Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов

Так, результаты проведенных нами исследований показали, что вопросы, касающиеся оптимального соотношения объема и интенсивности, сочетания различных величин и их специализиро-ванности, а так же, соотношение нагрузок различной преиму-щественной направленности, последовательности их применения в подготовке команд мастеров Узбекистана используются далеко не рационально. Все это явилось следствием низких показателей со-ревновательной деятельности, особенно в эффективности многих технико-тактических действий, требующих максимального прояв-ления физических усилий. Не достаточны показатели двигательной активности в матчах, по сравнению с зарубежными футболистами, особенно в скоростном режиме.

Данные педагогических наблюдений за учебно-тренировоч-ными занятиями команд-мастеров, согласуются с данными прове-денного анкетного опроса среди 36 тренеров команд высшей и первой лиги Узбекистана. Так, из всех опрошенных 52,7% ответили, что наиболее трудным периодом в годичном цикле подготовки футболистов является подготовительный период. При этом 95,8% ответили, что именно в этом периоде закладывается фундамент физической подготовки футболистов. Однако, при ответе на вопрос о соотношении видов подготовки по направленности, величине и специализированности нагрузок мнения тренеров разделились.

В связи с вышеизложенным нами решались следующие задачи:

- проверить рациональность соотношения параметров нагру-зок квалифицированных футболистов в подготовительном периоде;

- определить эффективность тренировочных упражнений направленных на совершенствование различных сторон подготовки футболистов в подготовительном периоде.

На протяжении сезона 2010 года проводились педагогические наблюдения за тренировочной деятельностью команды «НБУ-Азия». На основании педагогических и физиологических методов контроля все тренировочные нагрузки распределяли по зонам их энергообеспечения: аэробной, аэробно-анаэробной, анаэробно-алак-татной, анаэробно-гликолитической. Кроме этого определялась ко-ординационная сложность специфических упражнений и их объемы.

Помимо этого, в начале и в конце каждого этапа, а так же в конце периода проводилось тестирование по оценке физических качеств футболистов. Наряду с этим велись педагогические наблю-дения за соревновательной деятельностью в процессе контрольных и пяти первых календарных матчей. Анализ результатов этих наб-людений выявил низкие показатели физической подготовленности и игровых действий.

Анализ же структуры учебно-тренировочного процесса, так же выявил на наш взгляд не оптимальность соотношения нагрузок.

В связи с вышеизложенными, нами в последующем 2011 году был проведен педагогический эксперимент на этой же команде. Перед началом подготовительного периода совместно с тренерами команды была разработана программа, которая была основана согласно рекомендациям М.А. Годика (1985), Л.Р. Айрапетьянца (2006), Р.А. Акрамова (2001). Она предусматривала прежде всего следующие требования: на первом этапе подготовительного пе-риода одновременно увеличивался как объем так и интенсивность нагрузок, с преимущественным ростом объема. На втором этапе ве-личина нагрузок продолжала возрастать, но уже за счет увеличения интенсивности упражнений, что выражалась в повышении их ско-рости. По мере роста интенсивности общий объем нагрузок в начале стабилизировался, а к концу периода сокращалась. Пред-почтение отдавалась большим нагрузкам, особенно в середине и в конце периода. При этом была увеличена доля упражнений алак-татной и гликолической направленности.

Во втягивающем и общеподготовительном этапах был снижен процент специализированных нагрузок и увеличен процент неспе-цифических. Это было связано с тем, что в неспециализированных упражнениях эффективнее воздействовать на направленность наг-рузок. Что касается координационной сложности специфических нагрузок, то она в отличие от предыдущего сезона постоянно повы-шалось, и достигала пика к концу специально подготовительного этапа. Контроль и анализ выполненных нагрузок осуществлялся по той же схеме, как было описано выше.

 
  Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

февраль недели
январь
декабрь
недели
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

недели
Рис. 3. Рекомендованная динамика объема нагрузок по количеству тренировочных занятий

Так на рисунке 3. представлена рекомендованная динамика объема нагрузок по количеству тренировочных занятий. Из рисунка видно, что рекомендованная динамика количество тренировочных занятий в недельных микроциклах отличается от существующей. Во-первых, несколько увеличено количество тренировок. Так, если в декабре количество занятий увеличено с 32 до 35, то в январе они увеличились с 42 до 50, а в феврале с 48 до 52 тренировок. Всего за период с 122 до 137 занятий при 78 трени-ровочных дней. Во-вторых количество занятий возрастает посте-пенно от микроцикла к микроциклу. В третьих – колебания коли-чества тренировок соответствует разгрузочным микроциклам или же переходу на решения новых задач подготовительного периода, как это видно в 4 и 8 микроциклах. Понижение количества в 12 микроциклах, связано уже с подготовкой команды к первой кален-дарной игре. Следует отметить, что команда помимо этого провела 12 контрольных матчей.

Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

февраль   недели  
январь
декабрь
недели
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru
недели
Рис.4. Рекомендованная динамика объема нагрузок по времени проведения тренировочных занятий

На рисунке 4. приведена рекомендованная динамика объема нагрузок по времени тренировочных занятий. Видно, что в основ-ном она совпадает с динамикой количества занятий. Однако, есть и некоторые несовпадения. Так, если с 1-4 микроциклы объем време-ни повышается постепенно, то с 4 по 7 микроциклы с переходом на специально-подготовительный этап оно резко возрастает и доходит до 1400-1500 минут в неделю. К концу специально-подготовитель-ного этапа, ближе к официальным матчам объем времени постепен-но понижается (10-12 НМЦ) до 1300 минут. Это вызвано тем, что заключительный недельный микроцикл подготовительного периода проводится по подобию соревновательного, в связи с этим сокра-щается объем времени занятий.

Таким образом, общую динамику объема тренировочных наг-рузок, как по количеству тренировок, так и по времени в подгото-вительном периоде характеризовали быстрое начальное увеличение с последующей стабилизацией, а затем и снижения на фоне повы-шения ее интенсивности.

Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

недели
Б.Н.
М.Н.
С.Н.
декабрь
январь
февраль
НМЦ
Б.Н.
М.Н.
С.Н.
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

Б.Н.
М.Н.
С.Н.
НМЦ
февраль
январь
декабрь
Рис. 5. Соотношение рекомендованной динамики нагрузок различной величины в недельных микроциклах подготовительного периода

На рисунке 5. показано соотношение рекомендованной дина-мики нагрузок различной величины. Так, в первом и во втором мик-роцикле процент тренировок с большой нагрузкой составляет всего лишь 10-15%. Затем она от цикла к циклу постепенно повышается и достигает максимума (40%) к концу общеподготовительного этапа. Достаточно высокий уровень больших нагрузок в пре-делах 35-40% стабильно держится на протяжении с 5 по 10 микро-циклов. Ближе к соревновательному периоду большие нагрузки снижаются (11 и 12 микроциклы). В целом за весь период доля больших наг-рузок примерно одинаковые, 28,3% в первом варианте и 29,1% во втором варианте. Однако, в предложенном варианте, достигну-тый высокий процент максимальных нагрузок, достигнутый в 6 микро-цикле, держится довольно продолжительное время до 10 микроцик-лов. Это несмотря не то, что из основ теории спортивной трениров-ки известно, что рациональность подготовки заключается в равно-мерном сочетание больших, средних и малых нагрузок. Но, в дан-ном случае мы исходили из того что именно в подготовительном периоде при совершенствовании различных видов выносливости тренировка на фоне неполного восстановления является целе-сообразным.

Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru Доля средних тренировочных нагрузок несколько снижается, и колеблется она в пределах от 30 до 50% за весь период. Трениро-вочные занятия с малой нагрузкой существуют в начале периода, во втягивающем цикле, и в конце периода перед первыми календар-ными состязаниями.

недели
спец.
неспец.
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

Рис. 6. Рекомендованная динамика соотношения специфических и неспецифических нагрузок подготовительного периода

неспец.

На рисунке 6. проиллюстрирована рекомендованная динамика соотношения специфических и неспецифических нагрузок. В ней видно, что наибольший объем неспецифических упражнений ис-пользуется на протяжении всего периода. Однако, его объем от этапа к этапу снижается. Так, если в первом микроцикле он сос-тавлял 60% то в 5 МКЦ – 40%, а к концу периода 20-25%.

Соответственно, объем специфических упражнений от цикла к циклу возрастает и к концу периода доходит до 80%. Здесь также следует отметить более выраженную периодичность в динамике специализированных упражнений. То есть, после трех-четырех мик-роциклов с постоянно усложняющимся коэффициентом сложности проводиться один микроцикл превалирующих с неспецифическими упражнениями. Такой подход мы считаем наиболее целесообраз-ным. Так, как в начале периода, когда стоит задача повышения об-щей физической подготовки наиболее эффективны неспецифичес-кие упражнения. А уже на специально-подготовительном этапе и особенно на завершающем, при совершенствовании технико-так-тических действий и планирование игровых взаимодействий удель-ный вес специфических упражнений естественно должен быть больше.

 
  Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

февраль
январь
декабрь
недели
простые
сложные
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

Рис. 7. Рекомендованная динамика соотношения сложных и простых специализированных упражнений

На рисунке 7. показана рекомендованная динамика соотно-шения сложных и простых специализированных упражнений. Она отличается от существующего варианта прежде всего следующим: постоянно и постепенно нарастает динамика сложных специализи-рованных упражнений; частный объем сложных упражнений увели-чивается к концу подготовительного периода до 80%; на протяже-нии периода периодически колеблются коэффициенты сложности. Например, если в 6 и 7 НМЦ объем сложных упражнений был равен 55-60%, то в 8 НМЦ он опускается до 30%, а в 9 и 10 НМЦ опять резко поднимается до 65-70%.

Такие колебания соотношения сложных и простых специфи-ческих упражнений связаны с целями и задачами планирования нагрузок на этапах и НМЦ периода. В те моменты, когда тренеры планируют работу над повышением быстроты и особенно ско-ростной и общей выносливости использование сложно-координаци-онны упражнений не целесообразно. Так как в них сложно, а порой и невозможно регулировать интенсивность выполняемой работы.

20% алакт.
10% гликол.
30% аэробн.
недели
40% смеш.
Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru Построения тренировочного процесса на этапах подготовительного периода квалифицированных футболистов - student2.ru

10% гликол.
20% алакт.
30% аэробн..
40% смеш.
недели
Рис. 8. Рекомендованная динамика соотношения направленности нагрузок

На рисунке 8. показано рекомендованное соотношение нагрузок по направленности. Данная программа отличается от существующего варианта прежде всего тем, что в ней прежде всего увеличен процент анаэробно-алактатной направленности с 12% до 20% и анаэробно-гликолитической с 5% до 10%, за счет в основном смешанной направленности. Причем преимущественное развитие скоростно-силовых качеств происходит на специально-подготови-тельном этапе (от 25% до 30%). А не на общеподготовительном этапе как это было в существующем варианте. К концу специально-подготовительного этапа увеличен процент упражнений специаль-ной выносливости. Что касается упражнений аэробного и смешанного характера, то отметим, что процент средств аэробной направленности снижается от цикла к циклу с одновременным увеличением средств смешанной нап-равленности с применением специфических заданий.

Планы недельных микроциклов на различных этапах подготовительного периода

В данном разделе описаны типичные недельные микроциклы каждого этапа подготовки.

Подготовка на общеподготовительном этапе проводилась в условиях базы футбольного клуба и продолжалась в течение 6 не-дель. Из них первые две недели проходили в режиме втягивающего мезоцикла. В эти сроки проведено углубленное комплексное обсле-дования (2 дня) и этапное тестирование. Задачами общеподготови-тельного этапа являлись:

1) восстановление и повышение общего уровня функциональ-ных возможностей;

2) восстановление и расширение объема двигательных уме-ний и навыков;

3) формирование морально-волевой подготовки на выполне-ние большого объема тренировочной работы.

На этом этапе тренировочная работа была направлена на раз-ностороннюю физическую подготовку. Наибольшее время в занятиях отводилось упражнениям, способствующим восстановле-нию и дальнейшему совершенствованию выносливости, скоростно-силовых качеств, гибкости и ловкости. Применялся широкий круг неспецифических средств: упражнения с отягощениями, кроссы, прыжковые упражнения, акробатика, плавание.

Специфические упражнения направлялись на восстановление координации движений и ритмовую структуру ведущих техничес-ких приемов: ведение мяча, передачи, удары, обводки. Технико-так-тические упражнения выполнялись индивидуально, в двойках и тройках.

Тренировочных цикл на этом этапе состоял из шести дней практических занятий и одного дня отдыха.

Типичный план недельного тренировочного цикла общепод-готовительного этапа приведен в таблице 3.

Видно, что половина тренировочных занятий неспецифичес-кие, а объем неспецифических упражнений во всех занятиях итого больше и составлял 60-65%. Направленность их в основном ско-ростно-силовая, скоростная выносливость. Координационная сложность простая и средняя. По величине 8 занятий средней вели-чины, 4 большой величины, малой нагрузки нет вообще.

Задачами специально-подготовительного этапа явились:

1) дальнейшее повышение уровня функциональных способ-ностей футболистов;

2) совершенствование техники владения мячом в условиях приближенным соревновательным;

3) овладение новых тактических вариантов взаимодействий в звеньях и линиях команды;

4) определение кандидатов в основной состав команды на предстоящий сезон.

Структура и содержания занятий на этом этапе изменяется с целью создания условий для развития специфических качеств. Соотношение средств подготовки составляла 60% специфические упражнения, 40% неспецифические. Методы тренировки, наиболее соответствующие специфики футбола – интервальный, повторный.

Средства общей подготовки здесь менее разнообразны, так как нагрузка направлена на совершенствование в основном специ-альных качеств.

Оптимальным тренировочным циклом на специально-подго-товительном этапе является цикл с шестью тренировочными днями и одним выходным. Контрольные игры рассматриваются как занятия с большой нагрузкой.

В таблице 4. приведен план типичного недельного трениро-вочного цикла специально-подготовительного этапа. Видно, что на этом этапе специализированность занятий в основном специфи-ческий. Только две тренировки имеют неспецифический характер. В направленности тренировок преобладает работа над специальной и скоростной выносливости. По сравнению с предыдущим этапом увеличена доля сложно-координированных упражнений. Три занятия в неделю проходят с большой нагрузкой.

Предсоревновательный этап подготовки строился с учетом предстоящих соревнований на Кубок и первенств Узбекистана. Тренировочные и соревновательные нагрузки строились так же, как это будет в первых макроциклах соревновательного периода. Про-должительность предсоревновательного этапа две недели. Основ-ные задачи: совершенствование специальной физической подготов-ленности; совершенствование технико-тактического мастерства в условиях приближенных к соревновательным; определение оконча-тельного варианта основного состава.

Учебно-тренировочная работа на данном этапе проводилась в форме групповых и индивидуальных занятий по физической под-готовке, занятий по совершенствованию технико-тактического масстерства, товарищеских и контрольных игр.

Таблица 3.

Наши рекомендации