Задачи гимнастики, ее предмет

Советская система физического воспитания — неотъемлемая со­ставная часть коммунистического воспитания граждан нашей Ро­дины. Применение различных средств и методов физического вос­питания в сочетании с гигиеническими факторами содействует укреплению здоровья, физическому развитию, закаливанию орга­низма, формированию жизненно необходимых двигательных навы­ков. Трудно переоценить значение физических упражнений для вос­питания моральных и волевых качеств занимающихся.

В процессе^развития физического воспитания исторически сло­жилась система средств и методов, в которую вошли гимнастика, игры, спорт и туризм. Среди них особое место занимает гимнасти­ка, призванная обеспечивать общее физическое развитие и совер* шенствование всех основных двигательных способностей. Гимнас­тика — своеобразное средство и в то же время один из методов советской системы физического воспитания. Она отличается особым подбором упражнений и методических приемов. Если в спорте и играх упражнения заимствованы из жизни, то в гимнастике они, как правило, подобраны специально, чтобы возможно точнее воз­действовать на человека.

С помощью гимнастики наиболее успешно решаются задачи об­щего гармонического физического развития, так как в ее распоря­жении имеются самые разнообразные упражнения, благотворно воздействующие на различные звенья двигательного аппарата, на все мышечные группы человека. Если в любом виде спорта исполь­зуется относительно узкий круг физических упражнений, то в гим­настике количество упражнений буквально не поддается учету.

МЕСТО ГИМНАСТИКИ В СОВЕТСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА

Гимнастика занимает важное место в советской системе физи­ческого воспитания, так как, обеспечивая гармоническое развитие человека, готовит его к труду и защите Родины. В то же время гимнастика является важным средством физической подготовки почти каждого спортсмена и спортсменки. Спортивные виды гим­настики весьма популярны. Они занимают почетное место среди всех видов спорта, культивируемых в СССР.

Лица, регулярно занимающиеся гимнастикой, отличаются рав­номерно развитой мускулатурой, выправкой, красивой осанкой. Особенно важно то, что гимнастические упражнения обеспечивают развитие мускулатуры плечевого пояса, грудной клетки, рук. Как известно, хорошее развитие этой мускулатуры позволяет не только выполнять работу большой мощности, но и поддерживать слажен­ную деятельность органов сердечно-сосудистой, дыхательной, пище­варительной и иных систем человеческого организма.

Гимнастика помогает формировать многие прикладные навыки, так как учит правильно ходить, бегать, прыгать, преодолевать пре­пятствия, переносить тяжести, влезать по канату, шесту, лестни­цам. Среди средств гимнастики имеется много общеразвивающих упражнений, благодаря которым занимающимся нетрудно овладе­вать перечисленными прикладными навыками.

Особая польза гимнастики заключается в том, что она помога­ет совершенствованию координационных способностей, т. е. способ­ностей согласовывать действия различных звеньев двигательного аппарата. Конечно, не только гимнастические, но и многие другие упражнения улучшают координацию движений человека, однако благодаря гимнастике эти задачи решаются наиболее четко и по­следовательно. Постепенное увеличение трудности различных дви­гательных задач, связанных с координацией движений, несомненно, содействует воспитанию способностей, необходимых для координа­ции сложных движений, с которыми человек повседневно встреча­ется в труде, в быту, на военной службе и, наконец, в спорте.

Гимнастика — незаменимое средство в борьбе со смещениями внутренних органов в необычных условиях. Благодаря многократ­ному повторению различных переворотов, вращений, спадов, подъ­емов организм гимнастов все меньше и меньше реагирует на не­обычные положения тела.

ГИМНАСТИКА В КОМПЛЕКСЕ ГТО

Гимнастика не случайно занимает важное место в системе ГТО. В каждой из пяти ступеней нового комплекса, введенного в 1973 г., имеется в качестве обязательного норматива умение выполнять комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики и объяс­нять значение этих упражнений.

Кроме того, для мальчиков 10—13 лет в обязательные нормы включено подтягивание в висе на перекладине (на количество раз), а для девочек 10—13 лет — лазание по канату с помощью ног. Для подростков 14—15 лет также существует норматив — подтя­гивание в висе и переворот из виса в упор силой (на количество раз), для девочек дается сгибание и разгибание рук в упоре ле­жа, руки на скамейке, ноги на полу (на количество раз).

В третьей ступени комплекса для юношей предусмотрены под­тягивание и переворот силой из виса в упор. Для девушек остает­ся тот же норматив — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, с той лишь разницей, что количество повторений несколько увеличе-





задачи гимнастики, ее предмет - student2.ru задачи гимнастики, ее предмет - student2.ru задачи гимнастики, ее предмет - student2.ru задачи гимнастики, ее предмет - student2.ru но. В качестве одного из нормативов на золотой значок может быть зачтен II разряд по спортивной или художественной гимнастике иакробатике.

В четвертой ступени комплекса для взрослых мужчин иженщин предусмотрены нормативы по гимнастике. Для мужчин 19—28 лет — подтягивание в висе на перекладине (на количество раз) с учетом веса сдающего нормы, для мужчин 29—39 лет — сгибание рук в упоре лежа.

Для женщин, сдающих нормативы четвертой ступени, незави­симо от возрастной группы, включено поднимание и опускание ту­ловища из положения лежа на спине, руки за голову, ноги закреп­лены (на количество раз). Кроме того, в качестве одного из норма­тивов на золотой значок для мужчин и женщин в возрасте 19— 28 лет может быть засчитан II разряд по одному из спортивных ви­дов гимнастики.

Наконец, даже в пятой ступени не забыта гимнастика и для муж­
чин предусмотрен норматив — сгибание и разгибание рук в упоре
лежа. ,

Важно отметить, что для сдающих на золотой значок среди норм первой ступени по выбору имеется для мальчиков 10—11 лет гим- \ настическое требование (акробатика, упражнение на бревне и опорный прыжок), а для 12—13 лет — четырехборье (акробатика, упражнение на перекладине, на брусьях и опорный пружок). Девоч­ки 10—11 лет могут выступить по двоеборью (акробатика и упраж­нение на бревне), а 12—13 лет — по троеборью (акробатика, уп­ражнения на бревне и на брусьях разной высоты).

Серьезная гимнастическая подготовка необходима для сдачи не только гимнастических, но и многих других нормативов. Поэтому каждый преподаватель физического воспитания должен знать, как, используя средства гимнастики, подготовить занимающихся к сда­че нормативов комплекса ГТО.

СРЕДСТВА ГИМНАСТИКИ

В гимнастике применяется огромное количество разнообразных упражнений, каждое из которых помогает решать те или иные за­дачи. Строевые и общеразвивающие упражнения, ходьба, бег, прыжки, простейшие вольные упражнения, прикладные упражне­ния обычно улучшают общее физическое развитие, укрепляют здо­ровье, повышают работоспособность занимающихся. Упражнения на снарядах, упражнения художественной гимнастики, опорные прыжки и акробатические упражнения направлены на совершенст­вование двигательных навыков занимающихся, на воспитание уме­ния хорошо владеть своим телом.

Большое место в гимнастике занимают подвижные игры. Они не являются гимнастическими упражнениями, но широко применяют­ся на уроках гимнастики, так как повышают эмоциональное состо­яние занимающихся. Физическая нагрузка при проведении игр

б

может быть самой различной. Игры — особенно ценное средство для занятий с детьми и подростками.

Сказанное свидетельствует об исключительно богатом арсенале упражнений гимнастики. Целесообразное и правильное их исполь­зование (в зависимости от контингента, с которым проводятся за­нятия, а также от задач, стоящих перед уроком) делает гимнастику одним из наиболее важных средств физического воспитания граж- ' дан Советского Союза.

Наши рекомендации