Обучение вольным упражнениям
Обучение вольным упражнениям заключается не только в освоении акробатических прыжков, сложных элементов и запомина-1 нии всего комплекса. Одной из важнейших задач является овладе-
10* 291
ние так называемой «школой», культурой движений, которая имеет большое значение для повышения мастерства выполнения упражнений всего гимнастического многоборья.
Для освоения вольных упражнений необходима хореографическая, акробатическая и специальная гимнастическая подготовка.
Во время занятий хореографией гимнасты овладевают конкретными навыками и развивают специальные качества, используя средства и методы, принятые в хореографии (искусство танца). Это позиции ног, рук и головы, приседания и взмахи ногами, равновесия и позы, повороты и прыжки, танцевальные движения, заимствованные из классического балета, народного и характерного танца. Тренировочные упражнения, как правило, выполняются с музыкальным сопровождением. Их задача — развить пластичность движений и чувство ритма. Гимнасты приобретают важные навыки и качества: приучаются оттягивать носок и держать ногу прямой, сильно отталкиваться и мягко приземляться при прыжках, держать туловище прямым при поворотах. Хореографические упражнения для ног развивают выворотность — правильный поворот ног носками наружу, пятками внутрь в стойках на ногах, выпадах, равновесиях, выполняемых из основных позиций.
В подготовительном положении руки опущены, округлены, не касаются тела.
Позиции рук:
I позиция — руки подняты вперед на уровень груди, округлены,
ладони внутрь.
II позиция — руки в стороны, округлены, ладони вперед.
III позиция — руки вверх, округлены, ладони внутрь.
Во всех позициях положение кисти неизменно: она округлена, большой и средний пальцы согнуты несколько больше остальных и находятся друг против друга. В вольных упражнениях мужчин, в отличие от упражнений женщин, движения руками более прямолинейны. При выполнении хореографических упражнений туловище должно быть прямым, подтянутым, плечи ненапряженными, свободно опущенными.
Обучение начинается у опоры. Занимающиеся становятся лицом или боком к ней и слегка держатся двумя или одной рукой за специальный станок (или рейку гимнастической стенки, бревно, жердь и т. п.). После освоения хореографических упражнений у опоры переходят к их выполнению без дополнительной опоры.
В занятиях рекомендуется выполнять упражнения в определенном порядке. Следует начинать с приседаний у опоры в разных позициях, далее выполнять отведения ноги вперед, в сторону и назад на носок и «броски» под углом 45°, затем — круговые движения носком ро полу и с подниманием ноги на 45°. После этого надо перейти к «броскам» ноги от голени и полуприседаниям с отведением ноги на 45°. Далее следуют медленные поднимания ноги на 90° и выше, завершаемые «бросками» на 90° и выше. Затем выполняются наклоны туловища вперед, назад и в сторону и упражнения на
растягивание, стоя на одной ноге и опираясь другой на рейку. Завершается занятие упражнениями в поворотах и прыжками.
Придерживаясь этой схемы, можно разнообразить упражнения, выполняя их в различных сочетаниях (например, соединять «броски» с полуприседаниями, наклонами). В зависимости от подготовленности гимнастов каждое упражнение следует повторять от 8 до 16 раз.
Особенности обучения акробатическим прыжкам состоят в том, чтобы научить гимнастов выполнять их с разбега, ограниченного од-ним-двумя шагами, и без разбега, из необычных исходных положений в различные конечные положения (см. раздел «Акробатические упражнения»).
Очень эффективно обучение с использованием тренажерных устройств, ямы с поролоном в сочетании с батутом, эластичной акробатической дорожки из лыж, системы поясов для страховки.
Под специальной гимнастической подготовкой понимается обучение гимнастов элементарным движениям и их сочетаниям, а также более сложным движениям, входящим в вольные упражнения наряду с акробатическими прыжками (падения, перекаты, перемахи ногами, равновесия, стойки и т. п.).
Элементарные движения просты по технике. Большинство из них включается в подготовительную часть урока. Это всевозможные положения рук и движения ими, головой, ногами и туловищем и их сочетания, выполняемые в стойках на ногах, в седах, в смешанных упорах (см. раздел «Терминология гимнастических упражнений» и «Общеразвивающие упражнения»). Элементарным движениям обучают также в специально отведенное время в основной части тренировочного занятия.
Параллельно с занятиями хореографической подготовкой осваиваются основные двигательные навыки: основные и промежуточные положения отдельных частей тела; движения ими в разных плоскостях; одновременные, разновременные и последовательные движения; различные исходные положения (стойки на ногах, седы, упоры лежа, положения лежа и т. п.). При обучении надо обращать внимание на степень мышечного напряжения, развивать умение выполнять упражнения быстро и медленно, с ускорением и замедлением, резко и плавно, напряженно и расслабленно. Характеризуя исполняемые элементы по амплитуде, скорости перемещения, направлению и степени мышечного напряжения, необходимо научить занимающихся выполнять их различными способами: силой, махом, рывком, волнообразно. Особое внимание при этом надо уделить сочетанию движений с непрерывным дыханием.
Большинство элементарных движений, составляющих основу вольных упражнений гимнастов младших разрядов, осваиваются групповым методом в подготовительной части занятия. Из знакомых движений, разученных отдельно, составляются учебные комбинации на 4—8 счетов, а затем и на 16—32 счета. Вначале основное внимание уделяется точности движений, их форме. С этой целью рекомендуется выполнять каждое движение на первый счет, а на
счет «два», «три», «четыре» — делать паузу, проверяя точность исполнения. По мере овладения движениями учебная комбинация выполняется в требуемом ритме и темпе. Подобным групповым способом осваиваются обязательные упражнения.
Особое значение в овладении «школой» вольных упражнений (при хореографической подготовке и элементарных движениях) имеет музыка. На первых же занятиях с музыкальным сопровождением надо ознакомить гимнастов с такими понятиями, как музыкальный ритм и темп, размер, такт и счет. Музыка повышает эмоциональное состояние занимающихся, а также служит ценным средством эстетического воспитания. Даже если правилами соревнований не предусмотрено выполнение упражнений под музыку, целесообразно их разучивать и тренировать с музыкальным сопровождением.
Большую пользу приносят занятия у зеркала, позволяющие контролировать точность движений, исправлять недочеты в осанке, добиваясь красоты исполнения.
Обучение сложным гимнастическим элементам вольных упражнений имеет много общего с обучением упражнениям на снарядах. Используются те же методические приемы расчленения элементов на отдельные части, применяются подводящие и подготовительные упражнения, приемы помощи и страховки, ориентации во времени и пространстве и т. п. Элементы вольных упражнений осваиваются-в основной части занятия индивидуально, с учетом особенностей каждого исполнителя.
При изучении отдельных групп элементов необходимо учитывать специфические особенности, общие в технике исполнения. В частности, при освоении прыжков надо научиться правильно отталкиваться ногами из небольшого полуприседа, выпрямляя ноги и делая движения стопой с пятки на носок; мягко приземляться с носка на всю стопу с последующим полуприседанием; соединять несколько прыжков в серию без пауз в движении. Техника прыжка зависит не только от правильного толчка ногами, но и от движений руками, от умения принимать или сохранять нужную позу или совершать различные действия в фазе полета. Этим умениям надо обучать отдельно, используя приемы фиксации тела в нужном положении с помощью партнера, поддерживающего за пояс, сзади, увеличивая время полета за счет отталкивания с пружинного мостика или прыгая с высоты. Затем все действия соединяются в одном прыжке. Особенно полезны для освоения прыжков упражнения на батуте. Специальные упражнения для развития силы ног и прыгучести необходимо применять регулярно.
Обучая гимнастов равновесиям на двух (одной) ногах, различным стойкам на руках, следует научить их сохранять определенное положение и принимать его тем или иным способом. К примеру, сначала с помощью партнера или у стенки с опорой о нее ногами гимнаст должен научиться балансировать, сохраняя равновесие в стойке на рука^, а затем выполнять ее махом одной ногой, толчком двумя или силой. Точно так же вначале осваивается равновесие на
одной ноге: с помощью партнера, у дополнительной опоры, затем сшага, прыжком, после поворота и т. п.
При выполнении перемахов ногами из упора лежа имеют значение толчок руками, быстрота движений и хорошая подвижность в тазобедренных суставах. Поэтому при обучении этим движениям рекомендуется применять упражнения с отталкиванием руками от стены, подскоки в упоре лежа на полу, упражнения для увеличения гибкости.
В технике элементов с поворотами имеют значение: правильное выполнение подготовительных действий перед поворотом (полуприседание, замах и т. п.); положение тела во время поворота (сохранение прямого тела, неизменного положения); движения головой, руками, способствующие повороту, а также действия, предотвращающие поворот. Кроме того, при поворотах на 360° и более немаловажное значение имеет устойчивость вестибулярного аппарата к вращательным движениям. В связи с этим при обучении поворотам нужно осваивать отдельные их компоненты и параллельно проводить функциональную подготовку вестибулярного аппарата, выполняя все более сложные вращательные движения.
В технике некоторых сложных элементов решающее значение имеет гибкость или сила. Естественно, овладевая мостами, шпагатами, медленными переворотами назад, вперед, равновесиями с захватом и т. п., надо в первую, очередь развить гибкость (с помощью серии специальных упражнений, увеличивающих подвижность в тазобедренных суставах и позвоночнике). Для освоения силовых элементов (медленных переходов в стойку на голове, на руках, угла в упоре на руках, горизонтального упора и др.) необходимо развивать динамическую и статическую силу мышц и туловища.