Укрепляющий массаж в области лба.

1. Растирание, т.е. полукружные или спиралевидные движения в направлении от средней линии лба к вискам.

2. Разминание, т.е. сжатие складки кожи двумя пальцами – большим и указательным, или прерывистое надавливание.

3. Прерывистая вибрация, или пунктирование (постукивание), подушечками указательного и среднего пальцев попеременно в быстром темпе.

Укрепляющий массаж в области глаз.

1. Поглаживание подушечками средних пальцев обеих рук. Движение от височной ямки по нижнему краю глаза к внутреннему углу глаза, затем вверх до брови и далее поглаживание ведется указательным и средним пальцами по брови к виску, при этом средний палец ложится под бровью, а указательный – над бровью.

2. Поглаживание круговых мышц глаза. Подушечками четвертых пальцев обеих рук одновременно производят поглаживание от виска по нижнему веку к внутреннему углу глаза. Затем плавно переходят на верхнее веко и поглаживают его очень легко, не нажимая на глазное яблоко.

Укрепляющий массаж мышц губ.

Используются приемы растирания в виде полукружных и спиралевидных движений, разминания в виде перетирания и вибрации.

1. Ладонной поверхностью указательных пальцев производят движения по верхней губе от углов рта к середине. Такие же движения – по нижней губе от угла рта к середине.

2. Большими пальцами обеих рук производят движения от середины верхней губы к углам рта и слегка вниз, а затем указательными пальцами – от середины нижней губы к углам рта и слегка вверх. Движения чередуются.

3. Поглаживают носогубные складки, двигаясь от углов губ к крыльям носа.

4. Большим и указательным пальцами захватывают в вертикальную складку верхнюю губу, сжимают ее, перетирают между пальцами. Захват осуществляется в центральной части губы. Более мелкий захват губы может осуществляться и в той части, которая находится между ее серединой и углом рта. Тот же прием выполняется на нижней губе, таким же образом можно перетирать область носогубных складок.

5. Большим и указательным пальцами захватывают кожу вокруг губ и осуществляют прием пощипывания.

6. Концами указательного и среднего пальцев интенсивно постукивают вокруг губ.

7. Перетирающие движения, осуществляемые большим и указательным пальцами в направлении от одного угла рта к другому вдоль верхней, а затем нижней губы.

8. Точечное сдавливание губы между большим и указательным пальцами.

9. Указательные пальцы помещают на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Производится движение, направленное к середине так, что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Аналогичное движение осуществляется на нижней губе.

10. Аналогичное движение осуществляется на верхней и нижней губах одновременно (указательные пальцы – на верхней губе, средние – на нижней).

11. Указательные пальцы в том же исходном положении. Движение направлено вверх, при этом поднимается верхняя губа, обнажаются верхние зубы. Таким же образом проводится опускание нижней губы.

12. Аналогичным образом проводится поднимание верхней и опускание нижней губы одновременно (указательные пальцы – на верхней губе, средние – на нижней).

Приложение 2

Массаж язычка

Сказка о зайчике.

ü Скачет зайка по лесу. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Увидел зайчик елочку. («Рисуем» елочку: поглаживание языка от корня к кончику (ствол ), а затем выполняем соскальзывающие движения «елочкой» от цент­ра языка к краям сверху вниз.

ü Стал зайчик бегать вокруг елочки, от всех прятаться. (Круговые и спиралевидные движения по поверхности языка).

ü Идет медведь, ищет зайчика. Зайчишка прыг-скок, прыг-скок и ускакал от медведя. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Идет по лесу волк, тоже зайку ищет. (Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).

ü А зайка под кустиком лежит, ушки к земле прижал, не нашел его волк. (Поглаживание поверхности языка).

ü Крадется лисичка. Зайчишка прыг-скок, прыг скок, следы запутал не нашла его лиса.(Ритмичное надавливание на поверхность языка, начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно).

ü Никто не нашел зайчишку. Он всех обхитрил. (Поглаживание поверхности языка).

ü Набегался зайчишка, проголодался, а лапки грязные. Надо их помыть. (Перетирание языка между указательным и большим пальцами – круговые движения).

Моем, моем трубочиста

Чисто-чисто, чисто-чисто.

Будет, будет трубочист

Чист-чист, чист-чист.

(К.И.Чуковский)

ü А лапок у зайчика четыре. Моем по очереди каждую лапку.

ü Теперь зайчишка может полакомиться морковкой. Сначала мы ее помоем. (Поглаживание поверхности языка.)

ü Зайчишка ее с удовольствием сгрызет. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü А еще зайчишка любит капусту, почистим ее. (Поглаживание поверхности языка.)

ü Ее тоже зайка сгрыз. ( Пощипывающие движения по поверхности языка начиная с кончика и продвигаясь постепенно к корню и обратно.)

ü Наелся зайчишка, сил набрался, можно и поиграть на гармошке. (указательны­ми и большими пальцами руки держать боковые края языка, растягивать (распластывать) язык одновременно в разные стороны, затем сжимать к се­редине — имитация игры на гармошке.

Веселый Парамошка

Играет на гармошке.

После массажа мы приступаем к выполнению пассивной гимнастике для языка. Целью этой гимнастики является создание условий для формирования произвольных движений речевой мускулатуры, включение в работу групп мышц, которые ранее бездействовали. На данном этапе ребенок производит артикуляционные движения только при помощи механического воздействия, т.е. с помощью рук логопеда. Пассивные движения язычка выполняются плавно, медленно, с постепенным увеличением нагрузки. Желательно, чтобы ребенок мог зрительно контролировать выполняемые действия с помощью зеркала.

Ø «Часики».

Тик-так, тик-так.

Язычок качался так,

Словно маятник часов.

Ты в часы играть готов?

(М.Синицына)

Описание упражнения: рот открыт. Тянуть язычок попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5-10 раз.

Ø «Качели».

Сели дети на качели

И взлетели выше ели.

Даже солнышка коснулись,

А потом назад вернулись.

(Н.Тегипко)

Описание упражнения:рот широко открыт, на счёт «раз» - опустить кончик языка вниз, на счёт «два» - поднять язык вверх. Повто­рить 4-5 раз.

Ø «Язычок танцует».

Тик-так, вверх-вниз.

Веселится язычок

И танцует язычок.

Дискотека язычка.

Описание упражнения:объединяем два упражнения «Часики» и «Качели». Рот широко открыт, на счет «раз – два» язычок тянем к левому, а затем к правому углу рта, на счет «три – четыре» поднимаем кончик язычка вверх и опускаем его вниз.

Ø «Вкусное варенье».

Блин мы ели с наслажденьем –

Перепачкались вареньем.

Чтоб варенье с губ убрать,

Ротик нужно облизать.

(М.Синицына)

Описание упражнения:рот открыт, провести язычком по верхней, а затем по нижней губе по кру­гу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону. Повто­рить 4-5 раз.

Ø После каждого упражнения пассивной гимнастики – «хвалим» язычок (Поглаживание поверхности языка.)

Приложение 3

1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.

2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.

3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).

4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.

5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.

6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.

Приложение 4

Сказка «ЗООПАРК»

Жил-был на свете Язычок, и захотел он пойти в зоопарк. А вместе с язычком отправились в зоопарк и мы: будем изображать животных, которых язычок встретит.

Бегемотики

Вот пришел язычок в зоопарк и видит, что в пруду сидит кто-то огромный, как гора и рот широко открывает. Это был . . . бегемот. Давай мы превратимся в бегемотиков и будем широко открывать рот.

Описание упражнения: открыть рот как можно шире, удерживать его в таком положении до счета «пять», потом закрыть рот. Повторить 3 – 4 раза.

Лягушки

Посмотрел Язычок на бегемотиков и только хотел дальше отправиться, как слышит: ква-а-а-а, ква-а-а-а. Это были . . . . Правильно лягушки. Давайте изобразим, как лягушки улыбались.

Описание упражнения: улыбнутся, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счета «пять» (до счета «десять»), затем вернуть губы в исходное положение. Повторить 3 – 4 раза.

Слон

1. Идет Язычок дальше. Ой, кто это такой большой, с длинным носом? Да это же . . . слон! Давайте покажем, какой у слона хобот!

Описание упражнения: сомкнутые губы вытянуть вперед и удерживать в таком положении до счета «пять» (потом до счета «десять») вернутся в исходное положение

2. Смотрит Язычок на слона, а тот стал набирать хоботом воду и поливать себя и слоненка.

Описание упражнения: вытянуть вперед губы трубочкой и «набирать» водичку, слегка причмокивая при этом

Змея

Полюбовался язычок слоном и пошел к другой клетке. А там никого нет, только длинный резиновый шланг валяется посередине. Но вдруг шланг зашевелился, и язычок увидел, что это . . . змея. Давайте изобразим змею!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот; высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Повторить 3 – 4 раза.

Лошадка

Понаблюдал язычок за змейкой и пошел дальше. Видит, лошадка детей катает. Захотел и сам покататься: «Лошадка, покатаешь меня?» А лошадка отвечает: « Конечно!» Сел Язычок на лошадку и поскакал. Давай покажем, как Язычок катался на лошадке.

Описание упражнения: улыбнуться, широко открыть рот, щелкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык.

Расческа

Покатался Язычок, слез с лошадки и вдруг увидел себя в зеркале: «Ах, какой я лохматый! Наверно очень быстро на лошадке мчался! Надо причесаться. Давайте покажем, как он это делал.

Описание упражнения: улыбнуться, закусит язык зубами. «Протаскивать» язык между зубами вперед-назад, как бы «причесывая» его.

Часики

Привел Язычок себя в порядок и вдруг подумал: а не пора ли ему идти домой? Надо узнать который час. Покажи, как работают часики!

Описание упражнения: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому. Повторить 5 – 10 раз.

Шарики

Узнал язычок, который час. К сожалению, было уже поздно: пора возвращаться домой. А подарок маме? Купил Язычок несколько воздушных шариков и стал их надувать, но, к сожалению, некоторые из них лопались. Покажи, как язычок надувал шарики.

Описание упражнения: надуть одну щеку – сдуть. Затем надуть другую и сдуть. Надувать попеременно 4 – 5 раз.

«До свидания, зоопарк!» - сказал Язычок и пошел домой.

Ты помнишь, как вместе с Язычком ходил в зоопарк? Кого Язычок увидел сначала? А потом? Ты помнишь, кого раньше увидел Язычок: змею или лошадку? А кого Язычок увидел позже: Лягушек или бегемотика?

Ребенок должен выполнять упражнения правильно и четко, под счет взрослого.

Наши рекомендации