Виды гимнастики и их классификация

Различные виды гимнастики применяются в зависимости от за­дач, стоящих перед коллективом, -от половых, возрастных и инди­видуальных особенностей занимающихся.

Исходя из задач и особенностей коллектива занимающихся, всесоюзная гимнастическая конференция выделила следующие ви­ды гимнастики:

1) общеразвивающие, включающие основную, гигиеническую и атлетическую гимнастику;

2) спортивные, куда входят собственно спортивная, художест­венная гимнастика и акробатика; в настоящее время прыжки на батуте выделены как самостоятельный вид;

3) прикладные виды, к которым относятся спортивно-приклад­ная гимнастика, военно-прикладная, гимнастика на производстве, профессионально-прикладная и лечебная.

Подробная характеристика каждой группы видов дана в соот­ветствующих главах, поэтому здесь остановимся на особенностях каждого вида очень кратко.

Общеразвивающие виды гимнастики

Эти виды направлены на общее развитие и укрепление здоровья занимающихся, на овладение основными двигательными навыками, на развитие силы, ловкости, быстроты и т. п. Кроме того, в их зада­чу входит приучить занимающихся пользоваться освоенными дви­гательными навыками в практической деятельности.

1. Основная гимнастикаприменяется на занятиях сдошкольни­ками, школьниками и взрослыми.

Основная гимнастика для детей дошкольного и школьного возраста проводится на уроках физического воспитания в дошкольных учреждениях, в школе, а также на вне­школьных занятиях. Различные гимнастические упражнения позво­ляют правильно организовать физическое воспитание занимающих­ся всех возрастов (с учетом их анатомо-физиологических и психо­логических особенностей). К основным средствам гимнастики в шко­ле относятся: ходьба, бег, прыжки, общеразвивающие упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на снарядах массового типа (гимнастической стенке, скамейке, бревне), упражнения в равно­весии, сопротивлении, метании мяча и гранаты, а также простей­шие упражнения на снарядах, используемых в спортивной гимнас­тике.

Основная гимнастика для юношей и девушек, для мужчин и женщин способствует совершенствованию морально-волевых качеств и физических способностей занимающих­ся (силы, ловкости, смелости, решительности, настойчивости и др.), атакже жизненно необходимых навыков (ходьбы, бега, метаний, переползания, поднимания и переноски тяжестей, равновесия и т. п.).

В зависимости от анатомо-физиологических особенностей зани­мающихся подбор упражнений и методика проведения занятий в значительной степени видоизменяются.

2. Гигиеническая гимнастикав Советском Союзе проводится в
двух формах — индивидуальной и групповой.

Индивидуальной гигиенической гимнастикой занимаются ежедневно, причем не только утром, но и днем и вече­ром. Она не требует никакого специального оборудования. В нее входят простейшие физические упражнения, оказывающие общее воздействие на организм занимающихся и укрепляющие сердечно­сосудистую, дыхательную и другие системы организма.

Групповые занятия гигиенической гимнасти* кой по своему содержанию ничем не отличаются от индивидуаль­ных, но проводятся в коллективе, под руководством преподавателя. Эти занятия со здоровыми людьми могут быть использованы так­же для подготовки к сдаче норм ГТО.

3. Атлетическая гимнастикаобеспечивает гармоничное разви­
тие мускулатуры всего тела, исправляет недостатки в осанке и
одновременно развивает силу, гибкость, ловкость и другие ценные
для человека двигательные качества.

Занятия могут быть групповыми и индивидуальными, проводят­ся они в зале или на площадке, а также в домашних условиях.

Прикладные виды гимнастики

1. Спортивно-прикладная гимнастикаприменяется при трениров» ке во всех видах спорта. Она развивает ряд качеств и навыков, необходимых легкоатлетам и пловцам, борцам и футболистам, а

виды гимнастики и их классификация - student2.ru виды гимнастики и их классификация - student2.ru виды гимнастики и их классификация - student2.ru виды гимнастики и их классификация - student2.ru также другим спортсменам, совершенствующимся в избранном ви­де спорта.

2. Военно-прикладная гимнастика применяется на занятиях с юношами допризывного возраста, а также в системе физической подготовки военнослужащих. Она предусматривает изучение строе­вых упражнений, освоение различных прикладных способов ходь­бы, бега, прыжков, формирование навыков переползания и лазанья, преодоления препятствий, переноски партнеров различными спосо­бами, освоение навыков сохранения равновесия на уменьшенной площади опоры и др.

3. Гимнастика на производстве используется в двух формах: вводная гимнастика и физкультурная пауза. При подборе упражне­ний для проведения гимнастики на производстве учитывается ха­рактер производственной деятельности. Обычно выполняются такие элементарные общеразвивающие упражнения, которые помогают не только «снять» усталость, но и повысить производительность труда. Вводная гимнастика и физкультурная пауза рассчитаны на 2—10 мин.

4. Профессионально-прикладная гимнастика получает все боль­шее распространение в связи с необходимостью применения специ­альной физической подготовки, обеспечивающей нормальную про­изводительность труда ряда рабочих специальностей. Специальная гимнастика нужна пожарникам, летчикам, морякам, строителям, шахтерам и многим другим. Она состоит из упражнений обшей фи­зической подготовки, обеспечивающих укрепление здоровья в це­лом, и упражнений специальной физической подготовки, совершен­ствующих двигательные способности, необходимые рабочему дан­ной специальности.

5. Лечебная гимнастика является хорошим средством лечения заболеваний и травм и применяется в сочетании с различными средствами терапии.

Огромную роль сыграла лечебная гимнастика в годы Великой Отечественной войны; благодаря ей многие тысячи солдат и офи­церов Советской Армии смогли после ранения снова возвратиться в строй.

Существуют следующие формы проведения занятий по лечебной гимнастике: урок лечебной гимнастики, сеанс занятий (процеду­ра), урок гигиенической гимнастики, прогулка. На занятиях исполь­зуется как обычный гимнастический, .так и специальный инвентарь.

Лечебная гимнастика входит в специальный предмет «Лечебная физическая культура».

Спортивные виды гимнастики

За последние двадцать пять лет спортивные виды гимнастики получили особенно широкое распространение в Советском Союзе. Популяризации упражнений на снарядах, акробатических и упраж­нений художественной гимнастики содействовали многочисленные соревнования. Привлечение детей, подростков, молодежи и взрос-

лых гимнастов к соревнованиям по строго определенным програм­мам и правилам, стройная система классификации гимнастов по­зволили создать три интереснейших вида спорта: спортивную гим­настику, художественную гимнастику и спортивную акробатику.

Овладение искусством выполнения сложных специальных дви­жений во всех трех видах гимнастики со спортивной направленно­стью осуществляется на основе общих принципов гимнастики, од­нако в каждой из разновидностей применяются специфические движения.

1. Собственно спортивная гимнастикапредусматривает для муж­чин вольные упражнения, упражнения на перекладине, брусьях, кольцах, коне с ручками и снарядах для прыжков; для женщин— вольные упражнения, упражнения на брусьях, бревне и снарядах для прыжков. В качестве вспомогательных применяются все дви­жения, составляющие содержание основной гимнастики, а также акробатические упражнения и упражнения художественной гим­настики.

2. Акробатикасодержит самые различные упражнения в балан­сировании (стойки, мосты, шпагаты); групповые упражнения в ба­лансировании (двойки, тройки, четверки и т. д.); индивидуальные прыжковые упражнения (перекаты, и кувырки, перевороты, пере­вороты колесом, перекиды, полуперевороты и сальто); упражнения на батуте (учебные и спортивные прыжки) и бросковые упражне­ния (прыжки броском под ноги, броски с плеч и др.). Прыжки на батуте в настоящее время выделились в самостоятельный вид спорта.

3. Художественная гимнастикапредназначена для женщин. Она предусматривает упражнения без предмета и с предметами, таки­ми, как мяч, обруч, лента, скакалка, булавы.

Перечисленными спортивными видами гимнастики занимаются сотни тысяч людей. Все три разновидности имеют одинаково боль­шое значение для решения задач физического воспитания граждан нашей страны.

Каждый из спортивных видов гимнастики имеет свою програм­му многеборья. Программа составляется для каждого разряда в отдельности. Спортсмену, набравшему на соревнованиях опреде­ленную сумму баллов, присваивают соответствующее разрядное звание. Классификационные программы и разрядные требования изложены в специальной литературе.

Наши рекомендации