Глава i. исследование состояния вопроса по данным литературных источников

Введение

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Спортивный отбор (СО) - предмет теории и методики спорта, в том числе гимнастики, направленный на изучение способностей и предпо­сылок к занятиям избранным видом спорта с целью достижения возмож­но более высоких результатов. Проблема спортивного отбора и её составляющая - диагностика спортивной одаренности является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи.

К сожалению, идеальная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на современных моделях и методах, до настоящего времени не создана. Это делает необходимым специальное научное исследование в данном направлении.

Веро­ятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор­тивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Основной значимостью спортивного отбора является содействие и активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки. (1, 2, 3)

Актуальностьтемы дипломной работы связана со значительным применением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Цель исследования:исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой

Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.

Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.

Предмет исследования: организационно-методические особенности отбора детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.

Задачи исследования:

1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе отбора в ДЮСШ.

2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ модельным характеристикам.

3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Тестирование

3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.

4. Методы антропометрии.

Практическая значимость:Результаты исследования позволяют наначальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять подготовленность учащихся характеризующую будущую успешность в спортивной гимнастике.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Глава II. Задачи, методы и организация исследования

Задачи исследования

Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи:

1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе набора в ДЮСШ.

2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова набора 2012-2012 года, модельным характеристикам.

3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова за период 2012-2013 годы.

Методы исследования

Для решения поставленных задач нами использовались следующие методы:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Тестирование

3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.

4. Методы антропометрии.

1. Анализ и обобщение литературных источников, мы проводили с целью получения объективных сведений по изучаемым вопросам, уточнение методов исследования, выяснение состояния решаемой проблемы. Изучалась литература: о методах отбора и набора в спорте в целом и в гимнастике в частности. Использование данных специальной научно-методической литературы позволило обосновать необходимость настоящего исследования.

2. Тестирование проводилось с целью определения уровня развития двигательных качеств юных гимнастов. В качестве тестов для оценки физических качеств были избраны упражнения, применяемые в ДЮСШ №1 для определения физической подготовленности и набора юных гимнастов в учебно-тренировочные группы (приложение 2):

Сгибание, разгибание рук на перекладине в висе проводилось для определения развития физических качеств мышц сгибателей и приводящих мышц плечевого пояса.

Упражнения прыжок в длину и бег на 20м проводились для определения скоростно-силовых качеств мышц ног.

Гибкость позвоночника и подвижность тазобедренных суставов и суставов плечевого пояса определяли с помощью упражнения – «мост» из положения лёжа.

При помощи упражнения – сед согнувшись (складка) мы определяли эластичность ягодичных мышц, мышц задней поверхности бедра и икроножных мышц.

Во время выполнения шпагата левая (правая) впереди, правая (левая) сзади, подвижность и эластичность мышц и связочного аппарата тазобедренных и коленных суставов.

Упражнение угол в висе определяло развитие физических качеств мышц живота.

Поднимания ног до прямого угла в висе показывает развитие брюшного пресса.

Так же развитие мышц рук и пресса мы определяли с помощью угла в упоре.

Оценка проводилась по десятибалльной шкале следующим образом:

· тест считается пройденным, если ребенок по всем тестам получает среднюю оценку от 6 баллов и выше;

· тест считается не пройденным, если ребёнок получает среднюю оценку от 0 до 3 балла;

· в том случае, если ребёнок получает среднюю оценку от 3 до 6 баллов, то ему рекомендуют занятия в смежные виды спорта (акробатика, прыжки в воду).

3. Изучить опыт осуществления отбора в ДЮСШ №1 г. Саратова, а также работу тренеров с детьми и их родителями при проведении набора в спортивную школу.

4. Антропометрический метод применялся для выявления соответствия детей показателям физического развития юных гимнастов на этапе отбора и набора.

Организация исследования

Наше исследование проходило в период с 3.09.2012 - 25.05.2013 году на базе ДЮСШ №1. В исследовании приняло участие 28 человека в возрасте 6-7 лет, которые полностью соответствовали показателям физического развития юных гимнастов (приложение 1).

На первом этапе была определена тема исследования, её актуальность, цели и задачи исследования, рабочая гипотеза, проанализированы литературные источники по теме исследования. Проведён выбор методов исследования и овладение ими в ходе практической деятельности при проведении тренировок по спортивной гимнастике.

На втором этапе мы проводили тестирование с целью получения данных для решения задач нашего исследования. Проведён анализ результатов тестов, сделаны выводы.

На третьем этапе проведена работа по оформлению дипломной работы.

Заключение

В процессе изучения специальной научно-методической литературы мы выявили модельные характеристики юных гимнастов для отбора в детско-юношеской спортивную школу (приложение 1, 2), которые являются показателем физического развития детей. К ним относятся такие характеристики как, возраст, длина тела, вес и окружность груди, а также приемные нормативы для детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.

Определяя степень соответствия подготовки юных гимнастов детско-юношеской спортивной школы №1 г. Саратова отбора 2012 года модельным характеристикам, мы выявили, что из двадцати восьми человек, девять не смогли выполнить требования и не набрали нужное количество баллов, семь тестируемых были отобраны для смежных видов спорта и двенадцати гимнастам удалось выполнить требования для зачисления в группу начальной подготовки.

Выявляя динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ №1 г. Саратова, на этапе отбора, за период с 2009 по 2012 годы, мы установили, что в нормативных требованиях таких как прыжок в длину с места, беге на 20 м наблюдается отрицательная динамика. Но в остальных тестах можно увидеть положительную динамику, к ним относятся поднимания ног до прямого угла, угол в висе и упоре.

Подводя итоги дипломной работы, можно сделать вывод, что не все дети способны пройти отбор в группу начальной подготовки, но у всех есть на это шансы.

Список литературы

1. Авекович Н.В. Цейтин М.И. Акробатика [Текст]: учебник/ Н.В. Авекович, – М.: ФиС, 1967. – 80 с.

2. Ашмарин Б.А. Тория и методика педагогических исследований в физическом воспитании [Текст]: учебное пособие/ Б.А. Ашмарин – М.: ФиС, 1998.– 223 с.

3. Ашмарин Б.А., Виноградо Ю.А., Вяткина З.Н., Ашмарина Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник/ Б.А. Ашмарин - М.: Просвещение, 1990. – 287 с.

4. Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник/ Б.А. Ашмарин – М.: Просвещение, 1990. – 28 с.

5. Баландин В.И., Бдудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте [Текст]: учебно-методическое пособие/ В.И. Баландин – М.: ФиС, 2006. – 192 с.

6. Бальсевич В.К. Методологические принципы исследований по проблеме отбора и спортивной ориентации // Теория и практика физической культуры [Текст]: спорт. журнал, 1990. - № 1. – с. 33-31

7. Брыкина А.Т. Гимнастика [Текст]: учебник/ А.Т. Брыкина – М.: ФиС, 1971. – 351 с.

8. Брянкин С.В. Жданов Л.Н. Шустин Б.Н. Спортивный отбор и ориентация [Текст]: учебное пособие/ С.В. Брянкин - Смоленск: СГИФК, 1997. – 68 с.

9. Вайцеховский С.М. Книга тренера [Текст]: учебное пособие/ С.М. Вайцеховский – М.: ФиС, 1971. – 312 с.

10. Волков В.М. Филин В.П. Спортивный отбор [Текст]: учебное пособие/ В.М. Волков– М.: ФиС, 1983. – 176 с.

11. Гавердовский Ю.К., Смолевский В.М. Спортивная гимнастика[Текст]: учебник/ Ю.К. Гавердовский – М.: ФиС, 1999. – 327 с.

12. Годик М.А. Спотивная метрология: Учебник для институтов физической культуры [Текст]: учебник/ М.А. Годик – М.: ФиС , 1988. – 192 с.

13. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры [Текст]: учебник/ А.А. Гужаловский – М.: ФиС, 1986. – 352 с.

14. Зациорский В.М. Проблема надежности двигательных тестов [Текст]: учебное пособие/ В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1998. – 20 с.

15. Зациорский В.М. Спортивная метрология [Текст]: учебник/ В.М. Зациорский – М.: ФиС, 1982. – 256 с.

16. Козлов В.И., Гладышева А.А. Основы спортивной морфологии [Текст]: учебник/ В.И. Козлов – М.: ФиС, 1997. – 103 с.

17. Коркин В.П. Акробатика для спортсменов [Текст]: учебное пособие/ В.П. Коркин – М.: ФиС, 2004. – 92 с.

18. Леонтьев А.Н. О формировании способностей // Вопросы психологии [Текст]: учебное пособие/ А.Н. Леонтьев – 1990. - № 1 с. 7-16

19. Матвеев Л.П. Основы общей теории и системы подготовки спортсменов [Текст]: учебник/ Л.П. Матвеев – Киев: Олимпийская литература, 1999.–384 с.

20. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник/ Л.П. Матвеев – М.: ФиС, 1991. – 542 с.

21. Мотылянская Р.Е. Возрастые проблемы спортивной медицины //Теория и практика физической культуры [Текст]: учебник/ Р.Е. Мотылянская – 1975. - № 5. – с. 35-38

22. Набатникова М.Я. Основы управления подготовкой юных спортсменов [Текст]: учебное пособие/ М.Я. Набатникова – М.: ФиС, 1982. – 280 с.

23. Орлова Л.П. Гимнастика [Текст]: учебник/ л.П. Орлова – М.: ФиС, 1992. – 656 с.

24. Платонов В.М. Подготовка квалифицированных спортсменов [Текст]: учебное пособие/ В.М. Платонов – М.: ФиС, 1986. – 286 с.

25. Платонов К.К. Проблема способностей [Текст]: учебное пособие/ К.К. Платонов – М.: наука, 2002. – 321 с.

26. Розин Е.Ю. Методика отбора и прогнозирования способностей к занятиям спортивной гимнастикой [Текст]: учебное пособие/ Е.Ю. Розин – М.: 1999. – 34 с.

27. Розин Е.Ю. Об основах тестирования в спортивной гимнастике // Гимнастика [Текст]: учебное пособие/ Е.Ю. Розин - № 1. – с. 30-34

28. Смолевский В.М. Гавердовский Ю.К. Спортивная гимнастика [Текст]: учебник/ В.М. Смолевский – Киев: Олимпийская литература, 1999. – 160 с.

29. Украна М.Л., Шлемина А.М. Гимнастика [Текст]: учебник/ М.Л. Украна – М.: ФиС, 1977. – 422 с.

30. Фарфель В.С. Двигательные способности // Теория и практика физической культуры [Текст]: спор. журнал/ В.С. Фарфель– 1977. - № 12. – с. 27-30

31. Филипович В.И., МартовкийА.Н., СергиевскаяЕ.Н. Обучение и тренировка юных гимнастов [Текст]: учебник/ В.И. Филипович – М.: Просвещение, 1965. – 267 с.

32. Филипович В.И. Теория и методика гимнастики [Текст]: учебник/ В.И. Филипович – М.: Просвещение, 1991. – 477 с.

33. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному совершенствованию [Текст]: сорт. журнал/ Н.А. Фомин– М.: ФиС, 1980. – 255 с.

34. Чернышенко Ю.К., Пилюк Н.Н., Баландин В.А. Методика отбора юных акробатов на этапах начальной и начальной специализированной подготовки [Текст]: учебное пособие/ Ю.К. Чернышенко – Краснодар : КГИФК, 1989. – 123 с.

35. Шлемина А.М. Юный гимнаст [Текст]: учебник/ А.М. Шлемина – М.: ФиС, 1993. – 254 с.

Приложения

Приложение 1

Таблица 4

Оценка

Приложение 3

ПРОТОКОЛТаблица 6 приема переводных контрольных нормативов отделения спортивной гимнастики по СФП

для группы начальной подготовки

№ п/п Фамилия, имя Год рожд. Бег на 20 м Прыжок в длину с места Подт-ния в висе Подн. ног до прям. угла Угол в висе на гимн. ст. Переворот в упор Угол в упоре Гибкость Сумма баллов  
Куприянова Анна 5,1 3,0 7,0 5,5 9.5 3,0 -0,3 57,8 Выполнен
Липчанская Мария 4,8 4,5 4,0 2,5 9,5 -0,1 50,5 Выполнен
Синцова Виктория 4,2 7,5 4,0 8,5 -0,2 69,8 Выполнен
Коновская Полина 4,3 7,0 5.0 2,5 9,5 1.5 9,0 -0,8 9,0 53,5 Выполнен
Курохтина Дарья 4,4 6,5 6,0 9.0 8,5 7.0 -0.6 9,0 66.0 Выполнен
Тихонова Майя 5,2 2,5 4,0 2,5 4.5 6,0 -1,0 8,5 38,5 Выполнен
Дубасова Мария 5,4 1,5 6.0 4,5 9.5 9,0 -0,3 9,5 50,0 Выполнен
Горетова Екат. 5,2 2,5 4,0 1,5 8,0 6,5 -1.0 8,5 41,0 Выполнен
Прошина Анаст. 4.2 7.5 8.0 7.0 9.5 9.0 -0.7 8.5 69.5 Выполнен
Дубасова Софья 5,5 1.0 1,5 7.5 4.5 9.5 -1,2 8,0 30,0 не выполнен
Просина Дарья 5,2 2,5 3,0 9,5 -0,4 9,5 44.5 Выполнен
Тугушева Самира 5.4 1.5 7.0 -0.5 9.5 68.0 Выполнен
Короткова Софья 5.2 2.5 4.0 3.5 9.5 9.7 1.5 -1.2 8.0 42.2 Выполнен
Бакетова Алина 4,3 7,0 5.5 4.5 8,0 5.5 -2,2 5,5 31.0 не выполнен
Гейбель Екатерина 5,0 3,5 2,0 3,5 5,5 6,0 -1,3 7,8 38,3 Выполнен
Дено Дарья 5,1 3,0 1,0 3,5 7,5 8,0 -2,1 5,8 38,8 Выполнен
Догадина Марина 5,5 1,0 5.0 7,0 8.0 -3,7 6,8 31.8 не выполнен
Ерофеева Ева 5,3 2,0 3,5 9,0 8,0 8.0 -1.4 7.0 37.5 Выполнен
Елесеева Виктория 5,2 2,5 2,5 8,5 7,0 4,5 -1,6 7,0 31,0 Невыполнен
Елесеева Елизавета 5,0 3,5 1,5 5,0 1,5 6,0 -1,0 8,5 26,0 не выполнен
Жукова Виктория 5,3 2,0 3.5 8,0 3.0 8.0 -4,7 2.5 27.5 не выполнен
Князева Екатерина 4,8 4,5 2.0 1,5 8.5 8.5 8,0 -2,4 5,0 38.0 Выполнен
Копченова Анас. 2.2 2.0 7.0 7,5 3,0 9,5 -6,7 3.4 28,2 не выполнен
Ланская Нелли 4,9 4,0 1,5 2,5 5,0 -4,0 1,0 14,0 не выполнен
Талалуева Верон. 5,3 2,0 5.0 8.0 8.0 8,5 -1,2 8.0 39.5 Выполнен
Умерова Евгения 4,9 4,0 2,0 3.5 6.5 6,5 -2,0 6,0 38,5 Выполнен
Фокина Софья 5,1 3,0 2,0 5,5 3.0 -0,8 9,0 30,0 не выполнен
Широкова Диана 4,3 7,0 5.0 2,5 9,5 9,0 -1,8 6,0 49.5 Выполнен

Приложение 4

Таблица 7

Результаты тестирования двигательной подготовленности юных гимнастов 6-7 лет на этапе набора и отбора в 2012 году.

Баллы Бег на 20 м Прыжок в длину с места Подт-ния в висе Подн. ног до прям. угла Угол в висе на гимн. ст. Переворот в упор Угол в упоре Гибкость
14% 7% 10% 3% 3% 3% 0% 3%
32% 14% 17% 0% 3% 0% 0% 3%
17% 10% 14% 0% 10% 0% 0% 3%
14% 17% 3% 3% 7% 3% 3% 0%
0% 17% 3% 10% 0% 0% 7% 10%
3% 7% 0% 3% 10% 0% 7% 10%
0% 10% 3% 14% 3% 3% 0% 10%
0% 3% 3% 17% 25% 0% 14% 25%
0% 0% 3% 7% 28% 3% 17% 21%
0% 0% 3% 39% 7% 3% 50% 10%

Введение

Ядро спорта состоит из трех элементов: спортивного отбора, тренировки и соревнования. Спортивный отбор (СО) - предмет теории и методики спорта, в том числе гимнастики, направленный на изучение способностей и предпо­сылок к занятиям избранным видом спорта с целью достижения возмож­но более высоких результатов. Проблема спортивного отбора и её составляющая - диагностика спортивной одаренности является одной из центральных в области теории и методики спортивной тренировки и сопряжена с широким спектром вопросов, решаемых спортивной наукой и практикой. Отбор детей для занятий спортом приобретает значение важнейшей социально-педагогической задачи.

К сожалению, идеальная система диагностики спортивной одаренности в различных видах спорта, основанная на современных моделях и методах, до настоящего времени не создана. Это делает необходимым специальное научное исследование в данном направлении.

Веро­ятность оптимального развёртывания процесса спортивного совершенствования во многом зависит от того, на каком из этапов индивидуального возрастного развития выявляется предрасположенность к прогрессированию в том или ином виде спорта. Соответственно обеспечивается спортивная ориентация, то есть формирование магистральной нацеленности спор­тивной деятельности и целесообразный выбор перспективных путей ее развертывания, согласующихся с индивидуальной предрасположенностью. Основной значимостью спортивного отбора является содействие и активизации поиска талантливых спортсменов и формированию отлаженной системы их подготовки. (1, 2, 3)

Актуальностьтемы дипломной работы связана со значительным применением исследуемого явления и заключается в необходимости разработки рекомендаций по совершенствованию работы в рассматриваемой области.

Цель исследования:исследовать динамику спортивного отбора и подготовленности детей к занятиям спортивной гимнастикой

Гипотеза исследования: мы предлагаем, что наилучший отбор будет только при прохождении тестирования, необходимого для определения у детей уровня физического развития.

Объект исследования: процесс отбора в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике детей 6-7 лет.

Предмет исследования: организационно-методические особенности отбора детей 6-7 лет в детско-юношескую спортивную школу по спортивной гимнастике.

Задачи исследования:

1. Выявить в процессе изучения специальной научно-методической литературы модельные характеристики юных гимнастов на этапе отбора в ДЮСШ.

2.Определить степень соответствия подготовленности юных гимнастов ДЮСШ модельным характеристикам.

3. Выявить динамику подготовленности юных гимнастов ДЮСШ.

Методы исследования:

1. Анализ и обобщение литературных источников.

2. Тестирование

3. Обсервационные методы (наблюдение) педагогическое наблюдение.

4. Методы антропометрии.

Практическая значимость:Результаты исследования позволяют наначальном этапе спортивного отбора диагностировать и выявлять подготовленность учащихся характеризующую будущую успешность в спортивной гимнастике.

ГЛАВА I. ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ ВОПРОСА ПО ДАННЫМ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Наши рекомендации