Каллиграфическая минутка (по выбору учителя)

3. Проверка домашнего задания

III. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Как вы думаете — имеет ли значение интонация в жизни людей? Порассуждайте. Приведите примеры.

— Доказательством может послужить стихотворение Г. Сапгира «Футбол». (Чтение стихотворения с разной интонацией: презрения «Фи!», недовольства «Фу!», удивления «Ну!», восхищения «Во!».)

ФУТБОЛ

Сказала тётя: Сестра сказала:

— Фи, футбол! — Ну, футбол!

Сказала мама: А я ответил:

— Фу, футбол! — Во, футбол!

— Согласны ли вы с тем, что по интонации человека можно определить, как он к вам относится?

— А как вы понимаете высказывания психологов, что для человека чаще бывает важнее интонация, чем информация?

IV. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА

— Сегодня на уроке мы расширим наши знания о различных видах предложений и познакомимся с понятием «восклицательные предложения», поработаем над интонацией и продолжим упражняться в постановке знаков препинания в конце предложений.

V. ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ И ОСОЗНАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

Работа над текстом (с. 39, упр. 68)

1) Знакомство с текстом (с. 39-40).

— Прочитайте текст. О каких предложениях идёт речь?

— Чем они отличаются от невосклицательных? (Произносятся с особым чувством, взволнованно.)

— Какими могут быть восклицательные предложения? (Повествовательные, побудительные, вопросительные)

— Какой знак ставится в конце повествовательных предложений?

2) Работа в тетрадях.

— Спишите восклицательные предложения.

3) Интонационная зарядка.

— Произносите эталон «АОУИ» (сочетание гласных) с разной интонацией: восторженно; спокойно и блаженно; категорически; вопросительно; задумчиво; скорбно; дерзко; с сожалением.

4) Отработка интонационного произношения восклицательных предложений.

— Прочитайте предложения. В каких ситуациях их можно употребить?

— Произнесите две группы предложений с разной интонацией.

5) Разыгрывание ситуаций с интонированием.

Ситуация «Я опоздал на один час, потому что зашел в гости к другу».

Ситуация «Я опоздал на три часа, потому что весь вечер играл с друзьями в футбол».

Слушание стихотворения А. Тетивкина «Восклицательный знак»

Друзья! В произведениях

Стою я для того,

Чтоб выразить волнение,

Тревогу, восхищение,

Победу, торжество!

Не зря я от рождения

Противник тишины!

Где я, те предложения

С особым выражением

Произнести должны.

Работа в парах

— Обсудите такое утверждение: «Восклицательные предложения часто произносят слишком громко и не очень вежливо, поэтому их нужно использо­вать пореже».

— С чем вы согласны?

— С чем не согласны?

Физкультминутка

Громко тикают часы,

Тик-так, тик-так.

В школу нам пора идти,

Тик-так, тик-так.

Мы учебники собрали,

Тик-так, тик-так.

В школу дружно зашагали,

Тик-так, тик-так.

(Ходьба сидя.)

(Наклоны головы вправо-влево, проговаривая слова.)

(Ходьба сидя.)

(Наклоны головы вправо-влево.)

(Наклон назад, прогнувшись, руки развести в стороны.)

(Повторить наклоны головы, руки на поясе.)

(Ходьба на месте.)

(Наклоны головы.)

VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ И ОСМЫСЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Составление разных видов предложений по рисунку (с. 40,упр. 70)

— Рассмотрите внимательно рисунок. Кого вы видите?

— Подберите имена для брата и сестры.

— Что делает Оксана? (Она делает уроки.)

— Чем занят Антон? (Он хочет поиграть с сестрой.)

— Составьте повествовательное, вопросительное и побудительное предложение по рисунку и произнесите их с восклицанием.

— С какой интонацией произносят такие предложения? (С повышенной интонацией, взволнованно.)

— Какие чувства они выражают?

Игра «Кто внимательный?»

— Встаньте, пожалуйста. Я буду произносить предложения. Если предложение по интонации восклицательное, вы три раза хлопаете в ладошц, если предложение невосклицательное, то вы три раза подпрыгиваете. Прежде чем выполнять действие, дослушайте предложение до конца.

Хорошо иметь чижа!

Очень песня хороша!

Белка сушит грибы.

Ты ходил осенью в парк?

Какой ужас!

Да какой же он малюсенький!

Брат вытащил крошечного мышонка.

А ты где живёшь?

3. Чтение стихотворения А. Шибаева «Прислушайтесь к слову»(с. 40-41, упр. 71)

— Прочитайте стихотворение молча, определите его тему.

— Назовите природное явление, описанное в этом стихотворении.

— Как вы догадались, что это?

— Какие слова вам помогли это сделать?

— Найдите в стихотворении и прочитайте восклицательные предложения.

— С какой целью они использованы?

— Прочитайте выразительно. С какой интонацией, с каким чувством мы будем читать эти предложения?

VII. ИТОГ УРОКА

— Чему мы научились на уроке?

— Какие бывают предложения по интонации? (Восклицательные и невосклицательные)

— Какой знак ставится в конце каждого из этих предложений?

VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕС. 41, упр. 72.

Урок 16.

Тема. СЛУШАЕМ, ОПРЕДЕЛЯЕМ В ТЕКСТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАЗЛИЧНЫЕ ПО ЦЕЛИ ВЫСКАЗЫВАНИЯ И ИНТОНАЦИИ. НАХОДИМ СЛОВА АВТОРА И ПЕРСОНАЖЕЙ.

ЧИТАЕМ В ЛИЦАХ

Цель: закрепить знания учащихся о различных видах предложений; формировать навыки осознанного выразительного чтения; развивать память, творческие способности детей путём чтения по ролям, устную и письменную речь учащихся; воспитывать интерес к изучению русского языка.

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Наши рекомендации