Упражнения с набивными мячами

1.Бег и рывки по кругу, подбрасывая набивной мяч, и ловля мяча, наброшенного бегущим впереди партнером. Упражнение выполняют строго по сигналу. Указывается примерная высота, направление, способ броска и ловли.

2. Эстафета в беге с переносом мячей из центрального круга. По сигналу преподавателя игрок, стоящий впереди колонны, устремляется к центру за набивным мячом. Когда он вернется с мячом, бежит следую­щий игрок и т. д. Выигрывает команда, которая быстрее принесет мячи.

Эстафету повторяют, но мячи в таком же порядке относят обратно в круг. Количество мячей не ограничено, бег следует начинать из раз­личных исходных положений, установленных преподавателем.

3. Поточное перебрасывание набивных мячей (до 1 кг) через волей­
больную сетку. Группа располагается в колоннах. Одна колонна в зоне
4 набрасывает мячи, другая в зоне 6 ловит их. После броска и ловли
игроки уходят в конец своих колонн. Спустя 2—3 мин. меняют задание.

Примерные упражнения для развития прыгучести

Прыжки на одной и обеих ногах; с места и с разбега в высоту и в дли­ну; прыжки в приседе и в выпаде; влево и вправо; в гору на одной и обеих ногах; в гору боком на одной и обеих ногах; толчком обеими ногами, доставая подвешенные мячи; серийные прыжки, доставая под­вешенные мячи; прыжки с поворотом на 180—360°; с бросками тен­нисных мячей через сетку, с имитацией нападающих ударов; прыжки через скамейку, поставленную продольно и поперек, на одной и обеих ногах; прыжки через снаряды (козел, плинт, стол и т. п.); прыжки с отягощением (набивные мячи, мешки с песком, тяжелая обувь, пояса ипр.); эстафеты с прыжками через набивные мячи с грузом в руках.

Упражнения с набивными мячами - student2.ru Примерные упражнения для развития ловкости

С набивными мячами: броски и ловля мячей из различных исходных положений (стоя, сидя, в выпаде, в полуприседе и т. п.); броски и ловля мяча во время ходьбы и бега с различными заданиями (поймать мяч в прыжке, в низкой стойке, после касания руками пола, после хлопка, двух-трех хлопков); броски мяча из-за спины и ловля перед собой; броски мяча вверх, ловля после поворота на 180 и 360°; броски мяча стоя, ловля сидя; броски мяча вверх сидя, ловля стоя; броски и ловля мяча при ходьбе по бревну.

Акробатические упражнения: группировки и перекаты в группи­ровке вперед и назад из различных исходных положений (в приседе, сидя, лежа на спине, стоя); перекаты в сторону из положения лежа; перекаты вперед и назад прогнувшись, лежа на бедрах («качалка»); кувырки вперед, назад, боком через плечо; кувырок с прыжка, с 2—3 шагов, с разбега, через товарища, через веревочку; стойки на голове, на руках; простейшие комбинации из акробатических элементов (на­пример, из основной стойки поворот на 180° в прыжке, кувырок вперед, встать, поворот на 180°, кувырок назад).

Прыжки с пружинного мостика: с разбега, с поворотом на 180 и 360° с имитацией блока, нападающего удара, отбиванием в полете мяча, наброшенного преподавателем; соединение прыжка с последую­щими кувырками после приземления.

Техническая и тактическая подготовка

Техническая и тактическая подготовки неразрывно связаны и взаим­но дополняют друг друга. На первом году обучения игроки изучают технику наиболее важных приемов игры, параллельно знакомясь с так­тикой их применения. Одно из основных методических требований на начальном этапе обучения — технически правильное выполнение иг­ровых приемов. Время, необходимое для овладения программным ма­териалом, преподаватель определяет с учетом общей подготовленности игроков, их индивидуальных особенностей и сложности материала.

Следует иметь в виду, что длительное использование одних и тех же упражнений, однообразие условий, в которых они проводятся, отнюдь не способствуют творческому освоению материала. Поэтому Надо стремиться разнообразить упражнения, условия их выполнения в игровой деятельности. Например, можно осваивать одновременно подачу и прием мяча; нападающий удар сначала изучать без блока, а затем с пассивным и активным сопротивлением и т. д.

Тактические действия изучают в процессе совершенствования тех­нических приемов игры в условиях, близких к игровым. С этой целью подбирают специальные упражнения, подготовительные игры, в ко­торых игроки сначала выполняют задания по указанию преподавателя, а затем — по своему усмотрению. Целесообразно изучать тактику раздельно по приемам: например, в одном занятии — тактику подач, в другом-— тактику вторых передач и т. д. Усвоенные знания реко­мендуется проверять, организуя специальные игры-задания и конт­рольные соревнования.

Х 172

Упражнения с набивными мячами - student2.ru

Обучение подачам мяча

В начальном периоде обучения занимающиеся должны упражняться в ударах по подвешенному мячу, осваивая согласованность движений ног, рук и туловища. Затем они изучают вначале подбрасывание мяча, а в дальнейшем — удар. Для этого используют имитационные и под­водящие упражнения, в частности упражнения у стены; игрок под­брасывает мяч, ударом направляет его в стену и ловит после отскока.

В последующих занятиях подачу выполняют на партнера, который ловит мяч руками. При этом развивается навык выходить под мяч и точно подавать.

В дальнейшем имитационные и подводящие упражнения заменяют специальными упражнениями в подачах через сниженную сетку с уко-

Упражнения с набивными мячами - student2.ru роченного расстояния. Затем мяч подают с места подачи через сетку нормальной высоты.

Для освоения техники подачи можно рекомендовать следующие упражнения:

1. Подача в определенную зону.

2. Подача после нескольких приседаний, прыжков.

3. Выполнение нескольких подач подряд в различных направле­ниях.

4. Выполнение нескольких подач подряд с различного расстояния от лицевой линии.

5. Выполнение нескольких подач различными способами и в раз­ных направлениях.

Обучение передачам

В начальный период обучения передачи изучают в упрощенных условиях, используя упражнения с набивными мячами (до 1 кг). С их помощью развивают специальные игровые навыки и совершенствуют общую физическую подготовленность. Кроме того, они позволяют об­учить игрока выходу под мяч, фиксируя положение готовности к при­ему. При бросках набивных мячей занимающиеся осваивают также согласование движений ног, рук и туловища.

Обращается внимание на выпрямление ног, рук и кистевое движе­ние в конце броска.

Примерные упражнения с набивными мячами

1.Ловля набивного мяча в различных стойках после перемещения споследующим броском водящему.

2. Ловля и броски набивного мяча с выходом к партнеру в зоне нападения и поворотом.

3. Ловля и броски набивного мяча вдоль сетки.

Основное место в обучении передачам занимают специальные уп­ражнения с волейбольными мячами, выполняемые индивидуально, парами и группой. Они могут быть защитного и нападающего харак­тера.

Примерные индивидуальные упражнения

1. Прием и передача мяча у стенки. Передачу выполняют сверху и снизу, в прыжке и с отвлекающими действиями из различных стоек (высокой, средней, низкой) и различными способами.

2. Прием и передача мяча на точность (в мишени, нарисованные на стене, в специальные подвесные корзины или кольца).

3. Передача мяча над собою на различную высоту.

4. Передача мяча над собою с передвижением приставными шагами.

5. Прием мяча снизу, жонглирование на месте, в движении, вы­полнение хлопка перед приемом мяча, касание руками пола и т. д.

6. Сочетание двух видов передач — сверху и снизу поочередно.
Очень полезны упражнения с партнером. Они позволяют решать

различные задачи и к тому же просты по организации. При проведении парных упражнений целесообразно условно разделить игроков на

учеников и учителей. Сначала упражняются по заданию одни, затем другие. Главное внимание при выполнении верхних передач в парах обращается на соразмерный и экономный выход игрока под мяч, пра­вильное положение рук (особенно пальцев), согласованные движения всех звеньев тела.

Примерные упражнения в парах

1.Игрок 1 высоко набрасывает мяч в 2—3 м от партнера. Игрок 2 выбегает под мяч, принимает его над собой и передает обратно.

2. То же, но мяч набрасывается сначала вправо от принимающего, затем влево и с отходом назад. Ставится задача передать мяч после выхода с поворотом лицом в сторону передачи.

3. Чередование передач мяча: принять снизу, передать сверху; принять снизу, передать в прыжке.

При обучении нижним передачам нужно обращать внимание на согнутые ноги и встречу мяча предплечьями сведенных прямых рук с закрепленными и опущенными кистями.

4. Упражнения у сетки: игроки стоят под углом 40—60° к ней и
отрабатывают передачи для нападающего удара.

Групповые упражнения ценны тем, что развивают важные для волейбола качества взаимопомощи и взаимопонимания. Групповые упражнения, предназначенные для овладения техническими приемами, проще, чем упражнения, имеющие и тактическую направленность.

Примерные групповые упражнения для освоения техники

Передач

дой передачи игроки меняются ме­стами, как показано на рис. 101. 6. То же, но упражнение вы­полняют в более сложных услови­ях: в зоне нападения параллельно сетке. Большую ценность представля­ют игровые упражнения, выпол­няемые в условиях, близких к иг­ровым. Их проводят с тактической направленностью, большое внима­ние уделяя передачам из глубины
Упражнения с набивными мячами - student2.ru

1.Верхние передачи мяча через сетку на водящего (рис. 99).

2. То же, но мяч передается через сетку второй передачей: игрок 1 передает его над собой, а игрок 2 — через сетку. После передачи занимающиеся уходят в конец колонны.

3. Передача мяча через сетку из зон 1 и 4 (рис. 100). Способ пере­дачи указывается преподавателем.

4. Передача трех мячей в движении из построения в двух кругах: один мяч передают через сетку, два других — на водящих игроков.

5. Передача мяча назад (за голову), стоя в колоннах, со сменой мест; игрок 1 передает мяч игроку 2, который посылает его за голову игроку 3; игрок 3 длинной передачей отдает мяч игроку 4. После каж-

     
  Упражнения с набивными мячами - student2.ru
 
  Упражнения с набивными мячами - student2.ru
 
  Упражнения с набивными мячами - student2.ru
 
  Упражнения с набивными мячами - student2.ru

Упражнения с набивными мячами - student2.ru

площадки к сетке и вдоль сетки. Примеры таких упражнений при­ведены при описании групповых и командных тактических действий.

Обучение нападаю­щим ударам

Упражнения с набивными мячами - student2.ru

Овладение техникой нападаю­щих ударов тесно связано с разви­тием прыгучести и ловкости. По­этому перед изучением нападающих ударов надо развивать силу мышц ног и прыжковую ловкость. С этой целью используют разнообразные упражнения без предметов и с отягощениями (набивные мячи, гантели, эспандеры). Рекоменду­ются также специальные прыжко­вые упражнения.

Нападающие удары начинают осваивать с основного способа — , прямого нападающего удара по хо­ду. Затем изучают нападающий удар с переводом мяча кистью впра­во и влево, удар с поворотом туло­вища налево и боковой нападаю­щий удар. Последними осваивают

удары с одновременным поворотом туловища и переводом кистью, а также с отвлекающими действиями.

При освоении нападающего удара отдельно изучают разбег и пры­жок с выносом рук, ударное движение (т. е. движение руки и кисти в момент удара).

Разбег и прыжок разучивают без сетки, используя упражнения с доставанием подвесных мячей. Сначала осваивают прыжок с одного шага, затем — с двух и трех. Основная цель таких упражнений — обучить игроков экономным и согласованным движениям.

При обучении разбегу и прыжку обращают внимание на следующие детали техники:

1. Последний шаг длиннее и быстрее первых.

2. Замах руками назад совпадает с моментом постановки толчковой ноги на пятку и подстановки другой для отталкивания.

3. Отталкивание сопровождается активным взмахом прямыми f уками вперед-вверх до уровня плеч.

4. Выпрыгивают с максимальной скоростью.

Для изучения движений рук и общей координации следует исполь­зовать упражнения в бросках теннисных мячей через сетку. Чтобы выработать нужный ритм разбега и своевременно начинать ударное движение, можно применять подсчет и хлопки.

Ударное движение по мячу осваивают и совершенствуют в упраж­нениях на амортизаторах и со специальными держателями (при ударе мяч слетает); используют также и упражнения с мячом у стены, обра­щая главное внимание на удар по мячу прямой рукой. Выполняют их следующим образом: игрок ударяет мячом в пол так, чтобы он от­скакивал высоко и чтобы можно было наносить удары без остановок, отрабатывая технику удара.

В дальнейшем нападающий удар выполняют через сетку в таких упражнениях:

1. Игроки располагаются в зоне 4 в колонне по одному. Поочередно разбегаясь, они наносят удар по мячу, подвешенному над сеткой в дер­жателе.

2. То же, но удар наносят по мячу, подброшенному преподавате­лем, при этом сетка сначала несколько опущена.

3. То же, но удар выполняют с передачи партнера.
Последний этап — овладение нападающим ударом из различных

зон и с передач, различными способами и в различных направлениях. Занимающимся необходимо овладеть разнохарактерными передачами в тактических комбинациях и научиться преодолевать блок.

Нападающие удары с различных передач и с постановкой блока можно выполнять в такой последовательности:

1. Нападающий удар из зоны 4 с передачи из зоны 3.

2. Нападающий удар из зоны 2 с передачи из зоны 3.

3. Нападающий удар из зоны 3 с передачи из зоны 2.

4. Нападающий удар с передачи назад за голову. Передача из зоны 2 в зону 3; из зоны 3 мяч передают за голову в зону 4, где осуществля­ется удар.

5. То же, но передачу выполняют из зоны 4 в зону 3, а из зоны 3 — за голову в зону 2, откуда и осуществляют удар.

6. Нападающий удар с вертикальных сниженных передач. Первая передача направлена в зону 2. Игрок этой зоны передает мяч для удара в зону 3, там и выполняют удар.

7. Нападающий удар с длинной передачи (на краю сетки). Мяч из зоны 2 передают в зону 4, откуда и выполняют удар, и наоборот.

Игроки, в совершенстве овладевшие нападающими ударами, боль­шую часть времени занятий должны отводить отработке их против блокирования. Сначала вместо блокирующих рекомендуется «фанер­ный блок» *, затем естественный.

Каждый изученный способ нападающего удара совершенствуют в учебных играх. Преподаватель указывает, какие удары можно при­менять, в каком направлении, при каких обстоятельствах. В ходе игры волейболисты должны оценить обстановку и использовать лучший вариант нападающего удара. За правильно примененное атакующее действие команде следует начислять два-три очка.

* Переносная стойка с фанерной площадкой размером в 2—4 ладони, установленная на расстоянии 20—30 см от одной из сторон сетки.

Упражнения с набивными мячами - student2.ru

Упражнения с набивными мячами - student2.ru

Наши рекомендации