XIII.Знакомство детей с пословицами.
Тому виднее, у кого нос длиннее.
XIV.Итог занятия.
-Какой вывод мы можем сделать, прочитав эту сказку? (Из любого положения постарайся извлечь выгоду.)
Тема: СКАЗКА «НИКИТА КОЖЕМЯКА»
Ход занятия
I.Организационный момент.
Чтение стихотворения А. Прокофьева «Родина».
На широком просторе
Предрассветной порой
Встали алые зори
Над родимой страной.
С каждым годом все краше
Дорогие края.. .
Лучше Родины нашей
Нет на свете, друзья! –
Сегодня на занятии мы познакомимся со сказкой, в которой говорится о том, как в старину защищали Родину от врагов.
II.Пальчиковая гимнастика.
Царевна - пальчиковое упражнение «Бантик».
Собачка - пальчиковое упражнение «Собака».
мея - пальчиковое упражнение «Змея.
Море - пальчиковое упражнение «Море».
БОЙЦЫ-МОЛОДЦЫ
Пальцы эти - все бойцы,
Удалые молодцы.
(Растопырить пальцы на обеих руках, потом сжать их в кулак.)
Два больших и крепких малых
И солдат в боях бывалых,
(Приподнять два больших пальца, другие крепко прижать к столу.)
Два гвардейца-храбреца!
(Приподнять указательные пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два сметливых молодца!
(Приподнять средние пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два героя безымянных,
Но в работе очень рьяных!
(Приподнять безымянные пальцы, другие крепко прижать к столу.)
Два мизинца-коротышки-
Очень славные мальчишки!
(Приподнять мизинцы. Хлопнуть ладонями по столу.)
Ш. Чтение русской народной сказки «Никита Кожемяка».
В старые годы появился около города Киева страшный Змей. Много народа потаскал он в свою пещеру, потаскал и поел. Утащил Змей и царскую дочь, но не съел её, а крепко-накрепко запер в своей пещере.
У той царевны была собачка, увязалась с ней из дому. Напишет, бывало, царевна записочку батюшке с матушкой, привяжет собачке на шею и пошлет её домой. А собачка царевне ответ принесёт.
Вот узнала царевна у Змея, кто его сильнее, и написала отцу с матерью: «Есть в Киеве Никита Кожемяка, он один сильнее Змея. Пошлите Никиту меня из неволи выручать».
Нашёл царь Никиту Кожемяку и стал просить его царевну выручить. Да сколько ни упрашивал царь Кожемяку, тот не соглашался.
Вот и придумал царь собрать малолетних сирот - Змей поел их родителей - и послать их просить Кожемяку освободить всю Русскую землю от великой беды.
Пожалел Никита детишек. Взял триста пудов верёвки, насмолил смолою, весь обмотался, чтобы Змей его не съел, и пошёл к пещере. Подходит Никита к пещере и кричит:
- Выходи, Змей, силой меряться!
Испугался Змей, но вышел к богатырю в чистое поле. Стали они биться, и повалил Кожемяка Змея. Стал тут Змей его молить:
- Не бей меня, Никитушка, до смерти! Сильнее нас с тобой никого на свете нет. Разделим всю землю поровну: ты будешь жить в одной половине, а я - в другой.
- Хорошо, - сказал Никита, - чтобы землю разделить, надо межу проложить.
Сделал Кожемяка соху в триста пудов, запряг в неё Змея и стал от Киева межу пропахивать. Провёл борозду от Киева до моря и говорит Змею:
- Землю мы разделили, теперь давай море делить.
Потащил Змей соху в море да утонул.
Вернулся Никита Кожемяка в Киев. Навстречу ему люди бегут, царь с царицей предлагают дары драгоценные. Ничего не взял Никита Кожемяка за свою работу, пошёл опять кожи мять. Царевна же воротилась к отцу, к матери.
IV.Игра «Один - много».
Город - города. Смола - смолы.
Народ -народы. Богатырь - богатыри.
Змея - змеи. Пол е-поля.
Пещера - пещеры. Море - моря.
Верёвка - верёвки. Борозда - борозды.
V.Игра «Назови ласково».
Город - городок. Поле - полюшко.
Верёвка - верёвочка. Море - морюшко.
Смола - смолка. Борозда - бороздка.
VI.Игра «Сосчитай».
2 толстые веревки, 5 толстых веревок.
2 чистых поля, 5 чистых полей.
2 синих моря, 5 синих морей.
2 вспаханные борозды, 5 вспаханных борозд.
VII.Игра «Слова наоборот».
Родина - чужбина. Светлый - тёмный.
Горе -радость. Живой - мёртвый.
Плен - воля. Брать - отдавать.
Съел-темнота. Веселиться - грустить.
Храбрость - трусость. Впускать - выпускать.
Сильный - слабый. Встречать - провожать.
Храбрый - трусливый. Вместе - отдельно.
Хороший - плохой. Вперед - назад.
VIII.Игра «Слова-друзья».
Воин, солдат, защитник, боец.
Родина, отчизна, отечество.
Смелый, храбрый, отважный.
Большой, большущий, огромный, громадный.
Старый, старинный, старейший.
IX.Игра «Слова-родственники».
Родина, родной, род, родственник, родители.
Город, городок, городишко, городище, городской.