Техника нанесения ударов-финтов

Финтами в средневековом фехтовании называют движения, выполненные по нестандартным траекториям и использованием мышц руки. В своей последней фазе поражения финт всегда приобретает форму базового удара, что позволяет отследить его качество. Нестандартные траектории (рис.18).

Рис.18

Во время нанесения базовых ударов фехтовальщик использует фехтовальный маховый ритм. Он может быть быстрым, медленным и средним, переход от любого махового ритма на другую скорость, при этом работая на стандартной траектории, с последующим увеличением или уменьшением последнего удара и является построением финтящего движения. Траектории финтов, подрезов, восьмерок (рис.19.1, 19.2).

Рис.19.1

Рис.19.2

Во время нанесения ударов фехтовальщик, строя фехтовальную связку, использует сочетания трех “китов” в историческом фехтовании. Это поражающий удар, идущий в зачет, шокирующий и дестабилизирующий. Шокирующий и дестабилизирующий удары подготавливают плацдарм для нанесения точного поражающего удара. Техника выполнения этих ударов может быть совершенно различна (при нанесении каролинского удара хват может быть романским). Задачи этих ударов и действий могут достигаться различными хватами и положением оружия.

Схема №2.

Умелый фехтовальщик во время фехтования ставит перед собой фехтовальные задачи из этих трех ударов, и если противник парирует их, пытается тут же во время боя преображать их из одной формы в другую.

Действия щитом

Действия щитом могут быть как защитными, так и наступающими.

Защитные действия — жесткие и смягчающие жесткие защиты (рис.20) осуществляются плоскостью щита, ребром, умбоном. Смягчающие защиты не принимают на себя всю силу удара и сопровождают его по мягкой линии (отводам) (рис.21).

Рис.20

Рис.21

Наступающие действия — щит используется для построения наступательных комбинаций. После отражения атаки противника щит может выполнять следующие виды атакующих действий.

Зацеп щитом (рис.22). Зацеп щита щитом направлен на открывание правого плеча противника от его щита для последующего нанесения туда удара (рис.23).

Рис.22

Рис.23

Толчок плоскостью — направлен на выведение из состояния равновесия (рис.24).

Рис.24

Наложение щита — направлено на придерживание щита противника и не позволение ему защититься от вертикальных или засечных ударов (рис.25).

Рис.25

Подставки и удары ребром щита — подставка ребра щита используется для подавления атакующих действий противника и делается только на кисть и предплечье (рис.26). Удары ребром щита наносятся только в плоскость щита противника с целью его дестабилизации (рис.27).

Рис.26

Рис.27

Также к дестабилизирующим ударам относятся защитные действия оружием (мечом).

Действия щитом

Защиты оружием направлены на изменение траектории удара или полную остановку удара противника.

Защиты подразделяются на три вида.

  1. Сбивы — фехтовальные действия, производимые на большой скорости, как с нападающей, так и с защищающейся стороны, направленные на изменение траектории удара (рис.28).

Рис.28

Сбивы бывают трех видов:

    • лезвие в плоскость (рис.29)

Рис.29

    • лезвие в плоскость и лезвие (рис.30)

Рис.30

    • лезвие в лезвие (рис.31)

Рис.31

Во время исполнения сбива следует особо помнить, что каждый сбив несет смысловую нагрузку и подготавливает последующую фехтовальную комбинацию.

Можно вывести формулу зоны оружия, производящего сбив. Зоны должны быть равны атакующим зонам или быть на номер выше атакующей (рис.32).

Рис.32

Сбив производится по двум глубинным точкам.

    • точка на мече (сила удара сбива направлена на лезвие оружия (рис.33)).

Рис.33

    • точка находится на расстоянии 5-10 см за плоскостью клинка. Этот сбив чаще наносится во 2-3 зоны оружия и направлен на слом или на выбивание оружия из руки противника (рис.34).

Рис.34

После сбива очень удобно наносить контратаку, так как скорость меча защищающегося спортсмена продолжает нарастать (рис.35).

Рис.35

  1. Блоки — жесткая постановка меча из состояния покоя против скоростного атакующего действия. Блок, как форма защиты оружием, является самой простой и довольно эффективной, но в связи с разрушением рубящей кромки клинка не рекомендуется к частому использованию во время боя и на тренировках. Очень часто используется фехтовальщиками невысокого уровня (рис.36).

Рис.36

Блок используют в тот момент, когда другие формы защиты не способны отразить атаку. После жесткого блока тяжело тут же нанести быструю атаку, так как мышцы руки находятся в состоянии закрепления для парирования удара.



  1. Отводы — по своей защитной физиологии они близки к сбивам, но в отличие от них производятся из состояния покоя без жесткого удара по клинку противника, лишь мягким переводом того оружия. Если взять силу удара за 100%, то если против этого удара сработать защиту отвода, то в момент попадания удара в вас, его сила должна потерять около 50-60% мощности, что делает этот удар не поражающим (рис.37).

Рис.37

Отводы — форма защиты в ближнем бою, позволяющая быстро контратаковать, так как мышцы руки на отводе более расслаблены, чем на блоке, и имеют начальную двигательную скорость.

В арсенал фехтовальщика также входит и техника защиты телом (свиля). За основу бралась техника свили А. Белова, разработанная в славяно-горицкой борьбе, но ввиду специфики немного видоизмененная.

Свиля — защитные действия телом, направленные на уход с линии поражающего удара.(рис.38.1)

Рис.38.1

Подсады — используются от всех видов диагональных ударов. При этом от верхних ударов задняя нога подтягивается для избежания ударов мечом в область голени (рис.38.2).

Рис.38.2

Низкие подсады используются от горизонтальных ударов, но ввиду своей энергоемкости применяются крайне редко. Чаще задействуются, если фехтовальщик уже близок к положению низкого подсада, и просто делать другую свилю более трудно (рис.39).

Рис.39

Скруты телом — делаются, в основном, от любых прямолинейных действий противника (рис.40).

Рис.40

Чаще всего используются во время толчков как погашение толчкового действия (рис.41).

Рис.41

Отрыв живота, отрыв головы (рис.42) — используется от горизонтальных ударов в области головы и живота, не энергоемок, легок в исполнении.

Рис.42

Следует помнить, что фехтовальщик несет на себе около 30-35 кг боевого и защитного снаряжения, и в момент выполнения свили задействование физических сил лишних мышц сказывается на быстром уставании спортсмена. В момент боя тело фехтовальщика расслаблено. Для выполнения быстрой свили требуется приложить силу только в одну или две точки и направить ее по определенному направлению (рис.43).

Рис.43

Рассмотренная нами свиля является осмысленной, то есть человек видит удар и делает от него защитное действие. Но также существует и не осмысленная свиля. Во время нанесения базовых ударов фехтовальщик в нижней фазе удара находится в положении свили (рис.44).

Рис.44

С исторической стороны это было выработано естественными жизненными принципами тела. Воин средневековья, использующий технику раскачки в сутолоке боя, гасил неосмысленной свилей около 30% ударов, направленных в него на поражение.

Тем самым мы можем вывести формулу проверки правильности выполнения базовых ударов: удар - свиля - удар - свиля.

Игровое владение оружием

Жонглирование оружием — подбросы оружия на различную высоту с последующим приданием ему вращения одновременно в одной или нескольких плоскостях (рис.45.1, 45.2, 45.3, 45.4), прихваты и перебросы левой и правой рукой.

Рис.45.1

Рис.45.2

Рис.45.3

Рис.45.4

Во время фехтовального боя ввиду тяжести оружия рука сползает к яблоку оружия. Удар с просветом между перекрестьем и рукой не засчитывается как поражающий, поэтому фехтовальщик должен, не сбрасывая фехтовальной скорости, посадить меч на место (рис.46), что и позволяет жонглирование.

Рис.46

Кистевые вращения меча направлены на подготовку связок кисти к большим физическим нагрузкам и для подготовки и быстрого проведения ударов-финтов (рис.47).

Рис.47

Так как все удары исторического фехтования перетекают один из другого в круговых траекториях, то базовые удары наносятся в больших и средних кругах, финты — в больших, средних и малых. Малыми фехтовальными кругами являются вращения оружия в кисти (рис.48).

Рис.48

Передвижения

Передвижения бойца во время фехтовального боя могут быть различными. Основное положение — это фронтальная стойка (рис.50).

Рис.49

Во время боя фехтовальщик раскачивает корпус в левую и правую стороны, что позволяет переходить влево- и правостороннюю стойку, и уже на свое усмотрение спортсмен может остаться в этой стойке определенное время, не меняя ее на другое положение. Основным условием в передвижении фехтовальщика является не поднос ступни одной ноги к ступне другой. В виду увеличенной массы в верхней части тела при узкой постановке ног спортсмена легко вывести из равновесия (рис.50).

Рис.50

Мышцы ног фехтовальщика должны отвечать двум основным требованиям:

    • силовая нагрузка от доспеха;
    • скоростная работа на выпаде вперед и в атаке.

Используя весь комплекс фехтовальных действий, спортсмен в спарринге наносит атаки, которые в зависимости от его мастерства подразделяются на простые, повторные, сложные атаки.

Простые атаки

Простыми атаками в историческом фехтовании называются атаки, использующие в своем арсенале только базовые удары (1–2–3 удара), направленные сразу на поражение противника. При этом у них может изменяться только длина руки и сила удара.

    • Атака №1. Засечный правый - засечный левый - вертикальный (рис.51).

Рис.51

    • Атака №2. Подплужный правый - отножной левый - горизонтальный правый (рис.52).

Рис.52

    • Атака №3. Поземный правый - отножной левый - вертикальный (рис.53).

Рис.53

При высокой скоростной подготовке фехтовальщика простые атаки приносят 70-80% победных очков.

Атака №1.

Мощный засечный справа с длинной рукой и всей массой тела со сближением с противником за счет подставки левой ноги. Засечный слева, средняя рука, подставка правой ноги, выход на вертикальный удар с длинным выпадом левой ноги. Во всех трех стадиях — щит перед собой.

Атака №2.

Подплужный правый с длинной рукой с подшагом левой ногой. Отножной слева, короткая рука, ноги вместе, проворот оружия над головой, горизонталь справа с выходом левой ноги вперед.

Атака №3.

Поземный удар справа, короткая рука (фронтальная стойка); отножной слева, длинная рука; подшаг левой ногой, проворот оружия над головой, вертикальный удар с отставкой правой ноги назад.

Рис.54.1

Рис.54.2

Рис.54.3

Во время атаки противник атакуется по зонам.

    • Первая зона — зона контакта с противником (выступающие части экипировки — меч, щит).
    • Вторая зона — зона контакта (выступающие части тела — руки, ноги).
    • Третья зона — зона контакта (тело противника).

Начало простой атаки строится с использованием трех зон.

Пример:

    • Выпад с преодолением двух зон без ударов с поражением сразу третьей зоны.
    • Рубящая атака на первую зону, затем на вторую зону с последующим выходом из атаки или поражением третьей зоны.
    • Атака наскоком второй зоны с последующим отходом и атакой первой зоны.

Сложные атаки

Сложными атаками в историческом фехтовании называются атаки, использующие в своем арсенале всю гамму фехтовальных движений и состоящих из 4-5 ударов, работающих по принципу трех зон атак и шокирующих, дестабилизирующих, поражающих ударов.

Пример:

Атака.

Сделать финт “восьмерка” перед противником — рассеять внимание, на последнем движении финта атаковать дестабилизирующим ударом меч противника (справа налево), атаковать вертикальным ударом с левой стороны руку противника, увести меч по дуге после удара вправо и на этом движении поднять левую руку со щитом для накладки его сверху. В это время правая рука описывает дугу и с подшагом левой ноги и удержанием щита наносится вертикальный удар в голову.

В арсенал сложных атак входят шокирующие удары и действия, дестабилизирующие удары и действия.

Шокирующие удары — удары по противнику или по частям экипировки, не идущие в зачет, чаще всего удары по навершию шлема, скользящие удары в корпус. Их смысловая нагрузка состоит в том, что противник самостоятельно, находясь под атакой, не может определить, был ли нанесен шокирующий или поражающий удар, что заставляет его неверно оценивать фехтовальную ситуацию и вызывает ошибочные действия (рис.55.1, 55.2).

Рис.55.1

Рис.55.2

Шокирующими действиями называются различные сложные траектории движения оружия, провороты клинка в кисти, которые производятся на дистанции и являются подготовительными перед входом в атаку (рис.56).

Рис.56

Дестабилизирующие удары направлены на перемещение оружия и щита противника.

Удары по оружию наносятся с целью выбивания меча, отброса меча в сторону, не удобную для быстрого ответного удара. Удар по мечу также используется для изменения последующей траектории удара или для ускорения атакующего движения (рис.57).

Рис.57

Дестабилизирующие удары по щиту наносятся по краям щита. Так как щит крепится на руке, и рука становится осью вращения щита вокруг нее. Нанося дестабилизирующие удары в слабые края щита, щит постепенно будет сворачиваться, тем самым открывая спортсмена, что позволит нанести удар в незащищенное тело противника.

Дестабилизирующие действия — толчки плоскостью щита и телом, направленные на выведение из состояния устойчивого равновесия противника с последующим нанесением ударов в момент, когда фехтовальщик не может четко и своевременно производить защитные действия.

Повторные атаки

Повторной называется атака, к которой прибегают сразу же вслед за первой неудавшейся.

Наиболее благоприятная ситуация для повторной атаки складывается, когда противник после нанесенной атаки не пытается атаковать сам или находится в замешательстве.

Наиболее распространенная форма повторной атаки: сложная атака - выход из атаки - простая атака.

Наши рекомендации