Глава xxiii упражнения женских видов многоборья

УПРАЖНЕНИЯ НА БРУСЬЯХ РАЗНОЙ ВЫСОТЫ Характеристика упражнений

Упражнения на брусьях разной высоты очень разнообразны. Конструкция снаряда позволяет выполнять различные упоры, висы, перемещения и т. п. Большое разнообразие элементов обусловлива­ется также чередованием всевозможных вариантов опорных и без­опорных положений и их сочетаний.

Частая смена положений в упоре и висе, связанная с перелета­ми и изменениями направлений движения, требует от гимнасток тонкой координации, умения управлять своими движениями в про­странстве и во времени.

Характерная особенность упражнений на брусьях разной высо­ты заключается в том, что они выполняются на одних руках (за

редким исключением на согнутых ногах в младших разрядах). В связи с этим гимнасткам необходима значительная сила мышц рук, плечевого пояса, брюшного пресса.

На брусьях разной высоты часты переключения с одного вида хвата на другой. Так, при висах и оборотах жердь удерживают все­ми пятью пальцами сверху или снизу (в зависимости от направле­ния движения), при перемахах ногами, в стойке на руках жердь захватывают так же, как и перекладину.

Упражнения на брусьях разной высоты по форме движений и общности технической основы подразделяются на статические (седы и их перемены, равновесия, стойки на руках, упоры, висы) и динамические (подъемы, перевороты, обороты, перемахи но­гами, повороты, размахивания, перелеты, соскоки). По своей струк­туре они сходны с упражнениями на перекладине, хотя и имеют свою специфику.

Современные комбинации на данном снаряде состоят из дина­мичных маховых элементов и соединений, выполняемых смакси­мальной амплитудой.

Основные упражнения

Упражнения в висах

1. Размахивание изгибами. В висе на верхней жерди (в даль­нейшем в. ж.) провиснуть в грудиноключичных и плечевых суста­вах без напряжения, хват на ширине плеч. Поднять ноги вперед, плечи слегка отвести назад. Махом назад разогнуться в тазобед­ренных суставах и подать плечи вперед, не сгибая рук. Чтобы на­учиться выполнять размахивание изгибами, нужно обладать под­вижностью в плечевых суставах, тазобедренных и позвоночном столбе, владеть достаточной быстротой движений.

Последовательность разучивания:

а),в висе стоя на возвышении (матах, подкидном мостике) хва­том за в. ж. отвести прямые руки назад, подавая плечи вперед; одну-две попытки сделать медленно, последующие — быстро;

б) свободное размахивание на в. ж. с помощью тренера, кото­
рый нажимает одной рукой на бедра, другой на спину;

в) следить, чтобы при махе ногами вперед гимнастка слегка
отводила плечи назад, а при махе назад подавала их вперед;

г) размахивание; научить занимающихся оценивать амплитуду
маха вперед и назад с помощью ориентира, которого надо касаться
ногами спереди и сзади. Выучив размахивание изгибами, соединять
его с перемахами согнутыми и прямыми ногами в вис лежа на ниж­
ней жерди (в дальнейшем н. ж.) и снова в вис.

Перемахи ногами

1. Перемах, сгибая ногив вис лежа на н. ж. из виса на в. ж.

Размахиванием изгибами (2—3 маха) согнуть ноги вперед в тазо­бедренных и коленных суставах и, слегка отводя плечи назад, сде-

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru лать перемах через жердь. С окончанием перемаха разогнуть ноги и принять вис лежа на н. ж.

2. Перемах ноги врозь в вис лежа на н. ж. Выполняется после размахивания изгибами в висе на в. ж. Махом вперед широко раз­вести ноги врозь и сделать перемах ногами через жердь в вис лежа на н. ж. Следить, чтобы занимающиеся с началом перемаха не сгибали рук и отводили плечи назад-кверху. Оказывая помощь, поддерживать за поясницу.

Последовательность разучивания:

а) размахивание изгибами в висе на в. ж., махом вперед упор
ноги врозь о н. ж., толчком ног перейти в вис лежа;

б) размахивание изгибами с перемахом ноги врозь в вис лежа
с помощью (поддерживать за поясницу); то же самостоятельно.

Висы лежа, седы, повороты и соскоки из висов лежа

и седое

1. Из виса лежа на н. ж. поворот направо в сед на бедре. В висе лежа перехватить правую руку скрестно над левой обратным хва­том, а затем, как бы подтягиваясь на руках, повернуться направо и сесть на правое бедро. Заканчивая сед, согнуть правую ногу в ко­лене, левую отвести назад и прогнуться, держась правой рукой за в. ж., левую руку в сторону. Это один из основных переходов из ви­са лежа в сед на бедре. Выполнить то же с поворотом налево.

2. Круговой соскок углом с поворотом кругом из седа на бедре. В седе на правом бедре поднять ноги под углом 45—50°, плечи слег­ка наклонить назад. Поворачиваясь направо кругом (вращаясь на бедрах), взяться левой рукой за жердь, опираясь на нее, перенести ноги вправо через жердь, оттолкнуться руками и выполнить соскок углрм, став левым боком к брусьям.

Последовательность разучивания:

а) из седа внутри на н. ж. хватом правой за в. ж., левой за н. ж.
перемахом ногами с поворотом на 90° соскок углом. Во время пово­
рота поддерживать за поясницу;

б) из седа на бедре на н. ж. хват правой рукой за в. ж., левую
в сторону соскок углом с поворотом на 180° с помощью и самостоя­
тельно. Вариант данного соскока: в момент поворота кругом, когда
ноги пройдут над жердью, оттолкнуться руками и, слегка наклоня­
ясь назад, быстро повернуться кругом плечом назад; приземлиться
левым боком к брусьям.

Опускания и соскоки из упоров продольно 1. Опускание вперед в вис лежа на н. ж. из упора на в. ж. В упо­ре приподняться на руках так, чтобы низ живота оказался на жер­ди. Сгибаясь в тазобедренных суставах, наклонить голову на грудь и начать опускание вперед, слегка разгибаясь в тазобедренных суставах. В начале опускания руки согнуты, ноги скользят по жер­ди. Когда колени окажутся у жерди, выпрямить руки и, разгибаясь в тазобедренных суставах, принять вис лежа на н. ж. Последовательность разучивания:

а) из виса согнувшись на низких кольцах опускание вперед в
вис на согнутых руках (можно на брусьях хватом за концы);

б) из упора на н. ж. опускание вперед в вис стоя и в вис лежа
на полу с помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой за спи­
ну, другой под бедро, следя за тем, чтобы ее ноги скользили по
жерди. То же, но из упора на в. ж. с помощью и самостоятельно.

2. Из упора на в. ж. перехват левой снизу за в. ж., правой за н. ж. и соскок прогнувшись вправо. Из упора на в. ж. перехватить левую руку хватом снизу и, наклонившись вперед, взяться правой за н. ж. Махом назад выйти в стойку на руках поперек; не задержи­ваясь в стойке, оттолкнуться руками и, сохраняя прогиб, выполнить соскок. В полете перехватить левую руку за н. ж., правую отвести в сторону и, сохраняя прогнутое положение тела, приземлиться на слегка согнутые ноги.

Последовательность разучивания:

&") из упора на низких брусьях махом назад соскок прогнув­шись;

б) с разбега толчком о подкидной мостик прыжок боком с пово­
ротом и прыжок прогнувшись через коня с ручками;

в) соскок прогнувшись с в. ж. с помощью. Для страховки стать
внутри или снаружи брусьев и поддерживать гимнастку одной ру­
кой за плечо, другой под живот.

3. Из упора сзади хватом снизу (пошире) на в. ж. опусканием назад соскок выкрутом. В упоре сзади на в. ж. наклоном назад вы­вести плечи из равновесия и, прижимаясь бедрами к жерди, начать переворот назад, голову держать прямо. Опуская плечи назад до виса прогнувшись, активным движением головы и плеч назад ус­корить движение.ног вперед. Когда плечи пересекут вертикальное положение внизу, сделать выкрут, сохраняя прогиб в пояснице, от­пустить руки и приземлиться на слегка согнутые ноги.

Последовательность разучивания:

а) из виса прогнувшись на низких кольцах опускание назад про­
гнувшись в соскок с помощью; поддерживать одной рукой под жи­
вот, другой за бедра;

б) из упора сзади хватом снизу на н. ж. провести гимнастку по
движению, поддерживая за ноги и под живот;

в) из упора сзади на в. ж. хватом снизу опускание назад с по­
мощью в соскок. То же, но самостоятельно.

Подъемы, обороты, махи и соскоки дугой

1. Подъем переворотом в упор на в. ж. из виса присев на правой

на н. ж. (рис. 195). Разгибая ноги и притягиваясь прямыми руками к в. ж., подать плечи назад-кверху и, оттолкнувшись ногами от жерди, выйти в упор на в. ж. Обучая подъему, следить за тем, что­бы занимающиеся не сгибали рук и не спешили посылать плечи вперед до выхода в упор.

Последовательность разучивания:

а) из виса присев на н. ж., разгибая ноги и не сгибая рук, по-.

13—699

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru слать плечи назад-вверх, приблизить живот к в. ж. и снова, вер­нуться в и. п.;

б) из виса присев подъем в упор на в. ж. с помощью; подталки­вать гимнастку под спину и таз. То же, но самостоятельно.

2. Оборот вперед из упора ноги врозь на н. ж. На прямых руках приподняться над опорой, поднять ноги вперед-кверху (чтобы

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

жердь находилась у бедра «задней» ноги) и сделать широкий шаг вперед. Падая вперед не сгибая рук, сохра­нить принятое положение ног. Во вто­рой половине оборота приблизить таз к жерди, подавая туловище вперед, повернуть кисти и выйти в упор с ши­роко разведенными ногами и неболь­шим прогибом в пояснице. Данный оборот можно выполнять с перехва­том руками за в. ж. в вис лежа ноги врозь и с поворотом кругом.

Последовательность разу­чивания:

а) из упора ноги врозь на правой хватом снизу подняться на
прямых руках; одной рукой поддерживать гимнастку за голень,
другой — снизу под правое бедро и отвести его вперед;

б) из упора ноги врозь на правой хватом снизу оборот вперед
(проводка) на н. ж. с помощью;

в) оборот вперед со страховкой. То же, но самостоятельно.

3. Подъем правой с разбега (рис. 196). На крайней точке маха вперед толчком одной поднять ноги в вис согнувшись и сделать пе­ремах правой. Двигаясь назад, разогнуться в тазобедренных суста­вах, быстрым движением направить ногу вверх-вперед и выйти в упор ноги врозь.

Последовательность разучивания:

а) в висе согнувшись ноги врозь размахивание с помощью, сле­
дя за тем, чтобы таз не опускался. Обращать внимание на амплиту­
ду движения, которая должна быть наибольшей; для этого гимнаст­
ке следует касаться ориентира тазом на махе вперед и плечом на
махе назад;

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru


б) то же, но на махе назад, разгибая туловище назад-кверху,

направлять ноги по жерди вперед-вверх, а на махе вперед сгибать­ся. Помогая, поддерживать под плечо и таз;

в) в упоре ноги врозь спад назад и подъем правой с помощью. Поддерживать одной рукой под спину, другой за ногу. Для более точного определения момента разгибания делать упражнение под счет. Например, на счет «раз и два» гимнастка должна быстро ра-. зогнуться и выйти в упор;

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

г) выполнить подъем, самостоятельно определяя время для спа­
да и подъема (считать «раз и два»);

д) из упора стоя прыжком, опираясь правой (левой) стопой о
жердь, подъем в упор ноги врозь. При первых двух-трех попытках
поддержать гимнастку под спину и левую ногу;

е) подъем правой с разбега с помощью и самостоятельно.

4. Подъем разгибом (рис. 197). Выполняется с разбега или виса углом на н. ж., а также из виса лежа на н. ж. в упор на в. ж. Из виса стоя на одной ноге хватом за н. ж. с разбега в крайней точке маха вперед от­толкнуться ногами, согнуться в тазобедренных суставах и поднес­ти носки ног к жерди. Двигаясь назад в этом положении, быстро разогнуться в тазобедренных суставах, направляя ноги скользящим движением (от голени до таза) вверх-вперед, а плечи назад-вверх, и выйти в упор, не сгибая рук. Прежде чем изучать подъем разги­бом, следует с помощью специальных упражнений укрепить мыш­цы плечевого пояса, рук и живота.

Последовательность разучивания:

а) из виса на в. ж., опираясь прямыми ногами о н. ж., подъем
в упор на в. ж. с прямыми руками (проделать 3—4 раза);

б) из упора ноги врозь на правой спад назад и подъем правой;

в) из упора ноги врозь спад назад, сгибая ногу, перемах и подъ­
ем разгибом. Оказывая помощь, одной рукой поддерживать гим­
настку под спину, другой (во время спада) —под голени; '

г) из виса стоя на н. ж. (перекладине) толчком двумя вис стоя
прогнувшись так, чтобы мышцы живота были растянуты, руки пря­
мые. Тотчас же, отталкиваясь ногами, быстро прийти в вис согнув­
шись (поднося носки к жерди) и выполнить подъем разгибом с
помощью. Поддерживать гимнастку одной рукой под спину, другой

13* 363

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru за ноги. Если при выполнении упражнения занимающаяся будет сгибать руку, то ей следует повторить упражнение «а»;

д) подъем разгибом с разбега с помощью, азатем самостоя­тельно.

5. Подъем двумя в упор сзади после спада назад из упора сзади(рис. 198). Вупоре сзади слегка прогнуться и, не сгибая рук, сде­лать спад назад, максимально сгибаясь в тазобедренных суставах,

Пройдя горизонтальное положение внизу, спортсменка разгибается в тазобедренных суставах и, продолжая вращение назад, приходит в упор.

При изучении оборота назад важно научить занимающихся не сгибать руки и своевременно разгибаться в тазобедренных суста­вах.

Последовательность разучивания:



глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru



глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru так, чтобы в висе согнувшись пятки оказались на одной линии сжердью. При движении согнутого тела назад, отводя плечи назад- т вверх, разогнуться, направляя ноги вверх-вперед. В упоре полно­стью разогнуться в тазобедренных суставах, поднять голову и опус­тить ноги вперед-книзу, сжав крепче жерди кистями. В начале обу­чения надо научить занимающихся определять амплитуду маха в висе согнувшись.

Последовательность разучивания:

а) >на низких или средних брусьях хватом за концы размахива­
ние в висе согнувшись с помощью преподавателя, который подтал­
кивает одной рукой под плечо, другой под поясницу. По ходу маха
вперед гимнастка должна слегка разгибаться в тазобедренных су­
ставах, а на махе назад сгибаться, как бы накрывая лицо ногами.
Предложить ученице проделать это упражнение самостоятельно, до­
биваясь максимальной амплитуды маха (касаться ориентира тазом

на махе вперед). То же, но на н. ж.;

б) из упора ноги врозь спад назад и подъем правой;

в) из упора ноги врозь спад назад, перемах сгибая ногу в вис
согнувшись и подъем двумя в упор сзади; гимнастку поддерживать
одной рукой под спину, другой под таз;

г) из упора сзади спад назад и подъем двумя в упор сзади;
спад должен быть таким, чтобы при движении таза вперед голено­
стопные суставы оказались под жердью, а таз —на одном уровне
с ней.

6. Оборот назадв упоре на н. ж.Чаще всего исполняется после отмаха назад из упора. При движении тела вниз, не сгибая рук, гимнастка ограничивает подвижность в плечевых суставах и, те­ряя равновесие, делает спад плечами назад. По мере вращения те­ла назад она ускоряет движение ногами, касаясь бедрами жерди.

а) из виса стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой
подъем переворотом в упор в быстром темпе; например, первую
половину сделать на два счета, вторую — на один;

б) из упора на н. ж. мах назад до касания ногами в. ж.; руки
держать прямыми, плечи над опорой;

в) оборот назад ноги врозь спроводкой по движению и само­
стоятельно;

г) оборот назад в упоре на н. ж. спомощью и самостоятельно.

При обучении обращать внимание занимающихся на энергич­ный мах ногами вперед под жердь после касания; сокончанием оборота своевременно прогибаться в пояснице и закреплять мышцы спины.

7. Соскок дугойиз упора(рис. 199). В упоре вывести плечи из равновесия назад; послать ноги вперед под жердь и, сгибаясь в тазобедренных суставах, продолжать отведение плеч. В конце спа­да назад, разгибаясь в тазобедренных суставах, послать ноги впе­ред-вверх так, чтобы вытолкнуть тело вслед за ногами (плечи пол­ностью увести от жерди) и прогнуться в пояснице. В конце проги­бания оттолкнуться руками от жерди и в прогнутом положении пе­рейти в свободный полет. Разгибаться в тазобедренных суставах надо быстро, энергично. Отпускать жердь в момент полного раз­гибания во всех суставах. Соскок дугой можно выполнять спово­ротом на 180—270° и более.

Исходным положением для соскока дугой может служить не только упор, но и упор стоя ноги врозь, упор стоя согнувшись и др.

Последовательность разучивания:

а) из упора на н. ж. (перекладине) соскок дугой спомощью, обращая внимание занимающихся на удержание бедер у жерди

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru при спаде назад, а также на активное разгибание тела во всех су­ставах;

б) то же, но соскок через веревочку, натянутую на высоте 100,

120 см перед жердью;

в) соскок с н. ж. самостоятельно;

г) соскок дугой с в. ж. с помощью и самостоятельно.

8. Мах дугой с поворотом кругом в вис из упора на в. ж.Мах

дугой, как правило, изучается параллельно с подъемом разгибом (одной ногой и двумя в упор сзади). Из упора, падая назад, удер-

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

жать бедра у жерди, слегка согнуться в тазобедренных суставах и скользящим движением ногами вверх-вперед и в сторону поворота начать разгибание тела. Поворот начинать носками ног (как бы ввинчиваясь) одновременно с разгибанием тела в тазобедренных суставах вокруг прямой опорной руки и заканчивать в момент приближения ног к горизонтальному положению. При этом руки и туловище должны быть на одной линии. В данный момент надо взяться свободной рукой за жердь.и перейти в вис разным хватом. Мах дугой с поворотом кругом можно также выполнять из упора ноги врозь и из упора ноги врозь вне.

Последовательность разучивания:

а) оборот назад из упора на н. ж. или перекладине;

б) соскок дугой через веревочку, натянутую впереди жерди при­
мерно в 100, ПО см от нее, с помощью;

в) из упора стоя на н. ж. толчком ногами упор стоя ноги врозь
на в. ж. и мах дугой с поворотом кругом. Во время спада назад
поддерживать гимнастку за поясницу и помочь выполнить поворот
кругом; то же самостоятельно;

г) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом с помощью и
самостоятельно. Для увеличения амплитуды маха использовать

ориентир.

9. Из виса на в. ж. оборотом назад упор на н. ж.(рис. 200). Это связующий элемент с махом дугой, поэтому его надо изучать па­раллельно. После маха дугой, перемещаясь сверху вниз, надо со­хранить прогиб, а пройдя вертикаль внизу, еще больше прогнуться. В этом положении таз как бы обгоняет ноги, способствуя более энергичному сгибанию тела в тазобедренных суставах и смягчению удара животом о жердь. Коснувшись жерди нижней частью живота, энергичным хлестообразным махом ногами вперед под жердь со-

гнуться в тазобедренных суставах (зажимая бедрами и туловищем жердь), отпустить руками жердь и начать оборот назад. Пройдя - горизонтальное положение внизу, затормозить движение ног кни­зу, энергично разогнувшись в тазобедренных суставах, взяться ру­ками за жердь и выйти в упор.

Последовательность разучивания:

а) из упора стоя хватом за н. ж. толчком одной и махом другой
подъем переворотом в упор в быстром темпе;

б) лежа на животе (в согнутом положении) на н. ж., руки и ноги
опустить вниз, быстрым и сильным махом руками и плечами назад-
кверху разогнуться в тазобедренных суставах и выйти в упор.
В момент разгибания поддерживать гимнастку за ноги;

в) оборот назад касаясь из упора;

г) из виса на в. ж. махом вперед коснуться животом жерди и
сделать оборот назад в упор с помощью (поддерживать под спину и
ноги) ;

д) из упора на в. ж. мах дугой с поворотом кругом и оборотом
назад упор на н. ж. с помощью, а затем самостоятельно.

10. Оборот вперед хватом снизу из упора сзадина н. ж.В упоре сзади хватом снизу согнуться в тазобедренных суставах, поднять таз назад-вверх (руки прямые), голову слегка наклонить вперед. Из этого положения начать оборот вперед. В первой половине обо­рота предельно согнуться и увести таз дальше вперед от жерди. Когда таз окажется под жердью, разогнуться в тазобедренных су­ставах и направить движение ногами вверх-вперед, а плечами на­зад. Затем притормозить движение ног и, активно поднимая туло­вище назад-вверх, выйти в упор сзади, посылая ноги книзу. При этом закрепить хват и слегка прогнуться в пояснице.

Последовательность разучивания:

а) из упора сзади спад назад и подъем двумя с помощью;

б) из упора сзади на н. ж. (или на перекладине) хватом снизу
с помощью преподавателя, удерживающего за голени, приподнять
таз назад-вверх, плотно сложиться и оттянуться вперед от жерди
на прямых руках, затем снова вернуться в упор сзади. Проделать
2—3 раза подряд;

в) из упора сзади хватом снизу оборот вперед с поддержкой
(одной рукой за лучезапястный сустав, другой под бедро);

г) то же, но самостоятельно.

УПРАЖНЕНИЯ НА БРЕВНЕ

Характеристика упражнений

Упражнения на бревне очень разнообразны. Это равновесия, прыжки, кувырки, повороты и другие элементы, обычно используе­мые гимнастами в вольных упражнениях. Выполнять их на бревне труднее, чем на полу, поскольку необходимо сохранять равнове­сие на узкой и относительно высоко расположенной поверхности снаряда. Возможность падения и ушибов вызывает у занимающих-

           
    глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
      глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
  глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
 
 

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

ся чувство неуверенности, приводящей к скованности, к излишней осторожности в движениях.

В процессе выполнения упражнений на бревне у занимающихся -улучшается деятельность двигательного аппарата, формируются более совершенные навыки сохранения равновесия, воспитывается ловкость и смелость, улучшается пространственная ориентировка. Разнообразные упражнения оказывают положительное влияние на гармоническое развитие мышц туловища и ног, способствуют фор­мированию правильной осанки.

Широкий диапазон упражнений, от самых простых и легких до сложных и рискованных, богатство методических приемов обуче­ния делают занятия на данном снаряде доступными и полезными для занимающихся любого возраста и уровня подготовленности.

Классификация упражнений

В основу классификации упражнений на бревне положена спе­цифика действий, направленных на сохранение равновесия тела при выполнении разнообразных элементов на повышенной и ограничен­ной площади опоры. Классификация позволяет лучше представить все многообразие форм и характера движений, определить глав­ные требования, предъявляемые ктехнике их исполнения, и пост­роить последовательную систему обучения и тренировки.

Все упражнения подразделяются на две группы: упражнения на месте и с переменой места опоры. Каждая из них состоит из двух подгрупп, отличающихся наличием или отсутствием вращения тела вокруг вертикальной и горизонтальной осей.

Подгруппы содержат, в свою очередь, разновидности, учитываю­щие перемещение о. ц. т. по вертикали, и, наконец, упражнения, сходные по характеру опоры и структуре, объединяются в отдель­ные группы элементов (см. классификационную таблицу).

В первую из подгрупп упражнений, выполняемых на месте, вхо­дят равновесия «классического» типа, не связанные с решением других двигательных задач. Это упоры, равновесия, стойки, мосты,

шпагаты.

Разновидность данной подгруппы составляют упражнения, ус­ложненные движением звеньев тела, а также стойки на руках (си­лой и махом) и перемахи.

Вторая подгруппа упражнений на месте представлена поворо­тами, относящимися к наиболее трудным элементам. При их вы­полнении площадь опоры имеет наименьшую, сравнительно с дру­гими элементами, величину, причем опора носит «скользящий» характер. Степень трудности поворотов определяется величиной пло­щади опоры, углом поворота и необычностью позы. Повороты с дополнительным движением частями тела, приводящим к перемеще­нию о. ц. т. по вертикали, составляют отдельную разновидность, пока еще мало используемую гимнастками.

К упражнениям с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси относятся многочисленные способы передви-

               
  глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
    глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
      глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru
 
 
 
    глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

жений (в том числе с поворотами), а также связующие элементы, служащие для смены положений тела на бревне вставанием, опус­канием, перемахом и т. д. В первую разновидность подгруппы вхо­дят упражнения без фазы полета, во вторую — имеющие ее: бег, прыжки и др.

Кувырки, повороты, сальто и другие акробатические элементы образуют разновидности упражнений с переменой места опоры, с вращением вокруг горизонтальной оси. Так же как и в первой под­группе, разновидности отличаются одна от другой наличием или отсутствием фазы полета. Как правило, акробатические элементы с фазой полета — наиболее трудные и рискованные упражнения.

Вскоки и соскоки принадлежат к различным классификацион­ным группам элементов. Например, вскок в упор присев на правой, левую в сторону или вскок в шпагат продольно относятся к упраж­нениям, выполняемым на месте без вращения и перемещения о. ц. т. по вертикали; вскок в присед кувырком вперед (из стойки попе­рек) — к упражнениям с переменой места опоры и вращением без фазы полета и т. д.

Нередко различные элементы на бревне, в том числе и вскоки, могут иметь признаки, характерные одновременно для разных клас­сификационных групп. Например, перекидной прыжок в равнове­сие содержит прыжок, поворот и равновесие, а переворот назад (фляк) в перекат включает детали техники акробатических эле­ментов и упражнений на месте без вращения с перемещением о. ц. т. ■по вертикали.

Основы техники упражнений

Техника упражнений на бревне обусловлена конструктивными особенностями снаряда. В связи с узкой опорной поверхностью (10 см) степень устойчивости тела на бревне в среднем в 3—4 раза меньше, чем на полу, а возможность отклонений в сторону от на­правления движения исключена. Не разрешается прибегать и к ба­лансирующим движениям частями тела для сохранения и восста­новления равновесия. Поэтому при определении техники упражне­ний на бревне надо исходить из биомеханических закономернос­тей сохранения равновесия тела, избирая такие способы исполне­ния упражнений, при которых надежность сохранения равновесия была бы достаточно высокой.

Из курса анатомии известно, что силы тяжести отдельных час­тей тела образуют моменты вращения — опрокидывающие момен­ты относительно осей нижележащих суставов, которые уравнове­шиваются напряжением соответствующих групп мышц. Без актив­ной мышечной деятельности равновесие как отдельных звеньев, так и .всего тела сохранять невозможно.

Увеличение наклона головы или туловища (при плохой осанке) приводит к удалению линии тяжести (вертикали, проходящей че­рез центр тяжести) от оси вращения и к увеличению опрокидываю­щих моментов, а следовательно, к дополнительному напряжению

мышц, противодействующих изменению принятой позы. Это за­трудняет сохранение равновесия и может явиться причиной его на­рушения. Поэтому вопрос о том, как должны располагаться звенья тела по отношению друг к другу в той или иной позе, — один из важнейших при определении рациональной техники упражнений на бревне.

Наиболее целесообразное с точки зрения экономичности позы и большей устойчивости тела взаиморасположение его звеньев в тот или иной момент движения называется рациональной осанкой.

Устойчивость тела зависит и от того, в каком направлении при исполнении различных элементов на бревне совершаются движения конечностями. При выполнении несимметричных движений рука­ми или ногой в сторону от вертикальной плоскости смещается ли­ния тяжести к краю опоры и ухудшаются условия сохранения рав­новесия. Поэтому все звенья тела должны двигаться точно по тра­екториям, обеспечивающим наиболее выгодное положение о. ц. т. над бревном.

Таким образом, упражнения на бревне необходимо выполнять очень точно, сохраняя при этом рациональную осанку.

Требования к рациональной технике согласуются с общеприня­тыми представлениями о гимнастическом стиле исполнения упраж­нений, не допускающем дополнительных движений для сохранения равновесия тела. Из общих основ техники упражнений на бревне вытекает ряд частных требований к технике исполнения элементов различных классификационных групп.

В основе выполнения упражнений на месте без вращения вокруг вертикальной оси лежит сохранение статически наиболее устойчи­вого выпрямленного и «закрепленного» положения тела (рацио­нальная осанка), которое достигается напряжением мышц опорной ноги и туловища. Сохранение равновесия должно обеспечиваться движениями в суставах, ближайших к опоре (голеностопных или лучезапястных). Балансирующее движение туловищем или руками считается ошибкой и приводит к снижению оценки. Выполнение этих движений после прыжков или поворотов усложняет сохране­ние равновесия, так как увеличивает опрокидывающие моменты (и тем в больших размерах, чем выше скорость движения). Поэ-

тому особое значение для устойчиво­сти в таких элементах имеет свое­временность тормозящих усилий. Для этого опора должна носить сто­порящий характер и начинаться до того, как линия тяжести тела при­близится к площади опоры (рис. 201). Приземляться надо с носка на всю стопу, слегка сгибая ногу и сдер­живая движение туловища вперед. При выполнении движений рука­ми или другими частями тела не сле-

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru дует расслаблять мышцы туловища и нарушать рациональную осанку. Несоблюдение этого правила может неожиданно привести к потере равновесия.

В основе техники поворотов лежит навык сохранения устойчи­вого положения, в котором должен выполняться поворот. Сохране­ние равновесия при поворотах базируется на тех же принципах, что ив упражнениях без вращения, но еще больше зависит от навыка рациональной осанки, позволяющей удерживать при вращении вы­прямленное положение тела и головы. Для лучшей устойчивости необходимо сосредоточить взгляд в начале и в конце поворота на точках, играющих роль ориентиров, и концентрировать внимание на мышечных ощущениях, соответствующих положению выпрям­ленного туловища.

Мах для создания вращения выполняется руками и свободной ногой при закрепленном положении туловища. При поворотах в различные равновесия подготовку к ним нужно начинать заранее, чтобы конец вращения совпадал с выполнением нужной позы.

В упражнениях с переменой места опоры без вращения вокруг горизонтальной оси рациональная осанка играет не меньшую роль, чем в упражнениях на месте. Выпрямленное положение тела дости­гается умеренным напряжением мышц туловища и ног на протяже­нии выполнения всего упражнения. Следя за бревном, нельзя опус­кать голову на грудь, так как положение головы в известной сте­пени обусловливает положение всего тела.

Для обеспечения устойчивости в переднезаднем направлении передвижения, особенно с фазой полета, следует выполнять так, чтобы неопорные части тела отставали в движениях от опорных, то есть линия тяжести тела при постановке ног должна находиться возможно дальше от переднего края площади опоры. Это позволит своевременно затормозить движение вперед. В момент опоры необ­ходимо избегать «проваливания» в тазобедренных суставах. Ставя стопу во всех элементах, носок следует разворачивать наружу так, чтобы мизинец соприкасался с ребром бревна. При этом увеличива­ется устойчивость во фронтальной плоскости и улучшается «чувст­во бревна».

Устойчивость в боковых направлениях взаимосвязана с точнос­тью всех движений. Отклонение звеньев тела от вертикальной плоскости бревна, неточные направления отталкивания смещают линию тяжести к краю опоры и снижают устойчивость.

Сохранение равновесия при исполнении акробатических упраж­нений также в значительной степени зависит от точности действий. Часто гимнастка не видит исполняемых ею движений ногами (в пе­реворотах в сторону, в перекидках), и траектории их при недоста­точной точности значительно искажаются. Это приводит к наруше­нию устойчивости, равно как и малейшие отклонения от движения по прямой при кувырках.

Высокая точность движений необходима и для безопасности исполнения наиболее сложных элементов на бревне (например, сальто, переворотов назад), в которых невозможен зрительный кон-

троль за бревном. Для лучшей устойчивости в боковых направлени­ях важно равномерно распределять усилия на опорные звенья и обе стороны тела. В переворотах в.сторону, перекидках переходы через стойку на руках нужно делать полностью разгибая руки в плече­вых суставах и не расслабляя мышц туловища, так как движение по инерции в конце этих элементов при расслаблении мышц, как правило, приводит к нарушению равновесия.

Выход линии тяжести тела за границы опоры в направлении • движения возможен лишь после того, как будет создана новая опо-

глава xxiii упражнения женских видов многоборья - student2.ru

ра/то есть подставлены руки, ноги или голова (например, в перевороте, рис. 202). Ноги ставятся так же, как и в упражнениях без вращения, с развер­нутыми наружу носками.

Чтобы правильно определить тех­нику исполнения того или иного эле­мента, нужно прежде всего найти ему место в классификационной таблице, установив последовательно принад­лежность его к группе, подгруппе и ее разновидности. Общие закономерности сохранения равновесия, присущие всем элементам данной разновидности, еле-

дует дополнить и конкретизировать с учетом специфики двигатель­ной структуры данного элемента. Например, из упора углом ноги врозь вне продольно силой согнувшись стойка на руках. Определя­ем, что элемент относится к группе упражнений, выполняемых на месте, к подгруппе упражнений без вращения вокруг вертикальной оси и к разновидности упражнений с перемещением о.ц.т. по верти­кали. Важнейшим условием сохранения равновесия тела при испол­нении элементов данной гру<

Наши рекомендации