Общеразвивающие упражнения как средство развития физических качеств

Развитие силы общеразвивающими упражнениями осуществля­ется различными методами.

1. Метод многократных повторений. Упражнения повторяются с привычной скоростью без отягощения или с гантеля­ми (1—3 кг), набивными мячами (2—3 кг), с сопротивлением парт­нера или упругих предметов до явно выраженного утомления тех мышц, которые выполняют основную работу. При этом важно на





Общеразвивающие упражнения как средство развития физических качеств - student2.ru Общеразвивающие упражнения как средство развития физических качеств - student2.ru фоне утомления выполнить еще 2—3 раза упражнение. Именно эти последние повторения имеют значение для развития силы (В. М. За-циорский, 1966; В. Д. Моногоров, 1958; А. С. Степанов, 1959). По­вторять упражнения нужно не более 8—10 раз. Если упражнение можно выполнить большее количество раз, то его надо усложнять. Например, если занимающийся может поднять согнутые ноги в висе более 9—10 раз, то надо предложить ему поднимать выпрямленные ноги, а затем выполнить то же с набивным мячом или мешочками с песком.

Упражнения, выполняемые более 10 раз, способствуют преиму­щественному развитию силовой выносливости, а не силы.

Метод многократных повторений одного и того же упражнения применяется в занятиях с начинающими с оздоровительной направ­ленностью (занятия утренней, гигиенической и основной гимнасти­кой). Этот метод не требует больших натуживаний, он дает возмож­ность избегать травм, а также позволяет следить за правильностью выполнения упражнений.

2. Метод больших усилий. С большими усилиями выпол­
няются сложные упражнения, которые занимающийся может сде­
лать не более 3—4 раз подряд, а иногда только один раз. Большие
мышечные усилия дают возможность без лишних энергозатрат до­
биваться значительного развития силы (Г. Б. Чикваидзе, 1959).
Выполнение этих упражнений^сопровождается потоком импульсов,
идущих с периферии к большим полушариям и ответной реакцией
соответствующей интенсивности. Чем больше силы раздражения,
тем большая сила ответной реакции, а следовательно, и повышение
функционального уровня мышечной ткани. К упражнениям с боль­
шими мышечными усилиями относятся: упражнения с отягощения­
ми (гантели 5—10 кг, набивные мячи 5 кг', гири, мешки с песком,
штанга, резиновые бинты, амортизаторы), с сопротивлением парт­
нера, с преодолением собственного веса.

3. Метод с применением изометрического ре­
жима работы мышц. Изометрический режим работы создает­
ся при выполнении статических упражнений с сохранением приня­
той позы или приложением максимальных усилий в течение 5—
6 сек. К ним относятся: висы, упоры, стойки, угол в висе и упоре,
горизонтальный вис и упор с согнутыми и прямыми ногами; удержа­
ние груза руками на спине, в наклоне, приседе, лежа.

Изометрический режим работы мышц возможен при преодоле­вающей и уступающей работе мышц. В таком режиме выполняются медленные силовые упражнения с кратковременными паузами (5 6 сек.) в процессе движения: сгибание и выпрямление рук в упоре с 3—4 паузами при сгибании и выпрямлении рук, то же при под­тягивании в висе, поднимании штанги, выполнении упражнений с преодолением сопротивления амортизатора или собственного веса, поднимании груза и др. Следует учитывать, что у нетренированных людей при выполнении статических и изометрических упражнений повышается кровяное давление в связи с недостаточным снабжени­ем кровью и кислородом мышц и внутренних органов. Нагрузка на

сердечно-сосудистую систему значительно увеличивается. Занятия этими упражнениями возможны только с людьми, хорошо физиче­ски подготовленными.

4. Метод динамических усилий. Упражнения выпол­
няются без отягощений, с малым внешним сопротивлением, но с
максимальной скоростью.

Метод динамических усилий дает возможность проявить большие' и максимальные напряжения мышц за счет выполнения упражне­ния с наивысшей скоростью и полной амплитудой. Эти упражнения повышают силовые и скоростные возможности занимающегося, а также быстроту одиночных движений *. Увеличение силы приводит и к увеличению скорости движений.

Известно, что для повышения скорости широко используются силовые упражнения. Чем большее сопротивление преодолевается во время движения, тем эффективнее упражнения для развития ско­рости (Н. Г. Озолин, 1949 г; И. П. Ратов, 1961).

Следует учитывать, что при преодолении малых внешних сопро­тивлений максимальная сила не скажется на скорости движений (В. М. Зациорский, 1966). Этот метод наиболее целесообразен для детей и подростков.

5. Комбинированный метод. Одно и то же упражнение
выполняется в определенной последовательности: вначале в дина­
мическом, затем в изометрическом режиме, после этого с большими
мышечными усилиями и, наконец, методом многократных повторе­
ний. После каждой серии (повторений) делается пауза в 1—2 мин.

Все серии повторяются 3—4 раза.

Обшеразвивающие упражнения, выполняемые в различном тем­пе, с разными усилиями и со сменой режима работы мышц, наибо­лее эффективны для развития силовых качеств у детей и под­ростков.

При развитии силы у детей очень важно воспитывать умение различать степень мышечных усилий, то есть умение выполнять упражнения с большими, средними и малыми мышечными усилия­ми. Способность определить степень мышечных усилий позволяет skohomho выполнять работу.

Общеразвивающие упражнения помогают успешно развивать гибкость.

Гибкость тела человека зависит главным образом от растяжи­мости мышц и связок. При выполнении двигательных действий, тре­бующих гибкости, необходимо правильно чередовать напряжение и расслабление мышц, что связано с координационной деятельно­стью коры больших полушарий. Таким образом, для развития гиб­кости необходимо упражняться в растягивании мышц и связок, а также в умении напрягать и расслаблять мышцы. При развитии гибкости необходимо пользоваться различными методами:

1. Метод активных движений — упражнения выполня-

* Развитие быстроты одиночных движений осуществляется при выполнении быстрых, рывковых и маховых движений.





Общеразвивающие упражнения как средство развития физических качеств - student2.ru Общеразвивающие упражнения как средство развития физических качеств - student2.ru ют за счет активного напряжения мышц, обеспечивающих движе­ние по большой амплитуде с целью растягивания мышц-антагони­стов.

Требования:

а) выполнение упражнений с постоянным увеличением ампли­
туды;

б) предварительное напряжение мышц-антагонистов (после ак­
тивного напряжения мышцы лучше расслабляются, а следователь­
но, и растягиваются);

в) многократное повторение движений (15—20 раз).

2. Метод пассивных движений — упражнения выпол­
няются с помощью партнера, отягощения, увеличивающего ампли­
туду движения, или притягивания руками ног к туловищу (тулови­
ща к ногам).

Требования:

а) не допускать болевых ощущений;

б) предварительно разогреть мышцы активными движениями.

3. Метод статистических положений — позы (сги­
бание тела лежа, сидя, шпагат, мост и др.) принимаются с макси­
мальной амплитудой и удерживаются в течение 10—20 сек. Движе­
ния выполняются каждым звеном тела в течение 10—15 сек.

4. Комбинированный метод — в упражнениях, выпол­
няемых сериями, чередуются активные, затем пассивные движения

и после них статические положения. При этом важно, чтобы это -чередование не нарушалось, а количество движений каждого звена тела было от 15 до 20.

Следует также помнить, что хорошо разогретые мышцы лучше растягиваются.

У 10—12-летних детей гибкость развивается наиболее успешно.

Общеразвивающие упражнения воспитывают умения напрягать и расслаблять отдельные группы мышц.

Известно, что чередование напряжений и расслаблений обеспе­чивает длительную работоспособность мышц и делает возможным выполнение движения с полной амплитудой. Более того, умение про­извольно напрягать и расслаблять мускулатуру способствует быст­рейшему формированию двигательных навыков и умению выполнять движения легко и свободно.

Кроме непроизвольного расслабления мышц, которое происходит при всех двигательных актах, может быть и произвольное. Возмож­ность произвольно расслаблять и напрягать те или другие мышцы позволяет занимающимся сознательно управлять степенью напря­жения отдельных мышц и тем самым выполнять движения с мини­мальной затратой энергии. Установлено, что существенное значение в мышечной деятельности имеет разница между степенью твердо­сти мышц при максимальном их напряжении и расслаблении. Со­кратительная способность мышц зависит от степени их произволь­ного сокращения и расслабления. При этом важно отметить, что способность к произвольному напряжению и расслаблению мышц у детей и подростков формируется медленно, в процессе выполнения

ПО

упражнений. Наиболее интенсивно это формирование происходит в 13—14-летнем возрасте (А. М. Шлемин, 1967).

Для обучения произвольным напряжениям и расслаблениям мышц применяются различные упражнения, которые описаны в со­ответствующих разделах (упражнения для различных частей тела).

Наши рекомендации