Особенности современного футбола
Футбол XXI века с полным основанием может рассматриваться как коллективная деятельность, включающая в себе весь спектр социальных, педагогических и психологических проблем общения, взаимовлияний, лидерства в группах, руководства коллективами и командами. Педагогическое и психологическое обеспечение подготовки спортсменов выражается, прежде всего, в четкой организации совместной деятельности футболистов и их тренеров в учебно-тренировочном процессе и во время игры.
Привлекательность футбола заключается в том, что игроки передают мяч не рукой, а ногой или головой. Например, в баскетболе или в гандболе поймать или передать мяч рукой зрителю кажется делом естественным и даже легким; настоящее умение здесь может отметить лишь специалист. Передать же мяч ногой в верном направлении гораздо труднее. Это ясно и неискушенному наблюдателю. [2]
Распространенность футбола объясняется тем, что в него можно играть в простейших условиях (по крайней мере, на невысоком уровне). Дети зачастую довольствуются любым мячом, и ворота в своей игре обозначают одеждой или другими предметами, оказавшимися под рукой.
Ценность футбола заключается и в том, что играют в него, как правило, под открытым небом. Благодаря относительно большой игровой площадке за действиями игроков могут одновременно наблюдать много зрителей. [10]
У молодежи футбол особенно популярен тем, что открывает широкие возможности для единоборства. Игрок может посостязаться с соперником в силе, ловкости, выносливости, быстроте, благодаря чему большинство футболистов отличаются боевитостью, смелостью, умением бороться с трудностями и на спортивном поле, и в повседневной жизни.
В то время как для результативных занятий некоторыми видами спорта необходимо достичь высокой техники или определенного физического состояния, футболом могут увлекаться и чувствовать его прелесть начинающие. Естественно, чем лучше спортсмен, чем выше уровень его игры, тем она интереснее как для самого футболиста, так и для зрителя. [12]
Большое достоинство футбола с точки зрения педагогики заключается в его командном характере. Одиннадцать игроков одной команды соревнуются с одиннадцатью игроками другой, что развивает у футболистов дух коллективизма. Победа, успех достигаются только общими усилиями всех спортсменов.
Как серьезный положительный фактор в футболе следует отметить интенсивное воспитание спортсменов, направленное на развитие их находчивости. Воспитательный эффект дает едва ли не любая игра, однако футбол особенно отличается самостоятельным творчеством. Двадцати двух игрокам, передвигающимся по сравнительно большому пространству, предоставляются бесчисленные возможности для использования собственных идей в интересах всей команды. Хороший игрок вряд ли будет применять какое-то удачное решение несколько раз на протяжении одного матча. Постоянные поединки, смена ситуаций, нападение и защита невольно вызывают необходимость в течение считанных мгновений искать новые решения. С этим связана способность быстро оценивать ситуацию и быстро находить эти решения. Преодоление временных неудач в процессе поединков в большой мере развивает и силу воли. [17]
Футбол занимает особое место по массовости и популярности в детском и подростковом возрасте. В детско-юношеских спортивных школах (ДЮСШ), футбольных школах молодежи (ФШМ), спортивных клубах в нашей стране занимаются свыше 120 тысяч школьников.
Детская лига с целью укрепления здоровья детей и подростков и вовлечения их в занятия в секциях, группах, выявления способных, талантливых футболистов проводит всероссийские соревнования, для успешного выступления в которых необходимы регулярные тренировки. [11]
Систематические занятия футболом будут способствовать повышению уровня двигательной активности школьников, служить важным фактором компенсации гиподинамии, что, безусловно, положительно скажется на состоянии здоровья подростков. Тренировочные занятия при этом рассматриваются как средство не только физической, технической, тактической подготовки юных футболистов, но и повышения умственной работоспособности и снятия утомления учащихся, возникающего в ходе учебных занятий по общеобразовательным дисциплинам. [4]
1.2. Виды подготовки в футболе
Чтобы стать хорошим футболистом, нужно овладеть навыками и умениями, в основе которых лежит техническая, тактическая, морально-волевая и физическая подготовка.
Техническая подготовка. На всех этапах многолетней тренировки идет непрерывный процесс обучения технике футбола, под которой понимают совокупность специальных приемов, используемых в игре в различных сочетаниях для достижения поставленной цели.
Тактическая подготовка. Под тактикой следует понимать организацию индивидуальных и коллективных действий, то есть взаимодействие футболистов команды по определенному плану, включающему средства, способы и формы нападающих и оборонительных действий, позволяющему усиленно вести борьбу с конкретным соперником. Совершенствование игровой ловкости (разносторонней тактической подготовки) предполагает использование в процессе тренировок простых (технических), усложненных (технико-тактических) и сложных (технико-тактических, физико-психологических) упражнений. [25]
Физическая подготовка - это процесс воспитания физических способностей и повышения общего уровня функциональных возможностей организма, разностороннего физического развития. Физическая подготовка делится на общую и специальную.
Общая физическая подготовка (ОФП) решает задачу повышения общей работоспособности. В качестве основных средств применяются общеразвивающие упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся. При этом развивается и укрепляется мышечно-связочный аппарат, совершенствуются функции внутренних органов и систем, улучшается координация движений, повышается уровень двигательных качеств.
Цель общей физической подготовки - развитие и укрепление мышечно-связочного аппарата, совершенствование функций внутренних органов и систем, улучшение координации движений и общее повышение уровня развития двигательных качеств. Цель специальной физической подготовки в футболе - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболиста.
Цель специальной физической подготовки - развитие и совершенствование физических качеств и функциональных возможностей, специфичных для футболистов. В учебно-тренировочной работе задачи общей и специальной физической подготовки органически связаны между собой. [9]
Деятельность футболиста характеризуется постоянной сменой интенсивности выполняемых действий. Мышечная работа высокой интенсивности перемежается периодами пониженной активности и относительного покоя. Ускорения, рывки, прыжки чередуются с равномерным легким бегом, ходьбой, остановками и выполняются с изменением направления, ритма и темпа движения. Такая деятельность связана с осуществлением определенных физических нагрузок и сопровождается значительными функциональными сдвигами в протекании вегетативных процессов, в первую очередь обмена веществ, дыхания и кровообращения.
Игровая деятельность футболистов состоит не только из прыжков, бега и ходьбы. В условиях жесткого единоборства, действуя на предельной скорости и продолжительное время, футболист должен в самых невероятных исходных позах (подкат, прыжок, одноопорное состояние) эффективно владеть мячом, одновременно решая сложные тактические задачи.
С помощью специальных упражнений, преимущественно направленных на развитие определенных физических качеств, можно параллельно совершенствовать выполнение отдельных технических приемов. Для этого обычно применяют специальные упражнения, сходные по характеру выполнения и структуре с тем или иным техническим приемом или его отдельными элементами.
В годичном тренировочном цикле рекомендуется вначале осуществлять общую физическую подготовку, а затем на ее основе проводить специальную физическую подготовку. В процессе многолетних занятий футболом соотношение общей и специальной физической подготовки, а также их конкретное содержание меняется в сторону постепенного возрастания удельного веса специальной подготовки по мере роста спортивного мастерства. [1]