Физкультминутка. (См. занятие 35.)

Игра «Поезд». Разложите картинки в 3 вагона. В первом ва­гоне поедут картинки, в которых звук [те] стоит в начале слова. Во втором вагоне — картинки, где звук [т] стоит в се­редине слова. В третьем — где звук [те] стоит в конце слова. (Индивидуальные картинки с карточками с тремя делени­ями (в виде вагончиков), в которых буква Т стоит в начале, в конце и в середине слова.)

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежал звук [т].
Он должен стоять в конце слова. Какие слова я загадала?
Слова: пило..., кана..., пор..., биле..., лиф..., лис... .

Игра «Дни недели». Если в слове есть звук [те], нужно поднять букву —Т, если нет — погрозить пальчиком. Первый день не­дели— понедельник. Второй день недели — вторник. Третий день — день середины недели — среда. Четвертый день неде­ли—четверг. Пятый день недели — пятница. Шестой день недели — суббота. Воскресенье — выходной день. Вспомните дни недели, в названии которых есть звук [те]. (Вторник, четверг, пятница, суббота — учитывая возможности де­тей.)

Работа в тетрадях. Пишем сочетания ТА (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 38.Звук [те] и буква Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [те]; закреплять понятия «согласный звук»; выделять со­гласный из названий картинок, в которых по два звука [те]; раз­вивать слуховое внимание, проводить звуковой анализ и син­тез; развивать фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Вертолет», «Торт», «Аист»; полоска с тремя делениями, кассы букв, зеркала, тетради, ручки; по листу бумаги в клеточку — каждому ребенку.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет дни недели.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• « Иголочка » — узкий напряженный язык высунуть далеко
вперед и удерживать (под счет логопеда, учителя).

• «Чашечка» — широкий язык поднять кверху.

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха ( « Подуй на султанчик»).

Игра «Дни недели».

— Послушайте внимательно, запомните и повторите.
Вторник — четверг — пятница—суббота. Какой согласный звук повторялся? ([т].)

Характеристика звука [т].

— Какой звук — гласный или согласный? (Согласный.)

— Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.)

— Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Покажите букву, которая обозначает этот звук.

• Картинка на панно: «Торт».

— Послушайте внимательно, это «хитрое» слово. Как вы думаете, почему оно «хитрое» ? (На первом месте и в конце слова — звук [т].) Определить место звука [т] на полоске с тремя делениями. Сколько букв вы положили? (Две.)
Сколько звуков [т] в этом слове? (Два.)

• Картинка на панно: «Вертолет».

— Послушайте внимательно, это «хитрое» слово, но «хи­трое» по-другому. Как вы думаете, почему оно «хитрое»? (В конце слова и в середине слова — звук [т].) Определение место звука [т] на полоске с тремя делениями. Сколько букв вы положили? (Две.) Сколько звуков [т] в этом слове?
(Два.) Где они стоят в этом слове? (Б середине и в конце слова.)

• Картинка на панно: «Аист». Самостоятельно определить место звука [т] на полоске с тремя делениями.

— Сколько букв вы положили? (Одну.) Сколько зву­ков [т] в этом слове? (Один.) Где он стоит в этом слове? (В конце слова.)

Физкультминутка. (См. занятие 35.)

Звуковой анализ и синтез. Перед детьми — по листу бумаги в кле­точку.

— Сейчас мы с вами будем разведчиками в тылу врага. Нам нужно «зашифровать» слова так, чтобы никто, кроме нас, не мог их расшифровать. Я называю слово, а вы записы­ваете только буквы Т. Если в слове один звук [т], вы пи­шете одну букву Т, если два —то две буквы Т. Например, слово трактор — mm; слово «матрос» — от. Слова: торт, март, танк, транспорт, тыква, (mm; т; от; mm; т.)

— Расшифровываем наши записи: тт — вертолет, ...; т — матрос, ....

Работа в тетрадях.Пишем слова ТУТ, ТОТ (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 39.Звук [п] и буква П

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [п]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять со­гласный из звукового ряда; производить звуковой анализ обрат­ного слога are; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Посуда», «Полка», «Поезд»; индивидуальные квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 7 на каждого); кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.

— Улыбнемся друг другу и сядем каждый, на свое место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного выдоха).

• «Чистим зубки» — облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр» —языком скользить вперед — назад по нёбу.

• «футбол» — попеременно касаться языком щек изнутри.

Картинки на панно: «Посуда», «Полка», «Поезд».

• Картинки расположены обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале любую картинку, затем по порядку слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [п].

— Какой одинаковый звук стоит в начале слов? (Произносим хором и индивидуально.)

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [п]. При про­изнесении звука [п] воздух встречает преграду. Какую пре­граду встречает воздух? (Мешают губы.)

— Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [п]. Звук [п]—согласный, т. к. воздух встречает преграду; глухой (положить руку на горлышко и произне­сти звук [п], горлышко не дрожит); твердый; обозначаем квадратиком синего цвета.

Повторная характеристика звука [п.] по вопросам.

— Звук [п]. Какой звук, гласный или согласный? (Соглас­ный.) Почему?

— Какой звук — звонкий или глухой? (Глухой.) Почему?

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Значит, он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Звук [п] обозначается буквой П. (Демонстрация буквы.) Найти ее в своих кассах и показать большую и маленькую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из трех.) Нарисовать в воздухе, выложить из рисунок.

Физкультминутка.

Соответствующие движения

Вверх — вниз, Вверх — вниз,

Приседаем дружно!

Крепче на ногах держись!

Быть здоровым нужно!

Дифференцировать звук [п.] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: п, т, п, н, м, п, п, т, т, к...

• из слогов: an, on, ум, уп, ип, ат, ак...

• из слов: Паша, Павел, Катя, Маша, Поля, Полина, Павлик,
Соня, Павлуша.

Звуковой анализ и синтез: АП.

— Назовите первый звук. Как он называется? Почему?

— Назовите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделен­ный на 9 частей. Если в слове есть звук [п], нужно поло­жить синий квадрат в клеточку, если нет — клеточку про­пускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале верхний ряд (найти и пока­зать), потом средний ряд (найти и показать), затем ниж­ний ряд (найти и показать). Слова: Павел, Поля, Паша, Павлуша, кот, Павлик, полка, крот, Полина. Какая буква у нас получилась? (Буква П.)

Работа в тетрадях.Пишем букву П (по точкам).

Итог занятия.Игра «Повтори, не ошибись». Ап-уп-оп; ип-уп-ап; оп-ип-уп и т. д.

Занятие 40.Звук [п] и буква П

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [п]; закреплять понятие «согласный звук»; дифференци­ровать понятия «гласный» — «согласный»; выделять согласный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обратного и пря­мого слогов, слов; упражнять в согласовании существительных в роде, числе, падеже; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Сапоги», «Топор», «Суп», «Пума»; карандаши синего и красного цвета, полоска с тремя делениями; раздаточный материал: по 3 индивидуальных картинки, в названии которых звук [п] стоит в начале, в конце и в середине слова, и по 3 полоски с тремя делениями и вами П в первой, третьей и средней клеточках; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись». Ап-уп-оп; ип-уп-ап; оп-ип-уп и т. д.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха (« Задуй
свечку»).

• « Иголочка » — узкий напряженный язык высунуть далеко
вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­
педа, учителя).

• «Чашечка» — широкий язык поднять кверху.

Игра «Узнай звук по описанию». Звук согласный, т. к. прохож­дению воздуха мешают губы, глухой, твердый, ([и,].) — Достаньте букву из кассы.

Игра «Отгадай загадки». Картинки-отгадки находятся на панно: «Сапоги», «Топор», «Подснежник», «Капуста», «Суп», «Пума». Найти картинку-отгадку и определить место звука в слове на полоске с тремя делениями.

Сшили их из черной кожи,

В них теперь ходить мы можем

И по слякотной дороге —

Не промокнут наши ноги. (Сапоги.)

Хоть и ростом невелик,

А к почтению привык.

Перед ним дубы, и клены,

И березы бьют поклоны. (Топор.)

Первым вылез из землицы,

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький. (Подснежник.)

Сто одежек

И все без застежек; (Капуста.)

На столе налит в обед

Нам в тарелки вкусный ... (Суп.)

— Назовите картинку, которая осталась. (Дети затруд­няются в ответе, нужно помочь: пума — дикая черная
кошка, живет в жарких странах.)

— Место какого согласного звука мы определяли? ([п.].) Характеристика звука [п.].

— Какой звук, гласный или согласный? (Согласный.) Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.) Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

Игра «Четвертый лишний» (на слух):

• Уп, ип, оп, мам.

• Па, по, га, пу.

• Пол, папа, мама, суп.

• Сноп, клоп, поп, ива.

Физкультминутка. (См. Занятие 39.)

Звуковой анализ и синтез. Игра «Азбука Морзе». У детей — крас­ный и синий карандаши. В тетрадях они «зашифровывают» песенки. (На гласный звук ставят точку красным каранда­шом, на звук [п] — синим.) Выигрывает тот, кто правильно передал сигнал. Слоги: ап, уп, по. («Расшифровываем пе­сенки».)

Игра «Дополни и повтори чистоговорку».

• Пу-пу-пу — попугай клюет кру ... .

• Па-па-па—на пол сыплется кру ... .

• Пы-пы-пы — больше нет у нас кру ... .

Игра «Выбери нужные слова и повтори предложение».

• Мама посадила (лук, капусту, помидоры).

• В нашем лесу растут (сосны, дубы, тополя).

• На клумбе расцвели (мак, тюльпан, роза).

• В цирке я видел (тигра, пуму, слона).

• Мама купила (шапку, ведро, книгу).

Работа в тетрадях. Пишем слово ПОП (по точкам).Итог занятия. Подбери схему к картинкам. (Раздаточный мате­риал: по 3 индивидуальных картинки, в названии которых звук [п] стоит в начале, в конце и в середине слова, и по 3 полоски с тремя делениями и буквами П в первой, третьей и средней клеточках.)

Занятие 41.Звуки [п], [т] и буквы П, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [п], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выде­лять одинаковый согласный из названий двух картинок; раз­вивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мел­кую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Кот», «Лист», «Посуда», «Павлин»; индивидуальные карточки с тремя деле­ниями; кассы букв; зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

• Понедельник — вторник; среда—четверг; пятница — суб­бота; суббота — воскресенье.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• « Иголочка » — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

Картинки на панно: «Лист», «Кот».

— Назовите эти картинки. (Произносим утрированно.) — Какой одинаковый звук мы слышим в конце этих слов? (Звук [т].) Характеристика звука [т]: согласный (почему?); глухой (почему?); твердый. Какой буквой обозначаем? Дополнительно картинки на панно: «Посуда», «Павлин».

— Назовите эти картинки. (Произносим утрированно.)

— Какой одинаковый звук мы слышим в начале этих слов? (Звук [п.].) Характеристика звука [п].

— Согласный (почему?); глухой (почему?); твердый. Какой буквой обозначаем?

Игра «Повтори, не ошибись».

• Та-та-па; та-па-та; па-та-па; па-па-та. (Повторить с глас­ными О, У.)

Физкультминутка.

- Энергичные движения плечами.

- Прыжки.

- Приседания.

Поднимайте плечики, Прыгайте, кузнечики. Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели! Травушку покушали, Тишину послушали. Выше, выше, высоко, Прыгай на носках легко. — Прыжки на месте.

Звуковой анализ и синтез.

— Каждый предмет, который мы видим, имеет свое на­звание, обозначаемое словом. Сейчас мы с вами из букв составим слово. Я называю звук, вы выкладываете букву. П, О (прочитать); Т (прочитать хором и индивидуально). Это слово — пот. (Уточнить знания детей о значении этого слова.) Слова мы будем обозначать полоской с тремя де­лениями. Какой звук стоит в начале слова? ([п.].) В ка­кую клеточку вы положите букву П? (В первую.) Какой звук стоит в конце слова? ([т].) В какую клеточку вы по­ложите букву Т? (В последнюю.) Какая буква осталась? ([о].) Куда ее нужно положить? (В среднюю клеточку.) Прочитайте слово.

Игра «Кто внимательнее?». Прочитать предложение. Один ре­бенок выбирает слово со звуком [п], второй — со звуком [т], и каждый проговаривает предложение со своим словом. Затем работает вторая пара. • Мама купила шапку, конфеты.

• На столе стоит торт, супница.

• В коробке лежит точилка, папка.

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежали звуки [т], [п.]. Они должны стоять в конце слова. Какие слова я зага­дала? Слова: пило..., су..., кана..., ко...,биле...,сно..., лис....

Работа в тетрадях. Пишем слово ПОТ (по точкам).

Итог занятия. Назвать день недели, в котором звук [п] стоит в начале слова. (Понедельник.)

Занятие 42.Звуки [п], [т] и буквы П, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [п], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; разви­вать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. По 5 лепестков двух цветков синего и жел­того цвета; две серединки с буквами П, Т; сюжетные картинки: «Девочка поливает кактусы», «Мальчик сидит за партой»; ин­дивидуальные буквы, разрезанные на три части по двум на­клонным параллельным линиям; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет день недели, в названии которого есть звук [п] или [т].

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного
выдоха).

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр»—движения языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

Игра «Узнай букву и покажи ее».

Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? (Т.)

Е. Тарлапан

Подходящие ворота — Проходи, кому охота. (Т.)

Г. Виеру

Игра «Сигнальщики».

— В правую руку возьмем букву П; в левую — букву Т.
Если в слове есть звук [п.], показываете букву П; если
в слове есть звук [т] — букву Т. Слова: матрос, пол, полк,
конфета, полка, компот (2 звука), лук (на внимание),
парта (2 звука).

Игра-физкультминутка«Составь цветок».

— Вот лепестки, на которых нарисованы картинки, имею­щие в своем названии звуки [п.] и [т]. Эти звуки стоят в на­чале слова. Дети делятся на две команды. Первая команда составляет цветок, в серединке которого написана буква П, вторая — с буквой Т. Дети вставляют лепестки в серединку цветка. Анализ результатов работы: если цветок собран правильно — все лепестки у него будут одного цвета.

Примечание. Лепестки — синего цвета с одной стороны, белого цвета с другой стороны (на звук [п] в начале слова); у второго цвет­ка — лепестки желтого цвета и картинки, в названии которых звук [т] стоит на первом месте.

Игра «Посчитай слова со звуками [п], [т] в предложениях» (по кар­тинкам).

— Сколько слов со звуком [т]? Таня поливает кактусы.
(3.) Посмотрите на картинку и найдите предметы, в назва­нии которых есть звук [т]. (Стол, стул.)

— Сколько слов со звуком [п.]? Паша сидит за партой. (2.)

Игра «Придумай имена девочек со звуком [т], мальчиков—со звуком [п]; Например: Мою сестру зовут Таня. Мою подругу зовут Света. Моего брата зовут Паша. Моего друга зовут Поликарп.

Работа в тетрадях. Пишем слог ТОП (по точкам).

Итог занятия.

Индивидуальная работа: «Сложи букву». (У каж­дого ребенка — по одной букве, разрезанной на три части по двум наклонным параллельным линиям.) Назвать букву.

Занятие 43.Звук [н] и буква Н

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [н]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять согласный из звукового ряда; проводить звуковой анализ об­ратных и прямых слогов; развивать пространственную ори­ентацию через знакомство с предлогом на;развивать слухо­вое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Ножницы», «Носки», «Апельсин», «Слон»; индивидуальные квадраты, разделенные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 7 на каждого); бархатная бумага, нитки мулине; мяч; кассы букв, зеркала, те­тради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Каждый ребенок называет звук по беззвучной артикуляции и садится на место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Подуй на султанчик»).

• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.

• « Качели » — движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Картинки на панно: «Ножницы», «Носки», «Апельсин», «Слон».

• Картинки лежат обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале лю­бую картинку, затем по порядку — слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [к]. Какой одинаковый звук стоит в начале слов? ([к].)

Произнесение хором и индивидуально.

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [н]. При про­изнесении звука [н] воздух встречает преграду. Какую пре­граду встречает воздух? (Кончик языка прижат к верхним зубам.) Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [к]. Звук [н] — согласный, т. к. воздух встречает преграду; звонкий (положить руку на горлышко и произне­сти звук [н], горлышко дрожит); твердый обозначаем ква­дратиком синего цвета.

Повторная характеристика звука [н] детьми по вопросам.

— Звук [н]. Какой звук — гласный или согласный? (Соглас­ный.) Почему?

— Какой звук — звонкий или глухой? (Звонкий.) Почему?

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Значит, он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Звук [к] обозначается буквой Н. (Демонстрация буквы.)
Найдите ее в своих кассах и покажите большую и малень­кую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из трех.) Нарисовать в воздухе, выложить из ниток мулине на бархатной бумаге.

Физкультминутка.

— Соответствующие движения.

Встали мы напятки, Встали наноски! Пробежали мы на пятках! Пробежали на носках! Сядем мы куда? (На стулья.)

Дифференцировать звук [к] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: н, п, т, н, н, п, н, м, п, н, п, н, н, т, т, н, к...

• из*слогов: ан, он, ум, ун, ин, ат, ан.... Звуко-буквенный анализ и синтез: ан.

— Произнесите первый звук. Как он называется? Почему?

— Произнесите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

— Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получилось. (Яа.) Где лежат буквы? Буквы лежат настоле. Начем вы сидите? (На стульях.) На — это «маленькое» слово, оно показывает, где находится предмет: наком или начем? Прочитайте еще раз это «маленькое» слово.

Игра с мячом (на слух).

— Я произношу один из гласных ([а], [о], [у]) и согласный звук [к]. Тот, кто ловит мяч, должен поменять звуки ме­стами и бросить мяч мне (точно в руки). Например: ан — на; он — но; ун — ну. (Учитывать возможности детей.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделенный на 9 частей. Если в слове есть звук [к], нужно положить си­ний квадрат в клеточку, если нет — клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и по­казать), вначале верхний ряд (найти и показать), потом средний ряд (найти и показать), затем нижний ряд (найти и показать). Слова: Настя, Валя, Наташа, Антон, Иван, Назар, Нона, Ира, Нана. Какая буква у нас получилась? (Буква Н.) "'

Работа в тетрадях.Пишем предлог на(по точкам).

Итог занятия.Игра «Повтори, не ошибись». • Ан-ун-он; ин-ун-ан; он-ин-ун и т. д.

Занятие 44.Звук [н] и буква Н

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [н]; закреплять понятие «согласный звук»; дифферен­цировать понятия «гласный» —«согласный»; выделять соглас­ный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обратного и прямого слогов, слов; учить согласовывать существительные в роде, числе, падеже; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Индюк», «Цыпленок», «Малина», «Теленок»; полоска с тремя делениями, касс! букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.Игра «Скажи, где что находится». Методические рекомендации: предварительно разложить различные игрушки (предметы) настоле, стуле, полу, под­носе, полке. Вопросы: Где стоит тарелка? (На столе.) Где стоит стакан? (На подносе.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

Игра «Узнай звук по описанию». Звук согласный, т. к. кончик языка прижат к верхним зубам, звонкий, твердый. (Н.) Достаньте букву из кассы.

Игра «Узнай по описанию». Картинки-отгадки находятся на панно: «Индюк», «Цыпленок», «Малина», «Теленок». Вначале на­звать эти картинки. Найти картинку-отгадку и определить место звука [в] в слове на полоске с тремя делениями.

Одна из самых больших домашних птиц, Хвост веером, он болбочет: бл-бл-бл. (Индюк.)

Папа — петух,

Мама — курица.

А птенец — ? (Цыпленок.)

Это лесная ягода,

Красного цвета, сладкая,

Ароматная, ее любит медведь. (Малина.)

Папа — бык,

Мама—корова,

А детеныш — ? (Теленок.)

— Место какого согласного звука мы определяли? ([в].)

Характеристика звука [в]. Согласный (почему?); звонкий (по­чему?); твердый; какой буквой обозначаем?

Игра «Четвертый лишний» (на слух).

• Ун, ин, он, мам;

• на, но, га, ну;

• индюк, теленок, малина, суп;

• щенок, поросенок, жеребенок, корова. (По двум призна­кам: звуковому и по лексическому значению.)

Физкультминутка. (См. занятие 43.)

Звуковой анализ и синтез.Игра «Азбука Морзе». У детей — крас­ный и синий сигналы. (На гласный звук показывают крас­ный цвет, на звук [в] — синий.) Выигрывает тот, кто пра­вильно передал сигнал.

• Слоги: на, ну, но.

• « Расшифровываем » песенку—аналогичный сигнал лого­педа.

Игра «Дополни и повтори чистоговорку».

• На-на-на—лампа у ок....

• Ну-ну-ну — саночки тя....

• Он-он-он — в зоопарке ел....

Игра «Выбери нужные слова и повтори предложение».

• Мама купила (банан, ананас, яблоко).

• В нашем лесу растет (малина, клюква, ежевика).

• На полянке расцвели (одуванчик, ландыш, мак).

• В цирке я видел (тигра, пингвина, слона).

• Мама купила (шапку, ведро, книгу).

Работа в тетрадях. Пишем слог НУ (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 45.Звуки [н], [т] и буквы Н, Т

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику зву­кам [н], [т];закреплять понятие «согласный звук»; выделять одинаковый согласный из названий двух картинок; развивать

слуховое восприятие, пространственную ориентацию, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Кот», «Лист», «Ножницы», «Носки»; индивидуальные карточки с тремя де­лениями; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись». Понедельник — вторник; среда—четверг; пятница—суб­бота; суббота — воскресенье.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного выдоха).

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр» —движения языком вперед —назад по нёбу.

• «Футбол» —попеременно касаться языком щек изнутри.

Картинки на панно: «Лист», «Кот».

— Назовите эти картинки. (Произносить утрированно.) Какой одинаковый звук мы слышим в конце этих слов? (Звук [т].)

Характеристика звука [т].

— Согласный (почему?); глухой (почему?), твердый; ка­кой буквой обозначаем?

Дополнительно картинки на панно: «Ножницы», «Носки». Назовите эти картинки. (Произносить утрированно.)

— Какой одинаковый звук мы слышим в начале этих слов? (Звук [н].)

Характеристика звука [н]:

— Согласный (почему?); звонкий (почему?); твердый; ка­кой буквой обозначаем?

Игра «Повтори, не ошибись».

• Та-та-на; та-на-та; на-та-на; на-на-та.
Повторить с гласными О, У.

Физкультминутка.

— Соответствующие движения.

— Идут вперед спиной.

Где стоим мы? На полу. Где сидим?

На стуле. Подошли к окну. Посмотрели вправо.

Посмотрели влево.Подошли к столу — Повернулись, сели.

Звуковой анализ и синтез.

— Чем обозначается название каждого предмета? (Словом.) Сейчас мы с вами составим слово из букв. Я называю звук, вы выкладываете букву. Т, О—прочитать; Н — прочитать (хором и индивидуально). Это слово—тон. (Уточнить зна­ния детей о значении этого слова.) Чем мы обозначаем слова?
(Полоской с тремя делениями.) Какой звук стоит в начале слова? ([т].) В какую клеточку вы положите букву Т? (В пер­вую.) Какой звук стоит в конце слова? ([«].) В какую кле­точку вы положите букву Н? (Б последнюю.) Какая буква осталась? ([о].) Куда ее нужно положить? (В среднюю кле­точку.) Прочитайте слово.

Игра «Кто внимательнее?». Прочитать предложение. Один ребе­нок выбирает слово со звуком [»], второй — со звуком [т], и каждый проговаривает предложение со своим словом. Затем работает вторая пара.

• Мама купила (шапку, конфеты).

• На столе стоит (торт, солонка).

• В коробке лежит (точилка, карандаш).

Игра «Угадай слово».

— Из слов, которые я буду называть, сбежали звуки [т], [н].
Они должны стоять в конце слова. Какие это слова? Пило...,
ело..., кана..., бана..., биле..., бара..., лис..., пингви....

Работа в тетрадях. Пишем слово ТОН (по точкам).

Итог занятия. Назвать второй день недели. Где стоит звук [т] в этом слова? (Вторник.)

Занятие 46.Звуки [н], [т] и буквы Н, Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звукам [н], [т]; закреплять понятие «согласный звук»; разви­вать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. По 5 лепестков двух цветков зеленого и крас­ного цвета; две сердцевинки с буквами Н, Т; индивидуальные буквы, разрезанные на три части по двум наклонным парал­лельным линиям; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Сядет на место тот, кто назовет день недели, в названии которого есть звук [п.] или [т].

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Улыбка»—растянуть разомкнутые губы.

• «Качели»—движения языком вверх — вниз.

• «Часики» —движения языком влево — вправо.

Игра «Узнай букву и покажи ее».

Вот качели-буква — (Рисование в воздухе буквы Н.) Покачаться можно всем. (Н.)

Отвечайте, кто знаток: Это что за молоток? (Т.)

Е. Тарлапан

Игра «Сигнальщики».

— В правую руку возьмем букву Н; в левую — букву Т.
Если в слове есть звук [в], показываете букву Н; если в слове есть звук [т] — букву Т. Слова: матрос, слон, полк (на внимание), конфета (на внимание — 2 звука), баран,компот, бизон, лук (на внимание), парта.

Игра-физкультминутка«Составь цветок».

— Вот лепестки, на которых нарисованы картинки, име­ющих в своем названии звуки [н] и [т]. Звук [н] стоит в

начале слова, а звук [т]может стоять в конце слова и в середине. (Дети делятся на две команды. Первая команда составляет цветок, в серединке которого написана буква Н, вторая — с буквой Т. Дети вставляют лепестки в сере­динку цветка.)

Анализ результатов работы: если цветок собран правильно, все лепестки у него одного цвета.

Примечание. У одного цветка—лепестки зеленого цвета с одной стороны, с другой стороны — картинки со звуком [н] в начале слова; у второго цветка — лепестки красного цвета, а на обратной стороне кар­тинки, в названии которых звук [т] стоит в конце и в середине слова.

Игра «Посчитай слова со звуками [н],[т] в предложениях» (на слух).

— Сколько слов со звуком [т]? С юга вернулись ласточки и аисты. (2.)

— Сколько слов со звуком [н]? Перелетные птицы вес­ной выводят птенцов. (3.)

Игра «Придумай имена девочек со звуком [н], мальчиков—со зву­ком [т]». Например: Мою сестру зовут Настя. Мою подругу зовут Наташа. Моего брата зовут Толя. Моего друга зовут Матвей.

Работа в тетрадях.Пишем слово НА ТА (по точкам). Объяснить, что это — имя девочки, имена пишутся с большой буквы.

Итогзанятия.Индивидуальная работа: «Сложи букву». (У каж­дого ребенка—по одной букве Н, Т, разрезанной на три части по двум наклонным параллельным линиям.) Назвать букву.

Занятие 47.Звук [м] и буква М

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [м]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять со­гласный из звукового ряда; производить звуковой анализ обрат­ных и прямых слогов; развивать слуховое восприятие, фонема­тические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Молоток», «Машина»» «Сом», «Дом»; индивидуальные квадраты, разделенные на 16 частей (по числу детей); синие квадраты (по 10 на каждого); бархатная бумага, нитки мулине, мяч, кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.Каждый ребенок называет звук по беззвучной артикуляции и садится на место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха (« Задуй свечку»).

• « Иголочка » — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет лого­педа, учителя).

• «Чашечка»—широкий язык поднять кверху.

Картинки на панно: «Молоток», «Машина», «Сом», «Дом».

• Картинки лежат обратной стороной к детям. Запомнить и повторить порядок расположения картинок: вначале лю­бую картинку, затем по порядку — слева направо.

• Назвать картинки. Повторить названия картинок с утри­рованным произнесением звука [м]. Какой одинаковый звук стоит в начале слов? ([ле].) (Произнесение хором и ин­дивидуально.)

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [м]. При про­изнесении звука [м] воздух встречает преграду. Какую преграду встречает воздух? (Губы сомкнуты.)

— Если при произнесении звука воздух встречает пре­граду, то этот звук называется как? (Согласный.)

Тайна звука [м]. Звук [м] — согласный, т. к. воздух встречает преграду; звонкий (положить руку на горлышко и произне­сти звук [м], горлышко дрожит); твердый; обозначаем ква­дратиком синего цвета. Повторная характеристика звука [м].

— Согласный (почему?); звонкий (почему?); твердый; ка­кой буквой обозначаем?

— Звук [м] обозначается буквой М. (Демонстрация буквы.) Найти ее в кассах и показать большую и маленькую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из палочек.) Из скольких палочек? (Из четырех.) Нарисовать в воз­духе, составить из пальчиков: сомкнуть кончики указа­тельных пальцев, опустить их вниз вместе со средними пальцами, а остальные сжать в кулачок.

Физкультминутка.

А ну-ка, веселее ударим молотком,

Покрепче, посильнее мы гвоздики вобьем! Тук-тук, ток-ток, бей покрепче, молоток!

— Руки на поясе, пры­жок влево.

—Два наклона вперед, присесть два раза,

—Наклоны влево —вправо.

Дифференцировать звук [м] на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: м, м, н, п, т, п, н, м, п, м, п, м, м, м, т, н, к...

• из слогов: ам, ом, ум, ун, им, am, ам... .

Звуко-буквенный анализ и синтез: ма.

— Произнесите первый звук. Как он называется? Почему?

— Произнесите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Выложите буквы. Прочитайте.

— Поменяйте буквы местами. Прочитайте, что получи­лось. (Ам.)

Игра с мячом (на слух).

Я произношу песенку ма, а тот, кто ловит мяч, должен по­менять звуки местами и бросить мяч мне (точно в руки). (Аи.) Например: ма-ам; мо-ом; му-ум. (Учитывать воз­можности детей.)

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделенный на 16 частей. Если в слове есть звук [м], нужно положить синий квадрат в клеточку, если нет — клеточку пропускаем. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и по­казать), вначале — верхний ряд (найти и показать), по­том средний ряд (найти и показать), затем — нижний ряд (найти и показать). Слова: мост, оса, уха, магазин, морковъ, маска, машина, муха, молоко, кот, нос, мука, ман­дарин, лук, сок, марка.

— Какая буква у нас получилась? (Буква М.) Почему это буква? (Мы ее видим.)

Работа в тетрадях.Пишем слово МАМА (по точкам).

Итог заня

Наши рекомендации