Работа в тетрадях. Пишем буквосочетания ИОУА (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 34.Звуки [а], [у], [и], [о] и буквы А, У, И, О

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику зву­кам [а], [у], [и], [о]; выделять ударные и безударные звуки [а], [у], [и], [о]; закреплять понятия «гласный звук» — «буква»; диф­ференцировать понятия «звук»—«буква», звуки [а], [у], [и], [о]; анализировать звукосочетания ayou, oyau и др.; развивать слу­ховое восприятие, фонематические процессы, пространственную ориентацию, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование. Кассы букв (индивидуальные и демонстра­ционные); предметные картинки для игры в лото (по 2 кар­тинки у каждого ребенка, в названии которых есть три изу­чаемых гласных), полоски с соответствующими схемами; те­тради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Узнай на ощупь». (А, У, И, О — из «чудесного мешочка» на ощупь определить букву (из бар­хатной бумаги) и назвать звук.)

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Улыбка» —растянуть разомкнутые губы.

• «Качели» — движения языком вверх — вниз.

• « Часики » — движения языком влево — вправо.

— Покажите буквы У, А, И, О. Почему это буквы? (Буквы мы пишем, видим и читаем.)

Выделение звукосочетаний аи, уи,иа, ои... из слов на слух. (Демонстрация букв.) Слова: маки (аи); игра (иа); рука (г/а); пила (иа); соки (ои), аист (аи); луна (г/а); окна (оа); домик (ои).

Игра «Живые звуки». Четверо детей выходят к доске. У одного из них — буква А, у другого — буква У, у третьего — И, у чет­вертого— О. Логопед называет слово утка — дети, у кото­рых буквы У, А, делают шаг вперед, показывая буквы У, А (следить за направлением: слева направо). Логопед называет слово котик. Двое других детей делают шаг вперед, показы­вая буквы О, И, встают справа от первых детей. Остальные дети читают, что получилось. (Уаои.)

Физкультминутка.Развитие координации речи с движени­ями.

Игра «Лото». Подобрать схему к картинкам. Перед каждым ребенком — по две картинки, в названии которых есть по три изучаемых звука, и соответствующая схема на полоске с тремя делениями:

• «Автобус», «Кукушка»;

• «Картина», «Синица».

Игра «Пальчики—мальчики (девочки)». Положить свою левую руку на лист бумаги и обвести ее карандашом. 5 пальчи­ков — 5 мальчиков (девочек). Нарисуйте им личики и дайте имена. На мизинчике — буква И. Имена с буквой И: Иван, Никита, Илья, Миша, Игорь... На среднем пальце — буква У: Уля, Маруся... На большом пальце — буква А: Анна, Антон, Вика, Валя, Миша... На указательном пальце — О: Оля, Толя, Поля, Коля...

Письменная работа (на листочках). Слуховой диктант: записать изученные буквы по беззвучной артикуляции.

Итог занятия.

Занятие 35.Звук [т] и буква Т

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [т];познакомить с понятием «согласный звук»; диффе­ренцировать понятия «гласный»—«согласный»; выделять со­гласный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обрат­ного слога am; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Танк», «Мак», «Топор», «Корова», «Тапки»; символы гласных и согласных звуков, кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.Улыбнемся друг другу и сядем каждый на свое место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).'

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Задуй свечку»).

• «Иголочка» — узкий напряженный язык высунуть далеко вперед и удерживать в таком положении (под счет Лого­педа, учителя).

• «Чашечка» —широкий язык поднять кверху.

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха («Подуй на султанчик»).

Картинки на панно: «Танк», «Топор», «Тапки».

— Назвать картинки. Повторить названия картинок с утрированным произнесением звука [т]. Какой одина­ковый звук стоит в начале слов? ([т].)(Произносим хо­ром и индивидуально.)

— Посмотрите в зеркало, произнесите звук [т].При про­изнесении звука [т]воздух встречает преграду. Какую преграду встречает воздух? (Мешают верхние зубы и кон­чик языка.) Если при произнесении звука воздух встре­чает преграду, то этот звук согласный.

Тайна звука [т].Звук [т] — согласный, т. к. воздух встречает преграду; глухой (положить руку на горлышко и произне­сти звук [т],горлышко не дрожит); твердый; обозначаем квадратиком синего цвета.

Повторная характеристика звука [т] по вопросам.

— Звук [т]. Какой звук — гласный или согласный? (Соглас­ный.) Почему?

— Какой звук — звонкий или глухой? (Глухой.) Почему?

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Значит, он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Звук [те] обозначается буквой Т. (Демонстрация буквы). Найти ее в своих кассах и показать большую и маленькую буквы.

— Из каких элементов состоит эта буква? (Из двух пало­чек.)

Физкультминутка.

Весною на поляну вылез медведь, — «Медвежья» походка.
Топать, топать стал медведь. — Топать ногами (5 раз).

Топ-топ-топ, — Притоптывая, делать наклоны

Топ-топ-топ. влево и вправо.

Топать, топать стал медведь. — Топать ногами, раскачиваясь из

стороны в сторону.

— Составьте букву Т из пальцев: указательный палец пра­вой руки поднят вертикально, а указательный палец ле­вой руки расположен горизонтально над ним.

Дифференцировать звук [те]на слух (хлопнуть в ладоши):

• из звукового ряда: т, п, н, м, т, т, к...

• из слов: том, паук, танк, папа, туфли, дым...

• по картинкам на панно. Выберите из картинок те, где есть звук [т]. Картинки: «Танк», «Мак», «Топор», «Корова»,
«Тапки» (на полоске с тремя делениями).Звуковой анализ и синтез: AT.

— Назовите первый звук. Как он называется? Почему?

— Назовите второй звук. Как он называется? Почему?

— Сколько всего звуков? Произнесите.

— Под звуками выложите буквы. Прочитайте.

Игра «Повтори, не ошибись».

• Ат-ут-от; ит-ут-ат; от-ит-ут и т. д.

Работа в тетрадях. Пишем букву Т (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 36.Звук [т] и буква Т

Цель.Учить четко произносить и давать характеристику звуку [те];закреплять понятие «согласный звук»; дифферен­цировать понятия «гласный»—«согласный»; выделять соглас­ный из звукового ряда; проводить звуковой анализ обрат­ного и прямого слогов от, то; развивать слуховое восприя­тие, фонематические процессы, мелкую моторику, внимание, память.

Оборудование.Предметные картинки: «Кот», «Такси», «Лист», «Зонт»; символы согласных (твердых) звуков; поло­ска с тремя делениями, индивидуальные квадраты, разделен­ные на 9 частей (по числу детей); синие квадраты (по 5 на каж­дого); кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент.

— Улыбнемся друг другу и сядем каждый на свое место.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика(упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• «Птичка в клетке» (упражнение на отработку длинного
выдоха).

• «Чистим зубки»—облизывать верхние и нижние зубы.

• «Маляр»—движения языком вперед — назад по нёбу.

• «Футбол» — попеременно касаться языком щек изнутри.

Игра «Повтори, не ошибись».

— Послушайте внимательно и запомните, какой соглас­ный звук повторяется.

• Та-та-то; ту-та-ту; ты-ты-ту; то-то-ту; ту-та-ты.

— Какой согласный звук повторялся? ([т].) Характеристика звука [т].

— Какой звук, гласный или согласный? (Согласный.)

— Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.)

— Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

— Звук [т] обозначается буквой Т. (Демонстрация буквы.)
Один ребенок находит букву в демонстрационной кассе, остальные — в своих кассах.

Картинки на панно: «Кот», «Такси», «Лист», «Зонт».

Определить место звука [т] в словах на полоске с тремя делениями.

— Где стоит звук [т] в названиях картинок? (В начале и в конце слова.)

Игра «Четвертый лишний» (на слух).

• Аист, танк, лист, усы.

• Топор, кот, улей, торт.

• Таня, Тоня, Тамара, Иван — по 3 признакам: в 3 именах есть звук [т]; звук [т] стоит на первом месте в трех име­нах; 3 имени девочки и 1 имя мальчика.

Физкультминутка. (См. занятие 35.)

Звуковой анализ и синтез.

— Звук [о] подружился со звуком [т]. Какую песенку они вместе запоют? ([от].) Шли они и пели песенку [от],
вдруг звук [о] отстал. Звук [т] шел один, и его опять до­гнал звук [о] и встал после звука [иг]. Какую песенку они запоют? ([то].) Назови первый звук. Какой он? Почему? Назови второй звук. Какой он? Почему? Сколько всего звуков? Выложите буквами. Читаем.

Игра «Звуковая мозаика». Перед детьми — квадрат, разделен­ный на 9 частей. Если в слове есть звук [иг], нужно поло­жить синий квадрат в клеточку, если нет — клеточку про­пускаем.. Раскладываем квадраты с верхнего левого угла (найти и показать), вначале верхний ряд (найти и пока­зать), потом средний ряд (найти и показать), затем ниж­ний ряд (найти и показать). Слова: кот, мост, такси, ве­дро, кит, окно, полка, крот, яйцо. Что у нас получилось? (Буква Т.)

Работа в тетрадях. Пишем букву Т (по точкам).

Итог занятия.

Занятие 37.Звук [т] и буква Т

Цель. Учить четко произносить и давать характеристику звуку [т]; закреплять понятие «согласный звук»; выделять одинаковый согласный из названий трех картинок; развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, мелкую мото­рику, внимание, память.

Оборудование. Предметные картинки: «Кот», «Кисточка», «Таз», «Цыплята»; индивидуальные картинки (по 2—3 шт.); индивидуальные карточки с тремя делениями (в виде вагон­чиков), в которых буква Т стоит в начале, в конце и в середине слова; кассы букв, зеркала, тетради, ручки.

Ход занятия

Организационный момент. Игра «Повтори, не ошибись».

• Та-та-то; ту-та-ту; ты-ты-ту; то-то-ту; ту-та-ты.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика (упражнение по­вторяется 3—4 раза).

• Любое упражнение на отработку длинного выдоха ( Подуй на султанчик»).

• «Улыбка» —растянуть разомкнутые губы.

• «Качели» —движения языком вверх — вниз.

• «Часики» — движения языком влево — вправо.

Картинки на панно: «Кот», «Таз». (Утрируем произнесение.)

— Какой одинаковый звук встречается в названиях этих картинок? (Звук [т].)

Характеристика звука [те].

— Какой звук — гласный или согласный? (Согласный.)

— Почему?

— Звук звонкий или глухой? (Глухой.)

— Почему?

— Он твердый или мягкий? (Твердый.)

— Квадратиком какого цвета обозначаем? (Синего цвета.)

Составить букву Т из пальцев по памяти. (Указательный палец правой руки поднять вертикально, а указательный палец левой руки расположен горизонтально над ним.)

— Почему это буква? (Буквы мы видим, пишем и читаем.)
Найдите эту букву в своих кассах.

Дополнительно картинки на панно: «Кисточка», «Цыплята». Определить место звука [т] в словах на полоске с тремя делениями.

— Где стоит звук [те] в названиях картинок? (В начале, в конце и в середине слова.)

— Придумайте имена детей со звуком [те]. (Таня, Тамара, Матвей, Тоня, Марат...)

Наши рекомендации