Основная часть урока (задачи, средства, методика проведения).
Общими задачами основной части урока гимнастики, определяющими направление деятельности занимающихся, являются:
1. Воспитание волевых и физических качеств занимающихся.
2. Формирование жизненно необходимых и спортивных двигательных навыков.
На каждом занятии гимнастикой, с кем бы оно ни проводилось, решаются обе эти задачи. При этом следует учитывать, что процесс обучения упражнениям на гимнастических снарядах требует значительного времени на операции, непосредственно не связанные с выполнением упражнений (показ, объяснение техники, анализ попыток, постановка задач, а главное — поочередность выполнения упражнений). Моторная плотность этого отрезка урока едва достигает 3—4%. В результате занимающиеся хотя и приобретают умения и навыки в выполнении тех или иных упражнений, однако воспитание физических качеств при таких режимах занятий осуществляется крайне медленно. Для исправления создавшегося положения необходимо резервировать время на выполнение специальных упражнений, обеспечивающих развитие физических качеств, выбирать относительно простую форму упражнений и использовать фронтальный метод.
Средства
В основной части урока гимнастики применяются такие упражнения, для выполнения которых требуются значительные волевые и физические усилия: упражнения на гимнастических снарядах, опорные прыжки, акробатические упражнения, прикладные общеразви-вающие упражнения повышенной интенсивности. Выбор упражнений для конкретно взятого занятия зависит от частных задач основной части урока, от индивидуальных возможностей занимающихся и других условий.
Чередование упражнений
Программа занятий гимнастикой предполагает формирование у занимающихся большого количества разнообразных двигательных умений и навыков. Правильное определение количества различных видов упражнений и их чередование в пределах одного урока во многом предопределяют его успех. При решении этих вопросов по-мимо задач урока, состава занимающихся и других условий его проведения следует учитывать:
1. Условия сохранения высокой работоспособности занимающихся в основной части урока. Нужно так чередовать упражнения, чтобы упражнения физподготовки во всех случаях заключали основную часть урока: игры с бегом, преодолением препятствий, прыжками следовали бы после видов, в которых занимающиеся овладевают техникой упражнений на гимнастических снарядах; однотипные по характеру нагрузки упражнения не выполнялись бы непосредственно одно за другим.
2. Степень овладения занимающимися упражнениями, намеченными планом урока. Не следует в программу основной части одного урока включать большое количество не освоенных упражнений.
Общие методические указания к проведению основной части урока
Для выполнения требований, предъявляемых к проведению основной части урока гимнастики, преподаватель должен уметь: пользоваться всеми методами обучения; оказывать помощь; анализировать и давать оценку действиям занимающихся; устранять ошибки; применять меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений.
1. Методы обучения. К ним относятся: показ упражнений препо- - давателем, объяснение техники их выполнения, демонстрации раз личных наглядных пособий.
На первом этапе обучения упражнению ведущим анализатором поступающей информации является зрительный. Поэтому для создания у занимающегося четкого представления о том, что ему предстоит делать, преподавателю необходимо обеспечить прежде всего хорошую наглядную информацию.
2. Оказание помощи занимающимся. Чтобы обеспечить выполне ние упражнения каждым занимающимся, преподаватель оказывает помощь проводкой (физическая помощь) и подсказом. Физическая помощь оказывается занимающемуся в тех случаях, когда уровень развития его двигательных качеств находится ниже требований, предъявляемых к изучаемым двигательным, действиям, и тогда, когда занимающийся впервые пытается выполнить задан ное упражнение.
Наиболее существенным компонентом техники является ритм действий. Чаще всего занимающиеся не справляются именно с ритмом. По ходу выполнения упражнения преподаватель может в нужный момент звуковым сигналом или касанием рукой занимающегося подсказать ему нужный ритм действия.
3. Анализ и оценка действий занимающихся. Чтобы повысить ка чество выполнения упражнений в каждой очередной попытке, необ ходимо каждый раз оценивать действия занимающегося и ставить перед ним конкретные задачи.
4. Наблюдение и устранение ошибок. Заметить невыполнение
или плохое выполнение упражнения как следствие какой-либо ошибки в технике довольно легко. Для этого не нужны ни особые знания, ни особые умения. Да и пересказ результатов такого наблюдения ничего, кроме огорчения, ученику не даст. Нужно увидеть причину неудачного выполнения упражнения и принять меры к ее устранению.
5. Меры, обеспечивающие безопасность выполнения упражнений. Соблюдение нормального режима занятий и правильный подбор упражнений являются важнейшими условиями, обеспечивающими безопасность их проведения. Кроме этого, необходимо тщательно готовить места занятий и отлично владеть приемами страховки. Во избежание травм при первой попытке в выполнении нового упражнения следует страховать каждого занимающегося. В дальнейшем страховку можно применять лишь тогда, когда в этом появится необходимость.
Методика проведения отдельных видов упражнений основной части урока
Все виды упражнений, применяемых в основной части урока гимнастики, по своим характерным особенностям в организации и методике проведения можно разделить на следующие три группы:
1. Упражнения на гимнастических снарядах, прыжки, акробатические упражнения и некоторые прикладные упражнения.
2. Комбинации вольных упражнений.
3. Упражнения физической подготовки.
Упражнения на гимнастических снарядах. При проведении упражнений на гимнастических снарядах преподавателю рекомендуется:
1. добиваться организованной и быстрой подготовки места занятий. Гарантией этому служит четкое распределение обязанностей между занимающимися и контроль за их выполнением;
2. создавать оптимальные условия занимающимся для наблюдения за ходом выполнения упражнений. Этому может способствовать правильно выбранная позиция наблюдающегося, обеспечивающая удобный ракурс наблюдения и ослабляющая вредное воздействие постоянных раздражителей на остроту восприятия;
3) проводить специальную разминку перед выполнением основ ных упражнений. Со специальной разминки начинаются занятия в каждом виде упражнений основной части урока. Специальная раз минка осуществляет дополнительную подготовку двигательного ап парата и позволяет определить занимающемуся свои сегодняшние возможности к выполнению именно данного вида упражнений (по выражению гимнастов — «почувствовать снаряд»). В средства раз минки могут входить: общеразвивающие упражнения без предме тов, с предметами и отягощениями, на снарядах массового типа и обязательно упражнения того вида, к которому готовится занимаю щийся. Для начинающих заниматься гимнастикой выбор и дозиров ку упражнений определяет преподаватель (тренер). Опытные гим насты обычно проводят специальную разминку самостоятельно;
4) проводить основные упражнения, руководствуясь установленными методическими рекомендациями, с учетом обстановки занятий.
Комбинации вольных упражнений.При разучивании комбинаций вольных упражнений, в которых нет сложных акробатических элементов, преподаватель проводит занятие, используя фронтальный метод, действуя при этом следующим образом:
1. Показывает и одновременно предлагает занимающимся выполнить вместе с ним движения первого счета. Если эти движения асимметричны, то преподаватель показывает их стоя спиной к группе. В зависимости от сложности движений и состава занимающихся это действие повторяется несколько раз.
2. Предлагает занимающимся выполнять движения без показа.
3. Исправляет ошибки и повторяет движения первого счета до возможной, по условиям занятия, степени их усвоения.
4. Изучает таким способом первые четыре счета. При повторении начинает с движений любого счета.
5. Предоставляет 1—2 мин. для самостоятельного освоения движений.
6. Изучает так же следующие четыре счета.
7. Предлагает занимающимся выполнить освоенные движения с музыкальным сопровождением, помогая счетом. То же без счета.
8. Действует в указанном порядке до конца комбинации. При повторении начинает с любой фразы.
Упражнения физической подготовки. Поскольку уровень развития отдельных двигательных качеств у занимающихся неодинаков, желательно во всех случаях индивидуализировать содержание этих упражнений, темп и дозировку. К сожалению, осуществить это бывает настолько сложно, что в большинстве случаев (в общеобразовательной школе, в средних и высших учебных заведениях, в секциях начинающих гимнастов) приходится от этого отказываться, назначая для всех одни и те же упражнения. Эти упражнения по своему двигательному составу не представляют особой сложности, что освобождает преподавателя от многократного их показа и пространных объяснений.
Заключительная часть урока (задачи, средства, методика проведения).
На заключительную часть урока обычно отводится неоправданно мало времени. Тем не менее в этой части решаются весьма важные задачи:
1. Содействие более быстрому восстановлению.Интенсивная двигательная деятельность, как известно, вызывает утомление, проявляющееся в снижении работоспособности занимающихся. Если перерывы между смежными уроками больше суток, то все функции организма восстанавливаются полностью. Когда же время перерывов исчисляется всего несколькими часами, тогда следующий по плану урок может попасть на стадию недовосстановления. Чтобы
избежать этого, необходимо принимать меры, обеспечивающие ускоренный процесс восстановления.
Выполнение гимнастических упражнений почти всегда связано снекоторым риском. Волевое усилие, проявляемое занимающимися для подавления чувства неуверенности, утомляет его психику. Следовательно, нужна разрядка, которуюсуспехом можно провестивзаключительной части урока.
2. Подведение итогов данного урока и установка на предстоящий.Подводя итоги, преподаватель должен высказывать свое отношение ко всему, что было на уроке (дисциплина занимающихся, их активность, ожидаемый и фактический результат урока).
Вместе с информацией о том, что предстоит делать на очередном уроке, желательно дать ученикам задание для самостоятельной работы.
Средства
Для решения поставленных задач в заключительной части урока гимнастики применяются:
1. Успокаивающие упражнения: ходьба, умеренный шаг, массирующие упражнения (потряхивание, расслабление, массаж). Являясь средством активного отдыха, эти упражнения способствуют ускорению восстановительных процессов.
2. Отвлекающие упражнения: на внимание, спокойные игры, музыкальные задания и др. Эти упражнения способствуют подготовке занимающихся к предстоящей деятельности.
3. Упражнения, способствующие повышению эмоционального состояния занимающихся: игры и эстафеты, танцы, ходьба спесней и др. Не следует беспокоиться о возможном повышении частоты пульса при выполнении этих упражнений: она бывает относительно умеренной и быстро приходит в норму.
Педагогическое значение этих упражнений трудно переоценить. Они сплачивают коллектив, создают бодрое, жизнерадостное настроение, а главное — усиливают желание занимающихся регулярно посещать уроки гимнастики.
27.Количественные показатели урока по гимнастике (плотность, нагрузка).
Величина нагрузки, которую получают занимающиеся на уроке, определяется трудностью выполняемых упражнений и количеством их повторений. В свою очередь, трудность одного и того же по названию упражнения не является величиной постоянной. Она может изменяться в зависимости от уровня развития физических качеств занимающихся, от степени овладения двигательным действием и даже от темпа выполнения упражнения.
Таким образом, количество повторений упражнений, трудность и темп выполнения служат мерой объема и интенсивности нагрузки.
Основным условием правильного распределения нагрузки на уроках гимнастики является постепенное ее нарастание. Организм человека может сравнительно легко выдержать значительную нагрузку при условии предварительной подготовки его путем выполнения более легких физических упражнений с дальнейшим постепенным повышением их интенсивности.
Плотность урока
Общая плотность.Общая плотность урока (в процентах) определяется по формуле:
где Робщ — общая плотность урока; ТП — время, расходуемое на полезную (имеющую прямое отношение к уроку) деятельность, куда входит: выполнение упражнений, необходимый отдых после их выполнения, переработка наглядной и словесной информации преподавателя;Т0 — общее время, отведенное на урок по расписанию.
В идеале общая плотность урока должна приближаться к 100%. Снижение этого показателя является следствием допущенных ошибок в работе преподавателя.
Причинами, приводящими к снижению плотности урока, являются:
1. Неоправданные простои на уроке, вызванные несвоевремен ной подготовкой мест занятий и спортивного инвентаря, ожиданием очереди перед выполнением упражнений и т. д.
2. Неподготовленность преподавателя (тренера) к уроку. Непро думанные содержание и организация урока приводят к естествен ным в этих случаях паузам. Если преподавателю и удается их избе жать, то все равно потеря времени будет неизбежной, так как в уро ке будут использоваться случайные (по ходу придуманные), мало эффективные упражнения.
3. Излишняя словесная информация преподавателя.
4. Неудовлетворительная дисциплина занимающихся на уроке. При слабой дисциплине занимающихся нерационально используется рабочее время вследствие многократного повторения команд и распоряжений, замечаний и выговоров ученикам, повторений объяснений и т. п.
Моторная плотность.Моторная плотность определяется отношением затраченного времени непосредственно на выполнение упражнений к общему времени ур'ока (в процентах) по формуле:
где Рмот *- моторная плотность урока; Ту — время, потраченное на выполнение упражнений.
В отличие от общей плотности, моторная плотность урока в идеале не стремится к 100%. По суммарному показателю моторной плотности всего урока нельзя судить о качестве его проведения. Моторная плотность должна постоянно изменяться в процессе урока. Неизбежность этих изменений объясняется различием содержания применяемых упражнений, местом их использования на уроке и методами проведения. Например, для подготовительной части урока подбираются упражнения небольшого энергетического веса, и проводятся они, как правило, фронтально с незначительными паузами (иногда без пауз) для отдыха. Поэтому подготовительная часть урока всегда имеет .более высокий показатель моторной плотности. В основной части урока по спортивной гимнастике показатели моторной плотности обычно бывают ниже в связи с применением упражнений более высокого энергетического веса. Причем в пределах этой части урока показатели моторной плотности могут изменяться в зависимости от вида многоборья
28.Музыкальное содержание урока по гимнастике.
Музыкальное сопровождение на занятиях гимнастикой эстетическому воспитанию занимающихся. На уроках гимнастики занимающиеся не только слушают музыку, но и выполняют различные упражнения, подчиняя свои действия ее характеру. Такое активное восприятие музыки позволяет занимающимся глубже познать содержание, построение, характер, ритм и другие характеристики различных музыкальных произведений.
- Повышает эмоциональное состояние занимающихся. Жизнерадостное настроение занимающихся на уроке обостряет их внимание, восприятие, память, сохраняет высокую работоспособность на более продолжительное время, а в целом увеличивает продуктивность урока.
- Обеспечивает большую действенность упражнений. Положительные эмоции, возникающие у занимающихся при выполнении движений под музыку, невольно вызывают у них стремление действовать более энергично. Кроме того, совпадение главного действия в упражнениях с музыкальным акцентом повышает эффективность этого действия.
- Освобождает преподавателя от счета во время проведения упражнений и позволяет ему делать занимающимся замечания по качеству выполнения упражнений.
29. Основные документы планирования и учета по гимнастике
Учет. Однако, как бы хорошо ни была спланирована работа, без учета результаты ее будут малоэффективны.
Учет определяет:
1. Отношение занимающихся к занятиям.
2. Динамику физического развития и состояния здоровья занимающихся.
3. Степень спортивно-технической подготовки.
4. Объем и глубину знаний, полученных занимающимися в результате занятий и самостоятельной работы.
В практике работы по гимнастике применяются три вида учета: предварительный, текущий и итоговый.
^ Предварительный учет предусматривает получение необходимых данных, которые помогут сформировать представление о контингенте занимающихся.
К ним относятся: возраст, результаты медицинского осмотра, результаты проверочных испытаний, определяющих уровень развития ведущих для гимнастики двигательных способностей (силы, гибкости, координации движений и прыгучести), показатели антропометрических измерений. Все данные фиксируются в журнале или личной карточке спортсмена. По результатам предварительного учета формируются учебные группы. В дальнейшем при составлении данных предварительного учета и последующих испытаний можно проследить динамику спортивно-технического роста занимающихся.
^ Текущий учет предназначен для контроля за ходом учебно-воспитательного процесса, состоянием здоровья, ростом спортивно-технической и физической подготовленности, развитием способностей гимнаста и его воспитанности. Данные текущего учета позволяют своевременно вносить нужные коррективы в планирование и методику проведения занятий, применять дифференцированный, индивидуальный и личностный подход в учебно-тренировочном процессе.
^ Итоговый учет проводится по завершении определенного этапа тренировочной работы. Он дает возможность объективно судить о достигнутых результатах совместной работы тренер — ученик, оценить правильность планирования, наметить перспективу дальнейшей работы.
Таким образом, учет объективно отражает правильность выбора средств, форм и методов ведения занятий, стимулирует творческую мысль педагога-тренера. Анализ документов учета — весьма действенная форма проверки работы каждого преподавателя, выявления лучших из них. Документами планирования являются: учебный план, учебная программа, рабочий план, рабочая программа, план-конспект занятия.
^ Учебный план, составляемый на весь период учебно-тренировочного процесса, определяет: количество дисциплин (видов упражнений), подлежащих изучению, и время их прохождения; тематику теоретического курса; количество часов, отводимых на каждую дисциплину; вид занятий на весь срок обучения; примерные сроки зачетов, экзаменов, прикидок, соревнований; расписание занятий.
^ Учебная программа, составляемая на те же сроки, что и учебный план, определяет: содержание учебного материала; зачетные нормативы.
Рабочий план, составляемый на сравнительно короткие отрезки времени (четверть, семестр, тренировочный период, цикл), определяет: количество видов упражнений, подлежащих изучению на планируемом отрезке времени; количество часов или занятий, отводимых на каждый вид упражнений (тему); последовательность прохождения учебного материала; точные сроки зачетов, экзаменов, прикидок, соревнований; расписание чередования видов упражнений на занятиях.
^ Рабочая программа, составляемая на такое же время, как и рабочий план, определяет: содержание учебного материала по темам, согласно рабочему плану; последовательность изучения упражнений в каждом их виде.
План-конспект, составляемый на одно-два занятия вперед, определяет: конкретные задачи данного занятия; подробное содержание всех упражнений данного занятия; последовательность проведения упражнений; количество времени (в минутах), отводимого на каждый вид упражнений.
Основными исходными документами планирования учебно-тренировочного процесса являются учебный план и учебная программа. На основе этих документов составляются: рабочий план, рабочая программа и план-конспект занятия. Таким образом, учебный план и учебная программа являются руководящими документами и, как правило, утверждаются вышестоящими органами управления. На долю преподавателя гимнастики выпадает составление остальных трех документов: рабочего плана, рабочей программы и плана-конспекта занятия.