяча вдоль боковой линии или при диагональном перемещении футболиста с мячом. Нападающий, резко увеличив скорость, как бы “проскакивает” предполагаемое место контакта с соперником.
Обводку с изменением направления движения используют при ведении мяча, как по длине, так и поперек поля, а также во время перемещений футболиста с мячом по диагонали.
Существует два варианта выполнения данного приема:
1. защитник движется навстречу игроку, владеющему мячом - нападающий, сблизившись с противником на расстояние 4-5 м, резко изменяет направление своего движения и “уходит” с мячом влево или вправо;
2. защитник, находясь сзади, догоняет футболиста, ведущего мяч - футболист, владеющий мячом, в момент приближения защитника резко останавливается и, развернувшись на 180°, продолжает движение.
Если игрок с мячом вынужден вступать в единоборство с противником в условиях ограниченного пространства, он использует различные финты или обманные движения. Успех реализации любого финта зависит от умения футболиста «убедить» соперника в истинности своих намерений.
Удары по воротам — являются основным средством завершения атакующих действий команды. Данным приемом нападающие «замыкают» цепь различных комбинаций, целью которых было поражение ворот соперника. От индивидуального мастерства игрока, выполняющего удар, зависит дальнейший ход встречи.
Тактические положения, использование которых в игре позволяет существенно увеличить степень эффективности реализации ударов по воротам:
1. Быстро и грамотно оценивать позицию голкипера, предвосхищая его действия.
2. Правильно осуществлять выбор собственной позиции и наиболее приемлемого способа нанесения удара.
3. Удар выполнять по возможности с таким расчетом, чтобы он оказался для вратаря неожиданным (без подготовки, в труднодосягаемую часть ворот и т.д.).
4. Владеть всеми способами и разновидностями выполнения ударов (в том числе головой).
5. До начала атаки ворот определить местонахождение партнеров по команде и в случае необходимости (позиция партнера более выгодна) отдать им пас.
3.3. Методы тактической подготовки, используемые с футболистами
Первого разряда
Как всякий целенаправленный педагогический процесс, тактическая подготовка имеет конкретные задачи:
1. Создать предпосылки для успешного обучения тактике игры (развить соответствующие способности и качества).
2. В процессе обучения техническим приемам сформировать тактические умения.
3. Обеспечить высокую степень надежности технических приемов игры в сложной обстановке на поле.
4. Овладеть основой индивидуальных, групповых и командных тактических действий в нападении и в защите.
5. Совершенствовать тактические умения с учетом игрового амплуа футболиста.
6. Формировать умения эффективного использования технических приемов и тактических действий в зависимости от условий (от состояния партнеров и противника, от внешних факторов).
7. Развивать способности к быстрым переключениям от нападения к защите и от защиты к нападению.
8. Изучать технический арсенал, тактическую и волевую подготовленность противника.
9. Изучать тактику ведущих команд страны и сильнейших зарубежных клубов и сборных.
Для решения этих задач необходимы самые разнообразные средства. Ведущее место в тактической подготовке занимают, естественно, упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Кроме того, большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.
Методы в тактической подготовке используются следующие:
1. Использование макетов полей, просмотр матчей, фильмы.
2. В упрощенных условиях сложные тактические действия разучивают по частям, применяя сигналы, ориентиры и т. п.
3. Усложненные условия создают при помощи приборов и специальных устройств (тренажеров и пр.).
4. При использовании сопряженного метода на первый план выступает тактика, однако условия выполнения и дозировка упражнений способствуют совершенствованию техники игры.
5. На этапе закрепления изученных тактических действий применяют метод анализа действий (своих и противника) с использованием записи игровых действий, видеомагнитофонной и магнитофонной записей, киносъемки.
6. Типичен для тактической подготовки метод моделирования действий противника (отдельного игрока или команды в целом)
7. Особое место на этом этапе подготовки занимает метод переключения в тактических действиях — от нападения к защите и от защиты к нападению. Эффект дают многократные переключения в условиях дефицита времени и в ответ на сигнал.
Тактическая подготовка должна быть органически связана с другими видами подготовки. Связь с физической подготовкой (общей и специальной) выражается в применении подвижных и спортивных игр, в развитии специальных качеств, в содействии овладению принятыми в футболе групповыми и командными действиями (например, с набивными мячами — расположение занимающихся, направление передач мяча и перемещений игроков).
С технической подготовкой связь тактической проявляется в выборе действий в ответ на сигнал (ситуацию), во взаимодействии занимающихся при выполнении, как подводящих упражнений, так и упражнений по технике, а также технических приемов в рамках тактических действий.
Основные направления тактической подготовки:
1. постоянное внимание развитию специальных способностей и качеств;
2. определение рациональной последовательности изучения технических приемов, их сочетания и чередования;
3. воспитание умения реализовывать развиваемые качества и способности (тактического характера) в процессе выполнения технических приемов;
4. формирование тактических умений в процессе обучения техническим приемам;
5. установление рациональной последовательности изучения тактических действий (индивидуальных, групповых и командных) в нападении и в защите с учетом последовательности изучения технических приемов в атаке и в обороне;
6. совершенствование навыков тактических действий в процессе интегральной подготовки (взаимосвязь тактической подготовки с технической, система заданий в учебных играх, установка в контрольных играх и соревнованиях).
Тактическую подготовку можно условно подразделить на две взаимосвязанные части:
· теоретическую подготовку, т. е. усвоение специальных знаний по тактике;
· практическую подготовку, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.
Практика показывает, что успех в освоении тактических навыков приходит к тем, кто предварительно получает хорошую подготовку в теории.
Теоретические знания помогают правильно ориентироваться в сложных игровых ситуациях, оценивать и анализировать возможные решения, выбирать из них самое эффективное на тот или иной момент встречи.
Теоретическая подготовленность в тактике означает:
1. знание правил игры и владение индивидуальными средствами тактики.
2. Футболисту необходимо знать основные системы игры и их варианты, функции игроков определенных амплуа в команде, взаимодействия звеньев в разных фазах матча, характер воздействия объективных условий на ход игры и возможность использования внешних факторов (погоды, грунта площадки, размеров поля) в интересах команды. Все это необходимо учитывать в каждом действии.
3. С ростом тактического мастерства неуклонно повышается влияние знаний на процесс игры.
Таблица 1
аi | аi - a | (аi - а)2 | |
-1,9 | 3,61 | ||
-1,9 | 3,61 | ||
0,1 | 0,01 | ||
-1,9 | 3,61 | ||
2,1 | 4,41 | ||
-1,9 | 3,61 | ||
-1,9 | 3,61 | ||
-1,9 | 3,61 | ||
6,1 | 37,21 | ||
3,1 | 9,61 | ||
Σ 72,9 | |||
а = = 1,9
Дисперсия показывает, как в среднем вся группа отклоняется от средней арифметической в квадрате.
= = 7,29
Результаты пилотажного исследования показали, что практически все респонденты (78% - 80%) не имеют представления об элементарных тактических действиях игроками на поле. Перед началом просмотра матча респондентам были выданы заранее подготовленные таблицы, для удобства занесения в них результатов просмотра. Респонденты были предупреждены о тех тактических действиях, которые им предстояло увидеть в ходе просмотра матча.
Перед началом эксперимента мы задали вопрос юношам: «Все ли тактические действия нападающих и защитников Вам хорошо известны?». На что был получен ответ, что все предложенные тактические действия команде хорошо знакомы.
Все выше сказанное позволяет сделать вывод о том, что методы, применяемые тренерами для развития тактического мышления у футболистов первого разряда, подобранны не правильно и не несут положительного эффекта для футболистов, имеющих первый взрослый разряд.
Это побудило нас разработать специальную программу для развития тактического мышления у футболистов первого разряда. Основным средством такого развития мы выбрали упражнение. Разработанная нами программа представлена в таблице 2 приложения.
Для того чтобы получить положительный эффект от внедрения разработанной нами программы необходимо соблюдать следующие основные закономерности ведения игры:
1. Использовать атакующий принцип ведения матча. В нападении, в основном, играют три форварда, активно действуя как в центре, так и на флангах.
2. Основополагающей в действиях команд является средняя линия, игроки которой успевают действовать и в обороне, и в атаке.
3. В обороне, как правило, используется комбинированный метод; при этом защитники — и крайние, и центральные — при благоприятной ситуации подключаются к атаке, в частности, при розыгрыше «стандартных положений».
4. Уверенные действия вратарей, хорошо играющих и на линии ворот, и на выходах, быстро, точно и далеко вбрасывающих мяч в поле руками.
Таким образом, в нашем исследовании мы отдаем приоритет командам, умеющим правильно и грамотно организовывать атаки.
Различают следующие атакующие системы:
· системы позиционного нападения;
· системы быстрой контратаки;
· системы комбинированной атаки.
Для выбора использования определенных тактических систем следует исходить из следующих факторов:
· расстановка и перемещение игроков в момент начала, развития и завершения атаки;
· наличие футболистов, способных реализовать ту или иную тактическую систему атаки;
· пространство, на котором начата и развивается атака;
· условия для реализации замысла.
Следующий этап исследования – полевое исследование - мы провели спустя полгода (4 марта 2013 года), после внедрения разработанной нами программы, в тренировочный процесс юношей 1995 г.р.
Тренировки, направленные на развитие тактического мышления проходили 2 раза в неделю, при 6 дневной тренировочной неделе, т.е. 1 раз в микроцикл (три дня тренировок - день отдыха). Тренировки, направленные на развитие тактического мышления проводились во второй день микроцикла. Это способствовало лучшему усвоению материала тактических тренировок и закреплению его в третий день тренировочного микроцикла.
Юношам 1995 г.р., имеющим первый разряд по футболу, был предложен просмотр матча первенства России за 2013 год. После просмотра юношам было предложено ответить на ряд вопросов, касающихся тактических действий обоих команд. Вопросы были те же, что и в пилотажном исследовании.
Затем нам было необходимо обнаружить различия генеральных совокупностей, из которых извлечены выборки. Для этого мы использовали критерий Крамера-Уэлча. Критерий Крамера-Уэлча имеет прозрачный смысл – разность выборочных средних арифметических для двух выборок делится на естественную оценку среднего квадратического отклонения этой разности. Естественность указанной оценки состоит в том, что неизвестные дисперсии заменены их выборочными оценками. Из многомерной центральной предельной теоремы и из теорем о наследовании сходимости вытекает, что при росте объемов выборок распределение статистики Т Крамера-Уэлча сходится к стандартному нормальному распределению с математическим ожиданием 0 и дисперсией 1.
Результаты полевого исследования представлены в приложении 2, на рис.3 и в таблицах 3,4:
Рис. 3 Результаты полевого исследования, проводимого 4 марта 2013г
Таблица 3
аi | аi - a | (аi - а)2 |
-4 | ||
-2 | ||
-6 | ||
-1 | ||
Σ 84 |
а = = 19
= = 8.4
Таблица 4
mn | mn (x-y) | ns2 | ms2 | T |
1385.1 | 159.6 | |||
1108.08 | 28.19 | |||
1323.54 | 33.67 | |||
2267.46 | 57.69 | |||
1751.04 | 44.55 |
Результаты полевого исследования показали, что абсолютно все респонденты могут отличить одно тактическое действие от другого. Это подтверждают данные вычисления критерия Крамера-Уэлча. Если Т ≤ Т критического, то характеристики выборок совпадают (Т критического = 1,96). Меньше всего трудностей выхвали 1,2,4,6,7,8 вопросы. (0≤1,96). Следовательно, разработанная нами программа является эффективной.
Несмотря на это, больше всего проблем вызвал вопрос, который касался «обводок» соперника с изменением скорости движения. Только 60% респондентов справились с данным вопросом. Это связано с тем, что на экране достаточно тяжело увидеть изменение скорости движения.
Второй по сложности оказался вопрос, касающийся «отвлечения» соперника. С этим вопросом справились только 68%. Сложности вызвали те моменты, когда игрок находился без мяча, соответственно был не в центре внимания камер, а внимание юношей было сосредоточено на мяче.
81% респондентов справились с вопросами, которые касались «перехватов», создания численных преимуществ на отдельном участке поля и «обводок» с изменением направления движения. Это связано с тем, что практически все футболисты усвоили в теории и грамотно могут применять на практике данные тактические действия. Респондентам было легко вычленить эти действия из всего огромного арсенала тактических приемов футболистов первого разряда.
99% опрошенных справились с такими тактическими действиями, как противодействие сопернику, удары по воротам, «открывание», «закрывание», противодействие ударам по воротам. Это вызвано тем, что юноши 1995 г.р. занимались в течение полугода по программе, разработанной для развития тактического мышления футболистов первого разряда. Это позволило им повысить уровень своего тактического мышления, благодаря чему респонденты справились с поставленной задачей.
В ходе первенства Москвы, сезона 2012-2013г, команда юношей 1995 г.р., выступающей за «Юность - Москвы Торпедо» стала победителем этого первенства, завоевав первое место. Также, 5 человек из команды были приглашены в сборную Москвы 1995 г.р., для участия в спартакиаде школьников 2013 года.
Выводы
1. Анализ специальной научной литературы и программных материалов, касающихся методов развития тактического мышления футболистов первого разряда позволил заключить, что требуется разработка новых программ, видов и содержания такой работы, поскольку большинство представленных в литературе сведений значительно устарели, либо рассматривают отдельные элементы тактического мышления, не характеризуя его комплексно.
Среди основных психических признаков футболистов выделяют свойства личности, нервной системы, психомоторные качества. Наиболее значимым в структуре психических процессов футболистов является мышление, а котором выделяют наглядность и образность, быстроту и интенсивность, ситуативность, тесную связь с эмоционально-волевой сферой.
В процессе решения технико-тактических задач в соревновательных играх мышление футболистов является с одной стороны, оценочным, а с другой – прогнозирующим (антиципирующим).
2. Теоретический и эмпирический анализ такого профессионально важного качества футболистов, как тактическое мышление, а точнее его структурного компонента – интеллектуальных тактических способностей на примере наглядно-образного мышления – позволяет рассматривать основные компоненты структуры тактического мышления в качестве критериев спортивного отбора.
Тактическую подготовку можно условно подразделить на две взаимосвязанные части: 1. теоретическую подготовку, т. е. усвоение специальных знаний по тактике; 2. практическую подготовку, т.е. овладение индивидуальными, групповыми и командными действиями, а также развитие творческих способностей игроков.
Ведущее место в тактической подготовке занимают упражнения (индивидуальные, групповые и командные) и двусторонние матчи, контрольные и календарные игры, изучение теории и тактики футбола. Большое значение имеют специальные упражнения для развития быстроты реакции и ориентировки, упражнения на скорость переключения с одних движений (действий) на другие, подвижные и спортивные игры, специальные эстафеты, упражнения по технике.
3. Разработанная нами программа позволила разнообразить тактическую подготовку футболистов первого разряда, повысить уровень тактического мышления. Наши исследования позволяют сделать вывод о том, что футболисты, занимающиеся по данной программе, свободно ориентируются в разнообразии тактических действий, могут отличить одно действие от другого и правильно применить его на практике. Данная программа ориентирована на футболистов, имеющих первый спортивный разряд по футболу и занимающиеся в средней общеобразовательной школе со спортивным уклоном.
Практические рекомендации
1. Специалистам футбола в практической работе следует учитывать то, что эффективность выполнения игроками индивидуальных и групповых технико-тактических действий в соревновательных играх связана с индивидуально-типологическими свойствами личности, в том числе со способностями к антиципации.
2. С учетом того, что способности к субъективному прогнозированию в значительной мере определяет эффективность (точность) выполнения различных тактических действий, целесообразно выявлять индивидуальные способности игроков и на этом основании ставить перед ними реально выполнимые игровые задачи, вносить определенные коррективы в построении командной игры, индивидуализировать учебно-тренировочный процесс в разделе тактической подготовки.
3. Оценивание способностей футболистов необходимо производить в плане определения точности прогнозирования игроками своих возможностей успешно выполнить двигательные действия с мячом и без мяча.
4. Для оценки индивидуальных способностей футболистов может использоваться комплекс заданий, разработанных в ходе настоящего исследования, которые позволяют выявить точность прогнозирования игроками собственных физических и технических возможностей, а также точность прогнозирования успешности выполнения действий с мячом и без мяча в игровых ситуациях при наличии соперника.
Список используемой литературы
Основная:
1. Суслов Ф.П. Теория и методика спорта. - М.: ФиС, 2007.
2. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2008.
3. Коссов А. И. Психомоторное развитие младших школьников (методические разработки). - М., 2009.
4. Лях В.И. Развитие координационных способностей в школьном возрасте // Физкультура в школе. -2007.
5. Максименко A.M. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2009.
Дополнительная:
6. Герасименко А.П. Совершенствование основ технико-тактического мастерства юных футболистов. - Волгоград, ВГАФК, 2002 – 59 с.
7. Глазырина Л.Д. Занятия по физической культуре в старшей группе дошкольного учреждения с применением нетрадиционных методов обучения и воспитания. Мн.: МН Центр, 1995 – 147 с.
8. Годик М.А. Командные, групповые и индивидуальные футбольные упражнения и их соотношение в тренировках юных футболистов / Годик М.А., Шамардин А.И., Халиль И. Теория и практика физ. культуры. - 1995. – с 5-6.
9. Годик М.А., Адель Масуд Омар Саид, Папаев В.Е., Кузьмичев Д.В. Решение тактических задач: контроль и оценка / Футбол: Ежегодник. 1999. М.: Физкультура и спорт, 1999 – 103 с.
10. Годик М.А., Черепанов П.П. Интегральная оценка атакующих действий / Футбол: Ежегодник. 1994. М.: Физкультура и спорт, 1994 – 106 с.
11. Голиус С.Т. Значимость параметров двигательной функции для проявления специальной работоспособности юных спортсменов 7-10 лет /Физическое воспитание студентов творческих специальностей / ХГАДИ (ХХПИ). - Харьков, 2003. - 3. - С. 66-74.
12. Голомазов С.В. Теория и методика футбола: Техника игры: Т. 1. - М.: Спорт-Академ-Пресс, 2002 – 209 с.
13. . Дементьев Е.М. Развитие мышечной силы человека в связи с его общим физическим развитием. - М.: МГУ, 1999 – 63 с.
14. Деркач А.А., Исаев А.А. Педагогическое мастерство тренера. М.: ФиС, 1991 – 256 с.
15. Ефремов В.В. Возрастная физиология. М.: Наука, 2000 – 237 с.
16. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена. М.: ФиС, 2000.
17. Зациорский В.М., Булгакова Н.Ж., Рагимов Р.М., Сергиенко Л.П. Проблема спортивной одаренности и отбор в спорте. / Теория и практика физкультуры, 1996, 7, с. 54-66.
18. Зверев Н.Н. Физкультура в школе. М.: Наука, 2000 – 105 с.
19. Калюжная Р.А. Школьная медицина. М.: Медицина, 1998 – 119 с.
20. Коробейник А.В. Футбол: Самоучитель игры. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000 – 110 с.
21. Коробков А.В. Развитие и инволюция функций различных групп мышц человека в онтогенезе. / Вопросы физиологии нервной и мышечной системы. 7, 1990 – 146 с.
22. Коробков А.В. Соотношение средств общей и специальной физической подготовки в системе спортивной тренировки. / Всесоюзная научно-методическая конференция. - М., 1991 200 с.
23. Кук М. 101 упражнение для юных футболистов. Возраст 7-11 лет. - М.: Астрель: АСТ, 2001 – 94 с.
24. Куневич В.Р. Возрастное развитие школьников / Вопросы физиологии нервной и мышечной системы. 7, 1990 – 123 с.
25. Лагода О.О. Новые подходы к диагностике функциональных и структурных нарушений опорно-двигательного аппарата у юных спортсменов / Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. – 4 с.
26. Лазарева Л.А. Механизмы адаптации сердечно-сосудистой системы юных футболистов с различными типами кровообращения / Лазарева Л.А., Смолецкая Р.М. / Дети и олимпийское движение. - Новосибирск, 1993 – 181 с.
27. Лазарева Л.А. Типы кровообращения у юных футболистов с различным уровнем биологического созревания / Лазарева Л.А., Смолецкая Р.М. / Тезисы докладов научной конференции по итогам работы за 1992 год / ОГИФК. - Омск, 1993 – 57 с.
28. Лалаков Г.С. Готовим юных футболистов / Физкультурное образование Сибири. - 1995. – 23 с.
29. Ляпидевский С.С. Невропатология. Естественнонаучные основы специальной педагогики: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.И. Селиверстова. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000 – 306 с.
30. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. - М.: Просвещение, 2005 – 273 с.
31. Мильман В.Э. Стресс и личностные факторы регуляции деятельности / Стресс и тревога в спорте. - М.: ФиС, 1993 – 39 с.
32. Новокщенов И.Н. Основы специальной физической подготовки футболистов различной игровой специализации Волгоград: ВГАФК, 2003 – 156 с.
33. Огородникова, Л.А. Некоторые аспекты понятия «тактическая одарённость» [Текст] / Эффективность образования: история и современность: материалы 60-й международной научной конференции «Чтения Ушинского» 2-3 марта 2006 г. Часть 2. – Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2006. – С.146-148.
34. Основы управления подготовкой юных спортсменов. / Под ред. М.Я. Набатниковой. М.: ФиС, 2002 – 105 с.
35. Педагогический словарь. Т. 1, 2. - М.: Наука, 1990 – 362 с.
36. Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 7-10 лет. М.: Просвещени, 1996 – 152 с.
37. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. Киев: Высшая школа, 1994 – 183 с.
38. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - М.: Учпедгиз, 1996 – 253 с.
39. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.: Наука, 2003 – 85 с.
40. Соловейчик С.Л. Педагогика для всех. - М.: Детская литература, 2001.
<