Третья часть урока — заключительная.
Цельее: завершение урока. Задачи:
1.Создание условий для более быстрого протекания процессов восстановления. Совершенствование технических приемов в условиях значительного утомления.
2. Подготовка к последующей деятельности (после урока).
3. Подведение итогов урока.
Средства:медленная ходьба и бег, строевые упражнения, упражнения на внимание и расслабление, упражнения в отдельных приемах игры, разбор ошибок и замечания по уроку.
Продолжительность:5—10% общего времени, отведенного на урок.
Методические указания.В заключительной части используют упражнения средней и малой интенсивности, несложные по координации и известные занимающимся. Назначение подобных упражнений — снизить нагрузку и привести организм учащихся в относительно спокойное состояние. Важно снять эмоциональное напряжение после игры, особенно в тех случаях, когда после этого предстоят занятия по другим предметам.
При подведении итогов урока преподаватель останавливается на типичных ошибках занимающихся и путях их устранения. Тактические недочеты целесообразно разобрать на схемах или специальных макетах. После этого преподаватель дает индивидуальные задания.
Во всех случаях урок заканчивается организованно. После него рекомендуется самомассаж и душ.
Структура урока не является чем-то незыблемым; она изменяется в зависимости от его задач и содержания, периода занятий и контингента занимающихся. В практике распространены различные типы уроков: вводный, общей физической подготовки, урок, посвященный изучению нового материала, совершенствованию (игровой урок), смешанный, контрольный (для текущего учета) и зачетный.
Большое значение имеет правильная дозировка нагрузки. Объем и интенсивность ее в конкретном уроке зависят от задач недельного цикла тренировки и подготовленности занимающихся. Для начинающих и недостаточно тренированных учащихся нагрузку в уроке увеличивают постепенно; она достигает максимума в конце основной части и снижается в заключительной.
Если занимающиеся достаточно хорошо подготовлены, то нагрузка может значительно расти уже в первой части урока. Для этого используют интенсивные упражнения в беге, прыжках, ускорениях с неожиданными остановками и т. п.
Дозировка нагрузки регулируется изменением общей продолжительности урока, характера, интенсивности упражнений и времени активного отдыха. Она тесно связана с плотностью урока. Добиться высокой плотности урока, особенно если в распоряжении одна площадка, не имея дополнительных помещений и оборудования, очень
зо
сложно. Для обеспечения минимальной плотности необходимо иметь на каждые 3—4 человека (в теннисе на 1—2 человека) один мяч и дополнительное оборудование (тренировочную стенку, щиты, тумбочки для обводки, подвесные мячи и т. п.).
Занимающихся должно быть: в футболе и хоккее с мячом — 22— 25 человек, баскетболе — 12—15, волейболе — 12—18, хоккее с шайбой — 15—20, теннисе — 8—12 человек.
Больший или меньший состав группы затрудняет проведение тренировочных занятий. При увеличении состава неизбежны большие простои, а при уменьшении невозможно работать над командной тактикой игры.
В процессе проведения урока используют следующие формы организации занимающихся: групповую, командную и индивидуальную.
Групповая форма чаще встречается в занятиях с начинающими, при решении задач физической подготовки, изучении техники и основ тактики игры. Суть ее в том, что преподаватель проводит занятие одновременно со всей группой, давая упражнения для всех занимающихся.
При большом составе группу целесообразно разделить на несколько подгрупп, которые выполняют различные упражнения и меняются местами по команде преподавателя.
Командная форма рекомендуется в тех случаях, когда уже укомплектованы команды. Упражнения выполняют все ее члены. Такая форма имеет большое распространение в занятиях по спортивным играм, так как она позволяет изучать и совершенствовать тактическое взаимодействие игроков в зависимости от их функций в команде.
Индивидуальную форму используют, когда отдельные занимающиеся отстают в физической, технической или тактической подготовке. В этих случаях преподаватель, определив слабые места в подготовке своих учеников, дает им индивидуальное задание, которое они выполняют во время урока или вне его. Эта форма находит большее применение в занятиях с опытными игроками, способными самостоятельно анализировать и исправлять свои ошибки.
Самостоятельное выполнение упражнений часто практикуется как отдельная форма тренировочных занятий. Такие тренировки посвящаются главным образом совершенствованию физических качеств и двигательных навыков.
Соревнования
Соревнования являются важной составной частью учебно-тренировочного процесса. В них выявляется подготовленность спортсмена, совершенствуются его физические качества, двигательные навыки и закаляется воля. Не участвуя в соревнованиях, нельзя по-настоящему научиться играть в футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и другие игры.
Соревнования проводятся по определенному плану: установка на игру и разминка, игра, замечания и разбор после окончания игры.
Установку на игру проводит тренер совместно с командой, составляя план предстоящей встречи.
В этом плане учитывают следующие вопросы:
1. Сильные и слабые стороны в физической, технической, тактической и волевой подготовке соперника.
2. Состав команды и возможные замены игроков.
3. Тактика ведения игры в защите и нападении.
Успех проведения соревнования во многом зависит от руководства со стороны тренера, который использует для этого минутные перерывы (баскетбол, волейбол) и перерывы между половинами игры.
В играх, где разрешаются замены игроков (баскетбол, хоккей, ручной мяч, волейбол), очень важно определить их своевременность и целесообразность. Их осуществляют в плановом порядке, когда игрок не справляется со своими функциями, получил повреждение, не может продолжать игру из-за утомления, а также когда необходимо изменить характер игры.
После окончания игры тренер коротко делает замечания общего характера, а анализ проводит позднее, используя записи основных действий каждого игрока в ходе соревнования. Формы и способы записи игровых действий различны: статистическая, графическая и стенографическая, запись на магнитной ленте и видеозапись.
Статистическая форма записи состоит в том, что наблюдающий условными знаками фиксирует некоторые положительные действия и ошибки каждого играющего на специально разграфленном листке бумаги. Такая запись позволяет получить лишь ограниченные данные, относящиеся в основном к технической подготовленности игроков.
Графическая форма записи заключается в том, что наблюдающий на плане поля условными обозначениями отмечает место, способ выполнения определенного действия, кто осуществил его (удар по воротам, ведение, передачу, потерю мяча и т. п.) и результат. Эта форма записи дает возможность зафиксировать и тактические взаимодействия игроков.
Стенографическая форма записи позволяет одному наблюдателю получить разнообразные сведения в динамике об игроках обеих команд в порядке их выполнения.
В нашем примере игру начали с центра игроки 9 и 12, мячом овладел игрок «Динамо» 9. Овладение мячом закончилось неудачным броском в корзину (игрок 5); игрок команды «Спартак» 11 овладел мячом у своего щита, но 10 потерял мяч (его перехватил динамовец 4), и игрок 8 совершил удачный бросок в корзину после передачи игроку 5 и т. д.
Такую запись оформляют в виде итоговой таблицы положительных и отрицательных действий, на основании чего можно определить эффективность игры команды в целом и каждого игрока.
Если через определенные промежутки времени (например, через 2—5 мин.) подчеркивать записанные данные и определять эффективность игровых действий команды и отдельных игроков на протяжении всей игры, можно определить состояние физической подготовленности игроков.
Успех в соревнованиях во многом зависит от психологической готовности участников. Эмоциональное состояние спортсмена перед со-
стязанием может быть положительным и отрицательным. Одни игроки переживают эмоциональный подъем, чувствуют уверенность в своих силах, у других возникает перевозбуждение, апатия, неуверенность и боязнь поражения.
Для преодоления отрицательных эмоций необходимо: 1. В процессе тренировочных занятий систематически укреплять уверенность игроков в своих силах, совершенствуя техническую подготовленность, накапливать опыт участия в ответственных встречах, воспитывать сплоченность между игроками команды, желание добиться победы.
2 7-шз 33
2. Мобилизовать усилия игроков на достижение победы, используя личные и особенно общественные мотивы.
3. Тщательно подбирать игроков по индивидуальным психологическим качествам. Структура команды обязательно предполагает распределение обязанностей, а следовательно, психическую совместимость. Существует тесная взаимосвязь между интенсивностью общения и особенностями групповой деятельности. Согласованность в действиях, налаженные игровые связи между отдельными игроками положительно сказываются на эффективности игровых действий. При нарушении взаимоотношений команда перестает быть «боевой единицей», количество допускаемых ошибок увеличивается, теряется психологическая настройка команды.
4. Проводить специальную разминку с учетом индивидуальных особенностей игроков. В нее включают общеразвивающие и специальные упражнения в передачах, ведении и бросках.
Общеразвивающие упражнения выполняют одновременно всей командой или индивидуально. Специальные упражнения с мячом делают по заранее разработанному плану. Обычно разминка заканчивается игрой на одной половине поля и штрафными бросками (баскетбол, гандбол).