Если не можешь победить, присоединяйся

После то­го как ком­па­ния IBM прер­ва­ла ве­ли­кий эк­с­пе­ри­мент, по­ло­жив ко­нец про­ек­ту De­ep Blue, мой эн­ту­зи­азм в по­ис­ке но­вых при­ло­же­ний ком­пь­ютер­ных тех­но­ло­гий в шах­ма­тах не ис­сяк. Как упо­ми­на­лось в пя­той гла­ве, в 1998 го­ду я про­вел но­вый эк­с­пе­ри­мент: на сей раз лю­ди бо­ро­лись вмес­те с ма­ши­на­ми, а не про­тив них.

Гроссмейстеры в сво­ей иг­ре по­ла­га­ют­ся на со­че­та­ние опы­та и ин­ту­иции, под­к­реп­лен­ное ана­ли­зом и рас­че­та­ми. Ком­пь­юте­ры опи­ра­ют­ся на вы­чис­ли­тель­ную мощ­ность и ог­ром­ные ба­зы дан­ных с шах­мат­ны­ми де­бю­та­ми и окон­ча­ни­ями. В нас­то­ящее вре­мя наб­лю­да­ет­ся при­мер­ное рав­но­ве­сие меж­ду эти­ми фак­то­ра­ми: луч­шие ком­пь­юте­ры иг­ра­ют при­мер­но в та­кую же си­лу, как луч­шие грос­смей­с­те­ры. По ме­ре то­го, как рас­тет быс­т­ро­дей­с­т­вие мик­роп­ро­цес­со­ров, лю­ди на­хо­дят но­вые ухищ­ре­ния, вы­яв­ля­ющие сла­бос­ти ком­пь­ютер­ной иг­ры. Все приз­на­ют, что ма­ши­ны не­из­беж­но дол­ж­ны по­бе­дить в этой гон­ке. Но прой­дет еще не­ма­ло вре­ме­ни, преж­де чем луч­ший шах­ма­тист пла­не­ты в свой звез­д­ный час не смо­жет хо­тя бы в од­ном от­дель­но взя­том по­един­ке по­бе­дить луч­ший ком­пь­ютер.

Концепция «Advan­ced Chess» пред­с­тав­ля­ет со­бой наг­ляд­ный при­мер дос­то­инств и из­дер­жек сот­руд­ни­чес­т­ва меж­ду че­ло­ве­ком и ма­ши­ной. К че­му мо­жет при­вес­ти со­че­та­ние че­ло­ве­чес­кой ин­ту­иции и ком­пь­ютер­ных рас­че­тов на шах­мат­ной дос­ке? Что по­лу­чит­ся в ре­зуль­та­те - не­у­яз­ви­мый кен­тавр или не­ук­лю­жий монстр вро­де Фран­кен­ш­тей­на? По пра­ви­лам Ad­van­ced Chess два шах­ма­тис­та иг­ра­ют друг с дру­гом, ис­поль­зуя ком­пь­юте­ры. Пер­вый та­кой матч из шес­ти пар­тий я сыг­рал в июне 1998 го­да в Ис­па­нии с Ве­се­ли­ном То­па­ло­вым. Хо­тя я и про­вел оп­ре­де­лен­ную под­го­тов­ку к иг­ре в но­вом фор­ма­те, но матч был по­лон стран­ных сен­са­ций.

Все мы поль­зу­ем­ся ком­пь­ютер­ны­ми прог­рам­ма­ми при под­го­тов­ке и ана­ли­зе, по­это­му зна­ем, на что они спо­соб­ны и в чем зак­лю­ча­ют­ся их сла­бые сто­ро­ны. Но поль­зо­вать­ся шах­мат­ной прог­рам­мой во вре­мя иг­ры од­нов­ре­мен­но ув­ле­ка­тель­но и тре­вож­но. В пер­вую оче­редь, бла­го­да­ря дос­ту­пу к ба­зе дан­ных с нес­коль­ки­ми мил­ли­она­ми сыг­ран­ных пар­тий не нуж­но так силь­но нап­ря­гать па­мять в де­бют­ной ста­дии иг­ры. Но пос­коль­ку мы име­ли рав­ный дос­туп к од­ной и той же ба­зе дан­ных, пре­иму­щес­т­во все рав­но дол­ж­но бы­ло пе­рей­ти к то­му, кто пер­вым при­ме­нит удач­ную но­вин­ку.

В мит­тель­ш­пи­ле по­мощь ком­пь­ютер­ной прог­рам­мы оз­на­ча­ла, что боль­ше не нуж­но бо­ять­ся гру­бых так­ти­чес­ких прос­че­тов. Те­перь мож­но бы­ло сос­ре­до­то­чить­ся на глу­бо­ком пла­ни­ро­ва­нии, вмес­то точ­ных рас­че­тов, от­ни­ма­ющих так мно­го вре­ме­ни в обыч­ных шах­мат­ных пар­ти­ях. Опять-та­ки, пос­коль­ку мы оба поль­зо­ва­лись шах­мат­ны­ми прог­рам­ма­ми, все за­ви­се­ло от то­го, нас­коль­ко хо­ро­шо мы ис­поль­зу­ем их для про­вер­ки сво­их пла­нов и чей план ока­жет­ся бо­лее эф­фек­тив­ным. Как и в тот раз, ког­да я иг­рал про­тив De­ep Blue, в слу­чае ошиб­ки об­рат­но­го пу­ти не бы­ло. Ма­ши­на не про­ща­ет оши­бок и не де­ла­ет соб­с­т­вен­ных.

Довольно труд­но най­ти луч­ший спо­соб ис­поль­зо­ва­ния ма­шин­ных ре­сур­сов. Для ме­ня это был эк­с­пе­ри­мент с целью про­вер­ки дос­то­вер­нос­ти ком­пь­ютер­ных оце­нок. Прог­рам­ма мгно­вен­но по­ка­зы­ва­ет «луч­ший» ход, но ее ре­ко­мен­да­ции из­ме­ня­ют­ся при уве­ли­че­нии глу­би­ны ана­ли­за. Иг­рая с ком­пь­юте­ром, вы дол­ж­ны знать прин­цип ра­бо­ты прог­рам­мы так же хо­ро­шо, как гон­щик «Фор­му­лы-1» зна­ет свой бо­лид. Склон­ность ав­то­ма­ти­чес­ки сле­до­вать ма­шин­ной ре­ко­мен­да­ции, ес­ли она выг­ля­дит при­ем­ле­мой и не про­ти­во­ре­чит об­щим прин­ци­пам иг­ры, та­ит в се­бе опас­ность.

И в ре­аль­ной жиз­ни все на­ши пов­сед­нев­ные де­ла так или ина­че свя­за­ны с ис­поль­зо­ва­ни­ем все бо­лее слож­ных прис­по­соб­ле­ний. Мно­гие из нас уз­на­ют о ве­щах, ко­то­ры­ми мы пользуемся, лишь из крат­кой ин­с­т­рук­ции по эк­с­п­лу­ата­ции. Это край­не не­эф­фек­тив­ный спо­соб. Как час­то мы го­во­рим «на­вер­ное, это мож­но сде­лать луч­ше и быс­т­рее», а за­тем де­ла­ем все по-ста­ро­му?

Несмотря на пре­иму­щес­т­ва фор­му­лы «че­ло­век плюс ма­ши­на», мои пар­тии с То­па­ло­вым бы­ли да­ле­ки от со­вер­шен­с­т­ва, глав­ным об­ра­зом из-за уко­ро­чен­но­го кон­т­ро­ля вре­ме­ни. По этой при­чи­не к кон­цу иг­ры у нас на ча­сах поч­ти не ос­та­ва­лось вре­ме­ни на то, что­бы све­рять­ся с ком­пь­юте­ром. За ис­к­лю­че­ни­ем это­го не­дос­тат­ка, матч ока­зал­ся очень ин­те­рес­ным, и впос­лед­с­т­вии эк­с­пе­ри­мент был про­дол­жен в Ле­оне с учас­ти­ем дру­гих шах­ма­тис­тов. Ре­зуль­тат на­ше­го мат­ча с То­па­ло­вым то­же был весь­ма по­ка­за­те­лен: все­го лишь за ме­сяц до это­го я по­бе­дил бол­га­ри­на в обыч­ных «быс­т­рых шах­ма­тах» со сче­том 4:0, а борь­ба по сис­те­ме Ad­van­ced Chess за­вер­ши­лась со сче­том 3:3.

Дополнительным пре­иму­щес­т­вом это­го фор­ма­та бы­ло то, что ком­пь­ютер соз­да­вал жур­нал за­пи­сей всех ва­ри­ан­тов, рас­смот­рен­ных шах­ма­тис­та­ми во вре­мя иг­ры. Та­ким об­ра­зом, пос­ле пар­тии сох­ра­нял­ся «днев­ник мыс­лей» обо­их шах­ма­тис­тов, ин­те­рес­ный для наб­лю­да­те­лей и по­лез­ный в ка­чес­т­ве ма­те­ри­ала для под­го­тов­ки. Обыч­но во вре­мя иг­ры зап­ре­ща­ет­ся вес­ти за­пи­си, но в Ad­van­ced Chess име­ет­ся пол­ная кар­та пу­ти, мыс­лен­но прой­ден­но­го со­пер­ни­ка­ми от на­ча­ла до кон­ца пар­тии.

В 2005 го­ду прин­ци­пы Ad­van­ced Chess наш­ли свое под­лин­ное воп­ло­ще­ние в Ин­тер­не­те. На та­ких сай­тах, как Play-chess.com, про­во­ди­лись так на­зы­ва­емые «откры­тые» шах­мат­ные тур­ни­ры. Шах­ма­тис­ты мог­ли сос­тя­зать­ся по­оди­ноч­ке или це­лы­ми ко­ман­да­ми с дру­ги­ми шах­ма­тис­та­ми и ком­пь­юте­ра­ми. Прив­ле­чен­ные зна­чи­тель­ной по шах­мат­ным мер­кам сум­мой при­зо­вых де­нег, в со­рев­но­ва­нии учас­т­во­ва­ли це­лые груп­пы силь­ных грос­смей­с­те­ров, ос­на­щен­ные сра­зу нес­коль­ки­ми ком­пь­юте­ра­ми.

Сначала ре­зуль­та­ты ка­за­лись пред­с­ка­зу­емы­ми. Аль­янс «че­ло­век 4- ма­ши­на» брал верх да­же над са­мы­ми мощ­ны­ми ком­пь­юте­ра­ми. Мо­гу­чая шах­мат­ная ма­ши­на Hydra, соз­дан­ная, как и De­ep Blue, спе­ци­аль­но для иг­ры в шах­ма­ты, не мог­ла срав­нить­ся с силь­ным шах­ма­тис­том, ис­поль­зу­ющим срав­ни­тель­но ма­ло­мощ­ный лэп­топ. Про­тив­ник, со­че­та­ющий в се­бе стра­те­ги­чес­кое мыш­ле­ние че­ло­ве­ка и так­ти­чес­кую зор­кость ком­пь­юте­ра, ока­зал­ся не­у­яз­вим для шах­мат­ных ма­шин.

Но итог од­но­го из та­ких тур­ни­ров стал боль­шой не­ожи­дан­нос­тью. В нем по­бе­ди­ли два аме­ри­кан­с­ких шах­ма­тис­та-лю­би­те­ля, ко­то­рые поль­зо­ва­лись тре­мя ком­пь­юте­ра­ми од­нов­ре­мен­но. Их на­вы­ки «обу­че­ния» ком­пь­ютер­ных прог­рамм очень глу­бо­ко­му ана­ли­зу по­зи­ций эф­фек­тив­но про­ти­вос­то­яли боль­ше­му опы­ту и по­ни­ма­нию иг­ры со сто­ро­ны грос­смей­с­те­ров. Ком­би­на­ция «сла­бый шах­ма­тист + ма­ши­на + луч­ший ал­го­ритм при­ня­тия ре­ше­ния» ока­за­лась силь­нее мощ­но­го ком­пь­юте­ра и, что еще ин­те­рес­нее, ком­би­на­ции «силь­ный шах­ма­тист + ма­ши­на + худ­ший ал­го­ритм при­ня­тия ре­ше­ния».

Победители тур­ни­ра до­би­лись от­лич­ной ко­ор­ди­на­ции сво­их ос­нов­ных ре­сур­сов: они хо­ро­шо вла­де­ли сво­ими ин­с­т­ру­мен­та­ми и зна­ли на­илуч­шие спо­со­бы их ис­поль­зо­ва­ния. Ме­нед­жер ска­зал бы, что они выс­т­ро­или эф­фек­тив­ную ко­ман­ду из груп­пы сот­руд­ни­ков с прин­ци­пи­аль­но раз­ны­ми про­фес­си­ональ­ны­ми на­вы­ка­ми. Ко­ман­ду­ющий ар­ми­ей зна­ет, что хо­ро­шо ор­га­ни­зо­ван­ное под­раз­де­ле­ние одер­жит по­бе­ду над чис­лен­но пре­вос­хо­дя­щим, но пло­хо ор­га­ни­зо­ван­ным про­тив­ни­ком.

Компьютерные шахматы

Как толь­ко че­ло­век изоб­рел вы­чис­ли­тель­ную ма­ши­ну, он за­ду­мал­ся над тем, мож­но ли на­учить ее иг­рать в шах­ма­ты. Од­на из при­чин, не­сом­нен­но, зак­лю­ча­ет­ся в том, что мно­гие ве­ли­кие умы бы­ли и шах­ма­тис­та­ми (хо­тя и не всег­да хо­рошими). Дру­гая сос­то­ит в том, что шах­ма­ты, по вы­ра­же­нию Ге­те, всег­да иг­ра­ли роль «проб­но­го кам­ня для ума». Поч­ти каж­дый соз­да­тель «ду­ма­ющей ма­ши­ны» спе­шил ис­пы­тать ее спо­соб­нос­ти в са­мой ува­жа­емой в ми­ре нас­толь­ной иг­ре.

Представление о шах­мат­ной иг­ре как о выс­шей фор­ме про­яв­ле­ния че­ло­ве­чес­ко­го ин­тел­лек­та раз­де­ля­ли не толь­ко изоб­ре­та­те­ли, но и обыч­ные лю­ди. Это обес­пе­чи­ло ус­пех пер­во­му шах­мат­но­му ав­то­ма­ту под наз­ва­ни­ем «Ту­рок». В 1769 го­ду вен­гер­с­кий ин­же­нер, ба­рон Воль­ф­ганг фон Кем­пе­лен со­ору­дил шах­мат­ный ме­ха­низм для раз­в­ле­че­ния им­пе­рат­ри­цы Ма­рии-Те­ре­зы. Это бы­ло ис­к­лю­чи­тель­но ме­ха­ни­чес­кое ус­т­рой­с­т­во в ви­де кра­си­во­го ма­не­ке­на, об­ла­чен­но­го в ту­рец­кий на­ряд. Дол­гое вре­мя ник­то не мог по­нять, как дей­с­т­ву­ет этот ав­то­мат, де­лав­ший са­мос­то­ятель­но очень силь­ные хо­ды. Мно­гие по­доз­ре­ва­ли, что это ими­та­ция, но ее сек­рет не су­ме­ли раз­га­дать да­же чле­ны Фран­цуз­с­кой ака­де­мии на­ук.

На са­мом де­ле это бы­ла ис­кус­ная мис­ти­фи­ка­ция - внут­ри кон­с­т­рук­ции на­хо­дил­ся че­ло­век, ко­то­рый и обес­пе­чи­вал «Тур­ку» вы­да­ющи­еся шах­мат­ные спо­соб­нос­ти. Пе­ред каж­дой иг­рой Кем­пе­лен, а по­том и его нас­лед­ник - ав­с­т­рий­с­кий ме­ха­ник Иоганн Мель­цель де­мон­с­т­ри­ро­ва­ли внут­рен­нее со­дер­жа­ние ав­то­ма­та, но при по­мо­щи сис­те­мы зер­кал соз­да­ва­лось впе­чат­ле­ние, что кро­ме слож­ных ме­ха­низ­мов в нем ни­че­го нет.

Автомат гас­т­ро­ли­ро­вал по мно­гим ев­ро­пей­с­ким стра­нам и США. Зна­ме­ни­тый пи­са­тель Эд­гар Ал­лан По на ос­но­ве впе­чат­ле­ний от сво­его лич­но­го зна­ком­с­т­ва с «Тур­ком» на­пи­сал в 1836 го­ду са­мый из­вес­т­ный рас­сказ-ра­зоб­ла­че­ние об ав­то­ма­те Кем­пе­ле­на - «Шах­мат­ный иг­рок Мель­це­ля».

Главной проб­ле­мой шах­мат­но­го прог­рам­ми­ро­ва­ния яв­ля­ет­ся то, что чис­ло по­зи­ций в де­ре­ве пе­ре­бо­ра рас­тет в ге­омет­ри­чес­кой прог­рес­сии. В обыч­ной мит­тель­ш­пиль­ной по­зи­ции мож­но сде­лать око­ло 40 до­пус­ти­мых хо­дов. С уче­том от­вет­ных хо­дов мы по­лу­ча­ем 1600 по­зи­ций. Пос­ле двух полных хо­дов воз­ни­ка­ет 2,5 мил­ли­она по­зи­ций, а пос­ле трех - уже 4,1 мил­ли­ар­да! Пос­коль­ку в сред­нем пар­тия про­дол­жа­ет­ся при­мер­но 40 хо­дов, ко­ли­чес­т­во по­зи­ций не под­да­ет­ся ни­ка­ко­му ис­чис­ле­нию.

Интересно, что пер­вая шах­мат­ная прог­рам­ма бы­ла на­пи­са­на еще до по­яв­ле­ния дей­с­т­ву­ющих ком­пь­юте­ров. Ее соз­да­те­лем был бри­тан­с­кий ма­те­ма­тик Алан Тьюринг, ши­ро­ко приз­нан­ный как ос­но­ва­тель сов­ре­мен­ной ком­пь­ютер­ной на­уки и ру­ко­во­ди­тель груп­пы, рас­к­рыв­шей не­мец­кий шифр «Эниг­ма» во вре­мя Вто­рой ми­ро­вой вой­ны. Он раз­ра­бо­тал ряд ко­манд для ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной иг­ры в шах­ма­ты, но пос­коль­ку еще не су­щес­т­во­ва­ло ком­пь­юте­ров для об­ра­бот­ки это­го пер­во­го шах­мат­но­го ал­го­рит­ма, сде­лал это сам, на бу­ма­ге. При­мер­но в то же вре­мя в США дру­гой ве­ли­кий ма­те­ма­тик, Клод Шен­нон, ввел по­ня­тие оце­ноч­ной фун­к­ции и обоз­на­чил кон­ту­ры нес­коль­ких под­хо­дов к раз­ра­бот­ке ком­пь­ютер­ных шах­мат­ных прог­рамм.

Центр ядер­ных ис­сле­до­ва­ний в Лос-Ала­мо­се в 1950 го­ду вряд ли был под­хо­дя­щим мес­том для сле­ду­юще­го эта­па в раз­ви­тии ком­пь­ютер­ных шах­мат. Тем не ме­нее пос­ле дос­тав­ки ги­ган­т­с­кой вы­чис­ли­тель­ной ма­ши­ны «ЭНИ­АК-1» уче­ные оп­ро­бо­ва­ли ее, на­пи­сав шах­мат­ную прог­рам­му. Пос­ле пар­тии с со­бой и про­иг­ры­ша силь­но­му шах­ма­тис­ту (нес­мот­ря на лиш­не­го фер­зя) ма­ши­на по­бе­ди­ла де­вуш­ку, ед­ва зна­ко­мую с пра­ви­ла­ми иг­ры. Так че­ло­век впер­вые ус­ту­пил ком­пь­юте­ру в ин­тел­лек­ту­аль­ной иг­ре.

На сле­ду­ющем эта­пе бы­ли раз­ра­бо­та­ны бо­лее со­вер­шен­ные прог­рам­мы, поз­во­ля­ющие ком­пь­юте­рам не тра­тить вре­мя на пе­ре­бор бес­по­лез­ных ва­ри­ан­тов. По­явил­ся шах­мат­ный ал­го­ритм «альфа-бе­та», бла­го­да­ря ко­то­ро­му прог­рам­ма от­се­ка­ла сла­бые хо­ды и глуб­же прос­чи­ты­ва­ла по­зи­цию. Этот ме­тод «гру­бой си­лы» от­вер­га­ет лю­бой ход, по­лу­ча­ющий бо­лее низ­кую оцен­ку, чем уже рас­смот­рен­ный. Пер­вые шах­мат­ные прог­рам­мы с аль­фа-бе­та-про­це­ду­рой, ус­та­нов­лен­ные на самых мощ­ных ком­пь­юте­рах то­го вре­ме­ни, дос­тиг­ли до­воль­но вы­со­ко­го уров­ня. В 70-е го­ды они уже мог­ли по­беж­дать мно­гих шах­ма­тис­тов-лю­би­те­лей.

В 1967 го­ду сос­то­ял­ся пер­вый меж­ду­на­род­ный матч меж­ду шах­мат­ны­ми прог­рам­ма­ми, од­на из ко­то­рых бы­ла раз­ра­бо­та­на в Ин­с­ти­ту­те те­оре­ти­чес­кой и эк­с­пе­ри­мен­таль­ной фи­зи­ки (СССР), дру­гая - в Стен­фор­д­с­ком уни­вер­си­те­те (США). Этот те­лег­раф­ный матч из че­ты­рех пар­тий длил­ся це­лый год и за­вер­шил­ся со сче­том 3:1 в поль­зу со­вет­с­кой прог­рам­мы. В 1972 го­ду в Ин­с­ти­ту­те проб­лем уп­рав­ле­ния бы­ла соз­да­на шах­мат­ная прог­рам­ма «Ка­ис­са», сыг­рав­шая матч из двух пар­тий с чи­та­те­ля­ми га­зе­ты «Ком­со­моль­с­кая прав­да». Ла­же про­иг­рыш со сче­том 0,5:1,5 тог­да был боль­шим ус­пе­хом для но­вой, еще не «обка­тан­ной» прог­рам­мы. Че­рез два го­да «Ка­ис­са» вы­иг­ра­ла пер­вый чем­пи­онат ми­ра сре­ди шах­мат­ных прог­рамм (Сток­гольм, 1974), по­ка­зав стоп­ро­цен­т­ный ре­зуль­тат. На сле­ду­ющих двух чем­пи­она­тах (1977 и 1980) она так­же выс­ту­пи­ла неп­ло­хо, но за­тем ее учас­тие в этих со­рев­но­ва­ни­ях ста­ло бес­смыс­лен­ным, глав­ным об­ра­зом из-за от­с­та­ва­ния в об­лас­ти ком­пь­ютер­ных тех­но­ло­гий.

Дальнейшее раз­ви­тие ком­пь­ютер­ных шах­мат свя­за­но с прос­лав­лен­ной ком­па­ни­ей Bell La­bo­ra­to­ri­es. Кен Том­п­сон, соз­да­тель опе­ра­ци­он­ной сис­те­мы Unix, пос­т­ро­ил спе­ци­али­зи­ро­ван­ный шах­мат­ный ком­пь­ютер Bel­le, ос­но­ван­ный на сот­нях мик­роп­ро­цес­со­ров. Эта ма­ши­на мог­ла об­ра­ба­ты­вать до 100 000 по­зи­ций в се­кун­ду, тог­да как обыч­ные ком­пь­юте­ры справ­ля­лись лишь с 5000 по­зи­ций. Прос­мат­ри­вая по­зи­цию до де­вя­ти хо­дов в глу­би­ну, ком­пь­ютер Bel­le мог иг­рать на уров­не мас­те­ра и зна­чи­тель­но пре­вос­хо­дил дру­гие шах­мат­ные ма­ши­ны. В на­ча­ле 80-х го­дов он по­беж­дал поч­ти на всех со­рев­но­ва­ни­ях по ком­пь­ютер­ным шах­ма­там, по­ка его не прев­зош­ли ог­ром­ные су­пер­ком­пь­юте­ры Cray.

Шахматные прог­рам­мы для пер­со­наль­ных ком­пь­юте­ров - Sar­gon, Ches­sMas­ter, Fritz и дру­гие - про­дол­жа­ли со­вершенствоваться и ста­но­ви­лись силь­нее бла­го­да­ря быс­т­ро­му рос­ту вы­чис­ли­тель­ной мощ­нос­ти про­цес­со­ров от In­tel. Спе­ци­али­зи­ро­ван­ные шах­мат­ные ком­пь­юте­ры то­же вер­ну­лись на сце­ну в ви­де це­ло­го по­ко­ле­ния ма­шин, раз­ра­бо­тан­ных в уни­вер­си­те­те Кар­не­ги-Мэл­ло­на. Про­фес­сор Ханс Бер­ли­нер был спе­ци­алис­том по ком­пь­ютер­ным тех­но­ло­ги­ям, а так­же чем­пи­оном ми­ра по иг­ре в шах­ма­ты по пе­ре­пис­ке. Его ма­ши­на Hi­Tech впос­лед­с­т­вии бы­ла прев­зой­де­на де­ти­щем его вы­пус­к­ни­ков, Мюр­рея Кэм­п­бел­ла и Фэн Сун Су. Они взя­ли сво­его ком­пь­ютер­но­го чем­пи­она под наз­ва­ни­ем De­ep Tho­ught и при­со­еди­ни­лись к IBM, где их про­ект был пе­ре­име­но­ван в Deep Blue.

Компьютер De­ep Blue, с ко­то­рым я иг­рал мат­чи 1996 и 1997 го­да, сос­то­ял из сер­ве­ра IBM SP/2 с боль­шим ко­ли­чес­т­вом спе­ци­аль­ных шах­мат­ных мик­роп­ро­цес­со­ров. Он мог об­ра­ба­ты­вать до двух­сот мил­ли­онов по­зи­ций в се­кун­ду. Как и все сов­ре­мен­ные шах­мат­ные ком­пь­юте­ры, De­ep Blue так­же имел дос­туп к ог­ром­ной ба­зе дан­ных пред­ва­ри­тель­но зап­рог­рам­ми­ро­ван­ных де­бют­ных по­зи­ций, отоб­ран­ных из ре­аль­ных пар­тий грос­смей­с­те­ров. Эта ба­за дан­ных, со­дер­жа­щая мил­ли­оны по­зи­ций, без сом­не­ния, пре­вос­хо­дит воз­мож­нос­ти па­мя­ти и де­бют­ные поз­на­ния лю­бо­го от­дель­но­го че­ло­ве­ка. Мощ­ная шах­мат­ная прог­рам­ма мо­жет сле­до­вать луч­шим об­раз­цам на про­тя­же­нии бо­лее де­сят­ка хо­дов, преж­де чем прис­ту­пит к са­мос­то­ятель­ным рас­че­там. Без это­го ком­п­лек­са че­ло­ве­чес­ких зна­ний о де­бю­тах прог­рам­мы иг­ра­ли бы зна­чи­тель­но сла­бее.

Существуют так­же ба­зы дан­ных, ко­то­рые ис­поль­зу­ют­ся лишь в за­вер­ша­ющей ста­дии иг­ры. Эти «эндшпиль­ные таб­ли­цы», еще од­но тво­ре­ние Ке­на Том­п­со­на, со­дер­жат все воз­мож­ные по­зи­ции с шес­тью или ме­нее фи­гу­ра­ми на дос­ке (уже на­ча­ли по­яв­лять­ся и се­ми­фи­гур­ные по­зи­ции). С по­мощью этих ора­ку­лов бы­ли об­на­ру­же­ны по­зи­ции, тре­бу­ющие для по­бед­но­го за­вер­ше­ния иг­ры бо­лее 200 точ­ных хо­дов! О таком уров­не слож­нос­ти рань­ше не при­хо­ди­лось и меч­тать, и он прос­то не­дос­ти­жим для че­ло­ве­ка.

К счас­тью, меж­ду де­бю­том и эн­д­ш­пи­лем бо­ги пре­дус­мот­ри­тель­но пос­та­ви­ли мит­тель­ш­пиль, и «ком­пь­ютер­ная смерть» шах­ма­там по­ка не гро­зит.

Макс Эй­ве (20.05.1901 - 26.11.1981), Ни­дер­лан­ды

Че­ло­век, по­бе­див­ший Але­хи­на

Пя­тый чем­пи­он ми­ра по шах­ма­там (1935-1937), Эй­ве был весь­ма раз­нос­то­рон­ней лич­нос­тью: и док­тор ма­те­ма­ти­ки, и ме­ха­ник, и ас­т­ро­ном, и спе­ци­алист по ЭВМ, а в кон­це жиз­ни - пре­зи­дент ФИ­ДЕ. При этом он пре­вос­ход­но раз­би­рал­ся в ню­ан­сах древ­ней иг­ры, был ярым при­вер­жен­цем по­зи­ци­он­но­го уче­ния Стей­ни­ца, круп­ным шах­мат­ным ли­те­ра­то­ром, пе­да­го­гом и ме­то­дис­том.

Би­ог­ра­фы д-ра Эй­ве от­ме­ча­ют, что он очень хо­ро­шо умел оп­ре­де­лять це­ли и при­ори­те­ты и до­би­вать­ся их выпол­не­ния. Он пер­вым на­чал про­фес­си­ональ­но го­то­вить­ся к мат­чам на пер­вен­с­т­во ми­ра, уде­ляя дол­ж­ное вни­ма­ние и фи­зи­чес­кой, и прак­ти­чес­кой, и те­оре­ти­чес­кой под­го­тов­ке (поз­же Бот­вин­ник соз­дал на этой ба­зе це­лую сис­те­му). В мат­чах с Але­хи­ным он с упор­с­т­вом уче­но­го ис­кал и нашел для се­бя та­кой де­бют­ный ре­пер­ту­ар, ко­то­рый поз­волил ни­ве­ли­ро­вать за дос­кой луч­шие шах­мат­ные ка­чес­т­ва рус­ско­го ге­ния. До­ба­вим к это­му точ­ный рас­чет, чув­с­т­во ини­ци­ати­вы и вы­да­ющу­юся пси­хо­ло­ги­чес­кую ус­той­чи­вость Эй­ве - и ста­нет яс­но, по­че­му он был для Але­хи­на столь не­удоб­ным со­пер­ни­ком.

В 50-е го­ды Эй­ве ув­лек­ся ки­бер­не­ти­кой и за­ин­те­ресовал­ся тру­да­ми Кло­да Шен­но­на, ко­то­рый пер­вым сфор­мули­ро­вал прин­ци­пы прог­рам­ми­ро­ва­ния шах­мат­ной иг­ры на ЭВМ. К то­му вре­ме­ни экс-чем­пи­он ми­ра уже за­кон­чил выступ­ле­ния в тур­ни­рах и пос­вя­тил се­бя на­уч­ной ра­бо­те. Бу­ду­чи кон­суль­тан­том фир­мы «Ре­мин­г­тон Рэнд», а за­тем ди­рек­то­ром Учеб­но­го цен­т­ра по ав­то­ма­ти­зи­ро­ван­ной об­ра­бот­ке дан­ных и пред­се­да­те­лем ко­мис­сии Ев­ро­ато­ма по шах­мат­но­му прог­рам­ми­ро­ва­нию, он во­очию убе­дил­ся в том, что шах­ма­ты - иде­аль­ное сред­с­т­во для оп­ре­де­ле­ния уров­ня дос­ти­же­ний ЭВМ. Прав­да, в от­ли­чие от Бот­вин­ни­ка, Эй­ве не пи­тал осо­бо­го оп­ти­миз­ма по по­во­ду по­тен­ци­аль­ной си­лы иг­ры ма­ши­ны.

«Это так­тик, ре­шив­ший лю­бой це­ной сде­лать­ся хо­ро­шим стра­те­гом… Эй­ве, по­жа­луй, слиш­ком свя­то ве­рит в не­из­мен­ность пра­вил» (Але­хин).

«В жиз­ни ни­че­го слу­чай­но­го не бы­ва­ет: в ка­кой бы форме ни на­хо­дил­ся тог­да Але­хин, вы­иг­рать у не­го матч мог толь­ко мас­тер вы­со­чай­ше­го клас­са. Эй­ве иг­рал луч­ше и по пра­ву стал чем­пи­оном» (Смыс­лов).

«Шах­ма­ты не ис­чер­па­лись и про­дол­жа­ют ос­та­вать­ся жи­вой, ди­на­мич­ной и веч­но раз­ви­ва­ющей­ся иг­рой. Они настоль­ко бо­га­ты, что про­су­щес­т­ву­ют еще ты­ся­чи лет!» (Эйве).

Глава 16

Наши рекомендации