Правила гимнастической терминологии

I. Способы и правила образования терминов. Наиболее рас­пространенный способ образования терминов — придание нового терминологического значения существующим словам (переосмыс­ливание). К таким терминам в гимнастике относятся, например, мост, вход, переход, выход и др. Нередко термины образуются путем словосложения (например, брусья разновысокие; прыжки далеко-высокие или высоко-далекие и др.), а также с помощью производных слов и словосочетаний.

Наряду с указанными в гимнастике применяются специальные способы образования терминов:

1. В качестве терминов используются корни отдельных слов, например: вис, упор, мах, сед и др.

2. Статические положения определяются в зависимости от ус­ловий опоры. Например, упор (рис. 1,а), упор на предплечьях (рис. 1,6), упор на руках (рис. 1,в), упор на коленях (рис. 1,г),

правила гимнастической терминологии - student2.ru


.упор на локте (рис. 1,(3); стойка на лопатках (рис. 1,е), стойка .на голове (рис. 1,ж), стойка на* руках (рис. 1,9) и др.

правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru В некоторых случаях при образовании терминов учитывается положение тела (взаимное расположение его звеньев). Например, вис, вис углом (рис. 2,а), вис согнувшись (рис. 2,6), вис прогнув­шись (рис. 2,в), то же ноги врозь, вис сзади (рис. 2,г), горизон­тальный вис (рис. 2, д) и др.

3. Термины маховых упражнений образуются с учетом особен­ностей того или иного двигательного действия. Например, подъем

правила гимнастической терминологии - student2.ru

махом вперед из упора на предплечьях (рис. 3,а), подъем разги­бом (рис. 3,6), подъем двумя или одной (рис. 3, в) и др.

правила гимнастической терминологии - student2.ru


4. Термины прыжков и соскоков определяются в зависимости от формы движения в фазе полета. Например, в спортивной гим­настике: согнув ноги, ноги врозь, лёт, переворот и др.; в художе" ственной гимнастике: закрытый, открытый, шагом, скачок, пере­кидной (рис. 4,а), выпадом (рис. 4,6), подбивной, полукольцом правой (рис. 4, в) или кольцом (рис. 4, г) и др.

При этом следует всегда учитывать основные требования, предъявляемые к термину, — смысловое содержание термина обус­ловлено тем понятием, которое данный термин должен выражать.

Его значение должно определяться терминологией данной дис­циплины (гимнастики) в целом, а не изолированно. В этом случае он (термин) станет точным, кратким и будет выражать собою . определенное содержание (действие). Иначе термины не будут со­гласованы с правилами гимнастической терминологии и явятся случайными наименованиями, засоряющими терминологию.

II. Правила применения терминов.Гимнастическую терминоло­
гию следует применять с учетом квалификации занимающихся.
Так, занимающиеся гимнастикой в режиме трудовой деятельности,
утренней гигиенической и другими формами оздоровительной гим­
настики применяют лишь отдельные термины общеразвивающих
упражнений. Начинающие заниматься спортивными видами гим­
настики должны овладевать терминологией одновременно с изуче­
нием упражнений.

Для подготовленных гимнастов и акробатов, преподавателей, тренеров терминология становится своеобразным, специальным языком.

Все термины целесообразно разделить на две группы:

1. Термины, имеющие собирательный смысл.К ним относятся одноименные, разноименные, последовательные движения руками илиногами; обычные и обратные скрещения, одноименные и раз­ноименные перемахи, повороты, равновесия, шпагаты, упоры наколене, мосты и др. Этими терминами пользуются для обозначе­ния целой группы сходных упражнений.

2. Конкретные термины,позволяющие точно определять осо­бенности упражнения. Эти термины, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные. Первые отражают главный признак упражнения (подъем, спад, оборот, поворот, вис, упор, соскок, прыжок и др.), вторые (являясь вспомогательными) уточняют спо­соб выполнения того или иного упражнения (разгибом, дугой, переворотом и т. п.), направление (направо, назад и др.), условия опоры (упор на правом локте, колене, на предплечьях и др.).

Название упражнений должно состоять из основного тер­мина, выражающего его суть, и дополнительного, уточняю­щего движение, его последовательность. В случае необходимости применяют и поясняющие слова, подчеркивающие характерные стороны определяемого. Например, движение рукой выполнять резко, расслабленно, мягко и т. п.

III. Правила условных сокращений(опускание отдельных обо­
значений).

В гимнастике для краткости принято не указывать ряд обще­принятых положений, движений или их деталей. Например, опу­скаются слова:

«спереди» — положение гимнаста передней стороной тела копоре;

«вперед» — указание онаправлении движения, выполняемого

2* 35

правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru кратчайшим путем, дугами (дугой) вперед, так как это единствен­но возможное или обычное направление движения;

указание положения рук, ног, носков, коленей, если они соот­ветствуют установленному стилю (прямые, ладони внутрь в поло­жении вниз, вперед и вверх, а также вверх-наружу); ладони вниз при положении в стороны, в стороны-книзу; носки (носок) оття­нуты;

«туловище» — при наклонах;

«нога» — при перемахах, кругах одной ногой;

слова «выставить», «поднять», «опустить», когда речь идет о движении руками или ногами;

«продольно», «поперек» — в обычных положениях, наиболее свойственных тому или иному снаряду. На перекладине, кольцах, брусьях разной высоты, коне опускается термин «продольно»; на параллельных брусьях — термин «поперек»;

«хват сверху» — как наиболее распространенный, обычный;

«перемах внутрь» или «положение внутри», но всегда указыва­ется противоположный термин — «вне». Например, «перемах пра­вой вне».

«соскок или прыжок», если это очевидно. Например, на брусьях: стойка на руках — переворот вправо — это, естественно, соскок; или через коня в длину «лёт» — прыжок, и указывать это нет смысла;

«прогнувшись», если техника выполнения предопределяет это „ положение. Например, на кольцах, брусьях, перекладине махом назад соскок.

указание о направлении, если сказано, каким движением вы­полняется элемент. Например, на кольцах: махом назад выкрут (слово «вперед» может быть опущено) или махом назад выкрут и соскок ноги врозь (также слово «вперед» должно быть опущено);

«исходное положение» (сокращенно и. п.) указывается только в начале упражнения. Путь конечностей и тела указывается лишь в случаях, когда движение выполняется не кратчайшим или обыч­ным путем.

ТЕРМИНЫ ГИМНАСТИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ

Термины общеразвивающих и вольных упражнений

Исходные положения ног — стойки или иные положения, из ко­торых выполняются упражнения.

Стойки: основная (сокращенно о. с.) соответствует строевой стойке, но руки могут находиться в разных положениях (рис. 5,а), стойка ноги врозь (рис. 5,6), широкая стойка, ноги врозь (рис. 5, в), то же, но узкая (рис. 5,г), стойка ноги врозь правой (левой, рис. 5, д), сомкнутая, при которой стопы сомкнуты; стойка скрест­ная (рис. 5, е), правой (левой) вольно (рис. 5,ж), на правом или левом колене (рис. 5, з) и др.

При выполнении стоек на носках добавляется слово «на нос-


правила гимнастической терминологии - student2.ru

правила гимнастической терминологии - student2.ru

ках». Переход из стоек на коленях, а также из положений сидя, лежа и других в стойку на ногах обозначается термином «встать». Седы— положения сидя на полу или на снаряде. Различают: сед (рис. 6,а), сед ноги врозь (рис. 6,6"), седь углом (рис. 6,в), то же ноги врозь, сед согнувшись (рис. 6,г), сед с захватом

(рис. 6,6), сед на бедре (рис. 6, е), сед на пятках или на правой (левой) пятке (рис. б.яе), то же с наклоном (рис. 6,з) и др.

Присед — положение занимающегося на согнутых ногах (рис. 7, а), полуприсед (рис. 7, б), круглый присед (рис. 7, в), на­клонный полуприсед (рис. 7,г), полуприсед с наклоном (образный термин «старт пловца», рис. 7,<Э), присед на правой (рис. 7,е) и др.

правила гимнастической терминологии - student2.ru

правила гимнастической терминологии - student2.ru


Выпад — движение (или положение) с выставлением и сгиба­нием ноги (рис. 8,а), руки на пояс, наклонный выпад (рис. 8,6),

                 
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
      правила гимнастической терминологии - student2.ru
  правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
 

правила гимнастической терминологии - student2.ru

выпад вправо с наклоном (рис. 8,в), глубокий выпад (рис. 8,г). В последнем случае, когда выпад выполняется в разноименную сторону, указывается нога (правая, левая) и направление движе­ния. Например, выпад левой вправо (рис. 8,(3).

правила гимнастической терминологии - student2.ru

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Упоры— положения, в которых плечи выше точек опоры. Раз­личают: упор присев (рис. 9,а), упор на правом колене (рис.9,б),

то же одноименный (поднята одноименная опорной ноге рука) иразноименный, упор стоя (рис. 9,в), упор лежа на предплечьях (рис. 9,г), упор лежа сзади (рис. 9,<?), упор лежа на бедрах (рис. 9,е), упор на правом колене боком (рис. 9,ж), упор присев на правой на скамейке (рис. 9, з) и др.

Движения руками и ногами могут выполняться одновременно, поочередно, последовательно. Различают одноименные (правая рука, нога начинает движение вправо), разноименные (начало движения в противоположную сторону), параллельные (обеими ру­ками), симметричные и несимметричные движения. Они выполня­ются в основных, промежуточных плоскостях прямыми и согнуты­ми руками. Во втором случае к термину добавляется слово «со­гнуть». Например, согнуть руки назад (рис. 10,а), согнуть правую в сторону или обе (рис. 10,6) и др. Этот же термин добавляется при сгибании ног. Например, согнуть правую (рис. 10,в), согнуть правую вперед (рис. 10,г), согнуть правую назад (рис. 10,5), со­гнуть правую, колено в сторону (рис. 10,е) и др.

Основные исходные положениярук: руки на пояс (рис. 11,о), к плечам (рис. 11,6), за голову (рис. 11,в), перед грудью

(рис. 11,г), за спину (рис. 11,5), перед собой (рис. 11,е), скрест­но (рис. 11, ж) и др.

Направление движения руками иногами определяется по от­ношению к туловищу, независимо от его положения в простран­стве.

Движения руками.На рис. 12показаны движения руками: а — правую руку вниз; б — правую руку в сторону-книзу; в — правую'

правила гимнастической терминологии - student2.ru

всторону; в, з — руки в стороны; г — правую вверх-наружу; г, ж — ру­ки вверх-наружу; д — правую вверх; д, е — ру­ки вверх; ж — левую вверх-наружу; з — левую

правила гимнастической терминологии - student2.ru

в сторону; з, и — руки влево; к — левую в сторону-книзу; а, л — руки вниз.

Движения ногами.На рис. 13 показаны движения ногами (в бо­ковой плоскости): а — вперед на носок; б— вперед-книзу; в — впе­ред; г — вперед-кверху; д — назад на носок; е — назад-книзу; ж— назад.

правила гимнастической терминологии - student2.ru


Направление движений указаны на рис. 14. В лицевой плоско­сти: а — книзу; б— кверху; в — внутрь; г — д — наружу. В боко-

       
  правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
 

правила гимнастической терминологии - student2.ru

вой плоскости: а — вперед; б— книзу; в — кверху; г — вперед; д, е — назад. В горизонтальной плоскости: а — внутрь; б— нару­жу; в — вперед; г — назад; д — вперед; е — назад.

Круг— круговое движение руками, ногами, туловищем, голо­вой, а также ногами (ногой) над снарядом или его частью.

Наклон— термин, обозначающий сгибание тела. Различают: наклон (рис. 15,а), наклон прогнувшись (рис. 15,6), полунаклон

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Основные положения с гимнастической палкой:палку вниз (рис. 17,а), палку на грудь (рис. 17,6), палку вперед, вверх (рис. 17,в), палку за голову, на голову, на лопатки и др.

Несимметричные положения с палкой принято называть так; палку к плечу (рис. 18,а), с палкой вольно (рис. 18,6), палку к

правила гимнастической терминологии - student2.ru



           
  правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
 

правила гимнастической терминологии - student2.ru

(рис. 15,в), наклон вперед-книзу (рис. 15,г), наклон назад (сги­бание тела в сторону спины), например наклон назад касаясь (рис. 15,6), наклон в широкой стойке (рис. 15, е), наклон с захва­том (рис. 15, ж) и др.

Равновесие— горизонтальное положение занимающегося встойке на одной ноге, а также в висе или упоре. Различают рав­новесия: на правой (рис. 16,а), с наклоном (рис. 16,6), боковое

правила гимнастической терминологии - student2.ru

(рис. 16,в), заднее (рис. 16,г), фронтальное (рис. 16,д), с захва­том (рис. 16, е), шпагатом (рис. 16, ж), кольцом (рис. 16, з), на локте (рис. 16, и), крестообразное (рис. 16, к) и др.

При наименовании упражнений с предметами основным при­знаком служит положение предмета (его направление) и совер­шаемый им путь.

плечу или на голову вправо (рис. 18,в), за голову вправо и др. Если рука и палка не составляют прямой линии, то называть так: правую в сторону, палку вверх (рис. 18,г), вниз, вперед и др. Другие способы держания палки указываются дополнительно. На­пример, палку на грудь или к плечу правым концом кверху (рис. 18, д) и др.

При названии упражнений с булавами указывается:

а) радиус выполняемого движения;

б) плоскость, в которой выполняется движение (боковая, го­
ризонтальная);

в) название движения (круг, дуга);

г) направление движения (вправо, внутрь, наружу идр.);

д) положение булавы по отношению к руке или телу исполни­
теля (за рукой, за телом).

Учитывая правила сокращения, можно не указывать слова «большой», «лицевой», «перед телом», «перед рукой», «над рукой», но обязательно указывать противоположные им значения. Основные термины для упражнений со скакалкой:Подскок — небольшое подпрыгивание на месте или с продви-

жением.

Двойной под-

скок — два пружи­
нящих подскока.
Первый — основной,
второй — дополни­
тельный (меньше по
амплитуде).

Подскок скрест­
но — выполняется из
стойки скрестно


(рис. 19, а).

               
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
  правила гимнастической терминологии - student2.ru
 
 

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Подскок петлей (рис. 19,6), подскок справой на левую (рис. 19,в), подскок меняя ногу (рис. 19,г), подскок сдвойным вращением (скакалка вращается дважды при одном подскоке), под­скок с поворотом, подскок в полуприседе, в приседе, подскоки спередачей скакалки и др.

Термины упражнений на снарядах

Хват— способ держания за снаряд. Применяются хваты: сверху (наиболее распространенный обычный — он опускается), снизу, разный, обратный, скрестный, широкий, узкий, сомкнутый (кисти рядом), глубокий.

Вис— положение занимающегося на снаряде, в котором плечи находятся ниже точек хвата. Различают висы простые, при кото­рых занимающийся держится за снаряд какой-либо одной частью тела (чаще руками), и висы смешанные, при которых использу­ется дополнительная опора другой частью тела (ногой, ногами и др.).

Висы* (простые): вис (рис. 20,а), вис на согнутых руках (рис. 20,6), вис согнувшись (рис. 20, в), вис прогнувшись (рис. 20, г).

Висы (смешанные): вис присев (рис. 21,а, б), вис стоя согнув­шись (рис. 21, в), вис лежа (рис. 21, г), вис на правой вне (рис. 21,(3), вис стоя (рис. 21,е), вис лежа (рис. 21,ж). Иные

правила гимнастической терминологии - student2.ru

положения принято обозначать суточнени­ем их особенностей. Например, вис на сог­нутых ногах (рис. 21,з).

Упор— положение занимающегося, в ко­тором его плечи выше точек опоры (см. рис. 1). Различают упоры простые и смешанные.

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Упоры (слово «про-

* В определении «виса», «упора» указывается лишь главный признак, так как положение тела, рук, ног само собою понятно,

стые» не указывается): упор, упор на предплечьях, на руках (см. рис. 1, а, б, в), упор на руках согнувшись (рис. 22, а), упор сзади (рис. 22,6), упор правой вне (рис. 22, в), упор углом (рис. 22, г) или угол в упоре, а в случаях очевидного положения в упоре при­меняется только одно слово «угол». Например, на брусьях: подъ-

правила гимнастической терминологии - student2.ru

ем махом назад — махом вперед угол — обозначить; или перема­хом правой (над правой жердью) угол — держать идр.; упор ноги врозь (рис. 22, д) и др.

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Упоры смешанные: упор присев на правой, левую назад

(рис. 23,а), упор лежа боком правой с опорой на правую (рис. 23,6), упор лежа на левой с опорой на левую (рис. 23,в).

Сед— положение сидя на снаряде. Различают: сед ноги врозь на брусьях (рис. 24,а), сед на бедре (рис. 24,6) и др.

Начало упражнения на снаряде принято определять терминами: спрыжка, с разбега, из виса, из упора, из упора на руках и др.

В отдельных случаях (для краткости) можно сразу называть начальное движение (первый элемент). Например, размахивание (на перекладине) и подъем разгибом — оборот назад и т. д.

Подъем— переход в упор из виса или из более низкого упора в более высокий (движение выполняется головой вперед). Разли­чают: подъем силой поочередно (рис. 25,а), махом одной подъем переворотом (рис. 25,в), подъем силой (рис. 25,6), то же махом или силой, подъем правой или двумя (рис. 25,г), подъем разги­бом и др.

Спад— движение, противоположное подъему. Медленный спад принято называть опусканием.

правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru Оборот— круговое движение гимнаста вокруг оси снаряда (пе­рекладины, жерди и др.), выполняемое из упора. Различают: обо­рот на правой (левой), оборот вперед, назад, большой оборот, то же в висе сзади и др.

Поворот— движение тела вокруг вертикальной оси. Различа­ют^ повороты: махом вперед, назад, в стойке, то же вокруг опор­ной руки — диамидовский, поворот в стойку на руках и др.

правила гимнастической терминологии - student2.ru

Крест—крестообразное положение занимающегося на кольцах. Различают: крест, крест углом, боковой крест (азаряновский),• крест в стойке на руках, крест в равновесии.

Стойка— положение гимнаста ногами кверху с опорой какой-либо частью тела. Различают: стойка на плечах, на руках, на пра­вой (левой) руке, хватом за одну жердь и др. Способы выполне­ния стоек: силой, махом, согнувшись, прогнувшись, прогнувшись прямыми руками и др.

Мах— свободное движение тела относительно оси вращения. Способы размахивания: силой, изгибами, с прыжка.

Размахивание— мах, выполненный несколько раз.

Мах дугой— переход из упора в вис дугообразным движением.

Кач— однократное маятникообразное движение занимающего­ся вместе со снарядом (обычно с кольцами). Несколько качей принято называть раскачиванием.Способы раскачивания: одно­временным или неодновременным толчком ногами, с помощью партнера и др.

Выкрут— оборот тела вокруг фронтальной оси с вращением в плечевых суставах при фиксированном хвате. По направлению различают: выкрут вперед и назад, а также мах, которым он вы­полняется.

Термины для обозначения маховых движений ногами (махов)

Перемах— движение ногой (ногами) под снарядом или его ча­стью.

Круг— целостное круговое движение ногой (ногами). Различа-

ют: круг правой, правой влево, влево (вправо)-назад, круг с по­воротом и др. Круг двумя, выполняемый с сомкнутыми прямыми ногами; круг поперек, круг прогнувшись и др.

Скрещение— два перемаха, выполненные навстречу друг другу. Обычное скрещение обозначается одним словом «скрещение». Разновидности уточняются. Например, скрещение согнув ноги, об­ратное скрещение, скрещение с поворотом и др.

Вход— переход гимнаста из и. п. уконя круговым движением' споворотом вокруг опорной руки в упор на ручках. Кроме того, выполняется на перекладине (обычно махом назад), на брусьях.

Переход— смещение исполнителя вправо или влево на снаряде сперехватом руками (при выполнении того или иного элемента, соединения).

Выход— движение, противоположное входу, но на другую часть коня (обычно из упора на ручках в упор на теле коня).

Перелет— перемещение гимнаста с одной стороны снаряда на другую с отпусканием хвата (перелет углом согнувшись — «пере­лет Воронина», ноги врозь и др.), а также содного снаряда на Другой.

Соскок— спрыгивание со снаряда из виса или из упора. Раз­личают: соскок махом вперед, назад, то же споворотами, дугой, оборотом, выкрутом, переворотом, сальто, сальто с поворотами (кругом, на 360°, образно — «пируэт» и др.). Соскоки с брусьев. Кроме того, называются: сальто назад-вправо или вперед-влево; сперекладины, колец, брусьев — двойное сальто и др.

Прыжок— преодоление расстояния (длины, высоты) или пре­пятствия (снаряда) свободным полетом после отталкивания нога­ми. В гимнастике применяются опорные прыжки (с дополнитель­ной опорой руками). Различают: прыжок прогнувшись, согнув­шись, группируясь (согнув ноги), углом, боком, ноги врозь, согнув ноги назад, переворот, переворот в сторону (вправо, влево), переворот согнувшись (иногда именуют образно «сгиб — разгиб») и др.

Замах— предварительный мах ногами назад после толчка о мостик.

Термины акробатических упражнений

Перекат— вращательное движение тела с последовательным касанием опоры (без переворачивания через голову). Различают: перекат вперед, в сторону, круговой перекат, перекат назад согнув­шись (выполняемый из стойки) и др.

Кувырок— вращательное движение тела с последовательной опорой и переворачиванием через голову. Различают: кувырок впе­ред, длинный кувырок, кувырок с прыжка (рис. 26, а), с фазой по­лета до опоры руками, лет—-кувырок, кувырок с поворотом, за­канчивающийся лицом в противоположную сторону, кувырок назад, кувырок назад в упор на колене (рис. 26, б), кувырок назад Согнувшись (с прямыми ногами), кувырок назад через плечо, ку-

       
    правила гимнастической терминологии - student2.ru
  правила гимнастической терминологии - student2.ru
 

правила гимнастической терминологии - student2.ru

вырок назад встойку на голове, на руках, кувырок назад через стойку на руках и др.

Переворот— вращательное движение тела с полным перевора­чиванием (с опорой руками, головой или тем и другим) с одной или двумя фазами полета. Различают: переворот всторону (впра-

правила гимнастической терминологии - student2.ru

во, влево), переворот с головы (с опорой головой), переворот на одну ногу, переворот с прыжка и др.

Переворот назад— вращательное движение тела назад с опо­рой на руки.

Перекидка— равномерное вращательное движение тела с пол­ным переворачиванием (с опорой руками, предплечьями) без фазы полета.

Рондат— переворот с поворотом кругом и приземлением на обе ноги.

Курбет—прыжок назад с рук (из стойки на руках) на ноги..

Неполный переворот— вращательное движение тела прыжком содной его части на другую.

Подъем разгибом— подъем (вскок), выполненный из упора со­гнувшись (с лопаток) на ноги. Выполняется в сед, в сед ноги врозь, на колени и т. д. В перечисленных случаях надо указывать конечное положение.

Поворот разгибом— выполняется движением подъема с пово­ротом кругом в упор лежа; выполнение с поворотом на 360° ука­зывается особо.

Сальто* — свободное переворачивание тела в воздухе. Разли­чают: переднее сальто, маховое сальто (рис. 27), заднее сальто, боковое, затяжное, сальто с поворотами (кругом, на 360°, обозна­чаемое гимнастами термином «пируэт», с поворотами на 720° и др.), а также двойное, тройное сальто и др.

Темповой подскок

(сокращенно —- под­скок)— небольшое под­прыгивание на маховой ноге, другая согнута вперед, руки вверх. Применяется в каче­стве связующего эле­мента в прыжковой ак­робатике.

* Приводятся термины, принятые Федерацией акробатики СССР.

Мост— дугообразное, максимально прогнутое положение тела спиной к опоре. Различают: мост (рис. 28,а), мост на одной руке (рис. 28,6), мост на одной ноге (рис. 28,в), мост на предплечьях (рис. 28,г), разноименный мост, например с опорой левой ногой иправой рукой (рис. 28,5), и др.

Шпагат— сед с предельно разведенными ногами (с касанием опоры всей длиной той и другой ноги). Различают: прямой шпагат

правила гимнастической терминологии - student2.ru

■(рис. 29,а), шпагат правой (рис. 29,6) или левой (указывается нога, находящаяся впереди), одноименный (рис. 29,в), разноимен­ный, шпагат с наклоном, с наклоном назад и др.

Полушпагат— аналогичное положение, но с согнутой ногой, на­ходящейся спереди (рис. 29, г), полушпагат с наклоном (рис. 29, д), с наклоном назад и др.

Стойка— вертикальное положение тела ногами вверх. Разли­чают стойки: на лопатках (см. рис. 1,е), на голове (см. рис. 1,яе),

правила гимнастической терминологии - student2.ru

на руках (см. рис. 1,з). В последнем случае стойка может быть узкой (кисти на половину ширины плеч), сомкнутой (кисти ря­дом), на одной (правой, левой) руке, то же, но ноги врозь и т. п.

Способы выхода в стойки принято кратко обозначать так: с и-лой (руки сгибаются в локтевых суставах, ноги в тазобедренных), перекатом (вращательным движением с последовательной опо­рой махом правой или левой ногой); согнувшись (руки пря­мые, тело сгибается в тазобедренных суставах), прогнувшись (руки сгибаются, тело держится прогнутым), прогнувшись прямыми руками (выполняется через горизонтальный упор), прыжком (на руки), переворотом назади др.

В парных и групповых упражнениях применяются аналогичные термины, но указывается исходное положение и конечное каждо­го участника, какой частью тела верхний акробат опирается на туили иную часть тела нижнего.

правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru Термины упражнений художественной гимнастики

'Шаги— различные виды передвижения. Различают: обычный шаг, шаг с носка (рис. 30,а), на носках, острый шаг, выпадами (рис. 30,6), высокий шаг, шаг галопа (рис. 30,в), пружинный шаг (рис. 30,г), приставной, переменный, скользящий, шаг польки,

правила гимнастической терминологии - student2.ru

вальсовый, шаг плечом вперед, шаг в приседе (полуприседе) и др.

Бег— передвижение шагами, в каждом из которых имеется фаза полета. Названия бега аналогичны видам ходьбы.

Поворот — вращательное движение вокруг вертикальной оси тела или вокруг продольной оси конечностей. Например, поворот руки, ноги. Различают повороты: переступанием (одноименный, разноименный), на носках, скрестный, поворот махом одноимен­ный (выполняемый на'левой опорной ноге), разноименный, спи­ральный, «винт», круговой поворот на 540, 720°, поворот с накло­ном, в приседе (полуприседе), поворот в равновесии с сохранени­ем того или иного равновесия, поворот на коленях и др.

Прыжок — свободный полет после отталкивания ногами.

В зависимости от амплитуды движения и положения исполни­теля в воздухе (в полете) различают: прямой прыжок, прогнув­шись, открытый, закрытый, прыжок шагом, скачок, перекидной, прыжок выпадом, подбивной, полукольцом, кольцом, в группиров­ке, согнувшись, шпагатом и др.

Пружинное движение руками — целостное пружинное движе­ние с одновременным сгибанием во всех суставах.

Волна — сложное целостное движение, состоящее из последо­вательного разгибания в одних суставах и сгибания в других. Различают: волну вперед (или просто волну), волну вправо, вле­во (боковая волна), волна книзу и др.

Волна рукой — волнообразное движение рукой (руками), на­чинающееся сгибанием руки (к себе) и опусканием кисти, затем следует разгибание (от себя) с одновременным подниманием кисти.

Положение кисти: обычное (не указывается), кисть свободна, кисть расслаблена, кисть поднята.

ПРАВИЛА И ФОРМЫ ЗАПИСИ УПРАЖНЕНИЙ

Краткая и точная запись гимнастических упражнений имеет важное значение для их понимания. В зависимости от цели приме­няют ту или иную форму записи: конкретную, сокращенную или графическую, а также их сочетания.

Терминологическая запись гимнастических упражнений осуще­ствляется по правилам (изложенным выше) и установленным формам.

К правилам записи относится: порядок записи, установленный для отдельных групп гимнастических упражнений, соблюдение

правила гимнастической терминологии - student2.ru

грамматического строя и знаков, применяемых при записи. Рас­смотрим эти правила:

Запись общеразвивающих упражнений. При записи отдельного движения надо указывать:

1. Исходное положение, из которого начинается движение (и. п.).

2. Название движения (наклон, мах, поворот, присед, выпад идр.).

3. Направление (вправо, назад и т. п.).

4. Конечное положение (если необходимо).

При записи нескольких движений, выполняемых одновременно, принято указывать то же, что и при записи отдельного движения, но сначала основное движение (обычно выполняемое туловищем или ногами), а затем остальные движения. Например, и. п.— стой­ка ноги врозь, руки к плечам.

1*. Сгибая правую, наклон влево, руки вверх (рис. 31,а). 2. И. п.

Несколько движений, выполняемых неодновременно (хотя бы и на один счет), записываются в той последовательности, в кото­рой они (движения) протекают. Например, и. п.— стойка ноги врозь, руки в стороны:

1. Дугой книзу правой с поворотом налево, правая сзади на носке, руки вперед. 2. Стать на правое колено (или стойка на пра­вом колене), руки вверх, голову наклонить назад (рис. 31, б).

* Цифры перед описанием упражнения обозначают счет.

правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru правила гимнастической терминологии - student2.ru Если движение сочетается сдругим движением (не на всем протяжении), но выполненным слитно, надо записывать элементы один за другим, соединяя их союзом «и».

Если же движения совмещаются (например, наклон и поворот одновременно), то следует принять предлог «с».

Если движение выполняется не в обычном стиле, то это должно быть отражено в записи. Например: 1. Руки плавно вперед, кис­ти расслаблены.

Запись вольных упражнений.Вольное упражнение должно за­писываться в определенной последовательности.

1. Название упражнения (для кого предназначается).

2. Музыкальное сопровождение. Указывается произведение, размер.

3. Исходное положение.

4. Содержание упражнения записывается в соответствии со структурой музыкального произведения — по восьмеркам.

Запись упражнений на снарядах.При записи упражнений на гимнастических снарядах помимо названия самого снаряда при­нято указывать:

1. Исходное положение (из виса, упора, спрыжка, с разбега) или движение, предшествующее первому элементу (размахива­ние— подъем...).

2. Название движения (подъем, спад, перелет, оборот, выкрут и др.).

3. Способ выполнения (разгибом, дугой, махом вперед, пере­воротом).

4. Направление (влево, назад и др.).

5. Конечное положение (в вис, в упор сзади), если само дви­жение не указывает на него.

При записи движений отдельными частями тела надо одно от другого отделять запятой.

При записи комбинаций на снарядах (в строчку) основные элементы илисоединения отделяются знаком тире. Например, на перекладине: подъем махом назад — оборот назад — мах дугой споворотом налево в вис разным хватом и т. д.

При записи же обязательных упражнений (для соревнований) каждый элемент или соединение записывается с новой строчки (с абзаца), а справа от них указывается относительная труд­ность.

Для краткого обозначения перемахов касаясь применяется предлог «по», а не касаясь — «над». Например, на брусьях: подъем махом вперед — махом назад перемах правой над правой жердью иугол ... и т. д. Слитность двух и более элементов обозначается союзом «и», а совмещение их в одно движение — предлогом «с». Например, на перекладине подъем правой и поворот налево кру­гом — спад назад с перемахом левой и подъем разгибом споворо­том в упор сзади.

В интересах краткости иболее удобного произношения отдель­ные определения можно опускать, атакже иногда несколько от-

клоняться от указанной выше последовательности, если этим улуч­шается понимание упражнения (его доходчивость).

Запись акробатических упражнений.При записи акробатиче­ских упражнений применяются указанные выше правила с уче­том некоторых особенностей:

1. При в

Наши рекомендации