Третья часть урока — заключительная.

Цельее: завершение урока. Задачи:

1.Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях значительного утомления.

2. Подготовка к последующей деятельности (после урока).

3. Подведение итогов урока.

Средства:медленная ходьба и бег, строевые упражнения, упражне­ния на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приемах игры, разбор ошибок и замечания по уроку.

Продолжительность:5—10% общего времени, отведенного на урок.

Методические указания.В заключительной части используют уп­ражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм учащихся в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение после игры, особенно в тех случаях, когда после этого предстоят занятия по другим предметам.

При подведении итогов урока преподаватель останавливается на ти­пичных ошибках занимающихся и путях их устранения. Тактические недочеты целесообразно разобрать на схемах или специальных маке­тах. После этого преподаватель дает индивидуальные задания.

Во всех случаях урок заканчивается организованно. После него рекомендуется самомассаж и душ.

Структура урока не является чем-то незыблемым; она изменяется в зависимости от его задач и содержания, периода занятий и контин­гента занимающихся. В практике распространены различные типы уроков: вводный, общей физической подготовки, урок, посвященный изучению нового материала, совершенствованию (игровой урок), сме­шанный, контрольный (для текущего учета) и зачетный.

Большое значение имеет правильная дозировка нагрузки. Объем и интенсивность ее в конкретном уроке зависят от задач недельного цикла тренировки и подготовленности занимающихся. Для начинаю­щих и недостаточно тренированных учащихся нагрузку в уроке уве­личивают постепенно; она достигает максимума в конце основной части и снижается в заключительной.

Если занимающиеся достаточно хорошо подготовлены, то нагрузка может значительно расти уже в первой части урока. Для этого исполь­зуют интенсивные упражнения в беге, прыжках, ускорениях с неожи­данными остановками и т. п.

Дозировка нагрузки регулируется изменением общей продолжи­тельности урока, характера, интенсивности упражнений и времени активного отдыха. Она тесно связана с плотностью урока. Добиться высокой плотности урока, особенно если в распоряжении одна пло­щадка, не имея дополнительных помещений и оборудования, очень

зо

сложно. Для обеспечения минимальной плотности необходимо иметь на каждые 3—4 человека (в теннисе на 1—2 человека) один мяч и до­полнительное оборудование (тренировочную стенку, щиты, тумбочки для обводки, подвесные мячи и т. п.).

Занимающихся должно быть: в футболе и хоккее с мячом — 22— 25 человек, баскетболе — 12—15, волейболе — 12—18, хоккее с шай­бой — 15—20, теннисе — 8—12 человек.

Больший или меньший состав группы затрудняет проведение тре­нировочных занятий. При увеличении состава неизбежны большие простои, а при уменьшении невозможно работать над командной так­тикой игры.

В процессе проведения урока используют следующие формы орга­низации занимающихся: групповую, командную и индивидуальную.

Групповая форма чаще встречается в занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении техники и основ тактики игры. Суть ее в том, что преподаватель проводит занятие одновременно со всей группой, давая упражнения для всех занимаю­щихся.

При большом составе группу целесообразно разделить на несколько подгрупп, которые выполняют различные упражнения и меняются местами по команде преподавателя.

Командная форма рекомендуется в тех случаях, когда уже уком­плектованы команды. Упражнения выполняют все ее члены. Такая форма имеет большое распространение в занятиях по спортивным играм, так как она позволяет изучать и совершенствовать тактическое взаимодействие игроков в зависимости от их функций в команде.

Индивидуальную форму используют, когда отдельные занимаю­щиеся отстают в физической, технической или тактической подго­товке. В этих случаях преподаватель, определив слабые места в под­готовке своих учеников, дает им индивидуальное задание, которое они выполняют во время урока или вне его. Эта форма находит большее применение в занятиях с опытными игроками, способными самостоя­тельно анализировать и исправлять свои ошибки.

Самостоятельное выполнение упражнений часто практикуется как отдельная форма тренировочных занятий. Такие тренировки посвя­щаются главным образом совершенствованию физических качеств и двигательных навыков.

Соревнования

Соревнования являются важной составной частью учебно-трениро­вочного процесса. В них выявляется подготовленность спортсмена, совершенствуются его физические качества, двигательные навыки и закаляется воля. Не участвуя в соревнованиях, нельзя по-настоящему научиться играть в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и другие игры.

Соревнования проводятся по определенному плану: установка на игру и разминка, игра, замечания и разбор после окончания игры.

Установку на игру проводит тренер совместно с командой, состав­ляя план предстоящей встречи.

Третья часть урока — заключительная. - student2.ru В этом плане учитывают следующие вопросы:

1. Сильные и слабые стороны в физической, технической, тактиче­ской и волевой подготовке соперника.

2. Состав команды и возможные замены игроков.

3. Тактика ведения игры в защите и нападении.

Успех проведения соревнования во многом зависит от руководства со стороны тренера, который использует для этого минутные перерывы (баскетбол, волейбол) и перерывы между половинами игры.

В играх, где разрешаются замены игроков (баскетбол, хоккей, ручной мяч, волейбол), очень важно определить их своевременность и целесообразность. Их осуществляют в плановом порядке, когда игрок не справляется со своими функциями, получил повреждение, не может продолжать игру из-за утомления, а также когда необходимо изменить характер игры.

После окончания игры тренер коротко делает замечания общего характера, а анализ проводит позднее, используя записи основных действий каждого игрока в ходе соревнования. Формы и способы записи игровых действий различны: статистическая, графическая и стеногра­фическая, запись на магнитной ленте и видеозапись.

Статистическая форма записи состоит в том, что наблюдающий условными знаками фиксирует некоторые положительные действия и ошибки каждого играющего на специально разграфленном листке бумаги. Такая запись позволяет получить лишь ограниченные данные, относящиеся в основном к технической подготовленности игроков.

Графическая форма записи заключается в том, что наблюдающий на плане поля условными обозначениями отмечает место, способ выполне­ния определенного действия, кто осуществил его (удар по воротам, ведение, передачу, потерю мяча и т. п.) и результат. Эта форма записи дает возможность зафиксировать и тактические взаимодействия игроков.

Стенографическая форма записи позволяет одному наблюдателю получить разнообразные сведения в динамике об игроках обеих команд в порядке их выполнения.

В нашем примере игру начали с центра игроки 9 и 12, мячом овла­дел игрок «Динамо» 9. Овладение мячом закончилось неудачным бро­ском в корзину (игрок 5); игрок команды «Спартак» 11 овладел мячом у своего щита, но 10 потерял мяч (его перехватил динамовец 4), и игрок 8 совершил удачный бросок в корзину после передачи игроку 5 и т. д.

Такую запись оформляют в виде итоговой таблицы положительных и отрицательных действий, на основании чего можно определить эффек­тивность игры команды в целом и каждого игрока.

Если через определенные промежутки времени (например, через 2—5 мин.) подчеркивать записанные данные и определять эффектив­ность игровых действий команды и отдельных игроков на протяжении всей игры, можно определить состояние физической подготовленности игроков.

Успех в соревнованиях во многом зависит от психологической го­товности участников. Эмоциональное состояние спортсмена перед со-

Третья часть урока — заключительная. - student2.ru

стязанием может быть положительным и отрицательным. Одни игроки переживают эмоциональный подъем, чувствуют уверенность в своих силах, у других возникает перевозбуждение, апатия, неуверенность и боязнь поражения.

Для преодоления отрицательных эмоций необходимо: 1. В процессе тренировочных занятий систематически укреплять уверенность игроков в своих силах, совершенствуя техническую под­готовленность, накапливать опыт участия в ответственных встречах, воспитывать сплоченность между игроками команды, желание добиться победы.

2 7-шз 33

2. Третья часть урока — заключительная. - student2.ru Мобилизовать усилия игроков на достижение победы, используя личные и особенно общественные мотивы.

3. Тщательно подбирать игроков по индивидуальным психологи­ческим качествам. Структура команды обязательно предполагает рас­пределение обязанностей, а следовательно, психическую совмести­мость. Существует тесная взаимосвязь между интенсивностью общения и особенностями групповой деятельности. Согласованность в дейст­виях, налаженные игровые связи между отдельными игроками по­ложительно сказываются на эффективности игровых действий. При нарушении взаимоотношений команда перестает быть «боевой еди­ницей», количество допускаемых ошибок увеличивается, теряется психологическая настройка команды.

4. Проводить специальную разминку с учетом индивидуальных особенностей игроков. В нее включают общеразвивающие и специаль­ные упражнения в передачах, ведении и бросках.

Общеразвивающие упражнения выполняют одновременно всей командой или индивидуально. Специальные упражнения с мячом делают по заранее разработанному плану. Обычно разминка заканчи­вается игрой на одной половине поля и штрафными бросками (баскет­бол, гандбол).

Наши рекомендации