Периоды обучения и тренировки
Необходимость систематической круглогодовой тренировки стала общепризнанной, и поэтому тренировочный процесс планируется на год. В планировании учебно-тренировочной работы с фехтовальщиками-новичками и фехтовальщиками старших разрядов имеются существенные отличия. Занятия с первыми планируются из расчета постановки элементарной типовой техники и выполнения на этой основе требований первичного разряда спортивной классификации к концу учебно-тренировочного года и выбора вида фехтования для дальнейшей специализации.
В принципе весь учебно-тренировочный год делится на три периода: подготовительный, основной и переходный. Каждый период имеет свои задачи, средства и методы.
Построение обучения и тренировки для фехтовальщиков-новичков
Подготовительный период
Задачами этого периода являются:
1) организация коллектива и привитие навыков дисциплины, гигиены, режима;
2) улучшение физического развития и физических качеств;
3) овладение основными спортивно-техническими навыками и умениями, постановка «школы» (установление типовой техники фехтования на одном из видов оружия).
Средства подготовительного периода составляют: упражнения общего воздействия на организм и специальные упражнения фехтовальщика, беседы с освещением вопросов дисциплины, режима, основ физического воспитания, истории фехтования, врачебного контроля.
В этом же периоде должны осуществляться подготовка и участие в соревнованиях по комплексу ГТО для выполнения требований следующих ступеней (по отношению к имеющимся у занимающихся).
Общеразвивающие упражнения применяются: в первой части урока в виде общей разминки, в третьей части как специальные упражнения для развития и совершенствования физических качеств и в специальных занятиях по физической подготовке.
Упражнения, направленные на развитие специфических качеств, применяются для улучшения готовности к выполнению фехтовальных движений и развития тех качеств, которые особенно нужны для успешного ведения боя (улучшение координации движений, быстроты реакции, специфической выносливости, развития мышц, принимающих главное участие в фехтовальных движениях, и т. п.). Об этих упражнениях мы достаточно говорили ранее в разделе о развитии совершенствования физических качеств фехтовальщика.
На протяжении первых 2—2,5 месяцев упражнения, направленные на развитие физических и специфических качеств, занимают значительное время в каждом занятии и в уроках, полностью отдаваемых на физическую подготовку. Это объясняется необходимостью создать общую подготовленность занимающихся к большому количеству разучиваний, пояснений, связанных с освоением. Затем эти упражнения в первой части урока превращаются в общую и специальную разминки, а работе над отстающими качествами главное внимание отдается в третьей части урока.
Вторая часть урока (основная) разрешает задачи овладения основными навыками, которые составляют типовую, школьную технику фехтования, и установления первых тактических понятий.
Этот период особенно ответствен с точки зрения создания правильной установки на дальнейшую работу. Именно здесь создается техническая база, на которой в дальнейшем строится спортивное мастерство. От того, насколько правильно и основательно проведено овладение основами фехтования, зависит судьба будущих успехов.
Первый период обучения отличается значительной нагрузкой общего характера и сравнительно небольшой нагрузкой в самом фехтовании. Постепенно время на фехтовальные упражнения основной части урока увеличивается, включаются соревновательные упражнения, учебные и вольные бои. К концу подготовительного периода фехтовальщик должен быть уже подготовлен к участию в первых соревнованиях, которые подводят итоги предварительной работы над установлением основных фехтовальных навыков и умений.
Длительность подготовительного периода для начинающих фехтовальщиков в зависимости от физической подготовленности, восприимчивости и возраста колеблется в пределах от 3 до 5 месяцев.
Следует рекомендовать специальные занятия по физической подготовке не реже двух раз в месяц. При проведении подготовительных упражнений необходимо сосредоточить особое внимание на развитии специфической координации и, в частности, на правильной постановке боевой стойки и передвижений разного вида. Этим упражнениям в каждом занятии уделяют не менее 20—30 мин. Их проводят без оружия и с оружием.
В занятиях с молодыми фехтовальщиками упражнения, направленные на овладение и совершенствование основных навыков фехтования, проводят в медленном и среднем темпе, обращая внимание на достижение легкости, точности и свободы выполнения каждого движения. Только после установления правильной координации и понимания смысла каждого приема и действия можно переходить к убыстрениям до максимального темпа действий. Продолжительность учебно-тренировочных занятий в подготовительном периоде от полутора часов вначале постепенно доводится до двух-двух с половиной часов.
Основной период
В задачи этого периода входит: 1) увеличение функциональных возможностей организма и совершенствование физических качеств; 2) закрепление и совершенствование технических и тактических навыков; 3) воспитание и развитие психических качеств, необходимых для ведения боев в соревнованиях.
Длительность основного периода колеблется от 5 до 7 месяцев. В этом периоде обычно имеют место два этапа: общей и специальной подготовки.
Этап общей подготовки имеет продолжительность, которая в значительной мере определяется успешностью и интенсивностью подготовительного периода и колеблется от 4 до 5 месяцев. Здесь решаются задачи: закрепления и совершенствования спортивной техники, полученной в подготовительном периоде; овладения тактикой фехтовального боя; установления индивидуальных склонностей и особенностей фехтовальщиков; достижения состояния спортивной формы, позволяющего выносить напряжения соревнований (достигается специфическая выносливость фехтовальщика).
Средствами служат: индивидуальные уроки преподавателя; упражнения с партнером; взаимные индивидуальные уроки, контры, учебные и вольные бои, а также: общая и специальная разминка. Характерным в занятиях на этом этапе является: постепенное возрастание интенсивности и всей нагрузки за счет упражнений самого фехтования; постепенное уменьшение нагрузки в упражнениях, направленных на развитие и совершенствование физических качеств; подчеркнутое внимание к воспитанию волевых и специальных тактических качеств; увеличение количества соревновательных упражнений и учебных соревнований.
От выполнения по командам, которое имело известное место в упражнениях подготовительного периода, постепенно переходят к упражнениям, выполняемым по заданию, но самостоятельно с партнером под наблюдением тренера. Происходит индивидуализация заданий тренера-преподавателя.
Одной из важнейших задач является привитие вкуса и навыков в самостоятельных упражнениях по заданному плану, развитие активности, сознательного и требовательного отношения к своим действиям в упражнениях и учебных боях, способности к настойчивому исправлению недостатков.
Удельный вес основной части вырастает до 60—70% и значительно превышает основные упражнения в подготовительном периоде. С приближением сроков соревнований упражнения, связанные с большими физическими и психическими напряжениями, начинают занимать все большее место. На учебные бои и учебные соревнования отводится сначала по 10—15 мин. в занятии, а к концу этапа общей подготовки их длительность может доходить до 25—35 мин.
Несколько изменяется значение и содержание заключительной части. В связи с необходимостью погашения значительного возбуждения, возникающего под влиянием соревновательных упражнений и учебных боев в основной части, заключительная часть удлиняется. Большее время отводится подведению итогов занятия, что бывает необходимым для разбора вопросов теории фехтования, основ тактики, назначения индивидуальных заданий для самостоятельной работы.
Этап специальной подготовки к соревнованиям имеет основной задачей развитие «тактического мышления» и специфической выносливости. Длительность этого этапа колеблется в пределах 1—2 месяцев. Чем интенсивнее проходили тренировки на этапе общей подготовки, тем короче будет этап специальной подготовки. Занятия на этом этапе постепенно подводят фехтовальщика к условиям, в которых он должен будет находиться во время соревнований. Средствами здесь должны быть: общая и специальная разминки; упражнения в совершенствовании техники и, главным образом, тактики в парных упражнениях, в индивидуальных уроках, в учебных боях и , учебных соревнованиях, специальные беседы по вопросам тактики и поведения в соревнованиях. Кроме боев, которые проводятся в конце основной части занятия, следует проводить через 5—7 дней соревнования по официальным правилам как внутри группы, так и с приглашением других фехтовальщиков.
Перед официальными соревнованиями может быть рекомендовано снижение нагрузки для создания некоторого запаса сил и нервной энергии. В последнюю неделю рекомендуется шире использовать технические упражнения без напряжения. Разминки, общую и специальную, нужно проводить энергично в таком же плане, как перед соревнованиями. Для специальной разминки можно использовать не только упражнения на мишенях, но и индивидуальные уроки, парные упражнения и вольные бои, проводимые легко, главным образом для создания определенной настроенности на предстоящие соревнования. Продолжительность занятий в последние дни перед соревнованиями сокращается до 70—90 мин.
На этапе специальной подготовки не занимаются разучиванием новых приемов и действий, а еовершенотвуют уже известные, стараясь найти для каждого фехтовальщика наиболее выгодные, которые впоследствии составят его боевой репертуар, будут создавать его индивидуальный стиль. Здесь не рекомендуется долго задерживаться на исправлении ошибок, особенно крупных, следует только смягчать их влияние. Тон проведения занятий должен быть веселым, бодрым, вселяющим в фехтовальщиков уверенность в силах. Кроме практических занятий, нужно уделить значительное время и для бесед на специальные темы о тактике, правилах соревнований, об особенностях возможных противников и о способах борьбы при разных ситуациях.
Переходный период
Задачей здесь является постепенный переход от напряженной учебно-тренировочной работы на протяжении длительного времени и заключительных соревнований к отдыху.
Длительность его может быть от 1 до 2 месяцев.
Содержанием переходного периода могут являться упражнения в других видах спорта и ознакомление с другими видами фехтования.
В каждом отдельном случае .преподаватель должен рекомендовать те или иные средства отдыха, советуясь с врачом. Бели нагрузка в году была значительной, а последние соревнования напряженными, следует рекомендовать полный отдых от фехтования и занятия такими видами спорта, которые отличаются по своему характеру от фехтования (плавание, гребля, туризм, лыжные прогулки, пешие прогулки).